Непрерывность профессионального развития педагогических работников доу

Обновлено: 04.07.2024

Мир высоких технологий, ускоренного развития и цифровизации создает новые правила жизни. Прогнозы футурологов и сценарии, описанные писателями-фантастами, сбываются все быстрее. Каждый день мы сталкиваемся с большим объемом информации, которая становится доступнее. Как адаптироваться к новым условиям жизни? Как найти и занять свое место в сценарии возможного будущего? Как превратить информацию в знания и навыки для жизни?

  • Дата: 7 октября 2021 года.
  • Время: 14:00.

Сохраняя свою фундаментальную роль, учитель сегодня выполняет важную миссию навигатора, единомышленника и проводника для ребенка на пути его личной, не похожей ни на чью, траектории.

С помощью новых возможностей учитель способен создать атмосферу урока, адекватную сегодняшнему дню, повысить интерес учеников к предметам за счет использования понятных и привычных для детей современных технологий. Как и прежде, учитель не только дает знания, он оказывает колоссальное влияние на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему ценностей.

Цифровая грамотность, аналитические способности, эмоциональный интеллект, организационные навыки и проектное мышление – важные требования для учителя, сопровождающего детей на пути к их успешному будущему. Но, чтобы обладать этими качествами, даже учителю необходимо главное – умение учиться. Ведь многие навыки в современном мире стремительно устаревают. Умение непрерывно учиться – определяющее качество учителя сегодня с точки зрения завтра.

Какова роль региональных институтов развития образования? Что изменится с открытием региональных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и научно-методических центров сопровождения педагогических работников на базе образовательных организаций высшего образования? Какие формы повышения квалификации являются наиболее эффективными сегодня?

На панельной дискуссии, которая состоится в рамках Московского международного салона образования, будут затронуты вопросы формирования единого пространства ДПО в контексте вызовов современности.

Участники: представители образовательного сообщества системы ДПО, педагогических вузов, педагогические работники, иные заинтересованные лица.

Принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога предъявляют новые требования к организации и содержанию дошкольного образования , к профессиональной квалификации педагогических работников , ставит перед ними новые, более сложные задачи. Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального развития педагогов .

Уровень образования педагогов : высшее .

В ходе анализа были выявлены проблемы :

низкий уровень компетентности новых педагогов в вопросах нормативно – правового обеспечения ФГОС дошкольного образования ; снижение активности части педагогов – стажистов при достаточно высоком уровне компетентности - проявление профессиональной стогнации , застоя.

Для решения данных проблем спланировали систему определенных действий и мероприятий, которые направлены на профессиональное развитие педагогов ДОУ .

Наметили направления профессионального развития педагога :

Для достижения цели постав лены следующие задачи :

1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов .

2. Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.

3. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность .

4. Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

5. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов .

Формы работы Методы и приемы

- дистанционное обучение по интересующей теме ;

-педагогический совет (традиционный / нетрадиционный) ;

Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога и руководителя образовательного учреждения, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической и управленческой компетентности.

Если раньше общественное признание имела квалификация, полученная в процессе специального профессионального обучения, а затем обогащенная опытом рутинной работы, то в настоящее время требования к квалификации работников кардинально изменились. В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей.

В своем выступлении на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 г. в Белгороде В.В. Путин обратил внимание на общегосударственное значение системы непрерывного профессионального развития трудящихся, подчеркнув, что соревнование национальных систем профессионального развития трудящихся стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов. Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы: обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, навыков; обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

Показателями нового качества образовательного процесса в современном ДОУ, определяющими динамику его развития, могут выступать такие характеристики, как:

- новые знания, формирование ключевых компетенций дошкольников, повышение уровня их личностного развития;

- отсутствие отрицательных эффектов и последствий образования (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья,);

- повышение профессиональной компетентности, личностно-профессиональное развитие педагогов и их отношения к работе;

- рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке детей, специалистов и т.д.

Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации данной работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого я как руководитель изучаю личность каждого педагога, их отношение к методическим проблемам, определяю, совместно со старшим воспитателем кто из педагогов окажется в инициативной группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям. На основании выявленных данных выстраиваю механизм работы с ними, определяю тактику, принципы. Одними из основных принципов считаю: гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость, непрерывность.

Для решения этих вопросов в целях повышения эффективности системы непрерывного образования педагогов в детском саду была разработана модель непрерывного образования педагогических работников на период с 2009 года по 2012 год, которая включает в себя следующие этапы: первично это мониторинг профессионального мастерства педагогов
Изучив всесторонне мы пришли к дифференциации педагогов по степени квалификации, по отношению к работе.
На основе этой дифференциации мы пришли к подбору форм методической работы, по повышению профессионального мастерства педагогов.


В статье рассматривается процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе, важнейшие факторы детского развития, модель непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду постоянное развитие, совершенствование и творческое обновление, а также профессиональная компетентность педагога, осуществляющая педагогическую деятельность. Подчеркивается важность постоянного профессионального совершенствования, обеспечивающегося дифференцированными подходами к совершенствованию конкретных специальных знаний педагога.

Ключевые слова: дошкольное образование, педагог, индивид, непрерывное образование, профессиональная компетентность.

Введение. Государственная политика в сфере дошкольного образования вселяет надежду на успешное развитие общества. Так, одной из ключевых фигур в детском развитии является педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя, поэтому процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе в условиях быстрых изменений приобретает актуальность.

Педагог был и остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования, поэтому задача государства — создать такую модель непрерывного образования, которая могла бы обеспечить каждому индивиду постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление в течение всей жизни.

В основе построения модели системы непрерывного, профессионального образования лежат понятия, принадлежащие к трем объектам (субъектам):

—образовательный процесс (программа);

—организационная структура образования.

В изменившихся условиях педагог должен быть не только профессионалом в определенной области, но и глубоко эрудированным человеком, имеющим фундаментальную гуманитарную подготовку, обладать наравне с культурой речи навыками и умениями профессионального и личностного общения.

Профессиональная компетентность педагога должна отражать высокий уровень его теоретической и практической подготовки, что позволит ему осуществлять педагогическую деятельность творчески.

В психолого-педагогической литературе различные авторы по-разному определяют содержание и классификацию тех практических умений, по которым определяют профессиональную компетентность педагога. Их можно выделить в три основные группы:

Умения, составляющие профессиональную компетентность педагога, нельзя получить в учебных заведениях, окончательное формирование высокой профессиональной компетентности происходит в процессе реальной педагогической деятельности при соблюдении соответствующих условий. Ключевым среди них является наличие психолого-педагогической поддержки как механизма развития творческого потенциала индивида.

Идея образования взрослых с учетом индивидуальных особенностей принадлежит Дж. Дьюи и Е. Линдеман, которые высказывали мнение о необходимости обучения взрослых с опорой на их опыт, и направленность на достижение практических целей. Образованием взрослых сегодня занимаются институты последипломного педагогического образования.

При этом в предлагаемой модели ведущее место отводится процессу научно-методического сопровождения, который носит непрерывный характер и реализуется на основе различных стратегий и видов оказания квалифицированной помощи как в индивидуальном порядке, так и в процессе групповой работы.

Интегративные стратегии реализации модели программы целостной технологии подготовки руководящих и педагогических кадров для сферы дошкольного образования имеют целью:

− реформирование системы непрерывного образования и приведение ее в соответствие с потребностями местных общин;

− подготовка резерва руководящих кадров дошкольного образования, способных обеспечить дальнейшее развитие отрасли;

− обеспечение качества дошкольного образования;

− экономия ресурсов и средств местных бюджетов.

Непрерывность и многоуровневость предусматривают единство, взаимосвязь, взаимообусловленность, преемственность целевых функций всех звеньев, составляющих систему профессионального образования.

Весь учебный процесс подготовки педагогов, по нашему мнению, должен быть сконструирован таким образом, чтобы в системе последипломного образования происходило совершенствование и углубление профессиональных знаний, именно последипломное образование должно развивать профессиональные знания, корректировать их в соответствии с требованиями времени и индивидуальной потребностью специалиста. Для такого ее функционирования необходимо обеспечить педагога правом выбора заведения для повышения квалификации.

С проблемой интеграции знаний и умений, содержания, форм и методов обучения связана также и проблема формирования целостной личности педагога, который должен удовлетворять не только сегодняшним, но и будущим перспективным потребностям общества. Иначе говоря, необходимо постоянное профессиональное совершенствование, которое обеспечивается дифференцированным подходом к совершенствованию конкретных специальных знаний педагога соответственно виду его профессиональной деятельности (воспитатель, руководитель дошкольного учебного заведения, музыкальный руководитель и т. д.).

Вывод. Перспектива дальнейших исследований проблемы — в практической реализации предлагаемой модели непрерывной системы образования педагога дошкольного образовательного учреждения.

  1. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / Дошкольное воспитание. — 2005.
  2. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, непрерывное образование, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образовательное учреждение, детское развитие, педагогическая деятельность, последипломное образование, профессиональное образование, профессиональное совершенствование, творческое обновление.

Читайте также: