Инновационные формы и методы преподавания юриспруденции и их педагогическая ценность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фазлыева Е.И. Применяемые и перспективные инновационные методы обучения в процессе преподавания правовых дисциплин // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 127-132.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Е.И. Фазлыева , преподаватель

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Мн о гопрофильный колледж

(Россия, г . Магнитогорск)

Аннотация. Статья посвящена применяемым на занятиях по правовым дисциплинам инновационным методам обучения, направленным на улучшение учебного процесса в усл о виях действия Федерального государственного образовательного стандарта. Некоторые из исследованных методов имеют как положительные, так и отрицательные характ е ристики и, как следствие, подвергаются критике со стороны автора, что существенно влияет на перспективу использования их в будущем на занятиях по праву.

Ключевые слова: активные и интерактивные методы, круглый стол, кейс-задача, д е ловая игра, дистанционное обучение.

Инновационное развитие производства становится стратегией развития нашего государства. Инновационная экономика нуждается в компетентных высококвал и фицированных специалистах, способных к самопознанию и самообразованию, а та к же способных создавать нововведения и продвигать их на рынок, а это, в свою оч е редь, предполагает наличие и усиление роли инновационной составляющей в о б разовании.

Основная цель инновационной полит и ки в сфере высшего образования – план о мерная реализация непрерывной и посл е довательной системы инноваций, обесп е чивающих опережающее развитие сист е мы высшего профессионального образов а ния, в соответствии с задачами социально-экономического и культурного развития общества [1] .

История педагогики свидетельствует о том, что на определенном этапе развития возникает проблема соответствия сущес т вующих образовательных технологий уровню научно-технического прогресса и социально-экономическому развитию о б щества – противоречие между традицио н ными методами обучения и новыми треб о ваниями общества к подготовке специал и стов. Появляется необходимость иннов а ций в системе образования.

При этом постепенно традиционные средства целесообразно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а и н новационные средства адаптировать для повсеместного применения в практике российских образовательных учрежд е ний [3] .

Представляется интересной позиция Рустиковой Г.С., которая утверждает, что инновационность того или иного метода преподавания любой учебной дисциплины вообще весьма относительна, ведь то, что для одного преподавателя (или учебного заведения) – инновация, для другого – обыденность. Помимо указанного также существует мнение, что учебная деятел ь ность всегда инновационна [4] .

Среди традиционных форм занятий, осуществляемых нами в рамках правового обучен ия, можно назвать беседы, семин а ры, лекции, вводные и обобщающие ур о ки, тематические в стречи со специалист а ми в области права , практические занятия.

Инновации в образовании – это акт у ально значимые и системно самоорган и зующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и но в шеств, которые становятся перспективн ы ми для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения .

Бум вышеупомянутых образовательных технологий , с позиции М.Ш. Гунибского , практически не затронул нашу страну . О д нако в России инновации в образовании, связанные с правовым обучением , в о с новном ассоциируются с применением и н терактивных методов обучения, созда ю щих наиболее благоприятные условия для усвоения нового материала.

Отличительными особенностями инт е рактивных методов являются стимулир о вание активного взаимодействия обуча ю щихся, их включенности в открытый обр а зовательный процесс, равное положение участников диалога, возможность проко н тролировать и дать объективную оценку действиям каждого из них. Учитель лишь создает организационные основы, стим у лирующие активность учащихся на зан я тиях: формулирует проблемы для обсу ж дения в группах, консультирует участн и ков в случае возникновения каких-либо существенных затруднений в процессе подготовки, контролирует время и пор я док выполнения намеченного учебного плана.

Основные интерактивные методы, п о могающие достичь целей правового об у че ния, представлены такими видами как круглый стол (дискуссия, дебаты), мозг о вой штурм ( брейнсторм , мозговая атака), деловые и ролевые игры, case-study (ан а лиз конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер-класс.

Основная цель деловой игры заключ а ется в том, чтобы научить учащихся пр и менять правовые знания при решении важных жизненных вопросов и проблем, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников.

Проведению деловой игры предшеств у ет тщательная предварительная подгото в ка. До проведения деловой игры препод а ватель объявляет группе о предстоящем проведении деловой игры, разъясняет ц е ли, условия, место, время и порядок ее проведения, знакомит студентов с ситу а ционной задачей, сценарием деловой и г ры, проводит его обстоятельный разбор, разъясняет правовой статус участников игры, спорные вопросы.

Затем происходит процедура распред е ления ролей. Самовыдвижение студентов на роли поддерживается. Однако препод а ватель во избежание излишних споров должен убедить студентов в важности и значимости всех ролей, предусмотренных сценарием. Получив роль, студенты дол ж ны осознанно войти в нее.

В целях подготовки к проведению д е ловой игры преподаватель предоставляет студентам перечень нормативно-правовых актов. Нормативный материал, особенно в части избранной студентом роли, подл е жит тщательному изучению. Всем учас т никам деловой игры, с учетом распредел е ния ролей, выдается задание, которое они выполняют до проведения игры. Перед проведением игры преподаватель пров о дит консультацию, проверяет готовность студентов к игре, при необходимости ок а зывает студентам помощь, ориентирует их на творческий, деловой подход к провед е нию игры.

Следующий интерактивный метод – п роведение круглого стола , который н а правлен на формирование у учащихся н а выков аналитического мышления, умения грамотно излагать мысли и аргументир о ванно обосновывать свою точку зрения по конкретному вопросу. В качестве соста в ных элементов данного метода выступают дискуссия и дебаты, а также привлечение к участию в них различных специалистов правовой и иных областей.

Участниками рассматриваемого мер о приятия являются в зависимости от обс у ждаемых вопросов:

1. Ведущий (модератор), который об ъ являет состав участников, регламент и н а правляет ход дискуссии .

2. Преподаватели правовых дисциплин .

3. Преподаватели Предметной комиссии Социально-экономических дисциплин .

4. Студенты ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова, Многопрофильный колледж всех специальностей, 1-4 курс .

5. Гости: например, заместитель пре д седателя Общественной Молодежной П а латы при Магнитогорском Городском С о брании Депутатов, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисц и плин Магнитогорского филиала Росси й ской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ.

Что касается а нализ а конкретных с и туаций ( кейс-задачи ) , то он дает возмо ж ность изучить сложные вопросы в без о пасной обстановке с учетом тех угроз, к о торые возникают в реальной жизни, во и з бежание неприятных последствий в случае принятия неправильного решения. Метод конкретных ситуаций относится к неигр о вым имитационным активным методам обучения [5] . Под ситуацией понимается совокупность взаимосвязанных и соотве т ствующих действительности факторов и явлений, характеризующая определенное событие и требующая проведения его вс е стороннего анализа, направленного на ра з решение порожденного этим событием противоречия. Приведенный интеракти в ный метод помогает студентам приобрести навыки адаптированности к любым н е предсказуемым ситуациям. На правовых дисциплинах нашими студентами решаю т ся задачи в области трудовых отношений, имущественных отношений (гражданское право), семейных отношений, уголовной и административной ответственности [6] .

Важное значение для повышения э ф фективности указанных выше методов имеет привлечение самих студентов к ра з работке юридических ситуаций, задач, так называемых встречных вопросов, сценар и ев по проведению ролевых игр.

Если говорить о перспективных для нашего учебного заведения инновацио н ных методах с точки зрения научно-технического процесса, то указа нные те х нологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения пр а вовых дисциплин , вне дрение в практику видео, слайд и спутниковых лекций, ко н сультаций по курсовым работам и экзам е нам, интернет-консультаций .

К одному из рассматриваемых и крит и куемых нами методов относится диста н ционное обучение. В его условиях, свед е но к минимуму количество лекционных и семинарских занятий, проводимых неп о средственно преподавателем в аудитории, особенно по заочной и очно-заочной фо р ме обучения. В связи с этим важнейшее значение имеет достижение преподават е лем максимальной эффективности пров е дения каждого занятия( 9 ). Последнее тр е бование, по нашему мнению в достато ч ной степени при дистанционном обучении нельзя соблюсти. Студент, находящий ся в аудитории в другом городе и слуша ющий лекцию, которая демонстрируется на экр а не еще может воспринять ее, а вот если обучающемуся разрешать слушать ту же лекцию дома, где много отвлекающих факторов, то эффективность лекции сн и жается. Что касается выполнения тестовых заданий (зачетов, экзаменов) дистанцио н но, то в большинстве случаев их результат не показывает реальной картины знаний студентов (результатов изучения дисци п лины), т.к. в процессе выполнения заданий они могут пользоваться любыми источн и ками, помощью посторонних лиц и др.

На практике автором используются т а кие компьютерные инновационные техн о логии, как справочно-правовые системы в процессе поиска и обработки данных (н а пример, КонсультантПлюс и Гарант) .

С учетом разного восприятия учебного материала, несмотря на регулярно пров о димые преподавателями кафедры консул ь тации, в идеале видится необходимым д о полнительное самостоятельное изучение непонятого лекционного материала. Для этого , по мнению Рустикова Г.С. можно использовать не только учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия, но и видеолекции , кот о рые можно остановить на паузу, перем о тать назад и повторить в отличие от реал ь ной лекции [ 8] .

Комарова В.В. предлагает такой, по ее мнению эффективный, инновационный метод обучения, в том числе для правовых дисциплин, как портфолио, суть использ о вания которого как технологии и как пак е та документов – обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными р у ководителями, преподавателями и курат о рами в учебном заведении в период обуч е ния, а также с потенциальными работод а телями до и после окончания учебного з а ведения .

Портфолио может быть использовано со спецификой по видам практико-результативной деятельности: образов а тельная и профессиональная. Возможно использование портфолио достижений; портфолио личностного развития; презе н тационного портфолио; портфолио кар ь ерного продвижения студента; портфолио студен та дополнительной специализации и др . С целью выработать у студентов нав ы ки работы в коллективе целесообразно и с пользовать коллективные портфолио [9] .

К огда мы говорим об инновациях в с о временных условиях , то по нашему мн е нию , речь должна ид т и о том, чтобы во о ружить классические методы новыми те х ническими средствами – широко испол ь зовать электронные информационные си с темы, интерактивные доски и т.д. Новые требования к лекционным занятиям – это обязательное насыщение материалов ле к ции практическими примерами. Иннов а ционным является и то, что студенты меньше получают знания в готовом виде и больше времени уделяют самостоятельной работе по получению информац ии и ее ос мыслению [11] .

Необходимо отметить, что, несмотря на высокие требования к техническому во о ружению учебного процесса и упор на с а мостоятельную работу студентов, в новых условиях роль преподавателя в формир о вании высококвалифицированного сп е циалиста не только не уменьшается, но и, напротив, становится еще более весомой. В новых условиях педагогическая соста в ляющая профессиональной компетентн о сти преподавателя правовы х дисциплин приобретает большее значение [12] .

Таким образом, используя инновацио н ные технологии в преподавании рассма т риваемых дисциплин преподаватели с о став стремя тся к оптимизации учебного процесса путем придания объемности, н а глядности изучаемого материала, осво е нию практических навыков, необходимых в дальнейшей деятельности будущих в ы сококвалифицированных кадров – вып у скников Многопрофильного колледжа [8] .

2 . Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 19.

3 . Комарова В.В. Портфолио в сфере юридического образования // Юридическое обр а зование и наука. – 2013. – № 3. – С. 26.

5 . Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – № 4. – С. 40.

6 . Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 20.

8 . Комарова В.В. Портфолио в сфере юридического образования // Юридическое обр а зование и наука. – 2013. – № 3. – С. 27.

9 . Бондаренко С.А. Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагог и ческой деятельности в вузе через ролевые игры // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 5.

10 . Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 19.

11 . Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С.20.

APPLIED A N D ADVA N CED I NN OVATIVE TEACHI N G METHODS I N THE

PROCESS TEACHI N G LAW

E.I. Fazlieva , lecturer

Magnitogorsk state technical university G.I. Nosova Manyhopefilly college

Abstract. The article deals with applicatio n of the i n teractive forms of trai n i n g aimed for i m provi n g the educatio n al process accordi n g the n ew Federal state educatio n al sta n dard. Some methods have positive a n d n egative characteristics a n d, as a result, criticized the author, what i n flue n ces the use it i n the future.

Keywords: active a n d i n teractive methods, rou n d table discussio n , the case study, busi n ess game, dista n ce lear n i n g.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИнновационнЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Инновационное обучение правовым дисциплинам представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь диагностируемого результата правовой обученности.

В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Например, весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий [5]. Её суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает: П-позицию (объясняет, в чём заключается его точка зрения. «Я считаю, что…)

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…)

Таким образом, выступление обучающегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырёх предложений.

- подготовить лист бумаги, фломастеры для записи всех предложений по решению проблемы;

- дать каждому возможность свободно высказать любые предложения, в том числе смешные и фантастические (нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди кратко и чётко);

- все предложения записываются на бумаге;

На следующем этапе обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путём голосования.

Организуя работу обучающихся в малых группах, можно предложить памятку всей учебной группе. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при обсуждении вопросов. Каждый участник имеет право высказаться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путём. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к преподавателю или к источникам дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное. [3]

На формирование правовой активности личности большое влияние оказывают учебные игры. Практика показывает, что игра, будучи близкой, интересной сферой деятельности обучающихся, перенесённая в образовательный процесс, может нести в себе огромный обучающий и воспитательный потенциал.

Вот некоторые правила проведения уроков по праву в форме игры: [1]

Обучаемые должны получить чёткие инструкции по организации игры и правилам, согласно которым она будет производиться.

Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на её содержании.

Игра должна быть чётко продумана (для этого формулируется цель, задачи, методы, прогнозируемый результат).

Нельзя проводить из урока в урок игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

В игру необходимо вовлекать всех обучающихся. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.

В процессе игры обучающиеся должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

Целесообразно проводить игры в форме суда по различным правовым ситуациям. Игра должна носить добровольный, творческий характер и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре обучающиеся принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки правомерного поведения.

Правовые учебные игры, используемые в практике, можно разделить на: [5]

- дидактические игры и игровые элементы;

- имитационные игры и игровые элементы;

Преподавателю необходимо детально продумать ход игры. При возникновении проблем в процессе самой игры именно он, как её организатор, должен показать, как лучше выйти из сложившегося противоречия. Преподаватель может сам выполнять определённую игровую роль, тогда его советы с позиции героя станут более понятными обучающимся. При проведении игры педагог должен следить за тем, чтобы обучающиеся усваивали правовой материал, правильно применяли знания. В случае ошибок он должен их исправлять, закреплять правильную модель поведения. [2]

Таким образом, инновационные технологии правового обучения способствуют формированию правовой активности и обучающихся, и преподавателя, которые в процессе познания правовых дисциплин приобретают умения и навыки правового поведения в реальной жизни.

Список использованной литературы

1. Минакова, С.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей / С.А. Минакова. ‒ М.: Вектор, 2014. – 230 с.

2. Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. – М.: Паритет, 2014. ‒ 400 с.

3. Привалова, И.Н. Технологии игры в обучении и развитии / И.Н. Привалова. ‒ М.: Сфера, 2015. ‒ 268 с.

4. Тропынин, Н.И. Обучающие игры на уроках права / Н.И. Тропынин. ‒ М.: Паритет. ‒ 2014. ‒ 108 с.

5. Фёдорова, С.Н. Игры на уроках права / С.Н. Фёдорова. ‒ Ростов – на – Дону: Феникс. ‒ 2013. ‒ 114 с.

Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Это планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогические технологии делятся на 2 достаточно неравномерные группы:

Слово инновация появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Лишь в конце XX столетия стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной системе образования.

Педагогические нововведения затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. В первую очередь они стали ассоциироваться с различными формами интерактивного обучения.
Современные технологии строятся на основе инноваций, которые разрабатываются для массового обучения, как правило, специалистами. Эти технологии направлены на формирование активности учащихся, критического мышления, должны подготовить учащихся к совместной профессиональной деятельности, развить коммуникативные способности и умение добывать знания.

Современные технологии построены на субъект – субъектных отношениях.

В их основе лежат активные и интерактивные методы обучения.

Характерные черты современных технологий

Современные технологи предполагают построение учебного материала на следующих основах:

5) личностно – смысловой;

Цель любой технологии – это развитие личности учащихся и личностных достижений.

Технологии надо применять только в комплексе. Все технологии должны быть применимы.

Анализ огромного количества инноваций в школьной системе обучения праву позволяет выделить отдельные их типы:

1) Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательном учреждении апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.

2) Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.

3) Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются новые должности (имеется в виду те, которые ранее не были в школе): замдиректора по правовому воспитанию, замдиректора по научно-методической работе и другие. Изменяется система методической работы педагогов. Предположим, они объединяются в методические секции или цикловые кафедры, выбирают тему проведения определенного исследования, осуществляют общее руководство исследовательской деятельностью обучаемых.

4) Инновации в воспитательной работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.

Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Внедряя отдельный правовой курс, например в девятом классе, учитель осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер и пока не связаны с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет время, и данные изменения, несомненно, повлекут за собой комплекс других: так появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и проч. Здесь можно уже говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И, наконец, возникает насущная потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление школой. Речь идет о системных инновациях. Последние были ярко выражены при создании в конце XX столетия образовательных учреждений с инновационной моделью развития, где осуществлялась дифференциация профильного характера. В школах появились юридические классы.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по кругу и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны с инновациями в области правового обучения. К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок.

При старых традиционных методах обучения в конце XX века преподаватель, прежде чем выйти к учащимся, вынужден был перерабатывать, перечитывать массу всевозможного материала, составлять диаграммы, плакаты, схемы и затем давать знания обучающимся, высказывая свои мнения и мало общаясь с аудиторией. Это приводило к пассивному восприятию учебного материала и плохой его усвояемости. Для того чтобы как-то заинтересовать учащихся, преподаватели стали применять новые технологии. Это такие технологии, как:

· тестовые формы контроля знаний;

· кредитно-модульная система оценки;

· обучение в сотрудничестве;

· проведение бинарного урока;

В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции специалистов по этим проблемам.

· подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;

· каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и чётко;

· все предложения записываются на бумаге;

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании на уроке такого метода.

К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путём с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок.

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

1) лекция;

2) семинар;

3) тренинг. Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.
Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

4) модульное обучение. Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

5) дистанционное обучение;

6) ценностная ориентировка. Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции;

7) кейс-стади. Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.
С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.
Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

8) коучинг. Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

9) ролевые игры;

10) деловая игра;

11) действие по образцу. Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью учащиеся отрабатывают её на практике.
Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики учащихся.

12) креативные группы. Креативные группы состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами учащиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

14) работа в парах. Исходя из требований метода парной работы, один учащийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.

15) метод рефлексии. Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения учащимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.

16) метод ротаций. Метод ротаций состоит в закреплении за учащимися в процессе занятия или урока разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

19) мифологемы. Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

20) обмен опытом. Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод учащегося в другое место обучения (включая и другие страны) и последующий возврат обратно.

21) мозговой штурм;

22) тематические обсуждения. Метод тематических обсуждений заключается в решении определённых проблем и задач в конкретной области какой-либо дисциплины. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками, а любые, изначально кажущиеся бесперспективными решения и идеи сразу же отбрасываются.

23) консалтинг. Консалтинг или, как ещё называют метод, консультирование сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

24) участие в официальных мероприятиях. Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение учащимся выставок, конференций и т.п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчёта с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

25) использование информационно-компьютерных технологий;

26) образовательные тренажёры. В процессе создания тренажёров моделируются определённые педагогические задачи или относящиеся к изучаемой дисциплине ситуации. Осуществляется это посредством особого оборудования, которое находится в предназначенных для этого помещениях.
Учащиеся овладевают сложными навыками, алгоритмами решения задач, психомоторными действиями и мыслительными операциями по принятию решений, касающихся наиболее серьёзных ситуаций и вопросов в рамках какой-либо дисциплины.
Есть ряд требований к эффективным тренажёрам:

· Тренажёры должны разрабатываться с учётом психологических особенностей конкретной дисциплины, т.к. учебные задачи должны соответствовать задачам, которые будут встречаться в реальной жизни, по своему функциональному и предметному содержанию

· Учебные задания, выполняющиеся на тренажёре, должны быть направлены на обеспечение учащихся оперативной обратной связью, на основе которой можно будет судить о качестве выполняемых учащимися действий

· Тренажёр должен быть предназначен для многократного повторения заданий учащимися, т.к. необходимо достичь автоматизма правильности действий. О правильности действий, в свою очередь, могут говорить комментарии педагогов, а также ощущения учащихся, получаемые ими посредством органов чувств и переживаний.

· Учебные задачи, которые выполняются при помощи тренажёра, необходимо подбирать так, чтобы сложность выполнения возрастала. Это позволяет учащемуся не только надлежащим образом освоить практику, но и не потерять мотивацию к познавательной деятельности.

27) Метод проектов (квестов). Квест от английского “quest” - поиск.

Метод проектов (квестов) способствует развитию общекультурных компетенций, значимых при решении профессиональных задач:

· способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, в том числе с помощью информационных технологий;

· готовность к самостоятельной, индивидуальной работе (самообучение и самоорганизация);

· готовность к принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции;

· работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

· умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

· навык публичных выступлений (обязательно проведение защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Метод квестов позволяет повысить уровень профессиональных компетенций за счет увеличения доли учебного времени, отведенного на выполнение самостоятельной работы.

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Преимуществом квест-уроковявляется использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

1) линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

2) штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

3) кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Технология “Квест”способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.


1. Андронова Т.А., Тарасенко О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 33–37.

3. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Владимир, 2013. – С. 43-50.

4. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – № 4. – С. 40–44.

6. Малышева И.В. Активные и интерактивные формы работы при формировании юридического типа мышления // Вестник Кузбасского института. – 2015. – № 3(24). – С. 173–178.

8. Петрова Е.В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 154-158.

9. Симанович Л.Н. Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 9–11.

В современных образовательных технологиях особое значение имеет использование активных и интерактивных форм обучения. Особенно актуальна эта проблема для вузов, готовящих юристов. Это связано со спецификой юридического образования, так как материал в основном преподается в пассивных формах: лекции, семинары. Информацию зачастую трудно преподнести в традиционных презентациях или с использованием других компьютерных технологий.

Цель исследования

Целью исследования является разработка, апробация и внедрение в учебный процесс преподавания юридических дисциплин новых, еще не используемых методов интерактивного обучения.

Методы исследования

Методы исследования, применяемые в данной работе, заключаются в следующем. Во – первых, тщательное изучение литературы по проблемам интерактивных форм обучения в юридических вузах. Разработка методики проведения интерактивного занятия, подготовка специальных заданий для каждого обучающегося, объяснение обучающимся новой формы занятия, проведение экспериментального занятия. Конечной стадией является подготовка методических разработок, которые используются в учебном процессе. Интерактивные формы отличаются тем, что происходит постоянное совершенствование и обновление методики преподавания юридических дисциплин.

Все методы по активизации и самостоятельности мышления и познания обучающихся условно можно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные [1].

Пассивная форма проведения занятий предполагает лидирующую роль преподавателя. Основной задачей обучающихся при этом является восприятие, фиксация, осознание и запоминание материала. В условиях вуза в таких формах проводятся большинство лекционных занятий, хотя и лекции можно проводить с использованием активных и интерактивных форм.

Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода. Интерактивный ("inter” – взаимный, “act” – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активного метода, интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в познавательном процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [1]. Отличительными особенностями интерактивных методов являются равное положение участников диалога. Педагог лишь создает организационные основы, стимулирующие активность обучающихся на занятиях: формулирует проблемы для обсуждения в группах, консультирует участников в случае возникновения каких-либо существенных затруднений в процессе подготовки, контролирует время и порядок выполнения намеченного учебного плана [4]. Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий [3].

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят:

проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ);

лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками);

бинарную лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией);

лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.);

лекцию-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции) [2].

Специалисты в области образования отмечают большое значение игры как средства обучения. Учебные игры характеризуются четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Учебная игра как метод обучения имеет следующие преимущества: игра вызывает интерес и мотивирует учебную деятельность, учение приобретает практическую направленность, игра связывает учебную деятельность с реальными жизненными проблемами, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся, развивает умения разрешать проблемы и принимать решения. Существует большое количество классификаций учебных игр. В правовом образовании наиболее часто применяются такие типы, как сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, дидактические или образовательные игры [5, 6].

Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.

Ролевая игра как метод обучения направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации, и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.

Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.

Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе, так и в вузе. Основными образовательными целями применения учебного суда на учебном занятии являются: получение учащимися представления о предназначении судебного процесса; понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство конфликтов; развитие у учащихся коллективизма, умения работать в команде; учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса и другие цели. Учебный суд может быть основан как на реальных делах и воспроизводить известные судебные процессы, так и на вымышленных. Необходимо строго придерживаться процедуры избранного для моделирования учебного суда, так как это существенно повышает качество судебного процесса и помогает осознать его общественное значение.

Результаты методических исследований

Автором разработаны и внедрены новые интерактивные формы семинарских занятий. Рассмотрим две из них.

Проведение игры. Команды последовательно задают друг другу вопросы викторины: первая команда адресует вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой. Через пять вопросов очередность изменяется.

Преподаватель на доске ведет турнирную таблицу, в которой отмечает вопросы и ответы всех команд. Оценивается корректность и правильная формулировка вопроса, его сложность и оригинальность. Шкала оценки – 1–0 баллов. При ответе оценивается полнота и аргументированность ответа, а также работа в команде (отсутствие серьезных разногласий при ответе). Шкала оценки – 1–0 баллов.

Подведение итогов игры. После того, как все команды задали друг другу по 10 вопросов, преподаватель приступает к подсчету баллов, набранных каждой командой. При подведении итогов суммируются баллы, полученные за заданные вопросы и правильные ответы.

Игра стимулирует познавательную и творческую активность обучающихся. В отличие от подготовки к традиционному семинару, студенты изучают федеральный закон детально, обращают внимание на сложные его положения, часто дополнительно обращаются к научно-практическому комментарию или обзору правоприменительной практики, поскольку только глубокий и осмысленный анализ закона позволяет составить корректные и качественные вопросы, ответы на которые могут вызвать затруднения у команды соперников. Кроме того, игровая форма проведения занятия формирует у студентов умения и навыки быстрого поиска решения, работы в коллективе. Последующая итоговая аттестация обучающихся показывает, что тема, изученная и закрепленная в форме игры-викторины, не вызывает затруднений при сдаче экзамена.

Подготовка к занятию. На предыдущем семинаре студенты решают задачи-казусы и разбирают примеры из правоприменительной практики. После этого группа получает задание самостоятельно составить задачи по указанной теме. В отличие от игры-викторины, работа по составлению задач не предполагает работы в команде и носит индивидуальный характер.

Анализ результатов занятий, проведенных в описанной выше форме, позволяет прийти к выводу о большей эффективности подобного рода занятий по сравнению с традиционными семинарами по решению задач. К преимуществам семинара-конкурса задач можно отнести включенность в процесс занятия большего количества студентов; развитие навыков устной и письменной речи, навыков составления юридических текстов; стимулирование поисковой и творческой активности, в частности, обращение студентов к материалам судебной и административной практики за поиском образцов для составления задач.

Заключение

Разработанные формы интерактивного обучения обучающихся по юридическим дисциплинам государственно-правового направления позволяет лучше усваивать учебный материал, запоминать довольно сложные юридические термины и положения, подготавливают обучающихся к будущей практической деятельности.

Читайте также: