Назовите факторы размещения машиностроения какой фактор является ведущим кратко

Обновлено: 30.06.2024

Машиностроения определяет базу для развития всех отраслей экономики, влияет на НТП, производительность труда, структуру занятости и безработицы.

Отрасль машиностроения

Отрасль машиностроения - это сумма отраслей обеспечивающих национальную экономику средствами производства.

Исходя из специфики производства его делят на: общее, среднее и тяжелое.

Которые в свою очередь делятся на: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение; ремонт и обслуживание оборудования.

Факторы размещения предприятий отрасли

Факторы влияющие на размещение предприятий данной отрасли:

  • Наличие минеральных ресурсов - в связи с существенным количеством затрачиваемых на производство продукции ресурсов крайне важно, чтобы машиностроительные предприятия были расположены в районах добычи и обработки необходимого сырья. Это существенно снижает логистические издержки и себестоимость;
  • Транспортный - в связи со сложной логистикой и спецификой конечной продукции важно наличие в районе расположения предприятия развитой транспортной инфраструктуры;
  • Наличия трудовых ресурсов - процесс производства продукции машиностроения является чрезвычайно трудоемким. Это определяет необходимость размещения производств в районах с высокой концентрацией квалифицированной рабочей силы.
  • Специализация и кооперирование - продукция машиностроения состоит из огромного количества составных частей. Производство которых в рамках одного предприятия не целесообразно. С целью снижения стоимости производства данные предприятия объединяются в производственный комплекс. В котором, каждая составная часть специализируется на производстве определенного вида продукции либо предоставления определенного вида услуг.
  • Доступ к источникам капитала;
  • Экологический фактор - размещение предприятий целесообразно в районах с самыми низкими экологическими издержками;
  • Фактор наукоемкости - размещение предприятий отрасли привязано к научным и образовательным центрам.

Из всех перечисленных выше факторов, можем выделить два основных - это фактор наукоемкости и фактор наличия трудовых ресурсов.

Машиностроение является сферой промышленности, в котором в первую очередь требуется большое количество квалифицированных рабочих. В зависимости от отрасли машиностроения требуются или рабочие специальности среднего и начального профессионального образования (слесари, токаря), или высшего образования (точное и атомное машиностроение). Потому машиностроительные заводы располагаются в первую очередь в крупных городах, где имеется образовательная база, а также население. Лучше, если завод будет в регионе, где производится сбыт. Но это не является критичным условием.

Машиностроение – отрасль промышленности, производящая машины, механизмы, оборудование для других отраслей производства.

Размещение предприятий машиностроения учитывает ряд факторов.

  • Наукоёмкий фактор. На него ориентируются предприятия требующие использования и внедрения научных разработок.
  • Трудоёмкий фактор. На наличие большого количества трудовых ресурсов ориентируются предприятия, требующие значительных затрат труда.
  • Потребительский фактор. Некоторые машины и оборудование сложно транспортировать, поэтому их размещают у потребителя.
  • Металлоёмкий фактор. Для производства ряда машин, оборудования необходимо много сырья, то есть металла. Поэтому такие предприятия размещают вблизи металлургических баз.
  • Транспортный фактор. Он очень важен для предприятий машиностроения, так как в отрасли используются такие формы организации производства как специализация и кооперирование. А это требует в свою очередь развития транспортной сети, для развития производственных связей.

Каждая отрасль машиностроения при размещении учитывает разные факторы. Нельзя выделить какой-то один решающий. Из всех факторов размещения скорее всего самым важным является транспортный.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий) . Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная Россия, Поволжье) . Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру.
Ведущими является научная база и инфраструктура

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Главные черты размещения машиностроения

Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.

Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.

Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.

Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.


С помощью данного урока учащиеся рассмотрят особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории Российской Федерации. В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее важными факторами размещения машиностроения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Факторы размещения машиностроения"

Размещение промышленности – это одна из форм общественного разделения труда. Оно выражается в пространственном распределении промышленных предприятий на территории экономического района, республики или страны в целом. Грамотное географическое размещение промышленных предприятий – это предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны; сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения и роста его благосостояния.

В процессе размещения промышленного производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи. Прежде всего, это преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, а также рост в них высококвалифицированных национальных кадров.

Условия, определяющие возможность возникновения и развития той или иной отрасли хозяйства на конкретной территории, называются факторами размещения производства. Как правило, размещение отдельных производств происходит под влиянием различных факторов и во многом зависит от характера самого производства. При этом одни факторы являются универсальными. Именно они определяют характер развития и размещения всех производств. Другие же – специфические. Они влияют на отдельные производства.


Однако в любом случае необходимо понимать, что на размещение того или иного производства факторы влияют не по отдельности, а в совокупности.

Страны с большой территорией (как, например, Россия) обладают, как правило, более крупным и разнообразным потенциалом (природно-ресурсным, экономическим и так далее). В то же время размещение хозяйства на территории крупного государства оказывается более неравномерным; усложняются транспортные связи между отдельными его элементами; управление социально-экономическим развитием.

Поговорим о факторах размещения машиностроения. Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и её обороноспособность.

География машиностроения России


Особое значение для развития и размещения машиностроения приобретают следующие факторы: трудоёмкость, металлоёмкость, специализация и кооперирование, наукоёмкость, также здесь выделяют транспортный, военно-стратегический, потребительский и экологический факторы.

На любом предприятии работают люди. Предприятия различаются между собой по затратам труда на единицу продукции. Так, на некоторых крупных заводах трудится более тысячи рабочих. Такие производства называются трудоёмкими. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка требуется около тысячи часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учётом данного фактора размещена почти одна четвёртая часть машиностроительных предприятий нашей страны. Высокая трудоёмкость присуща таким отраслям машиностроения, как станкостроение (город Москва) и приборостроение (города Воронеж, Пенза, Рязань).

Одним из наиболее важных факторов размещения машиностроения является металлоёмкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует большого количества металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы.

Следует отметить, что трудоёмкость и металлоёмкость в машиностроении находятся между собой в определённой зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей. Обратите внимание на таблицу. Трудоёмкость и металлоёмкость производимой продукции может быть низкой, средней и высокой.


Современное машиностроение в своём развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Особое значение здесь приобретает фактор наукоёмкости. Именно поэтому в основном все предприятия машиностроения таких сложных отраслей, как электроника, робототехническая, авиакосмическая и атомной промышленности, концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Однако доля наукоёмких отраслей в машиностроении России весьма низкая – менее тридцати процентов.

Так как значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию, то здесь особое значение приобретает военно-стратегический фактор размещения. При размещении данных производств учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (среди них Саров, Новоуральск, Снежинск и прочие). Значительная часть оборонных предприятий сосредоточена в Москве и Подмосковье.

Оборонные предприятия России


Перейдём к следующему фактору – специализация и кооперирование. Все машины состоят из множества деталей. Например, в локомотиве, работающем от электрической сети, их около двухсот пятидесяти тысяч. Согласитесь, что изготовить их все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи.

В машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования.

Стоит отметить, что экономико-географическое положение непосредственно не участвует в производительных процессах. Однако оно может стимулировать или сдерживать хозяйственное развитие определённой территории. Так, например, наличие удобного выхода к морю может определить формирование здесь портово-промышленного комплекса с развитым судостроением.

Специализация и кооперирование в машиностроении тесно взаимосвязаны. Специализация – это производство на предприятиях какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, а также услуг. А кооперирование – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

Для России – самой большой по территории страны – транспортный фактор играет важную роль в размещении машиностроения. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, то машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. Именно развитие транспорта позволило создавать крупные специализированные предприятия машиностроения, получающие детали от своих смежников, расположенных от них за многие сотни и даже тысячи километров, и на такие же расстояния отправляющие готовую продукцию.

Сама продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно одна пятая от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку её сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (город Петрозаводск ), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (город Ростов-на-Дону).


В целом экологический фактор до сих пор слабо учитывается при размещении предприятий. Это связано прежде всего с тем, что данный фактор оказывает воздействие не столько на само производство, сколько на здоровье людей. Предприятие, как правило, не страдает от своих вредных выбросов – страдает население, проживающее в его окрестностях. А сама борьба с выбросами – строительство очистных сооружений и так далее – это для производства лишние дополнительные расходы. Так получается, что самому предприятию выгодно учитывать наличие сырьевых или трудовых ресурсов, но невыгодно учитывать экологический фактор. Общество в лице государственных и местных властей должно заставить предприятие учитывать экологический фактор размещения.

Читайте также: