Назовите представителей школы структурно функционального анализа в социологии

Обновлено: 06.07.2024

Стремительное развитие эмпирической социологии в США в 1920-х и 1930-х годах, а затем и в Европе, несомненно, сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии социологической науки в целом, резко укрепило ее связь с реальной социальной жизнью, повысило престиж социологии. В то же время, дальнейшая односторонность в развитии социологических знаний становилась все более очевидной, поскольку огромный прогресс в эмпирической и прикладной социологии не сопровождался соответствующим прогрессом в теоретической социологии, что необходимо для обобщения и серьезного анализа быстро накапливающегося фактического материала. На это неоднократно указывал, прежде всего, приехавший в США П.А. Сорокин, подвергший американскую социологию того времени серьезной критике за ее одностороннее увлечение эмпиризмом в ущерб теории, за нежелание развивать широкие социальные проблемы, за ее поверхностность.

В 1930-е годы стала острой потребность в систематической социологической теории, которая могла бы быть применена к эмпирической социологии. После ряда неудачных попыток создать такую теорию и связать ее с эмпирической социологией, эта теория возникла в форме структурного функционализма и заняла доминирующее положение в западной социологии в 1950-х и 1960-х гг.

Структурно-функциональный подход - Концепция функционализма в современной социологии

Концепция функционализма в современной социологии

Другим выражением сущности функционализма может быть утверждение, что точно так же, как явление может иметь разные функции, одна и та же функция может выполняться разными явлениями.

Структурно-функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма

Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция социальных фактов. Только в свете социальных фактов можно объяснить, почему люди так поступают, а не иначе, почему люди формируют определенные отношения, связи. Социальные факты могут быть:

Ценности и нормы являются рычагами социального регулирования. В то же время социолог подчеркивает, что социальные нормы эффективны только тогда, когда они основаны не на внешнем принуждении, а на моральном авторитете общества и нравственном совершенстве людей.

Важным аспектом метода функционализма Дюркгейма является то, что он видел причины существования этого конкретного факта в других, предшествующих социальных фактах. Социологическое объяснение фактов, реалий, явлений и процессов, изучаемых отдельно, должно быть с точки зрения социальных причин и социальных функций. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его коллективного сознания. Поэтому объяснение социальной жизни необходимо искать и в самой природе общества.

По мнению Дюркгейма, общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшей из которых является потребность в общественном порядке. Это происходит от человеческой природы, которая имеет две стороны. Первое эгоистично: часть поведения людей определяется биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворении собственных интересов, что затрудняет интеграцию индивидуумов в общество. Вторая сторона человеческой природы — это способность верить в моральные ценности.

Поддерживая эту сторону, общество создает условия для социальной жизни и стабильности.

Дюркгейм был далек от того, чтобы верить, что общество всегда функционирует гладко. Напротив, в ряде своих работ он высказывал предположение, что промышленные общества могут пойти ко дну. Это становится возможным, когда эгоизм приводит к потере обществом контроля над индивидом.

По мнению Дюркгейма, важнейшим вкладом в социальную стабильность и развитие человеческого взаимодействия является труд, точнее, разделение труда между индивидами. С увеличением разделения труда безличностная функциональная зависимость становится все более важной интегрирующей силой — никто уже не заботится о себе, каждый человек начинает выполнять определенную социальную функцию, социальную роль. Разделение труда формирует личность и определяет различия между людьми, которые развивают личные навыки и таланты в соответствии со своей профессиональной ролью.

Толкотт Парсонс: Школа структурного функционализма

Толкотт Парсонс (1902-1979) — центральная фигура в структурно-функциональном течении, основатель самой школы со многими учениками. Парсонс по праву является величайшим представителем теоретической социологии 20-го века, основателем теории социальных систем и теории социального действия. Он внес решающий вклад в создание современного языка социологии, в развитие базовых понятий в его системном представлении.

Первая основная проблема, которую мы видим в теории Парсонса, — это понятие и содержание социальной системы, ее структура, ее структурные составляющие и функции. Социолог признает, что в то время существовали определенные условия для такого изучения общества, самыми важными из которых были:

  1. достижение клинической психологии в представлении человеческой личности как динамической структурной и функциональной системы;
  2. результаты социальной и культурной антропологии.
  3. после Парсонса Дюркгейм показал истинное структурно-функциональное понимание социальной системы с разграничением ее основных элементов и функций.
  4. работа немецкого социолога М. Вебера дала обоснование социальных действий индивидуумов в контексте функционирования общественных организаций и учреждений.

Парсонс сосредоточил свои исследования на индивидуумах и их действиях. В то же время социолог утверждает, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регламентированы, а во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество — это нормативное сообщество.

Таким образом, социальная система предстает как структура, состоящая из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурные категории в концептуальной схеме Парсонса относятся к определенным функциональным требованиям. Другими словами, для того чтобы существовать и развиваться, быть жизненно важным, любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям. Это адаптация, достижение целей, интеграция, а также сохранение и консервация модели.4 Функциональные требования выполняются четырьмя компонентами системы, упомянутыми выше (ценности, нормы, коллективные организации, роли), которые воплощены определенными социальными институтами.

Ценности в первую очередь заключаются в сохранении и поддержании структуры функционирующей системы, что подразумевает их передачу из поколения в поколение через образование и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государственные и другие социальные учреждения выполняют это функциональное требование. Особую роль играют институты социального контроля. У каждого социального института есть свои цели. Главной функцией социальной системы является адаптация, которая касается взаимоотношений между системой и ее средой: чтобы существовать и развиваться, система должна иметь определенную степень контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материального благополучия и средств к существованию людей. В целом, по мнению Парсонса, способность выполнять значимые ролевые действия является наиболее общим адаптивным ресурсом общества.

Вторая основная проблема, на которую следует обратить внимание в теории Парсонса, — это проблема социального порядка, природа интеграции и стабильность социальных систем. Центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

В жизни люди сталкиваются друг с другом одновременно в процессе взаимодействия. Это также характерно для классовых, групповых и личных отношений. Поэтому важно, чтобы силы и факторы взаимодействия превалировали над силами и факторами оппозиции, а объединяющий принцип был сильнее тенденции к разъединению. До тех пор, пока сохраняются взаимоотношения между индивидуумом, культурой и социальной системой, система жизнеспособна.

Однако ни ценности как таковые, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграции и социального порядка без формирования институциональной структуры, относящейся к ценностным группам, стандартизированных норм и ожиданий, а также системы социального контроля. Процесс институционализации, по мнению Парсонса, заключается в интеграции стандартизированных ожиданий с различными формами общественного контроля — материального, духовного и административного. Культура, ценности не только играют фундаментальную роль в процессах институционализации сами по себе, но и санкционируют всю правовую систему как таковую. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как они выражают целостную ориентацию людей — то, что они ценят и поддерживают, — но и от моральной поддержки, которую общество оказывает этим формам.

Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен при ее развитии по вышеуказанной схеме, соблюдении правил институциональной интеграции и развитии политических, социальных, экономических институтов в соответствии с общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

Третья основная проблема, важная для целостного учета теории социальных систем, — это проблема социальных изменений и эволюции. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс одновременно видел процессы, ведущие к социальным изменениям. Социолог утверждает, что практическое изучение этих процессов является задачей эмпирического исследования.

Процесс эволюционного развития соответствует процессу инноваций, который является прорывом и обеспечивает обществу новый уровень приспособляемости. Инновации в первую очередь затрагивают сферу культуры и ценностей.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным социальным формам. Со временем происходят изменения в сфере культуры, изменения ценностей, которые диктуют более масштабные модели изменений. Для них Парсонс идентифицирует два набора культурных ценностей, которые он называет структурными переменными A и B. Основанием для их разграничения является то, как общество решает наиболее важные вопросы своих членов.

Функционализм Роберта К. Мертона

Таким образом, объединив два течения — функционализм и структурализм — два пути мышления и анализа — в одну теорию, он разработал более конкретные и эффективные концепции социальной структуры, девиантного поведения, ролевого конфликта и т.д. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

Рассмотрим, каковы основные и общие черты мертоновского функционализма.

Это вторая серьезная проблема.

Теория функционализма Мертона состоит, так сказать, из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески инновационного.

Мертон считает ошибочным широкое применение в антропологии, а затем и в социологии трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе.

Понятие Мертона как явной и латентной (скрытой) функции можно считать его самым положительным и мощным вкладом в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением эксплицитных функций. Вооруженный понятием латентной функции, социолог направляет свои исследования именно в ту область, которая невидима.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Значимую роль в социальной философии современности играет структурно-функциональный анализ. Многочисленные исследования в этой области полностью удовлетворяют социальную потребность. Среди учёных, которые занимаются данным вопросом, следует выделить Т. Парсонса и Р. Мертона, которые признали социальную значимость структурно-функционального анализа для общества и посредством его смогли объяснить многочисленные общественные явления.

Представители структурно-функционального анализа

Р. Мертон сформировал и проработал так называемую "теорию среднего ранга". Это научное объяснение общественных явлений, которое является своеобразной совокупностью некоторых теоретических объяснений, которые основаны на эмпирических данных. Общая социальная теория функционирования общества, по мнению Мертона, могла бы стать обобщённым выражением теорий среднего уровня.

Некоторые представители и приверженцы структурно-функционального анализа, например, О. Конту и Г. Спенсер, высказывают мнение о том, что общество – это единый социальный организм, состоящий из отдельных частей, а они, в свою очередь, тесно связаны между собой и со всеми компонентами общества.

Они выдвигали идеи о том, что в основе человеческого существования стоит задача по упрочнению этих самых связей для обеспечения обществу стабильности и равновесия, только в этом случае общество, как организм сможет функционировать нормально. В основе исследований О. Конту и Г. Спенсера лежат следующие термины: система, элементы, структура, функция, дисфункция, равновесие, стабильность, гармония и пр.

Структурно-функциональный анализ

Основываясь на исследованиях посредством структурно-функционального анализа явлений в обществе, учёными выделяются факторы, которые способствуют равновесию и стабильности. А также те факторы, что наоборот тормозят развитие и нарушают стабильность и равновесие. Кроме того поднимаются вопросы, связанные с проблемами норм и ценностей, которые также способствуют нормальному функционированию социума, и отклонениях от них, которые имеют свои характерные особенности и называются дисфункции.

Особое место в исследованиях учёных занимает также нестандартное поведение или поведение не соответствующее нормам: социальным, нравственным и правовым. Под этим следует понимать преступность, наркоманию, алкоголизм и т.п. Кроме того, следует отметить, что дисфункциональный характер может носить и деятельность некоторых социально-политических институтов. Это происходит в ситуациях, когда последними нарушается стабильность общественной жизни, следствием таких действий становится деформация и разрушение. Все эти явления находятся под пристальным вниманием социологии и структурно-функционального анализа.

Т. Парсонс и его теория

Т. Парсонс предпринял, в силу описанных выше факторов, создать теорию функционирования общества и брать за её основу целостную социальную систему. Согласно положениям, которые он выдвинул в одной из своих ключевых работ " Структура социального действия", в исследованиях общества следует опираться на "аналитический реализм". По его мнению, это означало, что структура теоретических понятий должна отображать черты реального мира истинно, это же касается и происходящих в обществе процессов.

Для Т. Парсонса общество – это тип общественной системы, которой присуща наивысшая степень самодостаточности в рамках своей среды. Он является создателем функциональной теории социальной организации, где выдвинул мнение о том, что социальная организация имеет четыре уровня:

  • Отдельные человеческие индивиды.
  • Коллективы.
  • Социальные институты.
  • Общество.

На первом уровне находятся отдельные человеческие индивиды, которые взаимодействуют между собой, при этом каждый выполняет свою социальную роль. На этом уровне Т. Парсонс поддерживает идею М. Вебера и продолжает развитие "теории социального действия". В её основе лежит учение об обществе.

На втором уровне, где находятся коллективы, происходит практически то же самое, что и на первом. Различие в том, что индивиду организуются в коллективы и точно также коллективы выполняют свои социальные роли.

Третий уровень образуют социальные институты. Уточняя, здесь обнаруживаем системы образования, политики, права, искусства и т.п.

Четвёртый уровень состоит из общества, которое является на этом уровне целостной системой. Она же, в свою очередь, состоит из индивидов с первого уровня, коллективов со второго и социальных институтов с третьего. В основе всего этого лежит общепринятая система ценностей.

Т. Парсонс активно исследовал общественные процессы и законы в обществе. Применяя свою теорию на всех уровнях, он смог сделать выводы о том, что экономическое равновесие является основой для равновесия в обществе в целом, кроме того стабильность и устойчивость общественной жизни зависит целиком от экономики.

Учёный говорит о том, что чрезмерная классовая дифференциация недопустима в цивилизованном современном обществе. Поднимает вопросы о проблемах в политической сфере, где остро необходим поиск новых механизмов разрешения противоречий. Кроме того, полагает, что соблюдение фундаментальных условий стабильности систем является прямым путём к стабильности общественной жизни.

Общая социальная теория для Т. Парсонса имела важное значение и глубочайший смысл. Посредством основных положений учёный объяснял общественные процессы и всё происходящее в различных сферах жизни. Он стремился идти от анализа деятельности людей к изучению общественных отношений между индивидами, а также деятельности общественных институтов, что, в свою очередь, способствовало более широкому изучению общества именно как социальной системы в целом.

Структурный функционализм как социальная концепция. Теоретические рамки современного функционализма. Основные школы структурного функционализма. "Социологизм" Э. Дюркгейма как методология научного исследования. Теория социального действия Т. Парсонса.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.07.2010
Размер файла 37,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Структурный функционализм как социальная концепция

2. Основные школы структурного функционализма

2.2 Теория социального действия Т. Парсонса

2.3 Структурный функционализм Р. Мертона

Список использованной литературы

Цель работы - рассмотреть основы теории структурализма и функционализма и обозначить главные школы.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Объем работы 22 страницы.

1. Структурный функционализм как социальная концепция

Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Преодолеть теоретическую узость эмпирической социологии попытались в 50-е гг. прошлого столетия ученые, общим для которых оказался структурно-функциональный подход к обществу.

Структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Структурный функционализм внес в школу структурно функционального анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это понятие -- одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента: социальную позицию и социальную роль.

Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Определенные идеи такой возможности исследования общества были высказаны ещё О. Контом и Г. Спенсером, который например, считал, что каждая система, чтобы нормально развиваться и функционировать, должна иметь свои конкретные функции и каждая часть структуры, выполняя свои, строго определенные функции, может существовать только в рамках целостности. Однако именно Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей.

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма:

1. Общество - это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии.

2. Основные школы структурного функционализма

1) Общество -- часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

2) Общество первично по отношению к составляющим его людям.

3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор - есть символ обмена, его юридической формой. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В основе методологии Э. Дюркгейма лежит понятие о социальном факте как всяком способе действий, существующим независимо от индивидов и способном оказывать на них внешнее принуждение.

Социальные факты - образцы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство -- социальный факт -- продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Внутренние мотивы не включаются в определение, поскольку не могут быть зафиксированы внешним образом. Более того, индивидуальная психология вообще не имеет отношения к изучению фактов, поскольку они надиндивидуальны. Социальные факты следует объяснять не индивидуальными мотивами, а другими социальными фактами. Если социальные факты определены, их можно исследовать статистически, например методом сопутствующих изменений. Если изменения одного факта соответствуют изменениям другого, это свидетельствует о наличии причинно-следственной связи. С точки зрения Э. Дюркгейма, какой-либо одной конкретной причине может соответствовать только одно конкретное следствие, а у каждого определенного факта может быть только одна причина

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство -- намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

2.2 Теория социального действия Т. Парсонса

Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Алана Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных.

Структурный функционализм по Парсонсу, это:

- высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

- социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

- тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме -- любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

1) Система должна уметь приспособиться к внешней среде. Это адаптивная функция (адаптация).

2) Система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это целенаправленная функция (достижение цели).

3) Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это интегративная функция (интеграция).

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости. У Парсонса элементом упорядочивающим взаимодействующие части стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок). Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

- Тенденции социальной системы к самосохранению.

- Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные -- понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

1) Партикуляризм (или универсализм) -- акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

2) Поступки человека -- необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

3) Аффективная нейтральность или аффективность -- акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).

5) Ориентация на себя или ориентация на группу -- эгоистические и альтруистические действия.

6) Предписанное или достигнутое.

Социальные системы -- институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

2.3 Структурный функционализм Р. Мертона

Вопрос функционализма в социальных науках подверг глубокому анализу социолог Р. Мертон (1910-2003) - американский социолог, который считает, что для понимания природы функционализма следует провести различие между функциональным, нефункциональным и дизфункциональным, а также между явными и латентными функциями.

Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями. Явные функции социальных действий - только один из уровней анализа. Данное частное действие (или система действий, ритуал и т.п.) может иметь много латентных функций и даже дизфункций. Здесь анализ Р. Мертона по своей природе приближается к фрейдовскому анализу сновидений, так как под явным содержанием он видит скрытое, латентное содержание (функции).

1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы). Мертон смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически;

2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий). Мертон поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегии действия;

3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм и т.д.).

Мертон выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов).

1) социальных форм (систем и их частей);

2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни;

а) организованность рядов социальных отношений;

б) регулярность (периодичность) этих отношений;

в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений;

г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов).

Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как:

1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу);

2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей);

3) идеальность (реквизит верований и идей).

Кроме того, в традиции Сорокина, Мертон разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то: здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегративные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации.

Мертон ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы).

В результате Мертон динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюркгейма. Изменения социальной структуры - следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции, по Мертону, вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы - цели, начинают расходится с институциональной их поддержкой (санкционированием) системой. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения.

Развитие концепции Мертона явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

Структурный функционализм - направление в социологии, опирающееся на метод структурно-функционального анализа.

Его основоположниками считают Э. Дюркгейма, Т. Парсонаса, Р. Мэртона.

Совершенствовать далее структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами.

Список использованной литературы

2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 576 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 640 с.


Функция Подсистема Социальные инсти-туты Исполнители норм - ролей
Адаптация Экономика Заводы, банки Предприниматель, работник
Целеориентация Политика Партии, движения Функционер - рядо-вой
Интеграция Институты соци-ального контроля Государственный аппарат Чиновник- гражда-нин
Поддержание об-разца Социализация Семья, школа, ре-лигия Учитель - ученик

Литература
1. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. — М., 1992
2. Сорокин П.А. Система социологии. — М., 1993. — Т. 1, 2.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992
4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьбы и труды. - Сыктывкар, 1991.
5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. – М., 1994

Читайте также: