В семье м пятилетний ребенок бабушка готовит ребенка к школе какую функцию семьи иллюстрирует данный

Обновлено: 30.06.2024

А3.К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды

А4. Принадлежность к семье Ф.предоставляет ее членам возможность получить работу в

коммерческом банке. Данный пример отражает ф у нкцию семьи:

3) эмоционально - психологическую 4) социально - статусную

А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общ ий социально

значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную

1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой

связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - эт о:

А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) вид государственного ус тройства 2) тип соци альной стратификации

3) характер экономических связей 4) особенность политической систем ы.

А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

1) выпускник профессионального колледжа; 3) фу тбольный болельщик;

2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий - контрактник

А13.Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы

А14. Верны ли следующие суж дения о социальном статусе?

А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суж дения о социальных конфликтах?

А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту .

Б. Межнациональный конфликт является ра зновидностью социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба су ждения 4) оба с ужде ния неверны

Б. Семья осу ществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных чле нов

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба су ждения 4) оба суждения неверны

В2. Найдите в приведенном ниже списке признаки нации.

В4. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым

социальным группам. Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок - группа, 5 ) группа близких друзей.

В5. Укажите правильную последовательность действий граж данина при урегулировании

« Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и

рождаемости, т.е. делают акцент на на м еханизмах демографического воспроизводства нас еления.

Между тем демограф ическая революци я - э то и качественное изменение одного из важнейших

общественных институ тов - семьи. Для вы явления социологических и с оциально - психологических

последствий демографических революций ну жно сопоставить две формы семьи - тради ционную,

патриархальную, существовавшу ю многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

Одной из наиболее ярких дем ографических характеристик патриархальной се мьи была е е

многодетность… патриархальная семья х арактеризовалась жесткой авторитарностью отношений,

навязываемых мужч инами женщинам, старшими - младшим членам семьи. Это означает, что в

качестве социального института патриархальная семья поставляла обществ у рабочую сил у,

ориентированную на слепое подчинение, на минимум професс иональной автономии и инициативы…

Демографическая революция ра зрушила патриархальн у ю семью и на ее место воздвигла нову ю,

нуклеарную. На чался процесс возрастающего общественного самоопределени я новых поколений:

достигшие совершеннолетия и всту пающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и

Не менее важными о казались и собственно демографические последствия, связанные с п роцессами

сомоопределения женщин. Их стремлен ие к равенству, профессиональном у самоутверждению,

образованию и ку льтуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически

необходимое( отданное родам, кормлению, воспи танию детей) время сократилось в п ольз у

демографически свободного, предназначенного для у довлетворения других н у жд.

Так начала формировать ся малодетная семь я… патриархальная семья давала количественн ый рост

населения… нуклеарная семья делает акцент на каче стве поколения.

С1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа се мьи.

С2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к друг ому?

С3. Опи раясь на т екст и об ществоведче ские знан ия, н азови те характерные черты нуклеарной

С4. Опи раясь на т екст и обществоведче ские знания, приведите не менее т рех характеристик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное тематическое тестирование включает задания разного уровня сложности: от базового до высокого.Может быть использовано для проведения поурочного контроля.Направлено на отработку умения соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

1.К функциям семьи относится:

1) социализация личности

2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования

4) определение размеров коммунальных платежей

2.В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

3. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

4. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

3) эмоционально – психологическая

4) социально – статусная

5.Выберите правильное утверждение:

в истории общества существовали разные виды семьи

семейные отношения нормами права не регулируются

современная семья включает всех родственников

семейные отношения нормами морали не регулируются

6. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

главенствующее положение отца семейства

возрастание роди женщины в семье

взаимное уважение между супругами

активное участие женщин в общественном производстве

7.Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:

совместным проживанием как минимум трех поколений

справедливым разделением домашних обязанностей

экономической зависимостью женщины от мужчины

главенствующей ролью мужчины в семье

8. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа и ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью Ф. как патриархальную?

1) семья владеет небольшой квартирой на окраине города

2) родители мужа подарили семье автомобиль

3) муж и жена в прошлом были однокурсниками

4) муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

9. Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

2) социального контроля

10.Семья с двумя детьми приехала в гости к друзьям в их загородный дом. Дети с шумом и визгом бросились бегать и играть на участке, кое-где помяв цветы. Папа с мамой сделали детям замечание, что в гостях так себя вести неприлично. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

2) социального контроля

11.Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1)высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

12.Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья – это малая группа.

Б) Семья – это социальный институт.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13.Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) они совместно владеют квартирой

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

3) у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

14.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети Б) брак В) социализация Г) коллектив Д) обязанности

Е) институт Ж) отношения З) группа И) любовь К) уважение.

15.В горах Дагестана проживает большая семья. В одном дворе проживают несколько поколений родственников. Старшие члены семьи пользуются заслуженным уважением. В доме существует четкое разделение мужских и женских функций. Когда мужчины обедают за столом, женщины за стол не садятся.

Выберите в приведенном ниже списке признаки семьи, описанной в данном примере, и запишите цифры, под которыми они указаны.

16.Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.

1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) военнослужащего срочной службы;

2) депутата городской думы;

3) учащегося средней общеобразовательной школы.

4) потребителя услуг мобильной связи.

А11. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.

А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;

2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий - контрактник

А13.Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы

А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение членов семьи.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

B1. Опишите социальный статус вашего знакомого

В2. Найдите в приведенном ниже списке признаки нации.

  1. общность языка
  2. наличие гражданского общества
  3. общность исторического пути
  4. сходные условия жизни
  5. общность территории
  6. поглощение другой нации

В3. Социальную сферу характеризуют понятия:

  1. бюрократизм
  2. нация
  3. политические партии
  4. страта
  5. сословие

В4. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам. Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

В5. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

1) обсудить предмет спора

2) понять необходимость прекратить конфликт

3) встретиться с оппонентом

4) договориться о встрече с оппонентом

5) договорится о взаимных уступках.

Вариант №1

  1. Признак, характеризующий стратификационную группу:

1) пол; 2) интеллект; 3) образование; 4) особенности характера

  1. Древнейшей этнической формой организации людей является:

1) племя; 2) нация; 3)клан; 4) народность

  1. Оценка обществом социального положения конкретной личности определяется понятием:

1) авторитет; 2) престиж; 3) должность; 4) роль

  1. Главнойпричиной социального неравенства с точки зрения коммунистов является:

1) частная собственность на средства производства

2) разное качество получаемого образования

3) недостаточная благотворительность со стороны богатых

4) коррупция в высших органах государственной власти

  1. Процесс усвоения на протяжении всей жизни индивидом общественных норм называется:

1) адаптацией; 2) приспособлением; 3) социализацией; 4) образованием

  1. Комитет солдатских матерей представляет собой социальную общность:

1) занимаются физическим трудом

3) занимают промежуточное положение в обществе

4) имеют малый доход

1) социальный статус

2) социальное происхождение

3) семейное положение

  1. Окончив институт, К. пришел работать в школу учителем. Через пять лет его назначили на должность директора. Данный факт является примером:

1) горизонтальной социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) социальной адаптации

4) вертикальной социальной мобильности

  1. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?

1) соответствующее обычаям

2) нарушающее нормы права

3) негативное отклоняющееся

4) позитивное отклоняющееся

  1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
  1. К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917 г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордился тем, что он русский. Это проявление признаков общности
  1. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне:

1) страта; 2) маргинал; 3) люмпен; 4) плейбой

  1. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является:

1) устная характеристика

2) лестный отзыв на собрании коллектива

3) доброжелательное отношение

4) вручение премии

  1. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявление социального (-ой)

1) стабильности; 2) мобильности; 3) неравенства; 4) эволюции

  1. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке служит примером социальной:

1) мобильности; 2) положения; 3) статуса; 4) роли

  1. Восходящую вертикальную мобильность иллюстрирует пример:

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) офицер разжалован в прапорщики

  1. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:

1) этикета; 2) морали; 3) права; 4) традиций

  1. Если в национальных отношениях используется принцип толерантности, это означает, что существует:

1) уважение к чужому мнению, доброжелательность

2) уважение к традициям и обычаям других народов

3) возможность исповедовать любую религию

4) свобода экономической деятельности

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Люди принадлежащие к одной нации

А. объединены общностью исторических и культурных традиций

Б. говорят на одном языке

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. К функциям семьи относится:

1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей

2. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

3. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

4. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

3) эмоционально – психологическая

4) социально – статусная

5. Выберите правильное утверждение:

в истории общества существовали разные виды семьи

семейные отношения нормами права не регулируются

современная семья включает всех родственников

семейные отношения нормами морали не регулируются

6. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

главенствующее положение отца семейства

возрастание роди женщины в семье

взаимное уважение между супругами

активное участие женщин в общественном производстве

7. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:

совместным проживанием как минимум трех поколений

справедливым разделением домашних обязанностей

экономической зависимостью женщины от мужчины

главенствующей ролью мужчины в семье

8. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа и ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью Ф. как патриархальную?

1) семья владеет небольшой квартирой на окраине города

2) родители мужа подарили семье автомобиль

3) муж и жена в прошлом были однокурсниками

4) муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

9 . Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

2) социального контроля

10. Семья с двумя детьми приехала в гости к друзьям в их загородный дом. Дети с шумом и визгом бросились бегать и играть на участке, кое-где помяв цветы. Папа с мамой сделали детям замечание, что в гостях так себя вести неприлично. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

2) социального контроля

11. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1)высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

12. Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья – это малая группа.

Б) Семья – это социальный институт.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) они совместно владеют квартирой

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

3) у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети Б) брак В) социализация Г) коллектив Д) обязанности

Е) институт Ж) отношения З) группа И) любовь К) уважение.

15. В горах Дагестана проживает большая семья. В одном дворе проживают несколько поколений родственников. Старшие члены семьи пользуются заслуженным уважением. В доме существует четкое разделение мужских и женских функций. Когда мужчины обедают за столом, женщины за стол не садятся.

Выберите в приведенном ниже списке признаки семьи, описанной в данном примере, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) неполная 2) партнерская 3) многопоколенная 4) традиционная 5) нуклеарная 6) патриархальная

16. Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

18. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

3) Семья является одним из субъектов социального контроля.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

20. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.

5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

А) В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

Б) Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

В)Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Г) Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

22. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

22. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) материальная поддержка неработающих членов семьи

3) семейное предпринимательство

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе

24.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Биологическое воспроизводство человеческого рода

Результаты опроса (в %), представлены в таблице:

старшее поколение

супруги имеют детей

супруги доверяют друг другу

супруги имеют отдельную от родственников квартиру

супруги живут в материальном достатке

супруги имеют общие интересы и общий уровень образования

1) для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток

2) старшее поколение, в большей степени, чем молодежь, обращает внимание на наличие отдельной квартиры

3) молодое поколение, в отличие от старшего, считает приоритетным фактор наличия общих детей

4) доверие и наличие общих интересов полагают более значимыми представители молодого поколения

Читайте также: