Что понимают специалисты под понятием потенциал здоровья человека кратко

Обновлено: 31.05.2024

— максимально достижимая степень здоровья человека. Потенциал здоровья определяется способностью заботиться о своем собственном здоровье и здоровье других, способностью принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, а также обеспечивать создание обществом, членом которого является тот или иной человек, условий, обеспечивающих достижение здоровья всеми членами этого общества.

Смотреть что такое ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ в других словарях:

ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ

Способность взаимодействия с окружающим миром для поддержания или восстановления гомеостаза. В понятие П. з. включают иммунологический статус, физические кондиции, эмоциональную стабильность, валеологическую культуру, стиль жизни, психофизическую регуляцию, социальную и функциональную стабильность и др. смотреть

ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ

– совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие (чаще негативное) внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.), а также механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.). смотреть

Потенциал здоровья человека, по нашему мнению, это демографические, физические, психические и социэкономические способности и возможности человека, которые позволяют при определенных условиях повысить в будущем качество и продолжительность жизни и благополучия людей, обеспечить воспроизводство населения, нарастить ВВП, .

Что понимают специалисты под понятием потенциал здоровья?

совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной), и механизмом психической саморегуляции.

Что такое потенциал здоровья?

В широком смысле потенциал здоровья — это характеристика всех возможностей — как субъективных (внутренние личностные силы), так и объективных (возможности раскрытия, использования обществом способностей и талантов). Субъективные стороны потенциала здоровья называются потенциалом физической активности.

Какой советский русский ученый предложил количественное определение здоровья как сумму резервных мощностей основных функциональных систем?

Что такое индекс общественного здоровья?

Это показатель ожидаемой продолжительности жизни населения, смертность трудоспособных граждан, смертность от предотвратимых причин и др. Все данные для подсчета показателей берутся из официальных источников – федеральных и региональных баз данных.

Что значит здоровье?

Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Что такое физиологические резервы организма?

Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для конкретных условий функционирования организма.

Что такое резервы человеческого организма?

Что такое медицинская санитарная статистика?

Медицинская (санитарная) статистика – отрасль ста- тистики, изучающая количественные закономерности, со- стояние и динамику населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных.

Что изучает общественное здоровье?

Общественное здоровье — изучение и разработка стратегических и тактических организационных, медико-социальных предложений, направленных на охрану и повышение уровня здоровья населения и качества медицинской помощи.

Какой документ используют для изучения инфекционной заболеваемости?

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем как основной нормативный документ во всех странах мира для изучения заболеваемости. 2. Цели изучения данных о заболеваемости населения.

Потенциал здоровья — максимально достижимая степень здоровья человека. Потенциал здоровья определяется способностью заботиться о своем собственном здоровье и здоровье других, способностью принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, а также обеспечивать создание обществом, членом которого является тот или иной человек, условий, обеспечивающих достижение здоровья всеми членами этого общества.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Смотреть что такое "Потенциал здоровья" в других словарях:

потенциал здоровья — sveikatos potencialas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmens ir aplinkos sąveikos, lemiančios sveikatą, galimybės. Sveikatos potencialas priklauso nuo įgimtos geros sveikatos, auklėjimo, žinių apie sveikatos tausojimą ir… … Sporto terminų žodynas

Потенциал здоровья — Способность взаимодействия с окружающим миром для поддержания или восстановления гомеостаза. В понятие П. з. включают иммунологический статус, физические кондиции, эмоциональную стабильность, валеологическую культуру, стиль жизни, психофизическую … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ — – совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие (чаще негативное) внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.), а также механизмом… … Терминологический ювенологический словарь

Р 2.1.10.1920-04: Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду — Терминология Р 2.1.10.1920 04: Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Агрегированный риск вероятность развития вредного для здоровья эффекта в результате поступления… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Состояние здоровья населения — I Состояние здоровья населения комплексная социально гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения. Проводится изучение С. з. н. как всей страны, области, края, района, города, так и его отдельных групп (половых, возрастных,… … Медицинская энциклопедия

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ — представляет собой научное знание, как воплощенное в технологиях, продукции и прочих результатах человеческой деятельности (научно технологический потенциал), так и не реализованное, имеющее информационный характер, но закрепленное на… … Терминологический ювенологический словарь

Канцерогенный потенциал — (фактор наклона, фактор канцерогенного потенциала, SF) мера дополнительного индивидуального канцерогенного риска или степень увеличения вероятности развития рака при воздействии канцерогена. Определяется как верхняя 95 % доверительная граница… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ — представляет собой размеры ресурсов труда, трудовую дееспособность общества, страны и отдельных территорий. Количественная сторона Т.п. характеризуется общей численностью трудоспособного населения, количеством рабочего времени, которое оно… … Терминологический ювенологический словарь

Макроэкономическая статистика — (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора


2. Калев О.Ф., Калева Н.Г. Ментальное здоровье и профилактика неинфекционных заболеваний // Актуальные вопросы внутренних болезней: традицион. и психо-соматич. подходы: материалы межрегион. науч.- практич. конф. – Челябинск, 2006. – С. 151-153.

3. Калева Н.Г. Концепция гуманитарной модели управления качеством системы здравоохранения. – М.: Практика, 2014. – 256 с.

5. Марченко А.Г. Критерии оценки состояния здоровья населения при его комплексном изучении // Советское здравоохранение. – 1979. – С.23-28.

6. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. – М.: Медицина, 2002. – 976 с.

7. Тырсин А.Н., Калев О.Ф., Яшин Д.А., Лебедева О.Ф. Оценка состояния здоровья популяции на основе энтропийного моделирования // Математическая биология и биоинформатика. – 2015. – Т. 10, № 1. – С. 206-219.

8. Яшин Д.А., Калева Н.Г., Калев О.Ф., Яшина Л.М. Распространенность артериальной гипертензии в организованных популяциях взрослых и детей по материалам многолетних исследований // Медицинская наука и образование Урала. – 2011. – № 3. – С. 21-26.

9. Яшин Д.А., Калева Н.Г., Калев О.Ф., Яшина Л.М. Рост эпидемии активного и пассивного курения взрослыми и детьми // Медицинская наука и образование Урала. – 2011. – № 4/68. – С. 175-179.

10. Terminology for the European Health Policy Conference. A glossary with equivalents in French, German and Russian. – Copenhagen.: WHO Regional Office for Europe, 1994. – 33 p.

Целью данного исследования явилось обоснование сущности нового понятия –качество здоровья и критериев его классификационной оценки.

Понятие качество использовано нами при разработке гуманитарной модели управления системой здравоохранения [3] и создании единой интегрированной классификации групп качества здоровья [4] .

Принцип Гегеля квалификации (качественная определенность) и квантификации (количественная характеристика квалификации) предметов и явлений выполняет особо важную функцию при обосновании понятия качество здоровья у детей, подростков и взрослых с сочетанной патологией (полипатиями), обусловленной хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), факторами риска ХНИЗ и полипатий [3].

По нашему мнению, ментальное здоровье – это основной интеллектуальный человеческий капитал, понимание сущности которого должно занять особое место в науках о человеке. Понятие ментальное здоровье выходит за рамки общей, социальной, медицинской и прикладной психологии, а также психиатрии и психосоматической медицины [2, З]. Синтез данных компонентов означает появление новых интегративных качеств, к числу которых относятся ментальность человека и менталитет нации. Эти понятия не эквивалентны понятиям личность или социальная психология соответственно. При этом следует подчеркнуть, что наука о ментальном здоровье не сводится только к общепринятым представлениям о менталитете человека и нации. Она является междисциплинарной синтетической наукой.

Представления о психическом здоровье, предметом и задачей которого является психиатрия и психология, строятся обычно на негативной основе. Если нет психических заболеваний и расстройств, человек вменяем и не нуждается в компетенции психиатра, с точки зрения наблюдения и лечения у него, то он признается психически здоровым. Он может учиться в обычной школе, ВУЗе, служить в армии, носить оружие, садиться за руль автомобиля, самолета, вертолета и выполнять другие социальные функции. При этом он нередко становится причиной и виновником гибели людей, включая массовую, вследствие некомпетентности, мировоззрения насилия, равнодушия и т.д.

Понятие физическое здоровье. Качество функционирования мозга в целом и прежде всего структур высшей нервной деятельности в аспекте ментального здоровья определяет качество физического здоровья. Под физическим здоровьем мы понимаем систему организма человека, относящуюся к скелетной мускулатуре, мышцам, двигательная активность которых относится к категории управляемых произвольных движений в отличие от систем гладкой мускулатуры. Ментальное здоровье и физическое здоровье в своем развитии и качестве функционирования неразрывно связаны и взаимодействуют в рамках системы двигательной активности. Движение, труд, физкультура, спорт, танцы, плавание и т.д. обеспечиваются единой психомоторной системой, понятие о которой было развито отечественными великими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Двигательная идиомоторная активность оказывает существенное влияние на развитие мозга, а мозг, в свою очередь, на качество двигательной активности. Поэтому физическое здоровье является важным компонентом качества здоровья в целом. Иногда физическое здоровье трактуется в более широком смысле и отождествляется с соматическим, что вносит элемент неопределенности в понимание сущности физического здоровья. Физическое здоровье и активность определяются тремя основными характеристиками – скорость, сила и выносливость, а также зависят от качества обмена структурным веществом (белки и др.), энергией и информацией. В улучшении и совершенствовании физического здоровья решающее значение имеет ментальное здоровье. Ярким примером этого являются успехи параолимпийцев.

Классификация качества здоровья. Для целостной медико-биопсихологической и социологической характеристики качества здоровья человека и популяции необходимо разработать и совершенствовать классификацию, отвечающую следующим принципам [4]:


Цель: Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.

Студент должен знать:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.
  2. Универсальность положений психологии здоровья.
  3. Критерии психического здоровья.
  4. Методические и организационные аспекты здоровья
  5. Классификацию методов развития личности
  6. Качества зрелой личности
  7. Психологическое здоровье детей

Студент должен уметь:

  1. Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья
  2. Определить степень зрелости личности
  3. Исследовать личность по критериям психического здоровья.

Темы проектов, рефератов:

  1. Основные принципы психологии здоровья
  2. Методы психологического тестирования
  3. Психологическое здоровье детей
  4. Психика и сознания
  5. Развитие психики и поведения
  6. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
  7. Образ жизни и психическое здоровье
  8. Основные представления о здоровой личности
  9. Психология здоровья как междисциплинарная область знаний
  10. Критерии психического здоровья.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб., 2006.
  2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2006.
  3. Лакосина Н.А., Сергеев И.И., Панкова Ф.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. Вузов. - 2005.
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М., 2008г.

Дополнительная литература:

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2002.

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005 г.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004 г.

4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?
  2. Как можно охарактеризовать здоровую личность?
  3. Что изучает психология?
  4. Какие методы развития личности вы знаете?
  5. Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?

Основные вопросы темы:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.
  2. Универсальность положений психологии здоровья.
  3. Задачи психологии здоровья.
  4. Классификация методов развития личности.
  5. Критерии психического здоровья.
  6. Качества зрелой личности.
  7. Психологическое здоровье детей.

Итоговый контроль уровня знаний:

Содержательная часть. Предмет клинической психологии, задачи, методы

Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.

Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).

Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.

Кроме изучения психики больного человека (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Универсальность положений психологии здоровья

Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.

Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) - способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) - способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ­ная компетентность - это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль­ная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) - способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.

7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность - это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.

Духовный потенциал - это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов - Гармония Личности.

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровья следует отнести:

  1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
  2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
  3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
  1. самопознание;
  2. самовоспитание или самосотворение;
  3. самоосуществление.

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:

  1. психическое здоровье;
  2. физическое здоровье;
  3. экологическое здоровье;
  4. профилактическая наркология;
  5. психосоматическая медицина;
  6. психология питания;
  7. семейное здоровье;
  8. сексуальное здоровье;
  9. пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
  10. образование и просвещение;
  11. труд и отдых;
  12. национальное здоровье.

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

  1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
  2. Внутренняя картина здоровья.
  3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
  4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Классификация методов развития личности

Основным мотивом, привлекающим внимание к программам психологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как коррекция негативных личностных особенностей; модификация стереотипов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодолению вредных привычек и др.

Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.

К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от­носится консультирование 2-3 раза в год (по мере необходимости - и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.

Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к совершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.

Совершенствование на экзистенциальном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного организма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совершенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект-объект, жизнь-смерть. Большинство методов экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те, в основе которых лежит но этический подход - такие как экзистенциальная психология, гештальттерапия логотерапия. гуманистическая психология и др.

Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.

При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей - другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.

Критерии психического здоровья

ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственная возрасту человека зрелость чувств;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной среде);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Качества зрелой личности

Зрелая личность:

Психологическое здоровье детей

Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: фундамент психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития (Дубровина, 2000). Психологическое здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка - они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Практическая часть

Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).

Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.

Среднее время проведения: 15 мин.

Текст опросника

Интерпретация:

Тестовый контроль знаний

1. В недрах какой науки зародилась психология:

  1. политология
  2. биология
  3. философия
  4. социология

2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления - материализм и идеализм:

3. Исходя из предмета изучения, психология - это наука

  1. точная
  2. естественная
  3. педагогическая
  4. медицинская
  5. гуманитарная
  1. устойчивые психопатологические состояния
  2. психопатологические психические процессы
  3. психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования
  4. психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы
  5. психические заболевания

5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

  1. патопсихологическое исследование
  2. клиническое интервьюирование
  3. нейропсихологическое исследование
  4. тестирование индивидуально-психологических особенностей
  5. амитал-кофеиновое растормаживание

6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

  1. доброты
  2. ответственности
  3. самостоятельности
  4. нравственности
  5. автономности

7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

  1. зрелость
  2. здравомыслие
  3. автономность
  4. гибкость самооценки
  5. нравственность

8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:

  1. физические
  2. биологические
  3. физиологические
  4. астрологические
  5. логические

9. Холистический подход психологии здоровья опирается:

  1. на клиническую картину личности
  2. на изучение психики человека
  3. на изучение поведенческих процессов
  4. на всестороннее гармоничное развитие личности

10. Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умениеприобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

Читайте также: