Непроизвольное запоминание и деятельность зинченко кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - сов. психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те.

Наиболее крупные достижения Зинченко П.И. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы З. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А.Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.

Ассоциативные и смысловые связи противопоставлялись со стороны своего психологического содержания. Ассоциации трактовались как чисто внешние, механические связи. Считалось, что их образование не зависит ни от содержания связываемых объектов, ни от значения, смысла для субъекта. Низшая форма памяти лишалась осмысленности. Осмысленный характер память приобретала якобы только на высших ступенях своего развития благодаря участию в ней развернутых процессов понимания, мышления.

П.И. Зинченко указывает, что отечественные психологи правильно связывали память с активной деятельностью человека, с ее целями, мотивами и способами.

Деление связей на ассоциативные и смысловые было одной из причин недооценки теоретического и практического значения непроизвольного запоминания. Непроизвольную память обычно сопоставляли с ассоциативными связями, произвольную – со смысловыми. Так как ассоциативные связи понимались как не смысловые, случайные, не требовавшие активности субъекта, а основанные только на смежности во времени действующих раздражителей, то и непроизвольная память получала характеристику как память пассивная и случайная. Между тем, непроизвольная память, являющаяся единственной формой у животных и не теряющая своего значения у человека на всех этапах его исторического и онтогенетического развития, не может быть случайной. Она не может быть и пассивной, так как образование временных связей включено в активную жизнедеятельность субъекта.

Ассоциативные связи не связываются с пониманием, с начальными формами мышления, они противопоставляются смысловым связям. Последние, как и понимание, отрываются от своих генетических истоков, поэтому исключается возможность изучения их постепенного усложнения и развития на разных этапах фило– и онтогенеза. Активность высших форм памяти также отрывается от предшествующих ступеней развития. По этим же основаниям исключается генетическая преемственность и в характеристике произвольной и непроизвольной памяти со стороны физиологических основ и психологических особенностей этих видов памяти. Сведение низшей памяти к механическим ассоциациям создало у психологов видимость того, что они знают эту память.

4.2 Исследования А.А. Смирнова

Исследования П.И. Зинченко

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - сов. психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те.

Наиболее крупные достижения Зинченко П.И. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы З. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А.Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.




Ассоциативные и смысловые связи противопоставлялись со стороны своего психологического содержания. Ассоциации трактовались как чисто внешние, механические связи. Считалось, что их образование не зависит ни от содержания связываемых объектов, ни от значения, смысла для субъекта. Низшая форма памяти лишалась осмысленности. Осмысленный характер память приобретала якобы только на высших ступенях своего развития благодаря участию в ней развернутых процессов понимания, мышления.

П.И. Зинченко указывает, что отечественные психологи правильно связывали память с активной деятельностью человека, с ее целями, мотивами и способами.

Деление связей на ассоциативные и смысловые было одной из причин недооценки теоретического и практического значения непроизвольного запоминания. Непроизвольную память обычно сопоставляли с ассоциативными связями, произвольную – со смысловыми. Так как ассоциативные связи понимались как не смысловые, случайные, не требовавшие активности субъекта, а основанные только на смежности во времени действующих раздражителей, то и непроизвольная память получала характеристику как память пассивная и случайная. Между тем, непроизвольная память, являющаяся единственной формой у животных и не теряющая своего значения у человека на всех этапах его исторического и онтогенетического развития, не может быть случайной. Она не может быть и пассивной, так как образование временных связей включено в активную жизнедеятельность субъекта.

Ассоциативные связи не связываются с пониманием, с начальными формами мышления, они противопоставляются смысловым связям. Последние, как и понимание, отрываются от своих генетических истоков, поэтому исключается возможность изучения их постепенного усложнения и развития на разных этапах фило– и онтогенеза. Активность высших форм памяти также отрывается от предшествующих ступеней развития. По этим же основаниям исключается генетическая преемственность и в характеристике произвольной и непроизвольной памяти со стороны физиологических основ и психологических особенностей этих видов памяти. Сведение низшей памяти к механическим ассоциациям создало у психологов видимость того, что они знают эту память.

Советский психолог. В 30-е гг. входил в Харьковскую школу (см.), где разрабатывал теоретически и экспериментально прежде всего проблему памяти. Наиболее известны исследования 3. по проблеме непроизвольного запоминания. Им была экспериментально доказана зависимость непроизвольного запоминания от характера и структуры деятельности человека (лучше запоминаются объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, пусть и находящиеся в поле зрения субъекта, но не включенные в деятельность). Исследовал также проблему механизмов забывания и воспроизведения знаний, полученных школьниками в процессе обучения.

Петр Иванович Зинченко, психолог - Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание и деятельность

В последующие годы проблемы психологии непроиз­вольной памяти были систематически разработаны в ря­де теоретических и экспериментальных исследований П. И. Зинченко и его сотрудников. Важное значение имела также осуществившаяся под руководством П. И. Зинченко разработка проблемы эффективности обучения и продуктив­ности памяти в обучении.

Сочинения: Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского педагогического института иностранных языков. 1939, т. 1; Непроизвольное запомина­ние. М., 1961; М., 1997.

В зарубежной психологии, как мы уже отмечали, непро­извольное запоминание понималось как случайное запечат-ление объектов, которые, по выражению Майерса Шеллоу, входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты. Такое понимание определило ме­тодический принцип большинства исследований, состоявших в том, чтобы максимально изолировать определенные объекты от деятельности испытуемых вызываемой конструкцией, ос­тавляя эти объекты только в поле восприятия, т. е. только в качестве фоновых раздражителей.

Мы исходили из того, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятель­ности. Другие формы этого вида запоминания — результаты иных форм активности субъекта.

Эти положения определили методику наших исследований. Для раскрытия закономерных связей и зависимостей непро­извольного запоминания от деятельности необходима не изо­ляция определенного материала от нее, а, наоборот, включе­ние его в какую-либо деятельность, кроме мнемической, какой является произвольное запоминание.

Первая задача такого изучения состояла в том, чтобы экспериментально доказать сам факт зависимости непроиз­вольного запоминания от деятельности человека. Для этого необходимо было так организовать деятельность испытуемых, чтобы один и тот же материал был в одном случае объектом, на который направлена их деятельность или который тесно связан с этой направленностью, а в другом — объектом, не­посредственно не включенным в деятельность, но находя­щимся в поле восприятия испытуемых, действующим на их органы чувств.

С этой целью была разработана следующая методика ис­следования.

Материалом опытов были 15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Двенадцать из этих предметов можно было расклассифицировать на следующие четыре груп­пы: 1) примус, чайник, кастрюля; 2) барабан, мяч, игрушеч­ный медвежонок; 3) яблоко, груша, малина; 4) лошадь, со­бака, петух. Последние 3 карточки были различного содер­жания: ботинки, ружье, жук. Классификация предметов по их конкретным признакам давала возможность проводить опыты с этим материалом не только с учениками и взрослыми, но и с детьми дошкольного возраста.

Краткая биография

В последующие годы проблемы психологии непроизвольной памяти были систематически разработаны в ряде теоретических и экспериментальных исследований П. И. Зинченко и его сотрудников. Важное значение имела также осуществившаяся под руководством П. И. Зинченко разработка проблемы эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении.

Сочинения: Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского педагогического института иностранных языков. 1939, т. 1; Непроизвольное запоминание. М., 1961; М., 1997.

В зарубежной психологии, как мы уже отмечали, непроизвольное запоминание понималось как случайное запечат-ление объектов, которые, по выражению Майерса Шеллоу, входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты. Такое понимание определило методический принцип большинства исследований, состоявших в том, чтобы максимально изолировать определенные объекты от деятельности испытуемых вызываемой конструкцией, оставляя эти объекты только в поле восприятия, т. е. только в качестве фоновых раздражителей.

Мы исходили из того, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Другие формы этого вида запоминания — результаты иных форм активности субъекта.

Вклад в развитие психологии

Зинченко четко обозначил новую теоретико-методологическую позицию, которая гласила, что психологические законы, в том числе и законы запоминания, не могут лежать вне реальнои̌ осмысленнои̌ деятельности субъекта по отношению к окружающей действительности.

Новый принцип — ʼʼпринцип деятельностиʼʼ выступил в качестве альтернативы принципам ассоциации и структуры.

По мнению Зинченко воспроизведение и забывание знаний может получить правильную характеристику только при условии их анализа в связи с процессом формирования личности, а так с развитием её сознания и мышления и сознания.

В работах Зинченко были объединены личностный и деятельностный подходы. Эᴛο выразилось в следующих выводах:

  • процесс воспроизведения носит активный творческий характер, а не обычным припоминанием и всплыванием представлений запечатленных при обучении;
  • повторение должно служить не только закреплению или восстановлению ранее полученных знаний, а их качественному преобразованиюʼʼ.

Главная книга Зинченко — ʼʼНепроизвольное запоминаниеʼʼ. Она посвящена произвольному запоминанию, умственным действиям, включая классификации и арифметические вычисления, сложному процессу понимания текста.

Основные положения концепции Петра Зинченко заключаются в следующем:

  • функция памяти заключается в избирательном закреплении индивидуального опыта и ᴇᴦο дальнейшем использовании в жизни;
  • непроизвольное запоминание одновременӊο продуктом текущей деятельности и результатом отвлечений от нее, то есть случайным запоминанием;
  • деление памяти на непроизвольную и произвольную должно быть основным, определяющим, так как эти процессы являются последовательными ступенями в развитии памяти ребенка;
  • у детей дошкольного возраста основное место в закреплении индивидуального опыта занимает именно непроизвольная память;
  • с появлением произвольнои̌ памяти непроизвольная память продолжает совершенствоваться;
  • непроизвольное запоминание всœегда опосредствованным;
  • центральнои̌ задачей школы формирование у учеников навыков и умений произвольного мышления.

Мнемические эффекты П.И.Зинченко

В 2003 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Пе тра Ивановича Зинченко (1903—1969) и его учи теля — Алексея Николаевича Леонтьева (1903— 1979). Оба ученых оставили неизгладимый след не только в памяти психологии, но и в психологии памяти, оба стояли у истоков психологической теории деятельности и деятельностного подхода в российской психологии.

Так уж получилось, что учитель оказался старше ученика всего на полгода и почти на 10 лет пережил ученика. Трудно сказать, как сложилась бы научная судьба ученика, не случись их встреча в Харькове в 1930х гг. Ясно только, что встреча эта оказалась не случайной и оказала глубокое влияние на их дальнейшую деятельность. Сам факт их ровесничества дает удобный повод рассмотреть некоторые вопросы их взаимоотношений.

В ней был представлен критический анализ теоретических взглядов по психологии памяти вообще (и непроизвольной памяти, в частности), впервые был апробирован концептуальный аппарат психологической теории деятельности, предложена деятельностная трактовка непроизвольной памяти и описаны результаты первого исследования непроизвольного запоминания в рамках деятельностной парадигмы.
На экземпляре только что вышедшей из печати статьи.

«Очень важна работа Петра Ивановича Зинченко о непроизвольном запоминании. Я имею в виду особенно первую публикацию, которая появилась толь ко, к сожалению, в 1939 г. Она защищалась где-то, по-моему, в 1938 или 1937 г., (…) если мне не изменяет память. В чем был пафос? Занимает предмет место цели — один эффект, занимает структурное место условия — другой эффект: в этом была сущность, главное для нас, по крайней мере.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Аннотация:
В книге дано систематическое изложение проведенных автором исследований непроизвольного запоминания и сравнительного его изучения с запоминанием произвольным. Результаты этих исследований частично опубликованы в ряде статей, докладов и тезисов к ним. В первой части книги дается краткий очерк проблемы непроизвольной и произвольной памяти в отечественной и зарубежной психологии; освещаются принципы, задачи и пути исследования этой проблемы. Во второй части излагаются результаты исследований непроизвольного запоминания. Третья часть посвящена сравнительному изучению непроизвольного и произвольного запоминания. В четвертой части обсуждаются вопросы развития и воспитания этих видов запоминания.

В серии экспериментов Зинченко был доказан факт зависимости непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Данная форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, и перед ним довольно часто встает задача вспомнить то или иное событие, которое целенаправленно не отмечалось и не запоминалось. Кроме того, непроизвольное запоминание, в отличие от произвольного, редко служит предметом экспериментального исследования, так как с трудом помещается в лабораторные рамки; эта форма запоминания практически не исследуется в когнитивной психологии. Однако П.И. Зинченко и его сотрудникам удалось решить методологические и практические проблемы, связанные с изучением непроизвольного запоминания. Один и тот же экспериментальный материал выступает в эксперименте в двух ипостасях: один раз – в качестве объекта, на который направлена деятельность, второй раз – в качестве фона, т.е. объекта, непосредственно не включенного в деятельность.

Эксперимент П.И. Зинченко

Испытуемым предлагалось 15 карточек с картинками, в уголке каждой карточки была написана цифра. В первой серии эксперимента предлагалась познавательная задача (не мнестическая!) – разложить карточки на группы по содержанию изображенных на ней предметов. Затем нужно было припомнить, какие предметы и цифры были на карточках. Экспериментальная гипотеза подтвердилась – испытуемые хорошо запоминали предметы, поскольку именно они выступали в качестве объекта деятельности, и почти не помнили цифр, хотя последние постоянно находились в поле внимания. Во второй серии эксперимента в качестве объекта выступали цифры – нужно было выкладывать карточки по возрастанию написанных на них чисел, и результаты были аналогичными: цифры запоминались хорошо, а картинки практически не запоминались (рис. 18). Показатели запоминания представляют собой среднее арифметическое от количества правильно названных картинок или чисел в группе испытуемых. По результатам эксперимента было сформулировано общее правило: запоминается то, на что направлена деятельность.

Однако это правило нуждалось в дополнительной проверке, потому что результаты могли быть следствием не направленности деятельности как таковой, а направленности внимания. С этой целью был проведен третий эксперимент. В третьей серии испытуемым предлагалось 15 аналогичных карточек, они были разложены на столе. После этого предъявлялись еще 15 карточек, которые надо было накладывать поверх тех, что лежали на столе, по определенному правилу. В первом случае подбиралась картинка, на которой был нарисован предмет с названием, начинающимся на ту же букву (мяч – молоток), во втором случае пару подбирать надо было не по формальному признаку (первая буква слова), а по смыслу, например ключ – к замку и т.д. Результаты непроизвольного запоминания в первом случае оказались значительно ниже, чем во втором, и это уже нельзя объяснить исключительно направленностью внимания, потому что в обоих случаях карточки были в поле внимания, но во втором случае имела место более содержательная и активная деятельность.

В тех случаях, когда картинки и числа были предметом деятельности, отмечается закономерная тенденция к повышению показателей их запоминания с возрастом. Показатели запоминания фоновых раздражителей выражают противоположную тенденцию: чем больше возраст, тем они меньше. Этот факт объясняется особенностями деятельности по выполнению заданий у младших школьников. Наблюдения показали, что младшие школьники и особенно дошкольники медленнее входили в ситуацию опыта; чаще, чем средние школьники и тем более взрослые, отвлекались другими раздражителями. Поэтому числа в первом опыте и картинки во втором привлекали их внимание и становились предметом побочных действий. ().

Итак, эксперимент Зинченко подтвердил основное предположение: запоминание есть продукт активной деятельности с объектами, которая является основной причиной непроизвольного запоминания их. “В описанных опытах мы получили факты, характеризующие две формы непосредственного запоминания. Первая из них является продуктом целенаправленной деятельности. Сюда относятся факты запоминания картинок в процессе их классификации (первый опыт) и чисел при составлении испытуемыми числового ряда (второй опыт). Вторая форма является продуктом разнообразных ориентировочных реакций, вызывавшихся этими же объектами как фоновыми раздражителями. Эти реакции непосредственно не связаны с предметом целенаправленной деятельности. Сюда относятся единичные факты запоминания картинок во втором опыте и чисел в первом, где они выступают в качестве фоновых раздражителей” (там же).

На основании результатов был сделан общий вывод: запоминается то, что связано с основным руслом деятельности.

Таковы основные экспериментальные исследования взаимосвязи между запоминанием и деятельностью

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

Читайте также: