Что такое купол в храме определение кратко

Обновлено: 06.07.2024

Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.

Архитектурные формы храмов

Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Основные формы православных храмов

Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:

Купола храма

Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Форма куполов православного храма

По форме условно различают следующие купола православного храма:

  • Шлемовидные (византийские),
  • Луковичные (русские),
  • Шахматы,
  • Гранёные (зонтичные),
  • Необычные.

Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.

Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).

Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.

Цвет и значение куполов православного храма

Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.

Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.

Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.

Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.

Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.

Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.

Значение количества куполов православного храма

Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:

  • 1 (один) купол — означает, что Бог един, совершенство творения.
  • 2 (два) купола — символизируют два естества (божеское и человеческое) в Иисусе Христе, означая Божественную и человеческую его природу.
  • 3 (три) купола – знаменуют Святую Троицу (поклонение Богу Единому в трёх лицах – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа).
  • 4 (четыре) купола – символизирует Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • 5 (пять) куполов – это Образ Христа и 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
  • 7 (семь) куполов – символизируют семь церковных Таинств: главнейших духовных обрядов православной церкви и Вселенских соборов.
    9 (девять) куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 11 (15) куполов — В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами. однако это исключение из правил.
  • 13 (тринадцать) куполов – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Причём, над входом в храм обычно стоит колокольня.
  • 25 (двадцать пять) куполов — означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова.
  • 33 (тридцать три) купола — символизируют годы жизни Христа на земле. Примечательно, что подобные многокупольные храмы строили очень редко.

Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)

Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.

Некоторые архитектурные элементы храма

Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.

Начало перечня

Продолжение перечня

Как устроен храм внутри?

Получить ответ на данный вопрос Вы можете, ознакомившись с публикацией Внутреннее устройство православного храма (общие сведения) .

Куполом называют пространственное перекрытие зданий или помещений, по форме близкое к полусфере. В Православии церковный купол используется как важный архитектурный и декоративный элемент храмов и часовен.

Мы так привыкли к куполам, что уже не мыслим себе храмов без них. Хотя главная деталь навершия церкви это крест. Церковь без купола, но с крестом — всё та же православная церковь А вот храм без креста — это уже не православное, а относящееся к другой конфессии культовое сооружение.

церковный купол

Купола пятиглавого православного храма

Особенности храмовых куполов

Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.

Шлемовидный купол

Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире.

Сферический купол

Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.

Шатры

Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.

Купола-луковицы

Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.

Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.

Другие виды храмовых куполов

Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии.

Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Цвета куполов и их значение

Почему купола церквей золотые? Дело в том, что цвет куполов православных храмов тоже имеет значение. Золотой цвет — самый распространённый. Золотые купола обычно ставят над храмами в честь великих праздников — Рождества, Благовещения, Сретения (Успенский, Благовещенский и Архангельский кремлёвские соборы).

В наше время сложная и затратная технология нанесения на основу купола сусального золота уступила место способу нанесения нитрида титана. Современный аналог который куда менее капризен в уходе и куда более долговечен.

Синие купола со звёздами обычно красуются над церквями Рождества Христова или над храмами, посвящёнными Божьей Матери. В первом случае звёзды на синем фоне символизируют Вифлеемскую звезду, указавшую на место рождения Спасителя. Во втором — на покров Пресвятой Богородицы, который на иконах нередко изображается синим и со “звёздным” узором (Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге).

Серебряный цвет на куполах встречается довольно редко. Он символизирует чистоту и святость. Храмы с куполами серебряного цвета почти всегда освящены в честь святых (Софийский собор в Новгороде). Чёрный цвет куполов встречается ещё реже. Этот цвет в православии связан с монашеством, из-за чего чёрные матовые купола украшают в основном монастырские храмы (собор Донского монастыря в Москве).

Зелёный цвет в Православии — символ Святого Духа. Поэтому чаще всего зелёные купола возвышаются над храмами в честь Святой Троицы (храмовый комплекс “Кулич и пасха” в Санкт-Петербурге).

Последний вид куполов — разноцветный, который встречается реже всего. Он известен нам по таким монументальным произведениям русского православного зодчества, как собор Василия Блаженного в Москве и “Спас на крови” в Санкт-Петербурге. Разноцветные купола свидетельствуют верующим о неописуемой красоте Царства Небесного.


[Итал. cupola, от лат. cupa - бочка, чаша, углубление; нем. die Kuppel; англ. cupola, dome, от лат. domus - дом, ср.: итал. duomo; нем. der Dom - собор; франц. coupole - внутренняя поверхность купола, dome - внешняя поверхность купола; греч. τροῦλλος; араб. [qubba]; тур. kubbe], архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси. К. также называют кровлю сфероидной, элипсоидной или граненой формы с выраженной кривизной. К. позволяет перекрывать пространство без дополнительных опор и освещать интерьер верхним светом.

Конструкция

К. сопротивляется 2 силам: сжатию (тяжести) и распору. Его конструкция может быть выполнена из разных материалов: сводчатые К. бывают каменными, кирпичными или бетонными; купольные кровли делают из дерева или металла. Деревянные и металлические К. имеют в основе каркасную конструкцию из сетки ребер (журавцы - в рус. архитектуре) с разнообразным заполнением (листы жести в купольных главах, стекло в световых К.).

Пантеон, Рим. Разрез

Каменные К. бывают ложными и настоящими. Т. н. ложный К. сложен из каменных блоков, ряды к-рых нависают один над другим, подобно ступеням. Такой способ кладки не создает прочной конструкции. В эпоху Др. мира ложные К. были характерны для гробниц (гробница Атрея (Агамемнона) в Микенах, 1250 или 1330 г. до Р. Х.), засыпанных сверху курганами, к-рые предохраняют силой тяжести ложный К. от действия распора.

Уникален К. из цельного каменного монолита, венчающий мавзолей Теодориха в Равенне (526). Снаружи плоского тесаного К. сделаны каменные петли для крепления веревок, с помощью к-рых глыба была установлена на место.

Византийцы применяли кладку из выложенных радиально пустотелых черепиц (собор Св. Софии в К-поле, 532-537, архитекторы Исидор из Милета, Амфимий из Тралл) или керамических трубок (горшков), вставленных друг в друга и расположенных в форме спирали (ц. Сан-Витале в Равенне, начата в 525 (?) или 546-548).

Символика

Собор св. Петра в Ватикане. 1506-1626 гг, купол - 1588–1590 гг.

К. восходит к древнейшим временам: округлая форма характерна для первобытного жилища (юрта, иналу) наравне с формой конусовидного шатра (вигвам). Купольные покрытия были у глиняных жилищ древней Месопотамии (рельеф из Куюнджика или т. н. Ниневийская таблетка, XVIII в. до Р. Х.). С древности К. был связан с культом мертвых. Купольную форму имели гробницы. В то же время К. ассоциировался с небесным сводом (декорация ложного К. в гробнице Атрея в Микенах с розетками в виде звезд, парусный К. в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (425) с мозаикой в виде звездного неба).

Мечеть Купол скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме. 687–691 гг. Фрагмент гравюры из кн.: Sehedel Liber chronicarum. 1493 г. Fol. 48r


Мечеть Купол скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме. 687–691 гг. Фрагмент гравюры из кн.: Sehedel Liber chronicarum. 1493 г. Fol. 48r

Наиболее влиятельным иконографическим образцом для центрических, в т. ч. купольных, построек христ. мира является ротонда Воскресения (Anastasis) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, построенная имп. равноап. Константином Великим (основа - 325 или 337-361, первоначально завершалась деревянным шатром пролетом ок. 20 м, в 1107-1149 включена в новый романский храм с К. над средокрестьем, в 1859-1864 архит. М. И. Эппингер заменил старый шатер новым из металла и спрятал его внутри полусферического металлического внешнего К.).

Др. важным образцом для подражаний в Зап. Европе стала октагональная мечеть Купол скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме (687-691, архитекторы Раджа ибн Хайва из Бейт-Шеана и Язид ибн Салам из Иерусалима, деревянный золоченый К. диаметром 20,44 м и высотой 35 м до перестройки в 1552 имел островерхую луковичную форму, ныне более округлый), во время крестовых походов ошибочно принятая тамплиерами за Иерусалимский храм царя Соломона ( Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 48; Howard. 1991; Шукуров. 2002. С. 281).

На мусульм. Востоке символику К. определяла идея власти. Внутри К. обозначал балдахин, а снаружи мог ассоциироваться с головным убором воина - шлемом или чалмой. Эта коннотация не случайна в мавзолеях (комплекс Шахи-Зинда в Самарканде, рубеж XIV и XV вв.; мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре, 1626-1660, К. пролетом 41 м и высотой ок. 70 м 3-й по величине в мире; Тадж-Махал в Агре, 1632-1653) и выражена в шлемовидной или пучинистой форме их К. По-настоящему неотъемлемой частью мусульм. архитектуры К. стал после захвата османами К-поля и превращения собора Св. Софии в мечеть, а затем и сознательного его копирования.

К. в православной архитектуре

Византийская архитектура

К. часто мог подменяться шатром: не всегда, впрочем, ясно, какую форму имело завершение храма, если оно было деревянным. Так, центральный октагон на средокрестье 4 базилик в грандиозном комплексе Калъат-Симъан в Сирии (V в.) был перекрыт К. или шатром; первоначальное завершение ротонды Гроба Господня в Иерусалиме реконструируют по-разному: в виде сферического К. или шатра.

Собор Св. Софии в Константинополе. Разрез

Идея собора Св. Софии повлияла на сложение типа большой многокупольной базилики, где многократно повторено перекрытое К. квадратное пространство. Грандиозная ц. св. Апостолов в К-поле (536-550, разрушена в 1461) имела план в виде греч. креста из 5 квадратных купольных ячеек. Еще более крупная базилика - св. Иоанна Богослова в Эфесе (565, сохр. руины) - имела план в форме лат. креста и 6 К.

Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг.

В архитектуре визант. мира К. стал неотъемлемой частью церковного здания, своего рода символом самой Церкви, осеняя средокрестье, где располагался амвон. Однако вплоть до Нового времени размер К. в архитектуре христ. Востока оставался не слишком большим.

На Кавказе строили сложные центрические купольные храмы нередко с многолепестковыми планами и с К., имевшими характерное коническое завершение (грандиозный ярусный храм Звартноц в Армении, 641-666, с планом в форме тетраконха из колонных экседр, вписанного в ротонду, сохр. руины; тетраконхи с угловыми нишами: Аванский собор близ Еревана, собор Джвари в Мцхете, оба - рубеж VI и VII вв.; октоконховый храм Зоравар в Армении, VII в., сохр. руины; 6-конховые храмы Гогюба и Таоскари в Грузии, X-XI вв., и др.). Переход от подпружных арок к К. в подавляющем большинстве закавказских памятников совершается посредством тромпов, иногда расположенных в неск. ярусов вперебежку.

На Пелопоннесе, Балканах и особенно в Др. Руси (см. ниже) получили распространение 3-, 5- и многокупольные храмы. В Греции они были весьма разнообразны (3-купольная ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028, с 2 К. над нартексом; 5-купольная ц. св. Андрея в Перистере, 870-801, с малыми К. по странам света). В средневизант. период сложился устойчивый тип 5-купольных храмов с малыми К. по углам (ц. Панагия Космосотира в Феррах, ок. 1150; церковь мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония, 1164; ц. Паригоритиссы в Арте, Греция, 1282-1289; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1310-1314). В Сербии группа 5-купольных храмов представлена памятниками т. н. моравской школы (ц. Благовещения в Грачанице, ок. 1315; ц. Вознесения в Раванице, 1375-1377; ц. Св. Троицы в Ресаве, 1406-1418). Малые К., расположенные по углам центрального, могли освещать круговой обход (Фессалоника) либо располагаться над углами наоса (Нерези).

Происхождение 5-купольных храмов с малыми К. по углам объема не совсем ясно. Возможно, они восходят к крестообразной многокупольной ц. Неа-Экклесия в К-поле (867-886, разрушена в 1204). Судя по реконструкции А. Миго (подвергнутой в последнее время сомнению), 5-купольной была сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса в К-поле. Один из ранних 5-купольных храмов в Зап. Европе находится в Стило (Калабрия, Италия), датируется приблизительно X-XI вв. Существует мнение (А. Ю. Казарян) о распространении храмов с 5 куполами с востока - из Армении (ц. св. Апостолов в Ани, 1005, сохр. руины). Наиболее ранние 5-купольные храмы - Мартирий пророков, апостолов и мучеников в Герасе, Иордания (464-465; не сохр.), и собор в Аване, Армения (591-602, сохр. руины),- имеют дискуссионную реконструкцию малых К.

Древнерусская архитектура

Собора Св. Софии в Киеве. Реконструкция и современный вид

В тот же период, что и собор Св. Софии в Киеве, был построен княжеский Спасский собор в Чернигове (ок. 1036) с 5 К. над наосом и одним - над лестничной башней. В Вел. Новгороде был воздвигнут Софийский собор (1045-1052, заказ вел. кн. Владимира Ярославича), архитектура которого упрощенно повторяет киевский образец, однако крестово-купольный 5-нефный наос с хорами и галереями завершен 5 К., 6-й, необычайно широкий К. возвышается над лестничной башней. Первоначальное посводное покрытие К. было позднее заменено луковичными главами, к-рые при реставрации XX в. уступили место шлемовидным.

В архитектуре рус. удельных княжеств XII в. многоглавые храмы уже не столь распространены (княжеский Николо-Дворищенский собор в Вел. Новгороде, строительство начато в 1113, имел 5 К., реконструированы в XX в.; 3 К. новгородского Георгиевского собора Юрьева монастыря, 1119-1130, расположены несимметрично: большой - над центральной ячейкой, 2 малых - над хорами и лестничной башней; собор св. Иоанна Предтечи Иоанновского мон-ря в Пскове, ок. 1140, увенчан 3 К.: один - над центральной ячейкой и 2 - симметрично - к западу над наосом). Гораздо чаще строили одноглавые храмы (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073, не сохр.; Борисоглебский собор в Чернигове, 1120-1123; ц. апостолов Петра и Павла в Смоленске, сер. XII в.; Успенский собор во Владимире-Волынском, 1156-1160; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, сер. XII в.; ц. арх. Михаила (Свирская) в Смоленске, 1191-1194, с динамичной пирамидальной композицией).

Наиболее ранним подражанием, хотя и наделенным индивидуальным обликом, является собор арх. Михаила в Московском Кремле (1505-1508, архит. Алевиз Новый), выстроенный в формах венецианского Ренессанса. Крестово-купольный храм увенчан 5 К. на барабанах (центральный крупнее), сдвинутых к востоку. Первоначально шлемовидные главы были из черной лощеной черепицы. В XVII в. черепица уступила место луженому железу. Покрытия К. менялись после пожаров, в т. ч. в 1737 г. была сделана центральная золоченая луковичная глава, а угловые главы были выкрашены в зеленый цвет (позднее стали шлемовидными серебристыми).

Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг.

В XVI в. многоглавие развивалось в связи с идеей многопрестольного храма (существовали и до этого: напр., Троицкий собор Пскова, 1365-1367, имел как минимум 7 глав над 7 престолами), к-рая в правление Иоанна Грозного обрела новый идеологический смысл - освящение исторических событий через небесное покровительство святых ( Баталов . 1993). Так, царский придворный Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489, псковские мастера), первоначально 3-главый (одна глава - над амвоном и 2 - над алтарем), при перестройке по велению царя в 1564-1566 гг. получил еще 2 главки на глухих барабанах с запада и 4 главки над палатками приделов; 9 луковичных глав и кровли храма целиком покрыли позолотой.

В т. н. годуновской архитектуре получили распространение луковичные главы (надстроенная верхним ярусом кремлевская колокольня Иван Великий с ц. прп. Иоанна Лествичника была увенчана крупной золоченой луковичной главой). Однако храмы в усадьбах Годунова завершались шлемовидными главами на изящных барабанах, нередко водруженных на горку кокошников (ц. Св. Троицы в Хорошёве, Москва, 1596-1598; ц. Преображения в Б. Вязёмах Одинцовского р-на Московской обл., ок. 1590, центральная глава была увенчана короной).

Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в.

Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в.


Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Козельце. 1752–1763 гг.

Деревянная архитектура рубежа XVII и XVIII вв. также породила множество причудливых композиций. Шедевром зодчества Русского Севера является комплекс храмов погоста Кижи на Онежском оз. Летняя ц. Преображения (1714) увенчана 22 луковичными главками на изящных глухих шейках, водруженных на бочковидные кровли. 21 главка расположены ступенчато, образуя в плане крест, 22-я главка осеняет алтарь.

Русская архитектура Нового времени

Уникален Вознесенский собор Смольного Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге (1744-1764, архит. Растрелли): 4-столпный с центрично-осевым планом завершен динамичным объемом пятиглавия, где центральный тамбурный К. с 2-ярусным барабаном слит с четырьмя 2-ярусными башнями, развернутыми по диагоналям. Нижний ярус башен световой, в верхнем размещены колокола. Фонарь главного К. и 4 башни завершены луковичными главами. К. Смольного собора был самым большим для своего времени (ок. 20 м).

В провинции появились необычные архитектурные решения. Барочный Богоявленский собор в Костроме (1776-1791, архит. С. А. Воротилов; не сохр.) завершался крупным тамбурным К., увенчанным маковицей. В ротонде барабана, не освещавшего интерьер собора, была устроена б-ка, в к-рую попадали с крыши храма.

Собор св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге. 1818–1858 гг.

На рубеже XVIII и XIX вв. вновь вернулись к строительству храмов по типу собора св. Петра в Ватикане. По заказу имп. Павла I был сооружен собор Казанской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (1800-1811; архит. А. Н. Воронихин), облик которого интерпретирует образ собора св. Петра, где крупный тамбурный К. соединен с полуциркульной колоннадой. К. Казанского собора (пролет 17,5 м, общая высота с крестом 71,5 м) состоит из 3 оболочек, наподобие К. Дома инвалидов в Париже (внутренний и средний К. каменные, внешний - на деревянном каркасе, обшит листами жести и выкрашен в зеленый цвет). Тамбур с 16 прямоугольными окнами завершен внутренним полуциркульным К. с окулусом, открывающим средний К., который освещен 16 круглыми люкарнами в основании. Внешний яйцевидный К. увенчан фигурным фальшфонарем, с яблоком и крестом.

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Купол - что означает количество куполов и их цвета?

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Читайте также: