Образовательная среда доу как фактор детского развития

Обновлено: 03.07.2024

«Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

- Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.

Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014

Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.

Роль образовательной среды ДОУ в развитии ребенка дошкольного возраста.

Центральная проблематика в системе отечественного дошкольного образования занимают вопросы организации образовательной среды в ДОУ и ее влияние на развитие личности дошкольников.

В философском понимании под средой важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.

Научных анализ исследований (Новикова Л. И., Панов В. И., Рубцов В. В.) выделяет разнообразные виды сред : социально-педагогическую, образовательную, социально-культурную, предметно-информационную, социально-экономическую, городскую, семейную, эстетическую и др.

В процессе развития человека личностное его образование не нужно соизмерять с процессом усвоения образовательных программ через организацию обучения и воспитания под руководством взрослых (воспитатели, родители). На образование оказывают влияние факторы различных направлений ( это не только деятельность общественных институтов: ДОО, школ и др.

Рассматривая образовательную среду как систему (комплекс взаимосвязанных элементов, т в науке представлены различные теоретические подходы к моделированию образовательной среды и составляющие ее элементы.

- пространственно-предметный (здание в целом, классные комнаты, хозяйственные помещения, территория образовательного учреждения и т. п.);

- социальный (характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (детей, педагогов, родителей, управленцев и др.);

- психологодидактический (содержание программ, методов обучения, обусловленных психодидактическими задачами проектирования образовательного процесса.

В. В. Рубцов в своей модели выделяет основные структурные компоненты образовательной среды : внутреннюю направленность школы, психологический микроклимат, социально-психологическую структуру коллектива, психологическую организацию в процессе реализации образовательной программы, психологическую характеристику воспитанников и др.

В. И. Слободчиковым была составлена антрополого-психологическая модель образовательной среды, под которой понимается, как и у предыдущего автора, совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Ученым выделены основные параметры образовательной среды : ресурсный потенциал (насыщенность) и способ ее организации (структурированность) .

По мнению ученого образовательная среда - это не изменяющаяся совокупность влияний и условий (в отличии от Ясвина и Дерябо, а динамическое образование, выступающее системным продуктом между взаимодействием образовательного пространства, процессом управления образованием, местом образования и воспитанника.

Психодидактическая модель образовательной среды учреждения раскрыта коллективом ученых: Лебедевой В. П., Орловым В. А., Ясвиным В. А. и др.

Авторы делают акцент на том, что образование должно признавать за ребенком приоритет его индивидуальности, развивающийся через погружение личности в образовательную среду, целенаправленно спроектированную самим ДОУ. Проектирование такой среды осуществляется на основе учета познавательных интересов воспитанников, компетентности педагогов самого ДОУ, учета регионального компонента в управлении системой образования, традиций и особенностей социальной и культурной среды.

Ориентируясь на такой подход под образовательной средой подразумевается система психолого-педагогических условий и влияний, создающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, а так же развития уже имеющихся способностей воспитанников, учитывающих природные задатки и требования процесса социального развития.

Пановым В. И. выделены основные структурные компоненты образовательной среды :

- коммуникативный - отражает пространство взаимодействия между взрослыми и детьми в непосредственной или опосредованно-предметной форме, а так же способы взаимодействия ребенка с образовательной средой и ее субъектами.

- предметно-пространственнный - это совокупность средств, обеспечивающих возможность у субъектов необходимых пространственных действий и поведения в образовательной среде.

В широком смысле под образовательным пространством раскрывается интеграция институтов образования, процессов и образовательных сред, создающих пространство социального развития ребенка, формирование его личности, обеспечивающей характерный уровень интеллектуального развития и общей культуры.

Как уточняет Кривых С. В. образовательное пространство многомерно и может различаться на основе территориального принципа:

- образовательное пространство мира;

- образовательное пространство Европы;

- российское образовательное пространство;

- образовательное пространство региона;

- образовательное пространство ДОУ[3].

Зеер Э. Ф. и Мешкова И. В. выделили три типа образовательных пространств, относительно временного контекста: актуальное, ближайшее и перспективное.

Актуальное образовательное пространство осознается человеком как организованно-структурное единство целей, содержания, средств и субъектов актуализации практического опыта, привлеченных для реализации определенной образовательной деятельности.

Ближайшее образовательное пространство соотносится с осознанием ребенком на протяжении всего процесса образования целей и соответствующего практического опыта.

Перспективное образовательное пространство происходит за счет осознания ребенком организационно-структурного единства целей, содержания, средств влияющих на дальнейшее самоопределение человека.

В условиях кометентностного подхода сущность образовательного процесса заключается в создании важных для жизни человека ситуаций и поддержание действий, приводящих к формированию различных компетенций, ценностно-смысловых основ.

Таким образом, образовательная среда – широкое многогранное понятие, определяемое в современной научно-педагогической литературе:

– как система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека : люди, общественно-политический строй страны, природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды, средства массовой информации, случайные события;

– совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей субкультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося;

– часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов;

– предметно-пространственное окружение обучающегося, в котором он осуществляет свою учебную деятельность, расширенное за счет информационной среды;

– система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении ;

– микромир, микромодель человеческой культуры, средство для актуализации внутреннего мира обучающегося;

– особое личностное пространство познания и развития, где каждый обучающийся развивается сообразно своим индивидуальным особенностям;

– совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности;

– среда – это посредник между личностью дошкольника и окружающим миром, полно отражающая потребности, интересы и стремления ребенка, обеспечивая ему возможность наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и задатки.

Развивающая обучающая среда обеспечивает открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности; дифференцированный, индивидуальный и творческий подходы к личности.

В системе современного дошкольного образования приоритетными являются задачи гуманизации учебно-воспитательного процесса, охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, их всестороннего развития, которые возможно реализовать через организацию и обогащение предметно-развивающей среды.

Необходимым условием в развитии ребенка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья.

Из положений работ А. И. Леонтьева, А. В. Запорожец разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Она не возникает стихийно, а целенаправленно строится, задается другими людьми в процессе общения ребенка с ними. Именно развитие общения ребенка, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, открывает перед ним все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

Организация образовательной среды в ДОО отражает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру и проектируется на основании ведущих дидактических принципов: учета возрастных особенностей ребенка дошкольного возраста, системности, комплексности и др., чтобы учитывать новообразования дошкольного возраста.

Важно, что образовательная среда должна носить характеристики незамкнутой, самоизменяющейся и открытой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда должна быть развивающаяся, а не только развивающая.

- принцип активности, самостоятельности, творчества, реализуемый через организацию предметно-развивающей среды ДОУ;

- принцип стабильности – динамичности, способствует проектированию условий по изменению и обогащению пространственной среды, учитывающей интересы, настроения, потребности ребенка дошкольника;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования, направлен на конструирование непересекающихся сфер активности и позволяет дошкольникам свободно заниматься различными видами деятельности одновременно, при этом, не мешая друг другу;

- принцип эмоциогенности среды – организуемая деятельность должна вызывать у дошкольников эмоциональный положительный отклик, создавать стимулы для дальнейшего продолжения;

- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия всех субъектов образовательного процесса, как условие развитие личности;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды (эстетическая организация среды, визуальное оформление предметной среды (включение ярких больших игрушек из ткани, пластика, необычных элементов дизайна);

- принцип открытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;

- принцип учета гендерной составляющей, учитывающей интересы (мальчики, девочки) и склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Как указывает Новоселова С. Л. проектировании предметной среды важно учитывать не только возрастные, но и личностные особенности (эргономические, антропометрические, физиологические особенности дошкольников) .

Образовательный процесс в ДОУ выстраивается на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых, направленной на:

- укрепление и охрану психического и физического здоровья ребенка, его физическое развитие;

- эмоциональное благополучие дошкольников;

- интеллектуальное развитие;

- создание условий развития ребенка дошкольного возраста;

- приобщения дошкольников к ценностям общества;

- с целью оптимизации воспитательного процесса взаимодействие с семьей.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы взаимосвязанной компонентов между образовательной среды, обеспечивающих единство возможностей для развития личности ребенка дошкольного возраста и его саморазвития.

С целью проектирования образовательной среды, по мнению Михайленко Н. Я., Зворыгиной Е. Л., Эльконина Д. Б., Новоселовой С. Л., Гринявичене Н. Т. и др. рекомендуется применять косвенное воспитательное воздействие, происходящее через игровую деятельность и др. коды и средства передачи информации между людьми.

Как утверждает Новоселова Л. С., к образовательной среде предъявляются требования:

- системности, на основе целей учебно-воспитательной деятельности и подходов к проектированию среды;

- инициативы детской деятельности на основании объектов, средств, целей и способов их достижения;

- взаимодействие дошкольников со взрослыми и друг с другом, как условие формирования навыка коллективной деятельности;

Таким образом, учитывая обозначенные особенности, принципы и способы проектирования образовательной среды воспитатели ДОО смогут определять инициальный путь развития ребенка дошкольного возраста.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тезисный доклад к презентации

Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему :

СЛАЙДЫ СО 2 ПО 6

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы педагоги испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание .

Согласно толковому словарю Ушакова : среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек и окружающие его условия.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в нашем ДОУ :

Созданы условия для благоприятного всестороннего развития детей .

Таким образом, требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ нами выполнены .

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

Благодаря правильной организации и размещению различных центров на открытых стеллажах, не загромождающих пространство, в группах созданы условия для разных видов детской деятельности.

Доступность среды обеспечивает игровое оборудование, размещённое в прозрачных контейнерах, которые не только подписаны, но и обозначены соответствующим рисунком.

Дети имеют доступ к материалам для самостоятельной игры : все игрушки расположены в доступных для детей местах. Разумеется, это существенный плюс в организации предметной среды : развивается инициатива детей и самостоятельная игра.

Предметная среда в группе предоставляет ребёнку право выбора деятельности,

возможность максимально активно проявлять себя.

Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) .

Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования обеспечивают развитие моторики.

В своей работе педагоги используют нестандартное оборудование по сенсорики

это методика Монтессори для самых маленьких. Вряд ли крошечному малышу будет интересно, если вы начнете объяснять ему, как работает та же дверная щеколда – он не станет слушать или просто ничего не поймет. Другое дело, когда, играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы – тогда для него это станет поводом для радости и гордости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное – ничего ценного точно не поломает.

Логические блоки Дьенеша
предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года.

Вариативность среды предполагает наличие в группах разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей .

Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов , стимулирующих активность детей.

Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, они испытывают более десятка эмоций в день. Эти эмоции бывают, как положительными, так и отрицательными. Задача педагога - не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребенка посредством его уединения от остальных детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Полифункциональность материалов дает
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). В основном все сюжетные игры - настольные, маленького размера, что дает возможность не загромождать пространство группы.

Учитывается гендерная специфика — предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек и мальчиков.

Активное внедрение инновационных технологий в детском саду.
Образовательное пространство групп оснащено техническими средствами обучения, что дает возможность постоянного использования учебных презентаций в образовательной деятельности.

В группах оборудованы физкультурно-оздоровительные центры

Развитие дыхания – один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевой недостаточности. В своей работе педагоги используют Дыхательные тренажеры . Цель : развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания.

« Прогулочный участок в детском саду — островок веселья и здоровья,
место для проведения игр, образовательной деятельности, наблюдений ,приобщение воспитанников к труду. На наших прогулочных участках появилось новое игровое оборудование.

Данная площадка расположена на территории ДОУ в шаговой доступности для всех возрастных групп. Отвечает требованиям безопасности. Возможность ежедневного доступа воспитанников.

Вариативность использования : может дополнятся дорожными знаками, игровым оборудованием, модулями и т. д., в зависимости от конкретной задачи поставленной педагогом.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Следовательно, важным фактором является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Мы видим, что предметно - пространственная развивающая среда в нашем детском саду создаёт условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечения максимально комфортного состояния ребенка и его развития.

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1.Насыщенностьсреды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемостьпространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:

1. Информационная функция.
2. Функция стимулирования активности детей.
3. Развивающая функция среды является ведущей.
4. Функция сохранения психологического здоровья.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Пример построения предметно-развивающей среды

Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы или природныйуголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.У детейформируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуетсяцентр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данногоцентра –развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование– все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчествавыполняет задачуформирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центрконструированияспособствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центрможет быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий,веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованиемцентр двигательной активностилаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности,совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, какцентр книги и отдыха,психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр безопасности дорожного движенияинтересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Читайте также: