Новой школе новые педагогические технологии в условиях работы обновленного содержания образования
Обновлено: 05.07.2024
2 обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация интеллектуально - творческой деятельности учителей и обучающихся ; организация методической работы ; реализация инновационных педагогических проектов и программ ; работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды
3 введение ФГОС ; организация элективных курсов.
4 освоение и внедрение инновационных технологий, направленных на реализацию компетентностного и системно - деятельностного подходов ; проведение нестандартных уроков ;
5 использование информационных технологий для создания баз данных мониторинга образовательного процесса ; системный педагогический анализ на основе результатов мониторинга ; разработка системы критериев оценки деятельности учителя, карт - схем анализа урока.
7 активизировать познавательную деятельность учеников ; организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и педагогов на более высоком творческом уровне ; улучшить организацию урока, разнообразить его формы ; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
8 в победах школьников в предметных олимпиадах ; в результативном участии обучающихся и педагогов в конкурсах ; в материалах, которые отражены на сайте школы.
9 Предмет ОБЖ Победитель, призёр Победитель История Призёр Физическая культура Призёр 2 призёра Литература Призёр Обществознание Призёр Технология Победитель
11 повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.
12 Продолжение работы по освоению новых образовательных технологий, направленных на реализацию современных подходов. Формирование комплекса инструментария, обеспечивающего определение качества результата образования школьников на основе компетентностного и деятельностного подходов. Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий. Реализация плана мероприятий по введению ФГОС нового поколения.
13 Совершенствование технологий и методик работы с творческими и талантливыми детьми. Развитие системы проектирования в предметном и над предметном пространстве школы. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей. Обеспечение профессионального становления начинающих педагогов. Совершенствование организации методической службы школы. Развитие содержания образования, интеграция основного и дополнительного образования. Совершенствование материально - технической базы школы в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.
15 Воспитание у ребенка уважения к себе и к другой личности, признание за другими права иметь свою точку зрения. Применение групповых форм работы, тренингов для формирования у учащихся умения работать в коллективе, терпимости к недостаткам других людей. Знакомство с информационными технологиями. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения, создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности каждого ученика. Проведение школьных предметных олимпиад, различных конкурсов. Обеспечение участия учащихся школы в муниципальных, региональных предметных олимпиадах, конкурсах. Проведение предметных недель. Проведение экскурсий, бесед, тематических классных часов.
16 Год Тема педагогического совета уч. год 1. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании. 2. Мотивация учащихся на уроке и создание условий для её реализации. 3. Использование инновационных форм и методов в учебно- образовательном процессе для сохранения и укрепления здоровья школьников уч. год 1. Современные образовательные технологии как фактор совершенствования УВП. 2. Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. 3. Развитие профессиональной компетентности классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях подготовки и введения ФГОС уч. год 1. Особенности работы со слабоуспевающими учащимися. Развитие способностей одарённых детей. 2. Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений повышения социализации учащихся. 3. Система работы для подготовки к ГИА на всех ступенях обучения.
Цели: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.
- Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО - обновлённое содержание) и ФГОС основного общего образования (ООО – обновлённое содержание), совершенствовать качество обученности выпускников на ступени среднего общего образования (СОО).
- Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.
- Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями (НСУР
– национальная система учительского роста).
- Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
- Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
- Создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся.
- Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
- Развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
ПЯТЬ ШАГОВ К ЦЕЛИ
Методическая тема на 2021-2022 учебный год:
«Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление
Цель : повышение теоретических и практических знаний педагогов в области методики проведения современного урока и его общедидактического анализа.
- Продолжить модернизацию системы обучения в школе путем изучения теории по вопросу требований к современному уроку.
- Активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в образовательной деятельности, в частности — поисково-исследовательскую деятельность, метод проектов.
- Расширять область использования информационных технологий при проведении уроков с учетом имеющейся в школе материально-технической базы: рабочего места учителя, интерактивной доски.
- Выстраивать систему поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе.
- Совершенствовать работу со слабоуспевающими учащимися.
- Продолжить работу по реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.
- Совершенствовать работу по качеству знаний выпускников школы (СОО).
Методическая тема на 2022-2023 учебный год:
Цель: совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение качества образования и разностороннее развитие личности учащихся, повышение престижа образовательного учреждения.
- Создавать оптимальные условия (правовые и организационные) для повышения образовательного уровня педагогических работников по квалификации с учётом современных требований (нормативно-правовой базы ФГОС).
- Совершенствовать учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности с учётом современных тенденций развития образования.
- Совершенствовать управленческую компетенцию руководителей образовательного учреждения.
- Постоянно работать над повышением мотивации педагогов в росте профессионального мастерства, в получении современных знаний.
- Развивать культурно-образовательную среду в школе, открытую всем субъектам педагогической деятельности,
направленную на обеспечение высокого уровня образовательной деятельности.
- Обеспечивать рост профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы учителей по темам
самообразования с целью ориентации на развитиемотивации обучения, способностей и возможностей каждого
учащегося, на раскрытие его личностного, интеллектуального, творческого потенциала.
- Создавать единую систему урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленную на разностороннее развитие личности участников образовательных отношений.
- Осуществлять в системе психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
- Расширять сферу использования информационных технологий, создавать условия для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности, для освоения учащимися исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений.
- Организовать и проводить мероприятия в рамках социальных практик среднего общего образования.
Методическая тема на 2023-2024 учебный год:
Цель: совершенствование педагогического мастерства учителя, качества образовательной деятельности и успешности учащихся через использование системно-деятельностного подхода в обучении.
- Обновить педагогическую систему учителя на основе выделения сущности его опыта в технологии деятельностного обучения.
- Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологии деятельностного обучения.
- Обеспечить методическое сопровождение реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и основного общего образования; и введения ФГОС среднего общего образования.
- Содействовать полной реализации основных образовательных образовательной программ на основе стандартов нового поколения.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ :
Методическая тема школы на 2024-2025 учебный год:
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; применение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации учащихся, повышение качества образовательной деятельности.
- Реализовывать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
- Непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство учителей.
- Внедрять современные педагогические технологии обучения и воспитания, информационные образовательные технологии.
- Адаптировать образовательную деятельность к запросам и потребностям личности учащегося; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечивать возможности её самораскрытия; совершенствовать систему поиска и поддержки талантливых детей.
- Совершенствовать предпрофильную подготовку учащихся.
- Реализовывать принципы сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательной
деятельности, использовать в системе здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.
- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала
Формы методической работы:
а) работа педагогического совета школы;
б) работа методического совета школы;
в) работа педагогов над темами самообразования;
г) открытые уроки;
д) обобщение передового педагогического опыта учителей;
е) внеклассная работа по предмету;
ж) проведение предметных декад;
з) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;
и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.
1.Организационное обеспечение:
- Работа по образовательным программам школы.
- Обновление содержания образования, совершенствование граней образовательной деятельности на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства педагога.
- Повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение единых методических дней, предметных декад, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских.
- Совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
-Непрерывное самообразование педагогов и повышение уровня профессионального мастерства.
- Включение педагогов в творческий поиск, в инновационную деятельность.
2. Технологическое обеспечение:
- Творческая ориентация педагогического коллектива на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка.
- Обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей.
- Совершенствование кабинетной системы.
- Укрепление материально-технической базы методической службы школы.
3. Информационное обеспечение :
- Оказание помощи педагогам в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления.
- Обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.
4. Создание условий для развития личности ребенка:
- Формирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоционально- психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми.
- Организация УВР, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество школы и семьи.
- Педагогическое сопровождение образовательной программы школы.
- Изучение особенностей индивидуального развития детей.
- Формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности.
- Развитие ученического самоуправления.
5. Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
- Отслеживание динамики здоровья учащихся
- Разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и
преодолению учебных перегрузок школьников;
- Совершенствование взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
6. Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности:
- Контроль за качеством знаний учащихся.
- Совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний учащихся.
- Совершенствование у учащихся универсальных учебных действий.
- Диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.
Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Законы современной школы - уважать личность ученика, учитывать индивидуальность каждого, стремиться оказывать поддержку ученику, развивать его способности; установить демократический стиль в организации образовательного процесса.
Все методы, используемые мной, направлены на саморазвитие ученика. На формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся, на то, чтобы у учеников развивалась самостоятельность, ответственность за достигнутые успехи и неудачи, на поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности. Я думаю, что в наше время , нет такой школы, в которой у учителей нет стремления на достижение профессиональных, личных достижений, ведь только тот учитель может быть примером для ученика, если сам ориентирован на достижения, таким учителем может быть только учитель-лидер, который воспитает личность творческую, активную, конкурентоспособную.
Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой.
Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми!
Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.
Конечно же, никто из нас не смог обходиться без тренеров, которые давали много полезного материала, который нам помогает в течение всего курса обучения. Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:
-самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;
-научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;
-развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;
Я обратила внимание на то, что современный урок, построенный на идеях семи модулей, создаёт условия для формирования умения учиться, настроен не на результат, а на интеллектуальное развитие у обучающихся навыков обучения тому, как учиться"
Я преодолела своё желание выступать с позицией лидера, поучать других, используя только репродуктивные методы и демократические методы ведения урока, казавшиеся для меня определённым барьером, стали прекрасным инструментом стимулирования активности учащихся в классе, направляющие их на путь творческого поиска.
Я осознала, что моей задачей является возможность вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где они взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают и применяют новые знания. Идеи семи модулей я планирую внедрять в своей дальнейшей работе. Я ещё раз убедилась в том, что иду в ногу со временем и значит, смогу создать моим ученикам все условия для того, чтобы они стали "независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях". Ведь "стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешного обучения учеников сегодня является учитель." Хочется сказать, что самое важное – создание учащимся условий для постановки собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов, сопровождать учеников по выбранному маршруту. И если такое стремление есть у педагога, то оно будет обязательно и у его воспитанника. Ведь кто, если не мы будем направлять, наталкивать наших детей. Но, идя в ногу со временем, хочется с уверенностью сказать, что мы не хуже других стран и тоже сможем добиться высоких результатов во всех областях и сферах. Даже если сейчас нам трудно разобраться с некоторыми тонкостями обновленной программы.
Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов.
Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
- Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
- Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
- Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
- Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
- Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
- Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Читайте также:
- Образовательная среда доу как фактор детского развития
- Проект в доу народная культура и традиции
- Инновационные формы и методы преподавания юриспруденции и их педагогическая ценность кратко
- Какой четырехугольник называется трапецией как называются стороны трапеции кратко
- Что такое капитуляция простыми словами кратко и ясно