Новые подходы к управленческой деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Интересна типология, предложенная Л. В. Поздняк , в основе которой лежат четыре критерия: инновационный потенциал, механизм его осуществления, объем и последствия инноваций и совершенно новый критерий, которого нет в других типологиях, — особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные… Читать ещё >

Новые подходы в управленческой деятельности в ДОУ ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. и организация инновационной деятельности
  • 2. Эффективность управления персоналом дошкольного образовательного учреждения
  • Заключение

Причины внедрения инноваций в дошкольные образовательные учреждения разнообразные, о чем свидетельствует анкетирование, в котором участвовали руководители ДОУ г. Москва.

Таким образом, каждый сотрудник в той или иной степени планирует свою карьеру, ориентируясь на потребности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий, реализацию своих ожиданий.

Следовательно, построение деловой карьеры становится составной частью управления персоналом ДОУ и влияет на качество всего воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение инноваций сопровождается рядом трудностей, которые были выделены руководителями ДОУ в результате опроса. Основными трудностями являются слабая материальная база (69%); отсутствие материальной заинтересованности коллектива и руководителя во внедрении инноваций (56%); недостаточный уровень подготовленности руководителя к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ (52%); недостаточный уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки педагогического коллектива (49%); отсутствие научных и методических разработок по данной проблеме (36%). На последнее место было поставлено отсутствие у руководителя и у коллектива внутренних мотивов в развитии инновационных процессов (8%).

Анализ выделенных руководителями трудностей позволяет сказать, что отсутствие материальной заинтересованности педагогов и руководителей тормозит внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения и в управление ДОУ, но в то же время заведующие не в полной мере учитывают внутреннюю мотивацию своих подчиненных.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени. Внедрение инноваций в сферу управления не означает радикальных изменений, а предполагает постепенное обновление и совершенствование методов и средств управления, управленческих технологий, содержания управленческих функций.

На необходимость подготовки руководителя к внедрению инноваций указывают ряд исследователей: В. Н. Казакова , М. С. Таратухина , Г. В. Гетманова , А.

М. Моисеев и др. Также руководители ДОУ, участвовавшие в нашем исследовании, отмечают, что подготовленность руководителей к инновационной деятельности является важным условием успешного внедрения управленческих инноваций (52%).

Опираясь на исследования ученых-экономистов П. И. Ваганова

Инновационная управленческая деятельность, с нашей точки зрения, включает обновленные по содержанию управленческие функции и профессиональную готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности.

Профессиональная готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности включает формирование у руководителя мотивационной готовности к данной деятельности, развитие качеств руководителя-новатора, формирование представлений и знаний о сущности инноваций, формирование управленческих действий (умений и навыков), необходимых для осуществления инновационной деятельности. Разберем каждый из компонентов.

Управление ДОУ в современных условиях предполагает коренные изменения и в личностно-профессиональных качествах руководителя, что с разной полнотой раскрывается в исследованиях: Ю. К. Бабанского , Е. В. Давыткиной , В. А. Караковского , Р.

Л. Кричевского, А. Н. Морозовой , О. В. Никифоровой , А. Н.

Нурмухамедовой, В. Б. Ольшанского , Л. В.

Поздняк, М. М. Поташника , С. В.

Савиной, В. А. Сластенина , И. В. Тимофеевой , Р. Х.

Все авторы сходятся во мнении, что для успешного управления современный руководитель должен обладать определенными личностными и профессиональными характеристиками. К личностным характеристикам относятся доминантность, уверенность в себе, эмоциональнаяответственность, надежность в выполнении задания, независимость, ценностные ориентации, коммуникативные качества, умение делегировать полномочия.

К профессиональным качествам относятся знание основ современного менеджмента, теории и практики управления, владение организационными навыками, дидактикой и частными методиками, умение создавать эффективную педагогическую команду, способность видеть перспективы развития своей организации.

Для современного инновационного управления дошкольным учреждением, кроме вышеназванных качеств, руководителю необходимо обладать новыми качествами руководителя-новатора (А. М. Моисеев, А. Н. Нурмухамедова , И. Н. Семенова , С. Ю. Степанова , В.

А. Розанова и др.). Важными и необходимыми качествами руководителя-новатора сегодня становятся: творческий потенциал, способность к инновациям, развитые рефлексивные способности, овладение новым содержанием управленческих функций, куда входят прогнозирование деятельности учреждения, программирование развития, экспертная оценка инновационных и экспериментальных проектов.

Детский сад как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят разные компоненты: совокупность целей; деятельность; сообщество взрослых и детей; внутренняя и внешняя среда; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым побуждая к жизни инновационный процесс различного характера. Именно поэтому заведующий ДОУ должен иметь представления о типах инноваций.

Интересна типология, предложенная Л. В. Поздняк , в основе которой лежат четыре критерия: инновационный потенциал, механизм его осуществления, объем и последствия инноваций и совершенно новый критерий, которого нет в других типологиях, — особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям механизма осуществления: единичные — диффузные; завершенные — незавершенные; успешные — неуспешные; по объемам, целям, социальным последствиям: точечные; системные, многочисленные; стратегические. По особенностям инновационного процесса инновации подразделяют: абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данном ДОУ, регионе); целесообразная новизна. Данную типологию можно применить к любому компоненту образовательного процесса в ДОУ, в том числе и к управленческой деятельности.

Достоинством данной типологии является то, что Л. В. Поздняк вводит понятие относительности инновации, и таким образом новшество, вводимое одной заведующей в свою деятельность, для другой заведующей новшеством может не быть.

Третьим компонентом готовности руководителя к инновационной управленческой деятельности является формирование мотивационной готовности к данной деятельности, куда можно отнести наличие позитивного отношения у руководителей к внедрению инноваций, развитие творческого потенциала и формирование позиции исследователя-новатора.

Четвертый компонент готовности к инновационной управленческой деятельности — это овладение руководителем комплексом управленческих действий, куда вошли аналитические, планово-проектные, организационные, контрольно-экспертные умения.

Проведенное нами исследование 59 руководителей ДОУ по определению их профессиональной готовности к инновационной деятельности показало, что большинство заведующих (93%) положительно относятся к внедрению инноваций в управленческую деятельность, но отсутствуют знания о сущности инноваций и недостаточный уровень управленческих действий для осуществления инновационного процесса. Особую трудность вызывает планирование, организация, экспертная оценка инновационной деятельности.

Заключение

Цели и задачи инноваций определяются на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и прогнозов его развития — с другой.

В условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Качество и эффективность инновационной деятельности в современном ДОУ напрямую зависят от выбора ее содержания и организации.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод, что повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением возможно через внедрение управленческих инноваций в деятельность заведующих, но руководителей необходимо готовить к инновационной управленческой деятельности.

Список использованной литературы Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4. — С. 11.

Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. I: Практ.

Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. II: Концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практ.

пособие: Для рук. и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. —

Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содерж., перспектив. планирование работы: Практ. пособие /

Упр. ДОУ. — М.: Аркти, 2006. — 77 с.

Митин С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход / Моск. пед. гос. ун-т, Междунар. акад. наук пед. образования,

Ульян. гос. ун-т. — М. — Ульяновск, 2002. — 245 с.

Основные проблемы документационного обеспечения управленческой деятельности / Матвеева Г. В. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2005. — № S2. — С. 140−143.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева , Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2008. — 94 с.

Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности / Кузнецова Е. Б. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена . — 2008. — № 76−2. — С. 150−154.

Профессионально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе его подготовки / Абрамян А. // Современные проблемы науки и образования. — 2008.

Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении / Яковлева Г. В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2009. — № 2. — С. 97−104.

Троян А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. пособие / Магнитогор. гос. ун-т. — Магнитогорск, 2010. — 122 с.

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью на основе научного анализа: Калугина Т. Г. — Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 14. — С. 36−40.

Управление качеством дошкольного образования Майер А. А. , Богославец Л. Г. — Издательство: Сфера, 2009 — 128 с.

Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника . Изд-во Педагогическое общество России, 2006 — 448 с.

Управление качеством образования: Менеджмент в образовании: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. Поташника М. М. — М., 2004 — 448 с.

Управление педагогическим коллективом: менеджмент персонала: Дидакт. и метод. материалы для слушателей курсов ИПКРО — рук. шк. / Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования; Сост. В.

В. Елисеев. — Ульяновск, 2002. — 68 с.

Условия профессионального роста руководящих работников дошкольных учреждений / Насырова Л. Г. // Казанский педагогический журнал. — 2008. — Т. 60. — № 6.

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М.: АРКТИ, 2004. — 261 с.

Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — С.55−61.

Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Метод. пособие для рук. и воспитателей дошкол. образоват. учреждений: Из опыта работы / Авт.-сост. И. А. Кутузова . — М.: Просвещение, 2007. — 157 с.

Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Ответственность за успешное развитие системы дошкольного образования в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Именно управление образования должно создать определенные организационные и педагогические условия, которые позволят системе дошкольного образования стабильно функционировать и развиваться.

Представители педагогической науки (В. А. Кальней, Д. М. Шишов) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов : как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности.

Руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться прежде всего в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.

Основой содержания дошкольного образования определены направления, образовательные области, соответствующие основным линиям развития ребенка:

1. Социально-коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада. Условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах :

качество условий, качество процесса образования, качество результатов.

Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий:

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т. е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования).

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается.

Проблема управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам. Такие как:

- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;

- совершенствование качества методической службы;

- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией менеджмента

-овладение методами количественной оценки качества образования

Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты– целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе.

Совершенствование деятельностного компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.

Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью.

Третий путь совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей.

На качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.

Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.

Направленность всей системы управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях.

Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.

Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.

Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации. В связи с этой установкой и встаёт проблема контроля качества. Ребёнок, пришедший в детский сад, должен получить дошкольное образование хорошего качества.

Считаю, что оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Управление – способность принимать нетривиальные решения в условиях отсутствия информации. Управление современным дошкольным учреждением представляет собой сложный процесс, необходим правильный подбор целей, задач для достижения высокого уровня учебной работы, система рационального планирования, выявление и распространение лучших педагогических практик и использование достижений педагогической науки в подготовке педагогов к работе с детьми, эффективный мониторинг и наблюдение. Развитие адаптивной образовательной среды и соответствующего технологического менеджмента требует четких методологических подходов к организации работы. Системный и деятельностный подход позволяет добиться целостности всей системы управления, иерархии целей деятельности на разных уровнях.

Современное российское общество живет в новом времени, которое кардинально меняет мышление, потребности общества. Изменения затронули и ДОУ, которые вынуждены меняться в соответствии с новыми требованиями.
Дошкольному образованию нужно время, чтобы развиваться, поскольку современное образование не на месте. В связи с этим необходимо постоянно становиться более инновационным, искать и вводить новшества в работу по проведению экспериментальной деятельности.

Системный подход – это направление науки управления и социальной практики, основанное на рассмотрении объектов как систем, исследуется целостность объекта, выявляются различные типы отношений в нем и их смешение в единое целое. При этом подходе от руководителя требуется рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Данный подход внес существенный вклад в теорию управления, здесь происходит непосредственное применение науки к конкретным ситуациям и условиям, определенному набору обстоятельств, которые оказывают сильное влияние на организацию в данный момент времени.

Ситуационный подход – это не набор предписанных рекомендаций, а способ мышления о проблемах и их решениях. Он связывает определенные методы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для более эффективного достижения целей. На первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды

Общий подход – включает системный подход, образовательное учреждение – это неотъемлемая социально-образовательной система, управление которой требует адекватного, системного подхода, это социально-педагогическая система (системно-структурная, системно-функциональная, историческая, систематическая и коммуникативная, информационно-управленческая). Системный и деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимодействия ее элементов, иерархию целей деятельности подсистем на разных ее уровнях.

Синергетический подход предполагает рассмотрение естественной самоорганизации субъекта любой социально-педагогической системы.

Коммуникативно-диалогический подход заключается в налаживании сотрудничества между всеми участниками общественных и справедливых отношений для достижения предсказуемых результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в единый непрерывный образовательный процесс специальных культурных и психопедагогических блоков знаний в конкретных научных дисциплинах, общечеловеческих и национальных основах культуры, закономерностях развития личности.

Личностно-ориентированный подход подразумевает учет естественных особенностей каждого человека, предоставление ему своей адаптивной ниши для более полного раскрытия возможностей ближайшего развития.

Оптимизационный подход заключается в достижении максимально возможных конечных результатов за рациональное время, затрачиваемое на управленческую деятельность.

Первый, необходимо видеть миссию дошкольного учреждения, важно обеспечить эффективность своей деятельности. Второй предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества и количества услуг. Третий требует рассмотрения результата с точки зрения потребителя.

В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий с точки зрения управления эффективностью, должен четко представлять себе ситуацию и быть новым проводником. Цель ДОУ – создание условий для полного и гармоничного развития образования и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Общая система дошкольного образовательного учреждения имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны между собой. В системе можно выделить активный аспект дошкольного образовательного учреждения: мотив – цель – содержание – методы – результаты.
Таким образом, управляющий должен иметь возможность видеть связь между частями системы, чтобы классифицировать их как внутренние и внешние, прямые и косвенные, государственные и частные, прямые и косвенные, постоянные и временные, случайные и постоянные, должен рассмотреть ДОУ как систему и увидеть все связи между ее частями, должен иметь возможность выбирать те связи, которые позволят достичь целей с минимальными затратами.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Модернизация образования представляет собой важнейшее направление государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно — экономических механизмов, привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель Дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития.

Цель руководителя: повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом.

Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. В нем преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками

Принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

Данный принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

Обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Дифференциация, мобильность, развитие

4. Открытость образования.

Возможность дошкольного образования и дополнительного в различных формах.

Данный принцип предполагает соблюдение федеральных государственных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении.

Оценить развитие дошкольного учреждения целесообразно по следующим показателям деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и дополнительных образовательных услуг,

2. Обновление педагогических технологий, методов и форм работы, сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

3. Организация учебно-воспитательного процесса — самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

4. Эффективность учебно-воспитательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).

Хотелось бы сделать акцент на смене контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи — за развитием детей; методисты — за здоровьем и физическим развитием; дефектологи — за результатами коррекционной работы и т. д.Таким образом изменяется и отношение педагога к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно — коррекционный характер.

Сделаем вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:

1. Концепция и программа его развития;

2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;

3. Проведение в учреждении экспериментальной и опытной работы;

4. Сплоченный общей целью коллектив — дети, педагоги, родители;

5. Организация оптимальной системы самоуправления;

6. Система эффективной научно — методической деятельности;

7. Материально — техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно — развивающей среды;

8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению.

1. Детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями

2. Педагог развивает свои профессиональные и личные качества; В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.

4. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

5. Родитель активный участник — образовательного процесса.

Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.

В исследованиях прежних периодов объект управления ДОУ ограничивался рассмотрением внутренних процессов жизнедеятельности. Но в наши дни в центре внимания оказывается ДОУ как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОУ с внешней средой. Старый, традиционный, и новый взгляды на ДОУ В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

1. Понимания состояния дел на данный момент;

2. Представление того уровня, которого ДОУ собирается достичь;

3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Возможные риски и трудности

1. Отсутствие финансирования.

2. Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров.

3. Текучесть педагогических кадров.

4. Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства.

5. Поглощение текущей работой — распределение приоритетной деятельности; — смутное представление о переходе на Стандарт.

6. Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода.

7. Ранее сложившаяся система подачи материала становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

8. Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса.

Работу я рассматриваю как комплекс практических мероприятий, базирующийся на передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса. А этому будет способствовать Главный принцип моей деятельности -принцип сотрудничества. Деловое доброжелательное сотрудничество позволяет эффективно организовывать коллектив на выполнение управленческих решений.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, дошкольное образование, педагог, развивающееся дошкольное учреждение, ребенок, Россия, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, Россия, ребенок, развивающееся дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование.

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Организация образовательного процесса в дошкольной. образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение, педагогический.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений.

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства.

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал.

Управление дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.

Одним из приоритетов развития образовательного учреждения образования является модернизация.

Управление инновационной деятельностью педагогов.

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника.

Читайте также: