Как правильно считать ряды в школьном кабинете

Обновлено: 05.07.2024

7.2.1.1 Архитектурно-типологическую структуру здания следует формировать в соответствии с функциональной моделью. Рекомендуются следующие варианты пространственной организации здания:

- блоки учебных помещений, дифференцированных по уровням образования, и блок (блоки) общешкольных помещений, сгруппированные вокруг рекреационного центра;

- учебная группа помещений, дифференцированная на начальный основной и средний уровень образования с технологическими группами помещений, обслуживающими эти возрастные группы.

7.2.1.2 Учебные помещения включают в себя рабочие зоны обучающихся (учебные столы) и учителя. Рекомендуется предусматривать дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, в том числе технического оборудования рабочего места учителя. По заданию на проектирование допускается предусматривать дополнительное пространство для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

- не более трех учебных помещений со спальнями и игровыми (а также при наличии в задании на проектирование комнатами отдыха) и санузлами - для 1-х классов;

- не более шести учебных помещений с рекреациями и санузлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня - для 2-4 классов;

- учебные классы-кабинеты, лаборатории, соответствующие рекреационные помещения и санузлы (допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для обучающихся) - для 5-11 классов.

Учебные секции-блоки 1-4 классов должны быть обособленными и непроходными для обучающихся других возрастных групп.

Состав помещений принимается по заданию на проектирование, размеры площадей - в соответствии с таблицей 5.2 СП 118.13330.2012.

7.2.1.4 Учебные помещения не следует располагать смежно, над и под помещениями, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные, актовые и зрительные залы, пищеблок и др.).

7.2.1.5 При организации образовательного процесса с использованием фронтальной формы ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. При этом парты учащихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.

7.2.1.6 Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Наиболее удобное расположение входов при фронтальных формах занятий - со стороны передних столов или парт.

7.2.2 Учебные помещения в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования (1-4 классы)

7.2.2.1 Ученики начальных классов, как правило, обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Состав учебных помещений на один класс: учебное помещение площадью, соответствующей принятой форме занятий, рекреация зального типа, санузлы.

7.2.2.2 Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, дополнительно предусматривается игровая комната площадью не менее 2,5 м2 на одного обучающегося. Для группы продленного дня 1-го класса дополнительно рекомендуется предусматривать два спальных помещения (для девочек и мальчиков) площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Допускается совмещение функций спальни и игровой при оборудовании спальни детскими раздвижными кроватями (или другими нестационарными спальными местами). Площадь спальни-игровой определяется из расчета 2,5 м2 на одно место. Для организации отдельных спален для мальчиков и девочек в общем пространстве спальни-игровой рекомендуется использовать трансформируемые перегородки.

7.2.2.3 В состав выделенного БНК также рекомендуется включать учительскую - методический кабинет для учителей начальной школы из расчета 4,5 м2 на одно рабочее место учителя (разрешается размещать за пределами учебной секции) и одну универсальную студию (комнату труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы), площадью не менее 90 м2.

7.2.2.4 При проектировании БНК в обособленном здании, размещенном на общем участке с основным зданием ОО, допускается предусматривать сокращенный набор общешкольных помещений. По заданию на проектирование возможно исключить административные помещения, сократить число помещений медблока, физкультурно-оздоровительной группы, информационного центра.

7.2.2.5 Если выделенный в отдельное здание БНК соединен с основным зданием отапливаемым переходом, допускается совместное использование общешкольных помещений при условии их достаточной мощности.

7.2.3 Учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования (5-9 классы)

7.2.3.1 Обучение школьников по программам основного общего образования осуществляется по классно-кабинетной системе.

7.2.3.2 Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух (двух-трех) предметов. Требования к учебным кабинетам представлены в разделе V СанПиН 2.4.2.2821-10.

7.2.3.3 Площадь и внутренняя среда кабинетов информатики и иных помещений, оборудованных персональными компьютерами, должна соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 и СанПиН 2.4.2.2821. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в сеть Интернет.

7.2.3.4 Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт, а также типа и характеристик используемой доски - меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6-7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости должен определяться по их техническим характеристикам. При использовании электронных интерактивных досок на окнах должна быть предусмотрена возможность затемнения.

7.2.3.5 При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов по заданию на проектирование может быть организована лаборантская (наличие лаборантской обязательно при кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе). Площадь лаборантской рекомендуется принимать не менее 18 м2.

7.2.3.6 Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями.

7.2.3.7 В лаборантских при лабораториях химии и физики предусматриваются встроенные вытяжные шкафы. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски, из нее также следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

7.2.4 Специализированные учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования

7.2.4.1 Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественнонаучной или технической сферах.

7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).

7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 м2 на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 м2 на одно помещение.

7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.



Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.

Конечно, расстановка парт зависит от размера кабинета и размера и количества парт и детей на уроках, но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения.

Классическая расстановка парт

Начнем, пожалуй, с классической расстановки парт рядами: каждый из нас привык, что именно так должны быть установлены столы, если мы пришли учиться. В России есть два варианта: ряды образуют двуместные или одноместные парты, стоящие друг за другом. Все парты лицом к педагогу, который стоит около доски в начале кабинета. Вариации: досок может быть несколько по разным стенам.

Коммуникации и взаимодействие

Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.

Групповую работу на таком уроке организовать не так просто:

  • практически всегда партнером становится сосед по парте, что не отвечает обучающим целям урока, когда нужно контактировать каждый урок или во время урока с разными людьми;
  • совместная работа между учениками на партах, стоящих друг за другом, не удобна — приходится разворачиваться перетягиваться через проход, та же проблема — если парты одноместные;
  • кабинеты, как правило, небольшие и в них нет свободного места, чтобы ученики могли перемещаться по кабинету быстро, не снижая темпа урока, выполнять задания.

Атмосфера урока

Расположение парт рядами не способствует коммуникациям, и ученики понимают это.

Поведение учеников

С одной стороны, все ученики как на ладони, с другой — за спинами одних скрываются другие — рисующие в тетрадях, играющие на смартфонах и просто спящие.

Если в классе есть ученики с плохим поведением, то учитель старается посадить их поближе вперед, чтобы контролировать их, но, с другой стороны, слишком плотная посадка нарушителей дисциплины может привести просто к взрыву на уроке. Рекомендуется вперед пересаживать только самых нуждающихся в контроле, а остальных рассаживать по классу рядом с прилежными ребятами.


Ряды учеников не позволяют учителю видеть всех ребят

Плюсы


Проблемы с организацией групповой работы при традиционной расстановке парт

Минусы

П-образная расстановка парт

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.

Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить парты друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).

Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие

В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.


Круговое расположение стульев

Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам. Все это: зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом, дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность.

Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока

Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников

С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.

С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать

Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.

Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы

  • Легко держать всех детей под контролем.
  • Сами ученики видят всех других участников группы и преподавателя, поддерживают с ним контакт.
  • Освобождается пространство в центре, которое можно использовать для презентаций и выступлений
  • Обстановка вынуждает детей вести себя хорошо и вовлекает их в учебный процесс.
  • Класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
  • Позволяет использовать формы работы с мячом или другими предметами, передающимися от ученика к ученику.

Минусы

  • Невозможно или трудно применять для классов с маленькими детьми, с классами, где много детей со сложным поведением.
  • Стеснительным и неуверенным в себе ученикам некомфортно быть на виду, потому что скрыться не за кем (возможно, таких учеников стоит сажать около стола, цветка или другого предмета, который искусственно ставится в классе для создания благоприятной обстановки для таких учеников).
  • Сама по себе расстановка парт или кресел не поможет, если ученики не хотят говорить. Они так и останутся молчаливыми смотрящими друг на друга и находящими поддержку других молчунами.
  • Невозможно или трудно организовать такую форму обучения для очень большого числа детей.

Расстановка парт кластерами

Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.


Групповая работа на составленных вместе партах

Групповое обучение применяется тогда, когда важно показать, что эффект групповой работы выше, чем работы каждого ученика в отдельности, когда важно научить детей работать в группах и в других случаях. Читайте подробнее о групповом обучении в нашей статье.

Если парты уже расставлены группами в начале урока и дети не достают все вещи сразу, то в течение урока можно организовывать несколько пересадок для формирования каждый раз новой группы детей.

Учителю легко перемещаться между столами (если позволяет пространство), а не обходить весь класс как при расстановке рядами.

С другой стороны, педагог не может одновременно находиться рядом с каждым столом, поэтому целесообразно выделить одного или несколько учеников-кураторов, которые будут подходить к столам и помогать ребятам. С одной стороны, это усилит продуктивность группового обучения, с другой стороны — даст возможность отдельным ученикам (гиперактивным или особо одаренным) проявить свои способности.

Коммуникации и взаимодействие

Работа в кластерах схожа как с работой в классическом классе, так и в П-образном: с одной стороны, дети сидят за партами и занимаются, с другой — они находятся в рамках мини-группы. Для застенчивых детей и тех, кто пока не готов работать в П-классе здесь есть возможность сначала презентовать свои мысли или успехи для мини-группы, а затем уже и для всего класса.

Атмосфера урока

С одной стороны, все дети занимаются вместе, но с другой — больше ответственны за свою мини-группу, и общность ощущают и с классом в целом, и за группу в частности.

При этом дети чувствуют себя более свободными в мини-группе, могут допускать ошибки, советоваться с другими ребятами и получать от них помощь до того, как презентовать результаты для всех учеников.

Поведение учеников

Поведение отдельных ребят может стать проблемой, если они будут находиться вдалеке от учителя, поэтому рекомендуется всех потенциальных нарушителей дисциплины размещать в центре помещения — там, где учитель бывает чаще всего.

Помочь в решении поведенческих проблем может:

  • сама группа или ее сильный лидер, особенно если назначить руководителя/лидера группы, который будет иметь власть;
  • создание разнополых групп (в младшем возрасте);
  • работать в паре с другим педагогом (воспитателем, стажером, студентом, родителем и т.д.).

Плюсы

  • Сплочение коллектива в рамках мини-группы, формирование личных отношений с отдельными учениками за счет индивидуальной работы с ними, вынужденного сближения.
  • Ученики могут смелее высказывать свои мысли и делать предположения в мини-группе, недели при других формах расстановки парт.
  • Форма обучения позволяет организовать работу учеников-ассистентов, выбрав, например, самых одаренных или успевающих, быстро схватывающих все на лету.
  • Развивает коммуникативные навыки, навыки работы в группе, лидерские качества.
  • Позволяет организовать взаимообучение детей. Читайте, например, Обратная методика Ривина, Парная работа на уроке, Взаимоконтроль и взаимопроверка.

Минусы

  • Отдельные ученики могут просто отсиживаться и не принимать участие в работе группы, когда все функции берут на себя самые активные и успевающие дети, а остальные пассивны. Эту проблему может решить грамотная подготовка к такому занятию, активная позиция педагога на уроке, грамотный подбор детей в группу и, конечно, целенаправленное обучение детей групповой работе на системе уроков.
  • Сама по себе рассадка детей кластерами не предполагает того, что это будет именно групповая работа детей, они могут быть независимыми учениками, просто сидящими вместе. Этот момент должен продумать и исключить педагог.
  • Трудно оценить действия каждого конкретного ученика в группе.






Смотрите также полезные сайты:

Высылайте ваши фотографии расстановки парт в кабинете на info@pedsovet.su для публикации в этой статье

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

6 Комментарии • 06:02, 20.05.2019

СанПин и правила противопожарной безопасности тоже не дураки составляли. Размеры проходов, расстояние до доски и т.д. необходимо учитывать. Все эти групповые формы и взаимные контроли от лукавого ( читай от Сороса). И помни мудреца Соломона:"Всё пройдёт!"

1

5 natvlad9623 • 06:21, 14.10.2018

А у нас в школе администрация с легкой руки инспекторов из Управления образован. заявляет: "Если у вас в кабинете парты стоят рядами, не объединены парами, значит не работаете группами, не работаете по ФГОС". Вот так визуально могут определить профессиональную компетентность учителя наши чиновники!

1 Спам

3 gbahmeteva • 06:30, 05.10.2018

Расстановка парт нормируется в СанПиН для общеобразовательных школ. Рекомендуется рядная расстановка с обязательным левосторонним естественным освещением через окна. При П-образной расстановке одним учащимся свет в спину, другим - в лицо. Как же у нас любят любое иностранное слово непременно воткнуть куда надо и не надо. Лесопромышленные кластер, логистический классер, и вот - теперь в школе. При определенных видах деятельности можно использовать и вариант № 2 и № 3, при условии, сто не будет никаких работ. Трудно себе представить, как будет проходить урок математики или русского языка при такой расстановке ученических парт, на которых школьникам надо много писать. А как обеспечить при этом каждого учащегося (пару учащихся) партой (столом и стулом) по высоте соответствующих росту ребенку, если заботиться об осанке учащегося? Это возможно только при рядной расстановке парт. Вывод: учитель старается сделать так, чтобы ему, учителю, было удобно. Заботы об удобствах для учащихся, о его здоровье не просматривается. При этом в минусах при всех видах расстановки парт отмечается, что все равно часть учащихся не увлекается, мягко говоря, учебных процессом. Одна дама из управленческой структуры очень гордилась тем, что у нас в каждом классе экспериментальная площадка. А может хватит уже экспериментировать и выпендриваться с нововведениями/креативами от каждого учителя? Может пора начать просто учить?

0

4 Екатерина_Пашкова • 11:31, 05.10.2018

Все верно пишете!

Вы знаете, в этой статье нигде не говорится, что так нужно делать каждый день на каждом уроке. Вспоминаем СанПин, прокуроров - это я понимаю все, что у нас в стране все запрещено и делать ничего нельзя, и все незаконно.

Но провести один урок в полугодие, в четверть, провести занятие после уроков с отдельными ребятами - почему нет? Уйти в актовый зал? Уйти в самый большой кабинет в школе? Оборудовать специально один кабинет для таких занятий и давать его учителям по очереди? Оборудовать рекреацию для таких занятий?

Учитель волен выбирать формы и методы работы. Разумеется, он выбирает то, что удобно ему, что ему подходит. Если он считает, что какие-то методы помогут ему достигнуть цели обучения, урока, он их использует. Если педагог считает, что какой-то метод ему не подходит, пусть не использует. Наш сайт не навязывает методику, он дает выбор, рассказывая о разных методах, фишках, приемах, идеях, стратегиях, а дальше каждый педагог, учитывая свои классы, свою предметную область, свое оснащение кабинета, выбирает то, что ему подходит и внедряет. Каждый решает сам.

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как научить ребенка читать таблицу

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка "читать" таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

"Строевая" подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с "естественными рядами", окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с "естественными" рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с "естественными" рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Как читать таблицу

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне "строка", потом — "столбец", а затем в системе "строка-столбец".

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните "этажность" шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием "Классики". Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа "Морской бой" и "Лабиринт", в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Требования к кабинету начальных классов как базы для успешного выполнения образовательной программы.

1. Общие требования.

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

Приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).

Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).

Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

1.4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

1.5. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

1.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

1.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

1.8. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.

1.9. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

1.10. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы школы как развивающей, так и развивающейся.

Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

Разработка и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета).

Внедрение методики развивающего обучения.

Развитие программы школы по выбору.

5. Помещения начальных классов

2.5.1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям.

2.5.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.5.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.5.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

2.5.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.5.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30~40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.

2.5.1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

2.5.1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.5.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.5.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола-0, 3-0, 5.

2.5.1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.

2.5.1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.5.1.13. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.

2. 5. 2. Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете

2.5.2.1. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

2.5.2.2. Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ 22046-89.

2.5.2.3. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.

2.5.2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.

2.5.2.5. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов. Рекомендуются следующие типы секций:

Без цоколя, с полками. Используют в качестве верхней секции

Секция с ящиками

С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие

Секция с глухими дверками

Без цоколя. Используют в качестве верхней

Секция с глухими дверками

С цоколем. Используют в качестве нижней

Секция для таблиц

С цоколем. Используют в качестве нижней

Секция с лотками

С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие

2.5.3. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями

2.5.3.1. Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

2.5.3.2. В классе-кабинете должна быть размещена следующая аппаратура: универсальный диапроектор для демонстрации диафильмов и слайдов; графопроектор, эпипроектор, видеомагнитофон или видеоплейер, магнитофон кассетный, проигрыватель для компакт-дисков, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см).

2.5.3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.

2.5.3.4. В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается.

2.5.3.5. Экран должен быть укреплен на передней стене. Для работы с графопроектором экран должен быть подвешен наклонно, чтобы не возникали искажения во время проецирования транспарантов. Допускается традиционный вариант крепления экрана параллельно стене, доске, но при этом необходимо установить оптическую ось объектива на графопроекторе перпендикулярно экрану.

2.5.3.6. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения:

- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);

- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации

- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).

2.5.3.7. Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.

Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.

2.5.3.8. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7 м, а от последних столов - не более 8, 6 м.

2.5.3.9. Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3 м.

2.5.4. Требования к помещениям кабинетов

2.5.4.1. Каждый учебный класс - кабинет начальной школы базового уровня обучения в зданиях нового типа должен иметь площадь 66 кв.м при наполняемости класса 25 человек.

2.5.4.2. Количество классов-кабинетов должно определяться в зависимости от условий работы школы (в настоящее время параллельно существуют 3-х летнее (с 7 лет) и 4-х летнее (6 лет) начальное обучение).

2.5.4.3. В каждой школе (средней, неполной средней и начальной) должны создаваться отдельные кабинеты художественного труда. Они предназначены для трудового обучения учащихся П-1У классов в соответствии с утвержденным базовым учебным планом. (Требования к кабинету художественного труда изложены в нормативном документе "Технология. Общие нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям").

2.5.4.4. При расстановке мебели должны быть соблюдены санитарно-гигиенические нормы. Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.

Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов - не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.

2.5.4.5. В зависимости от планировки помещения, количества учащихся, организации их деятельности допускаются иные варианты размещения: в 5-6 рядов, полукругом, группами по 2-6 рабочих мест.

2.5.4.6. По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для учебного оборудования, на передней стене - доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды.

2.5.4.7. Раковину-мойку следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.

2.5.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием 2.5.5.1. Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).

2.5.6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся

2.5.6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран, телевизор, графопроектор, видеомагнитофон.

2.5.6.2. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель и магнитофон, т. к. стенки стола пезонируют, и происходит искажение звука.

2.5.6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.5.6.4. На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным.

2.5.6.5. Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения;

- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобнойи рабочей позы обучающегося (правильное положение позвоночника, рук, плечей, локтей, грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную работоспособность; - необходимый уровень освещенности (ЗООлк).

2.5.6.6. Рабочее место ученика в кабинете начальных классов включает в себя столы ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна соответствовать росту учащихся. В классе должны быть размещены столы и стулья следующих ростовых групп: 1,2,3,4. Каждая группа имеет свою цветовую маркировку: 1 - оранжевая маркировка - рост ученика до 1150 мм, 2 -фиолетовая маркировка - рост ученика до 1300 мм; 3 - желтая маркировка - рост ученика до 1450 мм; 4 - красная маркировка - рост ученика до 1600 мм.

Промаркированы должны быть и столы, и стулья. В комплект должны входить стол и стул одной цветовой маркировки.

2.5.6.7. Количество соответствующей маркировки изменяется от класса к классу.

2.5.6.8. У столов ученических может быть подъемная крышка. Угол наклона 7-12 градусов. Подъем фиксируется специальным зажимом. Поднятая крышка нужна во время письма.

2.5.7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования

2.5.7.1. Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

2.5.7.2. Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкаф.

2.5.7.3. В верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд (словари, справочники), альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки.

2.5.7.4. В нижних закрытых секциях следует хранить экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС) (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, магнитные записи, грампластинки, компакт-диски).

Диафильмы следует хранить в специальных укладках с ячейками. Коробки с кинофрагментами и звукозаписями располагают в шкафу.

На нижней полке шкафа, где хранят ЭЗС, полезно 2-3 раза в год ставить банку с водой, закрытую слоем марли - для предохранения пленки от пересыхания

2.5.7.5. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты для уроков трудового обучения и изобразительного искусства, объемные пособия; в нижней части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: линейки, краски, карандаши, альбомы для рисования, наборы счетных палочек и т.д.

2.5.7.6. Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены. Для хранения карт используют хранилище, в котором карты подвешивают вертикально в свернутом виде.

2.5.7.7. Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в специальных карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам. Наличие карточек должно способствовать ускорению подготовки к уроку, отслеживанию и пополнению фонда учебного оборудования.

2.5.8. Требования к оформлению интерьера кабинета

2.5.8.1. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

2.5.8.2. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д.

2.5.8.3. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам - русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.

Читайте также: