Что такое аниме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уже больше года я смотрю аниме и мне ни разу, до этого момента, не приходил в голову вопрос "Как и когда возникла такая крутая японская анимация?". Как вы уже догадались, в данной статье я кратко расскажу как, когда и зачем появилось аниме.

Первые японские анимации

История аниме началась в далёком 1958 году . Считается, что в этом году была создана анимация " Легенда о Белой змее " (аниме это можно назвать с трудом, потому что рисовка напоминает обычный советский мультик, например "Золотая антилопа").

Самая старая анимация, которая известна на сегодняшний день, была найдена в 2005 году, а сделана примерно в 1907 году. Состоит она из пятидесяти нарисованных кадров и называется "Кацудо Сясин" (длится 3 секунды; автор неизвестен).

1950-1960-ые годы для аниме

После окончания войны Япония находилась в упадке. В японскую культуру начали вливаться американские мультики (Микки Маус, Дональд Дак, Супермэн), и тогда стало необходимо создать крупную анимационную студию по американскому образцу. Так были созданы студии "Ниппан Дога" и "Тоха Эйга".

Ситуация изменилась лишь в 1956 году с появлением студии "Toei Animation". Студия начала выпускать качественные аниме, а так же использовать "ключевые сцены".

В этих же годах было создано популярное аниме "Могучий Атом", с которого принято начинать историю японских аниме-сериалов.

1970-ые года для аниме

К семидесятым годам аниме индустрия стала довольна популярна и прибыльна, но только в Японии. Анимации улучшались, менялись, появлялись новые жанры (Например меха. Меха - это поджанр в аниме, манге и в научной фантастике, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины). Основную аудиторию составляли дети, для которых и создавались эти шедевры. В эти же года свою карьеру начинали такие знаменитые мангаки как: Хаяо Миядзаки, Осаму Дэдзаки, Ёсиюки Томино, Мамору Осии и Ёсиаки Кавадзири.

Постепенно аниме начало проникать в западную культуру, а в 1977 году был создан первый клуб поклонников японской анимации.

1980-1990-ые годы для аниме

1980-ые годы считаются Золотым веком для аниме индустрии. Поклонников аниме становится всё больше, а сам жанр постепенно заполняет мировой рынок, таким образом аниме становится частью не только японской, но и мировой культуры. Активно начинают снимать не только сериалы, но и полнометражные фильмы.

Спустя ещё десять лет рисовка и стилистика аниме приобрела новые краски. Картинка стала более живописнее, при этом времени и средств нужно было всё больше. В эти же годы прославился стиль под названием "каваий", а любимым жанром стал фэнтези.

История Аниме (жанры и стили)

Аниме популярно во всем мире среди людей разных возрастов. Одни жанры находят поклонников среди детей, другие – среди подростков и даже взрослых.

Однако не все понимают, почему эта разновидность мультипликации оказалась столь привлекательной.

Разберемся в том, что представляет собой аниме, каким оно бывает, как возникло и почему нашло своего зрителя.

Что такое аниме-культура

Аниме-культурой можно назвать все, что связано с самим аниме, то есть японской анимацией.

Японский мульт

Причины возникновения

Появление аниме стало ответом на возникновение мультипликации как таковой. В начале ХХ века японские художники, вдохновленные западными мультфильмами, начали работать над собственными. Первые картины не вызвали широкого интереса.

Они уступали западным по качеству, поскольку создание анимации – сложный и дорогостоящий процесс, на который у начинающих студий не было достаточного ресурса. К тому же в 1923 году произошло землетрясение Канто, которое нанесло сильный удар всей Японии, в том числе разрушив аниме-студии.

Когда анимация вышла на новый уровень (обрела звук и цвет) японские мультипликаторы просто не могли применить это к своим картинам.

Мульт

Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Западные мультфильмы все еще доминировали в Японии, и это побудило местных художников приложить все усилия, чтобы создать собственный качественный продукт.

Осаму Тэдзука

Кимба

Навсикая из Долины ветров

Почему аниме популярные

Главное отличие аниме от западной мультипликации заключается в том, что оно не ограничивается сюжетами для детей. Напротив, большая часть японской анимации рассчитана на подростков и взрослых.

Именно поэтому аниме стало так популярно – оно рассказывает и показывает самые разные истории, которые интересны в любом возрасте.

Покемоны

Свою роль играет и красивая рисовка, присущая большинству картин. Она создает особенную атмосферу и не оставляет эстетов равнодушными.

Жанры в аниме и их значение

Здесь выделяют те же жанры, что и в кино или литературе, однако есть и ряд специфических разновидностей. Для удобства их можно разделить на группы.

Целевая аудитория

Следующие жанры подходят для тех, на кого рассчитано аниме.

Кодомо – анимация для детей младше 12 лет. В нем нет особенного идейного наполнения, нет жестокости и грубости. Кроме того, по стилю рисовки оно значительно отличается от прочих жанров, где западный зритель может и не догадаться, что мультфильм выпущен в Японии, если не будет знать об этом.

Сёнэн рассчитан на юношей 12-18 лет. Ключевые особенности – динамика, изображение мужской дружбы, изобилие юмористических сцен, наличие соперничества, к примеру, в спорте.

Сёнэн

Женские персонажи изображаются подчеркнуто привлекательными и сексуальными.

У сёнэн есть несколько поджанров:

  • сэнтай – повествует о приключениях компании приятелей, которые борются с кем-то либо чем-то;
  • спокон – показывает истории молодых спортсменов;
  • гарем – изображает персонажа, окруженного девушками.

Сёдзё предназначен для девушек 12-18 лет. Сюжет чаще всего строится вокруг любовной линии, рисовка нередко отличается гротескной юмористичностью или утонченной романтичностью, развитие персонажей проработано лучше, чем в сёнэн. Юношей наделяют красивой внешностью.

Сёдзё

Можно выделить такие поджанры:

  • махо-сёдзё – в нем героини обладают магическими способностями;
  • реверс-гарем – аналогично гарему девушка окружена большим количеством юношей.

Сэйнэн – жанр для взрослых мужчин. Здесь хорошо показано развитие персонажей, присутствует психологизм, эротика и сатира.

Сюжет не завязан любовных отношениях, однако они могут присутствовать. Отличается от сёнэн большей реалистичностью и мрачностью.

Сэйнэн

Дзёсэй – рассчитан на взрослых женщин. В основе сюжета обычно повседневная жизнь женщины, отдельно уделяется внимание ее школьным годам, когда она знакомится с другими героями истории. Романтические отношения показаны более детально, а рисовка реалистичнее, чем в сёдзё.

Сеттинг и отношения между персонажами

Именно по сеттингу аниме имеет множество общих жанров с другими видами художественных произведений, а именно такими:

  • сказка;
  • драма;
  • боевик;
  • детектив;
  • комедия;
  • история;
  • научная фантастика;
  • космическая опера;
  • киберпанк;
  • стимпанк;
  • фэнтези;
  • мистика;
  • апокалиптика;
  • постапокалиптика;
  • повседневность;
  • мыльная опера;
  • социальный;
  • романтика;
  • психологический триллер.

Это общеизвестные жанры, потому нет смысла останавливаться на их толковании. Специфичными можно назвать следующие:

Токусацу

По характеру взаимоотношений между персонажами выделяют:

  • лоликон – истории о сексуальных отношениях несовершеннолетних или выглядящих таковыми женских персонажей;
  • сётакон – истории о сексуальных отношениях несовершеннолетних или выглядящих таковыми мужских персонажей;
  • юри – истории о сексуальных отношениях между девушками;
  • яой – истории о сексуальных отношениях между юношами;
  • сёдзё-ай – также повествует о любовных отношениях между девушками, но без откровенных сцен;
  • сёнэн-ай – показывает отношения привлекательных парней, но без откровенных сцен;
  • хентай – истории с эротическим или порнографическим содержанием;
  • этти – истории, в которых присутствуют эротические моменты, однако сексуальные взаимоотношения не демонстрируются напрямую.

Каждый жанр находит своего зрителя.

Почему аниме – это плохо

У каждого свой взгляд на аниме, и в России он не всегда положительный. Так, до сих пор бытует мнение, что анимационные фильмы и сериалы для детей, а не для взрослых.

Однако, оно как правило, присуще тем, кто не знаком с аниме-культурой вовсе или судит по одной-двум просмотренным картинам.

Синонимы слова

Аниме – это богатый, по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти, как добрые и жизнеутверждающие истории, так и мрачные или такие, что многим покажутся аморальными.

Однако все это элементы человеческой культуры в целом, и они характерны не только для японской анимации. Впрочем, каждый сам вправе решать, считать ли их хорошим явлением, плохим или нейтральным.

Так, аниме зародилось примерно в одно время с западной анимацией и постепенно приобрело поклонников по всему миру.

Популярность подобных мультипликаций объясняется разнообразием жанров и истории, а также тем, что они ориентированы не только на детей, но и на взрослую аудиторию.

Аниме (['anʲɪmə, ənʲɪ'mɛ] ср., нескл., アニメ [anʲime], от animation — анимация) — японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре

Содержание

История [ ]


Астробой, один из первых аниме-персонажей, созданных Осаму Тэдзукой

За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.


Кадр из 50-серийного аниме 1985 года — « манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Терминология [ ]


Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры, вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японской культуры.

Рисунок [ ]



При рисовании глаз обычно одновременно применяются светлые и тёмные оттенки. По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой — часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.

Аналитик компании AnimeNation Джон Опплинджер подчёркивал, что способ изображения персонажа позволяет зрителю мгновенно определить его важность. Он также считал, что во многих аниме-сериалах, где есть запоминающиеся персонажи, созданные известными дизайнерами, часто присутствуют случаи неудачного исполнения, тогда как другие сериалы, где нет чёткой разницы между героями, стали очень популярны. По мнению аналитика, хотя общий дизайн персонажей со временем развивается, чтобы соответствовать вкусам зрительской аудитории, отличительное оформление встречается в единичных случаях.

Сюжет [ ]

Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.

Часто сюжет и стилистика аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно — манги или ранобэ. Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои, отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.

Музыка и звук [ ]

Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.

Кроме обычных Жанры аниме [ ]

Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят:

  • По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины);
  • По стилям повествования (комедия, ме́ха, киберпанк, школьная история, сэнтай, спокон, махо-сёдзё, гарем);
  • По наличию и детализации сексуальных сцен (этти, яой, юри).

Форматы аниме [ ]

Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно выходит на видеоносителях, обычно — на DVD.

Телесериал [ ]

Иногда к телесериалам выпускают дополнительные или бонусные серии (спешлы, TV-special). Часто они длиннее обычных и не связаны напрямую с базовым сюжетом телесериала, хотя и основаны на нём. История в них представляется ответвлением основного сюжета или сменой точки зрения на события, но совершенно не меняет текущее положение вещей в сериале. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении.

OVA (Original Video Animation) (Анимация, созданная для продажи на видео) — аниме, созданное специально для выпуска на видеоносителях, таких как видеокассеты или DVD. Обычно OVA представляет собой фильм или короткий сериал — от двух до шести серий, который создаётся без расчёта на показ по телевидению. Тем не менее, случается, что популярный OVA-сериал всё-таки попадает на телеэкраны. В настоящее время стандартная продолжительность одной серии OVA — 23—25 минут, практически как и телевизионной. В 1980-е же и в начале 1990-х выпускались часовые и более длинные OVA.

Иногда для вышедших сразу на DVD OVA-сериалов используется обозначение Фильм [ ]

Фильм — аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Как правило, это полнометражные (от 50 до 120 минут) фильмы, отличающиеся более высоким по сравнению с другими форматами качеством анимации и, соответственно, более высокими затратами на производство. Полнометражные аниме представлены как самостоятельными произведениями, так и дополнениями к популярным телесериалам. В более редких случаях после успешной демонстрации полнометражного фильма выпускается телесериал. Примером такого может служить лента « ONA [ ]

Структура серий [ ]

Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:

  1. вступление
  2. начальная заставка (opening, опенинг)
  3. краткое содержание предыдущей части
  4. первая часть аниме
  5. интермедия
  6. вторая часть аниме
  7. финальный ролик (ending, эндинг)
  8. кадры из следующей серии

Начальная заставка [ ]

Начальный ролик, или опенинг (от opening, сокр.: OP), как правило, представляет собой анимацию, изображающую главных героев аниме и отражающую его стиль. В течение всего времени ролика демонстрируются титры — имена создателей аниме, композитора, автора сюжета, имена сэйю, озвучивающих главных героев, и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Большинство заставок представляют собой клипы, на написанные специально к аниме песни. В некоторых случаях заставка не показывается в первых/первой сериях аниме, если по замыслу авторов не планируется сразу раскрывать внешний облик персонажей или какие-либо элементы сюжета.

Финальный ролик [ ]

Финальный ролик, или эндинг (от ending, сокр.: ED) — представляет собой практически то же самое, что и начальная заставка, только имеет существенно более скромную анимацию, более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Если задача опенинга — настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.

Заставка [ ]

Заставка — очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект, что и сигнализирует о конце первой части и начале второй.

Распространение [ ]

Аниме в России [ ]


См. также [ ]

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и отаку, — выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимости). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.

Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, к таким как игры, музыка, современные телесериалы, современные кинофильмы.

Комиксы

В таком виде термин стали использовать в комиксовой культуре (манга-эйга), получившей особенно широкое распространение в Японии во второй половине прошлого века.

Аниме – что это за жанр и как он появился

Зарождение вселенной аниме тесно связано с появлением особого вида графики – манги, прародителем которой считается легендарный иллюстратор и гравер Кацусика Хокусай (1760 – 1849).

Первая серия таких картинок, выполненных исключительно в черно-белой подаче, появилась в 1814 году из-под талантливой руки Хокусая, впервые назвавшего произведения такого рода мангой.

Существенную лепту в развитие манги внесло, как ни странно, правительство Японии, своевременно сумевшее разглядеть в этом массовом увлечении весьма эффективный инструмент воздействия.

Японцы, известные своей склонностью к минимализму, быстро адаптировали этот формат под собственную аудиторию и придали ему больше национальной эстетики, что давно стало традицией в японской живописи.

И вот что еще характерно для этого вида графики:

  1. схематичность изображения ртов и носов;
  2. очевидная прорисовка характера героев – делается это посредством конкретных атрибутов внешности.

Так, например, персонаж со вспыльчивым характером наделяется рыжими волосами, герой-эксцентрик или хулиган изображается с осветленными волосами, а какой-нибудь неоднозначный или скользкий тип – со взглядом исподлобья и длинной челкой, почти закрывающей глаза;

Однако в Стране Восходящего Солнца широко открытые глаза считаются не только символом молодости и наивности, но и признаком готовности к созерцательности и познанию мира;

Девочка

Таким образом, осталось только уточнить, что аниме – это не вообще и не всякая мультипликация, а именно японские мультфильмы, выделяемые в особый жанр анимационного кино.

Мальчик

Вместо заключения

Аниме – одна из самых увлекательных вселенных, это щедрый на впечатления мир, обладающий магическим воздействием на всех, кто способен его понять, а не только на своих поклонников.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Честно говоря, я терпеть не могу аниме, хотя знаю, что у этого специфичного жанра много поклонников по всему миру. Мне больше по душе старые, советские мультики 🙂

Пару лет назад подсел на аниме. Эта культура далеко не для всех, многие персонажи и мир довольно сложный, в это надо вникать, но меня это зацепило. Думаю что к аниме нельзя относиться нейтрально, ты либо любишь, либо остро отвергаешь.

У меня сын фанат аниме. Уже скоро институт заканчивает (при этом и работает), но фанатеет от мультиков. Мне не понять, но осуждать тоже не собираюсь. Каждому свое.

Читайте также: