Саддукеи кто это кратко и понятно

Обновлено: 28.06.2024

После падения Хасмонеев к саддукеям примкнула жреческая группа боэтусеев, сходно с саддукеями понимавшая слова Антигона из Сохо (см. выше). Их руководитель Боэтус выдал дочь за царя Ирода I и был назначен первосвященником. С этого момента Талмуд вообще не делает различия между саддукеями и боэтусеями (и считает жившего гораздо раньше Боэтуса учеником того же Антигона из Сохо).

Лишь во время Иудейской войны I в осажденном Иерусалиме власть полностью перешла из рук саддукеев в руки фарисеев, самые радикальные из которых превратились в зелотов. С разрушением Второго храма и прекращением жертвоприношений саддукеи окончательно потеряли былое значение. Одни из них примкнули к фарисейству, другие продолжали тайно исповедовать свое учение. Весьма возможно, что традиции саддукеев повлияли впоследствии на учение караимов.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Много дополнительных сведений, преимущественно об отношениях саддукеев и фарисеев с христианами, мы получаем из Нового Завета. Для реконструкции фарисейского учения очень важны раввинистические тексты (раввинистический иудаизм развился в конце I –начале II вв. н.э. из партии фарисеев). Общину, написавшую кумранские тексты, принято отождествлять с ессеями.

Но что же делать, если видишь в популярной литературе и публицистике такое, что только дивишься? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Саддукеи

Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

В 104-76 и 65-37 гг. до н.э. должности царя и первосвященника вообще совмещались в одном лице. Со времен Ирода первосвященники потеряли светскую власть, но сохранили влияние. Семьи, из которых избирались первосвященники, сосредоточили в своих руках власть, земли и богатства, зачастую – за счет более бедных собратьев-священников.

Фарисеи

Соблюдая ритуальную чистоту, фарисеи отказывались садиться за один стол не только с иноверцами и иноземцами, но и с другими евреями, если считали их оскверненными грехом или недостаточно тщательным выполнением бытовых религиозных предписаний (Мф 9:11). Фарисеи много постились (Мф 9:14), подолгу молились (Мф 23:14). Строго соблюдали субботу (Мф 12:2). Строго, до мелочей, соблюдали предписания о десятине на Храм (Мф 23:23).

Фарисеи не были связаны с Храмом, т.е. с официальной иерархией. По социальному статусу большинство из них, как полагают исследователи, было торговцами или небогатыми землевладельцами. Некоторые, однако, целиком посвящали себя изучению и толкованию Закона.

Простой народ не мог следовать в своей обычной жизни детальным предписаниям фарисеев, но уважал их как людей святой жизни (считая, по-видимому, что святая жизнь состоит именно в соблюдении максимального количества максимально детальных обрядовых предписаний). Согласно Иосифу, простой народ необыкновенно чтил их и в столкновениях храмовой аристократии с фарисеями всегда был на стороне фарисеев.

Предельно серьезное отношение к вопросам веры сближает первых христиан и фарисеев. Но в Новом Завете портрет фарисея дан как своего рода фон к тому, каким должен быть последователь Иисуса Христа: у того, кто идет за Иисусом, на первом месте должно быть не внешнее, а внутреннее.

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Совокупность этих черт дает автору основание сопоставить фарисеев с новоевропейской интеллигенцией. Это очень интересный историософский тезис, и он, несомненно, заслуживает серьезного научного анализа, пункт за пунктом.

(3) Фарисеи не выступали за отмену смертной казни. Да и как они могли выступать против смертной казни, если Ветхий Завет ее прямо предписывает, а задача, которую ставили перед собой фарисеи, заключалась не в отмене, а в тщательнейшей детализации всех предписаний Ветхого Завета?

Но это не значит, что фарисеи вообще никогда не выносили смертных приговоров. Павел, в бытность свою фарисеем, одобрял казнь Стефана (Деян 8:1).

В некоторых ультраправославных домах и монастырях, расширяя Трулльское правило до абсурда, выламывают паркет, если две паркетины на нем легли перпендикулярно, и вырезают крестовины из сифонов умывальной раковины. Такое расширительное толкование правил и впрямь чем-то похоже на трактовку ветхозаветных заповедей в Мишне и Талмуде.

Ессеи

Община кумранитов, как ее обычно реконструируют историки, была первым в истории библейской традиции монастырем. Принятию в общину предшествовал длительный период испытания. Поступившие соблюдали строжайшую дисциплину, беспрекословно повиновались старшим.

Если уж следовать тренду искать параллели между Иудеей времен Иисуса и нашей действительностью, то можно было бы сравнить ессеев с теми ультраортодоксальными и апокалиптически настроенными православными монашествующими, которые не только в теории, но и на практике соблюдают обет бедности, иерархию обличают в безблагодатности, и ждут скорого конца света.

Если задача религии заключается в том, чтобы поддержать национальную идентичность, сплотив народ вокруг некоей совокупности религиозных обрядов и правил, то фарисеи и их преемники полностью выполнили эту задачу. Сплотившись вокруг наследия фарисеев, вокруг учения о богоизбранности и детального кодекса религиозно-ритуальных предписаний, еврейский народ пережил и катастрофу 70 г. и еще целый ряд последовавших катастроф.

Но это уже совсем другая история. Она вообще в другой плоскости существует…

На протяжении земной жизни Спаситель не один раз обличал и открывал лукавство книжников и фарисеев. Об этом рассказывают нам евангельские тексты. В последние дни, перед смертью на кресте, конфликт Иисуса Христа с этими людьми достигает апогея.

Кем были эти люди, и почему их взгляды не совпадали с взглядами Христа?

Еврейское общество времен, когда жил Иисус Христос, не было внутренне единым. Во времена Спасителя Иудея была в подчинении у Римской империи, и поэтому иудеи ожидали Мессию как человека, который им вновь вернет независимость.

В то время существовало много течений и политических партий, которые по-разному рассматривали законы, данные Богом через Моисея. По-разному смотрели они и на роль еврейского общества в мировом плане, и по многим вопросам у них были разделения.

Фарисеи и их течение появилось тогда, когда происходила эллинизация иудейского народа. Основу культуры эллинских народов составляло язычество. Поэтому появляется течение фарисеев, которые ставят главную цель – сохранить культуру своего народа и предотвратить влияние эллинской культуры.

Фарисеи кроме соблюдения законов данных Моисею, были сторонниками и устной традиции, которая влияла на простой иудейский народ. Мировоззрение фарисеев формировалось на трех основных принципах:

  • сбережение субботнего покоя;
  • ритуальная чистота;
  • необходимость отдавать десятину на храм.

Проблема фарисейского течения была в том, что за соблюдением буквы Закона они утратили понимание духовного смысла Писания.

Да, фарисеи проповедовали базовые принципы и сами их исполняли, зачастую публично, с целью показать пример для подражания.

На самом же деле это публичное исполнение Закона очень часто было лицемерным, т.е. их благочестие было только внешним.

Другое религиозное течение того времени – саддукеи . Они были противоположностью фарисеев.

Саддукеи объединяли аристократическую прослойку общества . Название саддукеи получили от родоначальника Садока, одного из представителей священнического рода. В период жизни Иисуса Христа, из списков первосвященников видно то, что они принадлежали именно к саддукеям .

Саддукеи были частично заражены духом язычества и уже не стремились выполнять все предписания Закона Моисеева, не предавали значение исполнению обрядов. Более того, саддукеи не верили в загробную жизнь, в существование ангелов, в воскресение мертвых.

Свои взгляды саддукеи базировали только на том, что написано в Торе, а все что ушло в устную традицию, но не имеется в тексте Священного Писания, они считали недостоверным.

Для представителей римской власти саддукеи были более удобными, поэтому на разные административные и военные должности они назначали именно представителей саддукейского течения.

Кто такие книжники ? Это те люди, которые в совершенстве знали Закон Божий. Чаще всего человек обучался при авторитетном раввине (учителе), и обучение могло затянуться не только на годы, а на десятилетия. Уже после этого он становился самостоятельным учителем.

Книжники были и фарисеями, поэтому Спаситель их часто объединяет. И действительно общим у книжников и фарисеев было то, что в их понимании Иисус Христос не исполняет те предписания, которые для них были уже вроде аксиомы.

Почему Иисус Христос обличает книжников, фарисеев и саддукеев?

Потому что они заостряли внимание только на внешнем исполнении всех предписаний. Спаситель разоблачает их отношение к Закону Божьему. Он говорит, что человек выполняя суть закона должен все использовать для того, чтобы объединиться с Богом, но не для того, чтобы всю жизнь посвятить только исполнению каких-то предписаний письменного или устного характера.

Не только в то время, но и сейчас слова Спасителя для людей непонятны. Господь предостерегает нас, чтобы мы не уподоблялись фарисеям, чтобы наша вера не проявлялась только внешне.

Для христиан важно понимать, что есть средство, а что цель. Поэтому все, что помогает человеку быть духовно совершенным нужно исполнять, но не так, чтобы эти способы стали основой религиозного служения человека.

Не уподобляемся ли мы книжникам и фарисеям сейчас? Напишите в комментариях свое мнение.

Понравилась статья? Ставьте лайк. Буду рада вашей подписке на канал.

Саддукеи и фарисеи

Саддукеи и фарисеи были две основные партии иудейского синедриона. Синедрион — высшее религиозное учреждение и высший правительственный и судебный орган у иудеев. Начальствовал синедрионом, выбранный на год первосвященник. Синедрион иногда обозначается в Новом Завете как «первосвященники со старейшинами и книжниками.

Саддукеи были богатые пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го обще­ства, пар­тия иудей­ских свя­щен­ни­ков. Они отвер­га­ли авто­ри­тет­ность Библии, кро­ме Пятикни­жия Моисея, получа­ли выго­ду от тор­гов­ли в хра­ме. Вместе с фари­се­я­ми они состав­ля­ли одну из двух основ­ных пар­тий иудей­ско­го синед­ри­о­на.

Фарисеи — группа иудеев со стро­гим отно­ше­ни­ем к бла­го­че­стию, тре­бо­ва­ли наи­бо­лее тща­тель­но­го соблю­де­ния иудей­ско­го зако­на и пре­да­ния. Пользо­ва­лись боль­шим вли­я­ни­ем в сина­го­гах.

Фарисеи и саддукеи враждовали друг с другом: саддукеи, состоявшие в основном из иудейских священников поддерживали линию первосвященника, а фарисеи были к ним в оппозиции. Были у них и богословские разногласия.

Читайте также: