Методы педагогической науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.

Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?

В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.

По каким признакам классифицируют педагогические методы?

Какие методы обучения использовать современному учителю

Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:

  • По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
  • По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
  • По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
  • По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
  • По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.

Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?

Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:

  • презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
  • кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
  • проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
  • дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
  • баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.

Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?

Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.

Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.

Методы проблемного обучения

Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.

В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:

  • Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
  • Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
  • Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
  • Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
  • Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.

Как усилить педагогические методы инновациями?

Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):

  • R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
  • Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.

В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.

Что нужно учитывать при выборе методов обучения?

Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:

  • Содержания и степени сложности материала.
  • Типа, целей и задач занятия.
  • Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
  • Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.

Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?

У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.


Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

Методы педагогики — это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида методов:

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент — это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

Начиная с XIX века в педагогике стали проводить экспериментальные исследования, которые содействовали быстрому развитию теории воспитания и обучения. В настоящее время исследования реализовываются целой системой разных методов.

Методы педагогики

Педагогика – это наука, которая занимается воспитанием и обучением детей. Основная ее цель – сформировать всесторонне развитую и гармоничную личность.

методы педагогики

Для этого требуется все имеющиеся знания о воспитании человека сохранить и систематизировать. К основным методам педагогики относятся следующие:

  1. Наблюдение. Этот метод доступен и широко распространен. Он будет эффективным, если наблюдение за объектом будет длительным, проводится систематически, рассматривается всесторонне и объективно. Его применяют на начальном этапе изучения личности и используют как дополнение к другим исследованиям.
  2. Беседа. С помощью диалогов, бесед, дискуссий выявляют отношение людей к различным событиям. Беседа дает возможность выявить их намерения, позиции и оценки ситуации. Эти методы помогают узнать, чем живет собеседник, объяснить причины его поступков. Беседы – это сложный метод педагогики, далеко не всегда можно добиться ожидаемого результата.
  3. Знакомство со школьной документацией. Изучение личного дела, дневника, классного журнала, тетрадей и рисунков у учащихся помогает выявить стимулирующую роль оценок знаний по различным предметам, отношение к учебному процессу.
  4. Педагогические эксперименты. Это метод педагогики, который используется для проверки теоретических предположений. В ходе эксперимента эти данные подтверждаются или опровергаются. По результатам делаются надлежащие выводы и обобщения.
  5. Изучение передового педагогического опыта. Обобщается и анализируется практический опыт лучших учебных заведений или конкретных преподавателей, получивших опытным путем важные методические результаты, которые ранее не были известны.
  6. Математическая статистика. Это раздел математики, который определяет, какими методами педагогики собирался материал, как он систематизировался и обрабатывался при наблюдении различных явлений.
  7. Педагогический консилиум. Метод позволяет во время процедуры анализировать факты и явления, которые интересуют участников консилиума. В итоге находят эффективные меры по выходу из сложившейся ситуации.
  8. Социологические методы исследования в педагогике (анкетирование, тесты, рейтинги, метод комплексных оценок). Тесты контролируют уровень знаний и интеллекта. Иногда испытуемому необходимо высказать свое мнение о какой-то конкретной ситуации. Оценочные шкалы используют для самооценки испытуемого по некоторым параметрам его достижений, поступков. Рейтинг оценивает какое-то явление по заранее заданной шкале.

Классификация методов в педагогике

Все методы в педагогике подразделяются на следующие:

  • эмпирические и теоретические;
  • качественные и количественные;
  • констатирующие факт и преобразующие его;
  • частного и общего характера;
  • имеющие содержание и выдвинутые формально;
  • сбора опытных данных (их проверка, подтверждение или опровержение гипотез);
  • прогнозирование, описание, объяснение;
  • применяемые в некоторых науках педагогики;
  • используемые для обработки итогов исследования.

Общенаучные методы

В свою структуру включают следующие:

  • теоретические (сравнение и противопоставление, анализ и синтез, индукцию и дедукцию);
  • социально-психологические (тренинги, тестирование);
  • социологические (опросы, рейтинг, анкетирование);
  • математические (индексирование, шкалирование).

методы исследования в педагогике

Конкретно-научные, а именно конкретно-педагогические методы, состоят из теоретических и эмпирических.

Расшифровка методов

Теоретические методы предназначены для рассмотрения и обобщения материала из печатных источников (анализ различных документов архива, составление прогнозов, моделирование возможных ситуаций).

Эмпирические позволяют собрать факты во время педагогического процесса, включающие обучение и воспитание. К ним относятся школьная документация, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент.

Математические методы исследования в педагогике используют для конечной обработки данных, которые были получены при эксперименте и опросе, чтобы выявить количественную зависимость между интересующими величинами. В педагогике чаще всего применяют следующие математические методы:

средства и методы педагогики

Статистические методы применяются для подсчета средних величин тех показателей, которые исследовались. Все методы - теоретические, эмпирические, математические и статистические - используются в комплексе.

Педагогический метод Марии Монтессори

Метод научной педагогики итальянского врача и педагога состоит из трех частей:

  • сам ребенок;
  • среда окружения;
  • преподаватель.

Основной целью метода является доставлять ребенку радость. Не существует принуждения его в выборе задания, он делает это самостоятельно. Независимость и уверенность в себе появляются у малыша с развитием его умений и навыков. Монтессори опирается на заложенный в каждом человеке интерес к познанию нового. А роль преподавателя сводится к тому, чтобы ненавязчиво направлять его к изучению нового, преодолевая трудности. По ее методике ребенок может работать самостоятельно и в коллективе с другими детьми. Выбор он делает сам. Ребенку предоставляется возможность индивидуально выбирать задание и выполнять его так, как он захочет. В классе отсутствует атмосфера соревнования. Каждый может ухаживать за растениями и животными. Дети свободны от навязчивых указаний старших, и класс для них становится заманчивым местом, где они могут спокойно заниматься, изучая мир, который их окружает.

Оборудование учебной комнаты по методу М. Монтессори

Классная комната, по методике итальянской учительницы, может состоять из нескольких зон:

  • Повседневная жизнь. Здесь дети учатся ухаживать за собой, одеваться, мыть руки, вытирать стол.
  • Сенсорики. Эта зона обучает ребенка оценивать размеры предмета, его вес, определять цвет, форму, запах, звук.
  • Языка, математики, физкультуры. Места, где происходит интеллектуальное развитие детей. Занятия физкультурой помогают детям познать возможности своего тела.

основные методы педагогики

Средства, методы и формы воспитания

В теории воспитания есть следующие понятия:

  • Средства воспитания. Это такие виды деятельности, которые развивают личность (игра, общение, спорт).
  • Методы нравственного воспитания. Воздействие на индивида, формирующее чувства, понятия, привычки, соответствующие нормам общества
  • Формы организации воспитательной работы. Существует две формы: массовая (соревнования и праздники) и групповая (факультативы и кружки). Надо отметить, что формы и методы педагогики по содержанию очень близки.

Методы и приемы обучения дошкольников

Для выбора метода проведения занятия необходимо знать его содержание и цель, которой в итоге надо достичь. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются по основным формам мышления, которые определяют характер деятельности детей во время обучения. Основными методами дошкольной педагогики являются:

  • Практические. Применение полученных навыков к практическим действиям;
  • Наглядные. Восприятие ребенка направляется на выделение в предметах основных признаков.
  • Словесные. Передают детям информацию, ставят задачу и указывают способы ее решения.
  • Игровые. Игровая деятельность связывается с объяснениями, указаниями и показом. Помогает в процессе игры приобретать новые навыки и умения.

Взаимосвязь педагога с учеником

Для реализации целей воспитания используются методы воздействия воспитателя и воспитанника на сознание последнего, стимулируя его деятельность и самовоспитание. Основной характеристикой методов педагогики воспитания является влияние, оказанное на подопечного, приводящее к изменению его сознания или поведения.

метод это в педагогике определение

Для формирования сознания ребенка требуется продолжительное время и педагогу потребуются как прямое, так и косвенное воздействие на личность. Эффективность методов зависит от сотрудничества педагога с воспитанником, чтобы ребенок не противостоял мерам воспитания. При этом педагог всегда должен учитывать психологию ребенка.

Методы воспитания

  • Убеждение. Один из основных методов воспитания. С помощью него формируют мировоззрение, гражданские и политические качества. Основная его цель – добиться изменения у объекта взглядов, оценок и мнений, чтобы он принял точку зрения убеждающего.
  • Упражнение. Организовать так повседневную жизнь, чтобы накопить опыт правильного поведения. С помощью упражнений необходимо вовлекать детей в общественную деятельность, которая помогает им выработать умения, навыки, привычки прилежного отношения к учебе и общественному труду, поведения в коллективе.
  • Пример. Воздействовать на поведение и сознание подопечного положительными примерами, которые являются образцом. Привлекательный идеал у ребенка перерастает в самовоздействие. Дети часто отождествляют себя с популярными личностями и хотят быть похожими на них.
  • Поощрение. Побуждать воспитуемого к инициативной, положительной и творческой деятельности, используя поощрения. Общественное признание успехов, награждение способствуют повышению эффективности труда школьника и его самоутверждению в коллективе.
  • Принуждение. Меры, побуждающие выполнять обязанности, несмотря на нежелание это делать. Прежде чем заставлять, следует учащегося убедить в необходимости выполнения того или иного задания.
  • Наказание. Способ конфликтно остановить безнравственную деятельность личности. Методом наказания может быть осуждение, выражение недовольства или недоверия. Наказание способствует восстановлению порядка, а у детей развивает самоконтроль и в нужный момент - самоторможение. Нельзя злоупотреблять им, это приводит к подавлению личности и неуверенности в себе.

Методы и средства воспитания

формы и методы педагогики

Вместо заключения

Современная педагогика для практического и теоретического исследования проблем, связанных с обучением и воспитанием, применяет разветвленную систему приемов, способов, подходов и принципов.

классификация методов в педагогике

В педагогике методы – это определение взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Внедрение новых методик исследования и усовершенствование уже имеющихся методов дает возможность развития педагогике как науке.

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Методы обучения

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.

Наглядное пособие на уроке

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.

Сбор гербария

К примерам реализации вовлечения относятся:

тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Деловая игра

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.

К базовым принципам учебной игры относятся:

Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Метод опережающего обучения Лысенковой

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Эвристическое обучение

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

Обучение детей

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.


Читайте также: