Как самосознание связано с самосовершенствованием человека развитием личности используя текст кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самосознание личности – способность человека осознанно воспринимать свой внутренний мир, личные интересы, потребности, ценности, желания, мысли, эмоции, мотивы, и понимать взаимодействие с окружающим миром и людьми. Развитие самосознания личности возникает с рождения и формируется на протяжении всей жизнедеятельности человека. В психологии существует 3 точки зрения происхождения самосознания. Однако традиционным направлением является 1 теория.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности возникает и начинает развиваться с младенческого возраста. Развитие самосознания проходит в несколько важных этапов, которые подразделяются на следующие стадии:

  • 1 стадия (до 1 года). Новорожденный на данной стадии выделяет себя от внешнего мира, людей и предметов. В самом начале ребенок не испытывает отличия от окружающих и близких людей. Игры для моторного развития помогают со временем осознать свой собственный потенциал. При возникновении и развитии речи наблюдается изменение взаимоотношений с окружающими людьми.
  • 2 стадия (1-3 лет). В возрасте от 1 года до 3 лет у детей наблюдается напряжение и значительное развитие психической деятельности. Самосознание личности ребенка вызвано стремлением выполнять определенные действия. Именно на начальных и неустойчивых этапах мотивации начинается осознание своего внутреннего мира.
  • 3 стадия (3-7 лет). Развитие в раннем дошкольном возрасте происходит в плавной и равномерной последовательности. Дети старше 2-х лет стремятся испытывать собственную независимость и сравнивают себя с окружающими людьми. Попытки завоевать личную самостоятельность приводят к конфликтам с родственниками и сверстниками.
  • 4 стадия (7-12 лет). На 4 стадии продолжается развитие личностного самосознания без видимых разногласий и препятствий. У детей выявляются ярко выраженные признаки в изменении сознания, связанные с социальными условиями.
  • 5 стадия (12-14 лет). Дети в подростковом возрасте начинают интересоваться собственной личностью. Развивается новый этап конфликтных ситуаций, когда ребенок стремительно старается выделиться среди сверстников и противостоять взрослому поколению.
  • 6 стадия (14 – 18 лет). Данный этап представляет собой особую значимость в развитии самосознания личности. Подростки ощущают новый уровень формирования своего внутреннего мира, который оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие самосознания.

Формы самосознания

Психологи установили, что самосознание человека имеет 4 различных формы, проявляющиеся следующим образом:

Самопознание включает познание своих личностных качеств, физических способностей и способствует развитию самоидентификации среди других людей. Самопознание включает в себя следующие процессы:

  1. Наблюдение за собственными действиями, поступками, решениями, воспроизведенными словами.
  2. Наблюдение за эмоциями и поведением окружающих людей после совершенных собственных поступков и высказанных фраз.
  3. Осознание того, как окружающие оценивают и воспринимают нас.
  4. Анализ своих эмоций, чувств, поступков, желаний, потребностей.

Основной целью самопознания является формирование полного представления о собственном духовном мире, возможностях, способностей, талантов.

Самоконтроль представляет собой получение информации о собственном существовании, желаниях, потребностях. Люди могут проконтролировать и скорректировать собственное поведение, выбрать правильное решение, изучить свои совершенные нравственные поступки. Человеку под силу изменить собственную деятельность, перестроить убеждения, избавиться от негативных и навязчивых мыслей, высказываний, поступков, которые противоречат адекватным установкам.

Самооценка является главным показателем восприятия собственных качеств и возможностей. Человек, обладающий повышенной самооценкой, способен рационально принимать решения и действовать целенаправленно. При заниженной самооценке людям приходиться постоянно прислушиваться чужого мнения, проживать свою жизнь с комплексом стереотипов и чувством вины . Завышенная самооценка приводит человека к игнорированию чужого мнения и ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми.

Самопринятие позволяет принять собственную персону, как личность и научиться уважать самого себя. Человек вне зависимости от собственных качеств, способностей, талантов, знаний, воспринимает себя и свой внутренний мир полноценно. В данном случае у человека отсутствует критика в свой адрес, недостатки и совершенные ошибки. Он обладает максимальной уверенностью в собственных способностях и возможностях. Для этого проводится регулярная работа над своими мыслями, действиями, ощущениями, эмоциями.

Формирование самосознания личности

Формирование самосознания личности происходит следующим образом:

  1. В подростковом возрасте происходит формирование самосознания личности. Обычно данный этап начинается приблизительно в 11 лет и продолжается до 20 лет. На подростков оказывает значительное влияние собственный статус среди сверстников, друзей, знакомых. Юноши оценивают собственные мысли, свою деятельность и соотношение внутреннего мира с воображаемым, которые для них являются идеальным. Главными аспектами в формировании самосознания личности является мировоззрение и самоутверждение индивида.
  2. Мировоззрение – комплекс полноценных суждений человека о собственной личности, окружающей действительности и жизненных поступков людей. Основой мировоззрения служат накопленные опыт и знания на протяжении длительного периода времени. Характер также является ключевым звеном данного аспекта.
  3. Самоутверждение – поведение личности, обусловленное повышенной самооценкой и поддержанием интересующего общественного статуса. Самоутверждение зависит от семейного воспитания, существующих возможностей и индивидуальных способностей личности. Человек самоутверждается при помощи собственных достижений или воображаемых успехов.
  4. К основным критериям формирования самосознания относятся: осознание необратимого времени и смысла жизни, формирование самоуважения к самому себе, понимание интимных физиологических особенностей, восприятие любви и романтических чувств.
  5. Социальная роль и статус являются важными критериями в формировании самосознания. Социальная роль характеризуется устойчивым социальным поведением, которая выражается в поведенческих реакциях, имеющих согласование с установленными нормами и собственными убеждениями. Социальный статус характеризует положение человека в обществе, включающий в себя комплекс прав и обязанностей. Социальный статус развивается с рождения и формируется на протяжении всей жизни.

Самосознание является важным атрибутом сформировавшейся личности и продолжает существовать на протяжении всей жизнедеятельности человека. Родителям следует проконтролировать процесс формирования самосознания у ребенка. В результате сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, которая позволит стать ему успешным человеком во взрослой жизни.

Самосознание - важная ступень в самосовершенствовании. Невозможно развиваться, не познав себя. Сначала нужно выявить проблему, затем найти решение, и после приступать к разрешению проблемы в себе. весь этот процесс - развитие. А первая ступень - самопознание. Но это если грубо. В реальности же, они тесно переплетены.

Jinjer профессор

"Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу". (А. Швейцер)
1) Как в культуре связано индивидуальное и общественное?
2) Что является достижением культуры? Как его можно распознать?
3) Как связаны достижения культуры и самосовершенствования человека?

orGAZmA ученик

1)Индивидуальное то что в других не которых странах культура отсутствует например в Америке они любят ноги на стол ложить! А общее потому что каждый второй человек такой и это хорошие манеры!
2)Достижение то что тебя начинают уважать и воспринимать как своего все! А расспознать достижение можно только узнавчто тебе люди относятся добрее чем обычно!

3)Культура это синоним до слова "самосовершенствование человека"Потому что культура поднимает его уровень уважения, а если человек не культурный то он и не самосовершенствованый он например: не моется почти, не чистит зубы, хамит, пьёт, курит, матом ругается!

FStep ученик

Je почемучка

1) Групповая интеграция.

2) В развитой малой группе есть дифференцированная система всех видов отношений, соответствующих социальным нормам.

3) Три составляющих слоя группы согласно теории А. В. Петровского.

4) Процессы сплоченности, руководства и лидерства - важные факторы групповой интеграции.

5) С групповой интеграцией связана деиндивидуализация личности в группе.

6) Интеграция связана с дружескими отношениями - эмоциональной привязанностью друг к другу.

7) Дружеские отношения - одна из главных особенностей межличностных отношений у подростков.

Shewelee профессор

Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.

Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.

Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

самосознание личности фото

Самосознание личности - это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное "Я", а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) - выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) - продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) - ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) - имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

Мировоззрение - это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение - это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.

Социальная роль - это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Самосознание и самооценка личности

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Читайте также: