Неживая природа проект в доу
Обновлено: 06.07.2024
Проблема: как расширить и систематизировать знания о неживой природе и повысить уровень экологического сознания детей?
Цель: формировать у дошкольников экологические знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей чёткие представления о неживой природе и её свойствах.
2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы.
4. Воспитывать положительное отношение к поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.
5. Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимодействие человека и природы, ценность общения с природой).
6. Активизировать работу по повышению уровня знаний детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
7. Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
Вид проекта: исследовательский.
Состав участников: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Межпредметные связи:
Познавательное развитие Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие, формирование чётких представлений о познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие речи Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие свободного общения с людьми; дальнейшее развитие всех компонентов устной речи; обогащение словаря детей;чтение загадок, стихов о воде, воздухе, глине и песке; чтение поговорок и пословиц о неживой природе; воспитание бережного и заботливого отношения к объектам неживой природы.
Художественно-эстетическое развитие Закрепить умение отображать объекты неживой природы; развитие продуктивной деятельности, творчества детей.
Социально-личностное развитие Развитие умения работать в коллективе; развитие творческих способностей детей, любознательности; овладение безопасными способами исследовательской деятельности; обучение безопасному поведению в природе.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: берётся из книг, интернет-ресурсов.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: книги; игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап Содержание деятельности i]Сроки[/i]
Поисковый Сбор информации Октябрь 2013г.
Аналитический Анализ информации Октябрь 2013г.
Практический Активная деятельность педагогов и детей Октябрь-
Презентационный Презентация педагогического проекта Ноябрь 2013г.
Контрольный Диагностика детей по проекту Ноябрь 2013г.
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы Сроки
Занятия Октябрь-ноябрь, 2013г.
Наблюдения Октябрь-ноябрь, 2013г.
Эксперименты, опыты Октябрь-ноябрь, 2013г.
Беседы Октябрь-ноябрь, 2013г.
Игры Октябрь-ноябрь, 2013г.
Автор проекта: воспитатель старшей группы Шаповалова Людмила Владимировна.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательный.
Срок реализации: октябрь-ноябрь 2013г.
I этап – подготовительный (поисково-аналитический).
Проблема: как расширить и систематизировать знания о неживой природе и повысить уровень экологического сознания детей?
Актуальность проблемы: в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, потому что вторжения человека в природу, чаще всего безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные ведут к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, а экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Цель: формировать у дошкольников экологические знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей чёткие представления о неживой природе и её свойствах.
2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы.
4. Воспитывать положительное отношение к поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.
5. Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимодействие человека и природы, ценность общения с природой).
6. Активизировать работу по повышению уровня знаний детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
7. Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
Предполагаемый результат: систематизация знаний о неживой природе; развитие познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы, умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы; расширение перспектив развития поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности детей; ответственное и бережное отношение к окружающей среде; пополнение предметно-развивающей среды по познавательной деятельности; повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов; внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность; повышения уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй.
II этап – практический.
Формы работы Работа с детьми
Работа с родителями
Продукты проекта для педагогов:
1. Библиография по теме проекта.
2. Перспективное планирование по данной теме.
3. Конспекты по теме проекта.
4. Презентация проекта.
Продукты проекта для детей:
Продукты проекта для родителей:
3. Презентация проекта на собрании.
4. Совместное творчество с детьми.
III этап – презентационный.
2. Сборник стихов, загадок о неживой природе (при участии родителей).
3. Сборник рассказов о неживой природе (при участии родителей).
IV этап – контрольный.
1. Диагностирование детей.
Методическое обеспечение:
4. Интернет – ресурсы;
2. Конспекты занятий по данной теме.
3. Анкеты для родителей.
4. Консультации для родителей.
5. Стихи, загадки на данную тему.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Составила: воспитатель Надёжкина Л.В.
Сроки проведения с 01.09.2017 по 31.05.2018
Актуальность проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Таким образом все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника являются предметом единой системы. Вот эту систему и ее взаимосвязи и пытаются узнать и изучить дошкольники. Они готовы к усвоению этих знаний, они воспринимают их с огромным интересом. Наша задача познакомить дошкольников с миром который их окружает, поддержать то стремление к неизведанному. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Тип проекта :
По составу участников: воспитанники средней группы, педагоги, родители
По типу: творческо- исследовательский
По сроку: долгосрочный
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воздуха, воды, земли, огня , роли в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
сформировать у детей элементарные представления о четырёх стихиях: Земля, Вода, Воздух, Огонь; их свойствами, значением в жизни человека
знакомить детей с катаклизмами в природе, учить действовать в экстремальных ситуациях;
развивать у детей логическое мышление, любознательность, творческое воображение;
воспитывать элементарное экологическое мировоззрение, интерес к окружающему миру
приобщать детей к исследовательской деятельности; учить делать простые выводы.
воспитывать экологически осознанное отношение к природе
развивать умение высказывать свое мнение, предположение, доказывать, делать выводы;
Целевые ориентиры:
имеет представление о воздухе, воде, земле, огне;
знает, как вести себя в критических ситуациях;
производит простые эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями; варианты использования человеком;
замечает происходящие в природе явления и суточные изменения, называет их;
Этим проектом я хотела показать детям как важно сохратять природу в чистоте и порядке.Проект приурочен к году экологии.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-
речевого развития детей
Экологический проект
(2 младшая группа)
воспитатель Сгонник Е.И.
3.Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности……………………………………………………………………………… 8
4. Содержание организованной деятельности детей……………………… 11
5.План работы с родителями……………………………………………………………. 29
Введение.
«Самое лучшее открытие то,
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое
условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической
готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Руководитель проекта
Сгонник Елена Ивановна
Интеграция образователь -ных областей
Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)
Возраст воспитанников
Дети 2 младшей группы 3 – 4 года
Состав группы
Воспитанники 2младшейгруппыСгонник Елена Ивановна родители воспитанников
Тип проекта
Вид проекта
Срок реализации проекта
Как познакомиться с неживой природой?
Цель проекта
Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи проекта
1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;
3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Методы исследования
Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.
Предполагае -мые продукты (выход)
1. Оформление проектной папки.
2. Презентация проекта.
Этапы работы над проектом
1 этап: Подготовительный
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.
3 этап: Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Предполагае -мые результаты
Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности
Средняя группа
Паспорт проекта
Цель:
— обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
— сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательно-речевую и ценностно-ориентированную;
— развивать желание узнавать новое из прочитанной научно-популярной и художественной литературы.
Задачи:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы. Познакомить детей с творчеством современных писателей-натуралистов.
3. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
6. Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей.
8. Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.
Вид проекта:
— по доминирующему методу: информационно-исследовательский;
— по характеру содержания: включает ребёнка и природу;
— по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, эксперт;
— по характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;
— по количеству участников: фронтальный;
— по продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Ожидаемые результаты:
— будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
— дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
— разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
— дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;
— дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.
Материально-технические ресурсы:
— Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.
— Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы.
— Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории.
— Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа).
— Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.
— Создание сборника опытов в лаборатории с детьми.
Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы по развитию экологической грамотности.
6. Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу. Цель: Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.
Оборудование: Дощечки, кусочки глины, миски с водой, стеки, салфетки.
8. Рассматривание разных видов глины. Цель: Познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия. Оборудование: Стаканчики с разными видами глины, лупа.
7. Игры-забавы с ветром. Цель: Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.
6. Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром. Цель: Дать представления о назначении и работе термометра, его видах. Оборудование: Водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной).
6. Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Цель: Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Оборудование: Белый фон, фонарик.
План работы с родителями
1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (сентябрь)
10. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (май)
Литература
Интернет-ресурсы
Автор: Маслова Анжела Викторовна,
воспитатель,
МКДОУ БГО детский сад №1 комбинированного вида,
г. Борисоглебск, Воронежская область, Россия
Читайте также: