Совместная деятельность доу и начальной школы по подготовке ребенка к школе
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Валиева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Раздел: дошкольное образование
Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Выполнила: Абдуллина Р.Р., Валиева А.В..
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
адаптации к школе) их причинах.
ребенка к школе.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к
школе– одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Играет важную роль в
развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней
актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей
школьной жизни. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ
достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы,
задачи подготовки детей к учёбе и успешнее их решают. Однако в нашем детском
протяжении всего учебного года, строится поэтапно: анкетирование родителей (цель:
определить ожидания, опасения); разработка информационных стендов и буклетов,
конференции; семинары-практикумы и т. д.
Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с
вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того,
какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на
стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться,
отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои
мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего
дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности
искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с
проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный
ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной
деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.
Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности
ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы
дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности.
Критерии готовности:
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при
котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него
чрезмерного напряжения и переутомления.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него
специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,
классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень
развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные
умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже
Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с
другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-
наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен
демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
В нашем детском саду налажен тесный контакт с родителями. Работа с
родителями ведётся на протяжении всего учебного года, строится поэтапно:
анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения); разработка
информационных стендов и буклетов, папок-передвижек, памяток (цель:
просвещения родителей); консультации; проведение открытых занятий;
родительских собраний; встреча с учителями; конференции; семинары-практикумы
По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:
- по содержанию обучения и воспитания;
- по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
- Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Библиографический список
1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.
2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.
3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.
4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.
Слайд 2
Задачи:
рассмотреть критерии готовности детей к школе; рассмотреть содержание и формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; определить роль семьи в формировании готовности к школьному обучению дошкольника; определить основные задачи сотрудничества ДОУ и школы
Слайд 3
Важнейшая задача дошкольного образования:
Всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.
Слайд 4
Слайд 5
Психологическая готовность:
Интеллектуальная; Личностная; Социально-психологическая; Эмоционально-волевая готовность.
Слайд 6
Направления взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей психологической готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации. 2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары. 3 этап - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.
Слайд 7
Условия подготовки к школе в семье:
Сотрудничество в различных формах с другими членами семьи; Выработка у ребенка умения преодолевать трудности; Переживание успеха; Уровень сформированности разных сторон речи.
Слайд 8
Задачи сотрудничества ДОУ и школы:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
Слайд 9
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Слайд 10
Экскурсии в школу.
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.
Слайд 11
Сотрудничество ДОУ и школы.
семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
Слайд 12
Слайд 13
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением была всегда. Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения.
Применение федеральных государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы. Целостность образовательной среды — это важный приоритет развития образования в России.
Преемственность подразумевает непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей. Выделяют следующие параметры преемственности:
− преемственность в содержании обучения и воспитания;
− преемственность в формах и методах работы;
− преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.
Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей, работа происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка, осмысление происходит на более высоком уровне.
Дошкольные образовательные организации ориентируются, в свою очередь, на требования школы, воспитатели и специалисты формируют у будущих первоклассников те знания, умения и навыки, которые необходимы для школьного обучения.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие детей, углубление их знаний, усложнениетребований к их умственной деятельности, формирование личного, а также общественного поведения.
При выборе образовательного учреждения, образовательной программы и учителя начальной школы необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое. Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы, знакомство с образовательными программами школы до поступления ребёнка в первый класс, помогут определиться и с выбором школы, и предотвратить возможные негативные последствия.
Многочисленные привычки, навыки, знания, сформировавшиеся в детском саду, составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
С какими же трудностями сталкиваются воспитатель детского сада и учитель начальной школы? Прежде всего, это разные уровни физического и психического здоровья детей, разный уровень знаний и сформированность универсальных учебных действий обучающихся, разная степень мотивации к обучению. Чтобы у детей к учебной деятельности развивался интерес, педагоги следуют единым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов образования. Образовательную деятельность организуют так, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам действовал, сам решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть увлекательной и разнообразной для детей, ребенок должен понимать важность изучаемого материала для дальнейшего применения в жизни. Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо, чтобы он был связан с тем, что дети усвоили ранее, задания должны быть по силам ребенку, важно создавать у детей ситуацию успеха, т. к. положительная оценка стимулирует их познавательную активность.
Чтобы избежать трудностей в преемственности необходимо, чтобы у воспитателей и учителей было единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, должно быть взаимодействие всех участников образовательной деятельности — ребенка, родителей, воспитателей и учителей, выработаны единые цели, задачи и способы достижения намеченных результатов.
Чтобы скоординировать деятельность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходимо заключить договор между образовательными учреждениями и составить проект совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
Педагоги могут разработать пакет документов по диагностике и коррекции развития детей по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а также планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе. Результаты итоговой диагностики будущих первоклассников необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
Работа по преемственности даёт возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. Также целесообразно проводить мониторинг уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода. Это позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности, осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы.
Педагоги начальной школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывать специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей (законных представителей) детей, учитывать мнение детей.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, совместная деятельность, учебная деятельность.
Похожие статьи
Преемственность в работе детского сада и школы как условие.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие
детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие.
Современные подходы к организации совместных действий.
детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.
Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем.
Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением
Всюду предусматривается совместная образовательная деятельность обучающихся, педагогов и
школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная.
Преемственность в использовании. | Молодой ученый
Школа и детский сад — два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и.
Преемственность в дошкольном и школьном образовании как.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны передачу детей в школу с таким уровнем общего образования и
детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие.
Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных.
детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача
Преемственность в работе детского сада и школы как условие. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени.
Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной.
детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие, учебная
Преемственность в работе детского сада и школы как условие. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени.
Особенности развития преемственности детского сада и школы
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию
Одной из основных целей интеграции деятельности детского сада и школы — это развить в ребенке добрые
Основными задачи преемственности между детским садом и школой являются
Преемственность уровней дошкольного и начального общего.
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального
школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная.
Соблюдение преемственности в рамках реализации.
детский сад, школа , ребенок , учебная деятельность, подготовка детей , подготовка ребенка , образовательная деятельность, знание, задача, школьная. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в.
Читайте также: