Николай оскарович корст о методике анализа художественных произведений в школе

Обновлено: 06.07.2024

Наукова бібліотека
Одеського Національного університету
імені І.І. Мечникова
м. Одеса,
вул. Преображенська,24

Электронный каталог: Корст Николай Оскарович - Очерки по методике анализа художественных произведений

Корст Николай Оскарович - Очерки по методике анализа художественных произведений

Книга
37 К69

Корст, Николай Оскарович.
Очерки по методике анализа художественных произведений / Н. О. Корст. – М. : Мин-во просвящения РСФСР, 1963. – 280 с.

Советские учебники запись закреплена

Корст Н.О., Смирнов С.А. Методические указания к преподаванию литературы в VIII классе. - Москва : Учпедгиз, 1954
Задача настоящего методического пособия-помощь преподавателю в его работе с учениками VIII класса средней школы по
изучению курса русской литературы. Этот курс начинается в VIII классе и включает в свой состав древнюю литературу, литературу
XVIII B. и первой половины XIX B.
Успешность усвоения большого материала программы VIII класса в значительной мере зависит от методологически правильного пути, который изберет преподаватель в своей работе; указать этот путь и стремится настоящее пособие.
Изучение курса VIII класса должно привести учащихся к пониманию существующих закономерностей в развитии русской литературы. Эти закономерности проявляются в борьбе передовых реалистических тенденций со всеми чуждыми антинародными направлениями. Результатом этой борьбы была победа реализма в русской литературе. Литературная борьба отражает развитие русского народно-освободительного движения и рост материалистического мировоззрения в передовом обществе.
Большое спасибо Игорю за предоставленное пособие.
Доступно к распечатке в типографии группы.

Все вопросы задавайте, пожалуйста, в Форуме до покупки.

Посмотрите другие наши лоты,

интересных предметов, достойных Вашего внимания!

Мы не несем ответственности за работу российской почты!

Покупатель первым выходит на связь в течение 2 дней со времени окончания аукциона.

100% предоплата проводится в течение 5 дней со времени окончания аукциона через системы "Контакт", "Анелик", на карточку Сбербанка

Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений.
Оглавление: 1.Обзор современных направлений в методике преподавания литературы. 2.Выразительное чтение как активный метод восприятия и усвоения художественного произведения. 3.Методика анализа художественного произведения в средних классах. 4.Методика анализа художественного произведения в старших классах. 5.Вопросы формирования и изучения теоретико-литературных понятий в связи с анализом художественных произведений в старших классах. 6.Изучение языка художественного произведения в старших классах.

В продаже:


1 Пространство // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, нац. общ. – науч. фонд; научно-ред. совет: В.С. Степин и др. – М.: Мысль, 2001. Т. 3. – С. 370-372.

3 Габричевский, А.Г. Пространство и время / А.Г. Габричевский // Вопросы философии. – 1996. – № 6. – С. 134.

4 Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. – СПб.: Азбука классика, 2001. – С. 16-17.

5 Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура: сб. статей / отв. ред. Т.В. Цивьян. – М.: Наука, 1983. – С. 227284.

6 Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 251-293.

8 Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд-е. / Д.С. Лихачев. – М.: Наука, 1979. – 352 с.

9 Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 234-407.

10 Из рукописного наследия В.И. Вернадского // Вопросы философии. – 1966. – № 12. – С. 101-112.

11 Каган, М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. – Л.: Искусство, Ленингр-е отд-е, 1972. – 440 с.

12 Материалистическая диалектика. – М.: Наука, 1981. Т. 1. – С. 188189.

13 Лотман, Ю.М. К проблеме пространственной семиотики / Ю.М. Лотман // Семиотика пространства и пространство семиотики: тр. по знаковым системам XIX. Уч. записки ТГУ. – Вып.720. – Тарту.1986. – С.3-6.

15 Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. – М.: Прогресс. Культура, – 624 с.

16 Хоружий, С.С. Улисс в русском зеркале / С.С. Хоружий // Джойс Дж. Улисс. Т. 3. – М., 1994. – С. 429.

17 Фрэнк, Д. Пространственная форма в современной литературе /Д. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 514 с.

18 Шатин, Ю.В. В поисках утраченного пространства (Блок, Белый, Мандельштам) / Ю.В. Шатин // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: межвуз. сб. науч. трудов. – Кемерово, 1990. – С. 96-113.

19 Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С.251-293.

20 Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с.

21 Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С.251-293.

22 Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит, 1975. – С. 234-407.

23 Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 251-293.

24 Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1969. – 168 с.

25 Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. – М.: Прогресс. Культура, 1995. – 624 с.

26 Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С.251-293.

27 Гачев, Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Гачев. – М.: Прогресс. Культура, 1995. – 480 с.

28 Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1972. – 318 с.

29 Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. – М.: Прогресс. Культура, 1994. – 621с.

30 Цивьян, Т.В. Дом в фольклорной модели мира: на материале балканских загадок / Т.В. Цивьян // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 464. Труды по знаковым системам. Х. Семиотика культуры, 1978. – С. 70-78.

33 Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда: историкокраеведческий семинар / Н.К. Пиксанов. – М.,Л.: ГИЗ, 1928. – 148 с.

34 Твардовский, А. Статьи и заметки о литературе / А. Твардовский. – М.: Просвещение, 1961. – 215 с.

35 Прокофьева, А.Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 160 с.

37 Основы литературоведения / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Моск. лицей, 2000. – 368 с.

38 Всеволодова, М.В. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке / М.В. Всеволодова, Е.Ю. Владимирский. – М.: Наука, 1982. – 243 с.

39 Неклюдов, С.Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине / С.Ю. Неклюдов // Тезисы докладов во второй летней школе по вторичным моделирующим системам, 1626 августа 1966. – Тарту: ТГУ, 1966. – С. 39-46.

40 Лотман, Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в 3 т. – Таллинн: Александра, 1992. – т. 1. – С. 407-413.

41 Неклюдов, С.Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине / С.Ю. Неклюдов // Тезисы докладов во второй летней школе по вторичным моделирующим системам, 1626 августа 1966. – Тарту: ТГУ, 1966. – С. 39-46.

42 Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. – М., 1995. – 624 с.

43 Буслаев, Ф.И. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средних учебных заведениях / Ф.И. Буслаев. – СПб.: тип. Н.А. Лебедева, 1890. – 64 с.

44 Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин. – 7-е изд. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича. 1908. – 444 с.

46 Водовозов, В.И. Словесность в образцах и разборах / В.И. Водовозов. – 6-е изд. – СПб.: изд. Л.Ф. Пантелеева, 1905. – 422 с.

47 Алферов, А. Вопросы к сознательному чтению важнейших художественных произведений русской литературы / А. Алферов. – Орел: тип. С.А. Зайцевой, 1902. – 86 с.

49 Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособ. для учит. / М.А. Рыбникова; авт. предисл. З.Я. Рез, Н.И. Кудряшов. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.

50 Голубков, В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. – М.: Учпедгиз, 1962. – 495 с.

51 Корст, Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений / Н.О. Корст. – М.: Учпедгиз, 1963. – 281 с.

52 Маранцман, В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В.Г. Маранцман. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 176 с.

53 Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с.

54 Беленький, Г.И. Теория литературы в средней школе: пособ. для учителя / Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.

55 Беленький, Г.И. Снежневская М.А. Изучение теории литературы в школе (IV-X): пособ. для учителя / Г.И. Беленький, М.А. Снежневская. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

56 Анализ художественного произведения: художественное произведение в контексте творчества писателя: кн. для учителя / Е.И. Анненкова, Э.М. Румянцева, М.Л. Семанова и др.; под ред. М.Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

57 Искусство анализа художественного произведения / сост. Т.Г. Браже. – М.: Просвещение, 1971. – 240 с.

58 Пути анализа литературного произведения / под ред. Б.Ф. Егорова. – М: Просвещение, 1981. – 222 с.

59 Прокофьева, А.Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 160 с.

60 Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе: сб науч. ст. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – 192 с.

61 Пространство и время в художественном произведении: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. А.Г. Прокофьева, С.М. Скибин, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – 276 с. – (Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе. – Вып. 2).

62 Город, усадьба, дом в литературе: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. А.Г. Прокофьева, О.М. Скибина, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 216 с. – (Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе. – Вып. 3).

63 Блинова, З. Образ дома в русской классической литературе. Методический аспект / З. Блинова // Литература. – 2000. – № 32. – С. 1-3.

67 Якубина, Л.В. Анализ пространственных отношений текста / Л.В. Якубина // Русская словесность. – 2002. – № 1. – С. 41-48.

69 Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М.: Книга, 1972. – 152 с.

70 Качурин, М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса / М.Г. Качурин // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. – М.: Просвещение, 1974. – С. 134-147.

71 Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М.: Книга, 1972. – 246 с.

73 Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с..

74 Селиверстова, Н.Е. Восприятие учащимися пейзажной лирики / Н.Е Селиверстова // Лит. в шк. – 1968. – № 4. – С. 45.

75 Жабицкая, Л.Г. К вопросу о психологическом исследовании критериев литературного развития / Л.Г. Жабицкая // Вопросы психологии. – 1972. – № 5 – С. 89-99.

76 Давыдов, В.В. Проблема периодизации психологического развития // Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. – Пермь, 1974. – С. 51-53.

77 Хализев, В.Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование / В.Е. Хализев. – М.: МГУ, 1986. – 346 с.

80 Анциферов, Н.П. Пути изучения города как социального организма / Н.П. Анциферов. – Л.: Сеятель, 1928. – 151 с.

82 Злотникова, Т.С. Провинция / Т.С. Злотникова // Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию: курс лекций. – Ярославль, 2003. – С.85101.

84 Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

85 Вечный берег: два века поэзии Оренбуржья: избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея, 1994. – 384 с.

86 Прокофьева, А.Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 160 с.

87 Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

88 Прокофьева, В. Ю. Символизм. Акмеизм. Футуризм: различные модели пространства в лексическом представлении: материалы к спецкурсу / В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 208 с.

90 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 567 с.

91 Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – Л.: Худож. лит., 1940. – 648 с.

92 Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1969. – 168 с.

93 Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – Л.: ГИЗ, 1925. – 321 с.

94 Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1969. – 168 с.

95 Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – М.: Интрадо-ИНИОН, 1999. – 320 с.

96 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.

97 Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – 674 с.

98 Тюпа, В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов / В.И. Тюпа // Дискурс. – 1996. – № 2. – С. 45.

99 Болкунова, Н.С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н.В. Гоголя: дис. … канд. филол. наук / Н.С. Болкунова. – Саратов, 1999. – 201 с.

100 Доманский, Ю.В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века: дис. … канд. филол. наук / Ю.В.Доманский. – Тверь, 1998. – 184 с.

101 Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит, 1986. – С. 134-136.

102 Ляпин, С.Х. Концепты и топосы, или Еще один подход к пониманию и преподаванию философии / С.Х. Ляпин. – Архангельск: Изд-во Пом ГУ, 1998. – С. 7-17.

103 Цивьян, Т.В. Дом в фольклорной модели мира: (на материале балканских загадок) / Т.В. Цивьян // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 464. Труды по знаковым системам. Х. Семиотика культуры. – Тарту, 1978. – С. 65-78.

104 Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1981. Т. 1: А-И. – 625 с.

105 Щукин, В.Г. Концепция дома у ранних славянофилов / В. Г. Щукин // Славянофильство и современность. – СПб.: Наука, 1994. – С. 31-44.

106 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1978. Т.1. –632 с.

107 Ягупова, Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный / Н.П. Ягупова // Литература в школе. – 1998. – № 2. – С. 134-140.

108 Лакшин, В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) / В.Я. Лакшин // Литература в школе. – 1993. – № 3. – С.19-23.

111 Прокофьева, А.Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: монография / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – 160 с.

112 Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 251-293.

113 Топоров, В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Рос. энциклопедия, 1997. – Т. 2. – С. 340-342.

114 Гиршман, М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева: учеб. пособие для пед. ин-тов / М.М. Гиршман. – М.: Высш. школа, 1981. – 51 с.

Приложение А

(обязательное)
Методологическая модель применения пространственных категорий в средней школе


Рисунок А1 – Использование пространственных характеристик в школьном анализе художественных произведений

Приложение Б

(рекомендуемое)
Использование пространственных характеристик при анализе художественного произведения в средней школе (на примере творчества А.С. Пушкина)

Учитывая возрастные возможности осмысления учащимися данной категории, представление о ней будем формировать в такой последовательности:

Таблица Б1 – Анализ вариативных школьных программ




Такая форма работы позволит учащимся расширить литературнотеоретические знания, более полно рассмотреть художественные произведения и осознать их идейную значимость.

Таким образом, рассматривая на каждом этапе литературного образования функции того или иного пространственного образа на примере творчества А.С. Пушкина, мы идем от наблюдений над отдельными структурными элементами понятия к общему представлению о нем. При формировании теоретиколитературного понятия в предложенной нами последовательности ученики к 11 классу будут способны осмыслить художественное пространство как категорию, обладающую смысловым содержанием, являющуюся характеристикой художественных образов, показателем структурной и стилевой организации литературного произведения.

Читайте также: