Что такое устав школы 5 класс обществознание

Обновлено: 03.07.2024

Цель: создать условия для уточнения понятий закон, конституция, устав и развития коммуникативных, информационных, учебно-познавательных компетентностей и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти)

Оформление доски (заполняется в ходе урока)

I. Организационный момент

– Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок. Сегодня мы попробуем с вами сделать очень важное дело – повторим известные и создадим новые законы, которые нужно вам выполнять.

II. Проблемная ситуация

– В словаре Ожегова сказано: Закон – общеобязательное и непреложное правило установленное государственной властью.

– Для чего люди создают правила, законы? (Правила создают для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.)

– Сначала вспомним законы страны.

– Как называется основной закон страны? (Конституция)

– Кто знает день рождения Конституции? (12 декабря 1993 г.)

– Какие законы из Конституции вы знаете?

В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются, все остальные законы страны.

– Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон.

– Может кто-то знает как он называется? (Устав)

– В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам поработать с отдельными главами Устава и вспомнить права и обязанности учащихся. (Детям выдаются отпечатанные листы из Устава школы)

1, 2 группа – подготовит рассказ о правах.

3, 4 группа – подготовит рассказ об обязанностях.

– Что поняли? (Выступает 1 человек от группы)

Обобщение: Для чего нужно выполнять правила? Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.

VI. Законы класса

1) Все учащиеся школы разделены на классы. Это тоже маленькое государство. В нём тоже должен быть основной закон.

– У нас есть такой закон? (Нет)

1 группа – правила на уроке.

2 группа –правила общения.

3 группа – правила дежурных.

4 группа – правила школы.

Дети получают отпечатанные листы с множеством правил. (Приложение 1) Каждая группа выбирает свои правила.

Запомните: Наши законы должны подчиняться школьному уставу.

2) Работа в группах. (7 мин.)

3) Выступление учащихся (3 мин.)

Дети читают выбранные правила, если класс не согласен обсуждают. Учитель вывешивает выбранное правило на доску. (Приложение 2)

Выразите своё отношение к выработанным правилам.

Если правило не нравиться, подчиняться правилу или нет?

(Раз оно принято большинством голосов, то нужно постараться не нарушать его.)

2) Вывод. – Для чего мы создали Закон класса?

– Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы, творчества и отдыха

Устав школы для учеников на 2020 год

Что прописано в уставе

  • информация о типе образовательной организации;
  • указания об учредителе;
  • информация об изучаемых образовательных программах, указание уровня образования, которое дается в школе, и направление (или направления) обучающих программ;
  • описание структуры органов управления образовательной организацией, порядок их формирования, сроки полномочий, права.

Кроме обязательных пунктов, администрация школы прописывает в документе права и обязанности:

  • работников школы;
  • учеников;
  • родителей учеников.

Кто принимает устав школы

Устав разрабатывают администрация и работники образовательной организации на основании рекомендаций местных органов управления образованием. Порядок разработки устава и лиц, ответственных за его разработку, назначает администрация муниципального образования.

В законодательстве РФ и законе об образовании № 273-ФЗ закреплено, кто утверждает устав школы: устав утверждается учредителем. Данные об учредителе в обязательном порядке указывают в тексте устава.

Рекомендуемая структура устава

Рекомендуемая структура содержит пункты, обязательные в документе (требуемые законом), и те, которые помогают юридически грамотному функционированию школьной организации.

  1. Общие положения устава.
  2. Описание деятельности организации (основной и дополнительной, приносящей доход). Цели, предмет, виды деятельности.
  3. Управление образовательной организацией.
  4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников.
  5. Заключительные положения.

Рекомендованный общий школьный устав для всех школ с вариантами его оформления

УСТАВ ШКОЛЫ
(бюджетное общеобразовательное учреждение)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа, осуществляющего функции
и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись (расшифровка подписи)

от ________ № ____

НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Глава 1. Общие положения

  • наименование школы;
  • на основании какого приказа и когда она создана;
  • тип учреждения (бюджетное);
  • тип образовательной организации;
  • прописывают учредителя школы и собственника ее имущества;
  • адрес нахождения школы.

Глава 2. Деятельность школы

В этом разделе документа подробно указывают:

  • деятельность школы;
  • цели образовательной организации;
  • особенности (углубленное изучение конкретных предметов);
  • описание миссии образовательной организации;
  • все виды деятельности, такие как группы продленного дня, мастерские, театры и подобные.

Глава 3. Управление школой

В этом разделе указывают исполнительный орган образовательной организации и его компетенции. Прописывают все полномочия, которыми обладает руководство школы. Здесь же указывают органы коллективного управления школой, органы педсовета и его функции.

Глава 4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников

Эту главу следует изучить и помнить ученикам школы и их родителям. Знание этого раздела устава помогает избежать многих недоразумений и споров. При поступлении в первый класс, при переводе ученика в другую школу администрация дает родителям ознакомиться с уставом под подпись. Где можно прочитать устав школы: в бумажном варианте при подписании договора с образовательным учреждением или в электронном виде на сайте школы.

4.1. Основными участниками образовательного процесса являются педагогический состав, обучающиеся и родители (законные представители). Все участники образовательного процесса должны быть в обязательном порядке ознакомлены с уставом школы.

4.2. Права учеников. Ученики школы имеют право на:

  • свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на создание клубов, секций, кружков по интересам;
  • на объективную оценку знаний и умений;
  • свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • получение образования в соответствии с государственными стандартами бесплатно;
  • обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • участие в управлении школы;
  • уважение своего человеческого достоинства.

4.2.1. Осуществление всех вышеперечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

4.2.2. Нельзя принудительно привлекать обучающихся школы в общественные, общественно-политические, религиозные и другие организации, движения или партии. Не допускается участие обучающихся в принудительном порядке в агитационных компаниях, мероприятиях и политических акциях.

4.3. Обязанности учеников. Обучающиеся школы обязаны:

  • соблюдать устав школы и правила для обучающихся;
  • выполнять инструкции при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, поездок, походов и т. д.;
  • выполнять требования работников школы в части, отнесенной уставом, должностными обязанностями и правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
  • добросовестно учиться;
  • подчиняться обоснованным требованиям педагогов;
  • поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • не пропускать занятия без уважительной причины.

4.3.1. Обучающимся запрещается:

  • приносить, передавать и использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества, семечки, жевательную резинку;
  • применение физической силы для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;
  • любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
  • использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгоранию;
  • использовать в обращении ненормативную лексику, выражать свое мнение в грубой, унижающей собеседника форме.

4.4. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных в пункте 4.3, а также за нарушение правил, предусмотренных пунктом 4.3.1, к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • замечание;
  • объявление выговора;
  • исключение из школы.

4.5. Права родителей (законных представителей) обучающихся:

  • участвовать в управлении школой;
  • посещать уроки с разрешения учителя и администрации школы;
  • выбирать форму обучения;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости учащихся;
  • защищать законные права учащихся.

4.6. Обязанности родителей (законных представителей):

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему уставу.

4.7. Права работников школы:

  • право участвовать в управлении школой в порядке, определяемом настоящим уставом;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. Педагогические работники школы имеют право:

  • на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;
  • на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации), методы оценки знаний учащихся;
  • повышать квалификацию;
  • на сокращенную рабочую неделю в случае неполной педагогической ставки;
  • на удлиненный оплачиваемый отпуск, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения;
  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Обязанности педагогических работников:

  • быть примером достойного поведения в школе и в общественных местах;
  • соблюдать и заботиться о защите прав и свобод учащихся, уважать права родителей и законных представителей учащихся;
  • иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
  • поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства обучающихся;
  • принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
  • выполнять в указанный срок приказы директора, распоряжения администрации школы, не противоречащие уставу школы и действующему законодательству;
  • выполнять устав школы, правила внутреннего трудового распорядка для работников школы, условия трудового договора, должностные инструкции, функциональные обязанности, локальные акты;
  • педагогические и другие работники образовательной организации периодически, но не реже одного раза в календарный год, проходят медицинское обследование за счет средств, выделенных учредителем.

4.9.1. За нарушение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностей, перечисленных в пункте 4.8, к педагогическим работникам применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Служебное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе в письменной форме.

Глава 5. Заключительные положения

В заключительных положения прописывают, как и в каком порядке вносят изменения в устав, куда переходит имущество, если школа ликвидируется.

Где можно найти устав школы

Варианты, где можно посмотреть устав школы:

  • школьная приемная — секретарь обязан выдать по требованию родителей для ознакомления печатный вариант;
  • в приложении к договору оказания образовательных услуг (прилагается не всегда, чаще всего дают на ознакомление под подпись);
  • на сайте образовательной организации в разделе сведений о школе.

Зачем знать устав школы ученикам и родителям

Знание устава школы — обязанность и право учеников и их родителей. Родители ставят подпись под фразой о том, что они ознакомлены с уставом. После этого любое его нарушение ведет к определенным последствиям. В законе об образовании прописано, что нельзя исключить из школы учеников младше 15 лет. Но после этого возраста его могут исключить из школы по приказу директора за регулярное нарушение устава.

В документе прописаны права и обязанности учеников, требования к образовательному процессу, к внешнему виду и поведению обучающихся в стенах школы. Не стоит подписывать бумагу формально. Подпись означает согласие с правилами школы и обязательство им следовать.



Зачем школе устав?

стенд-устав-школы

Если хотите пример для сравнения, то это как для взрослых – паспорт, а для детей – свидетельство о рождении. Это наши основные документы, где прописаны наши данные о рождении, о принадлежности к гражданству, для детей – сведения о родителях, для взрослых – сведения о месте жительства. Все эти данные дают нам определённые права, предусмотренные для граждан России, и устанавливают наши обязанности.

Так и на страницах школьного устава перечислены основные сведения, регулирующие вопросы обучающего процесса.

Что можно найти в уставе?

книга-с-глазками

Давайте по порядку о наиболее важных для нас, родителей, вопросах.

Наименование и тип

Начнём с того, что каждое учебное заведение должно иметь своё название.

По нему будут видны организационно-правовая форма и тип.

То есть, по разъяснению Минобрнауки, это может быть либо общеобразовательная организация, либо общеобразовательное учреждение. Правильно переименоваться всем следовало до 01 января 2016 года.

Учредители

учредители-школы

Именно учредители утверждают устав.

Так, государственные школы появляются по распоряжениям Правительства РФ либо региональных властей, муниципальные – по документам, подписанным от имени муниципального образования, частные – по решениям не принадлежащих к органам власти граждан и юридических лиц.

Виды программ образования

На страницах уставного документа вы можете вычитать, какое образование ребёнок получит при выходе из школьных дверей – начальное, общее основное либо среднее полное.

Может быть прописана возможность получения обучения по дополнительным программам.

Государство сегодня поддерживает эксперименты, даёт зелёный свет педагогическому творчеству. Потому не удивляйтесь, если вы вдруг обнаружите упоминание о какой-либо авторской программе школьного учительского коллектива. Все они обязательно проходят процедуру утверждения (тут никакой самостоятельности), часто выступая как специальные курсы по выбору учащихся.

Органы управления

табличка-директор

Новый закон, подобно предыдущему, сохранил единоличное руководство школой. Он также предусмотрел создание коллегиальных органов. Для учителей и учеников это важно.

Но для контроля за ним создаются советы — педагогический, попечительский, наблюдательный. Какие именно школьные коллегии управляют, как, на какой срок они избираются, что они решают, — всё это как раз должно быть прописано уставом.

Законодательство к органам управления школой относит также ученические и родительские советы. Они тоже регулируются статьёй об управлении, потому правила о том, как объединяются обучающиеся и родители, должны быть в уставе.

Что ещё

В дополнение ко всем, как и любая другая некоммерческая организация, каждая школа прописывает положения о целях и задачах её деятельности, о своём имуществе, закрепляет процедуру принятия локальных актов, в соответствии с которыми живёт в обычные будни.

Перечень этих вопросов не исчерпывающий. Всё, что желает прописать учредитель, что не противоречит действующему законодательству, может быть записано на страницах устава. Как написали, так будут жить.

Почему в уставе иногда чего-то нет?

документ-устав

Сегодня требования к школьному уставу по новому закону об образовании сокращены до минимума. Но это вовсе не значит, что ограничены права участников образовательного процесса. Почему не пишется в уставе сразу всё? Вовсе не для того, чтобы ввести в заблуждение родителей, что-то от нас скрыть.

Дело в том, что такие положения, что регулируют обычную школьную деятельность, часто меняются. Изменить их на уровне школьных советов, приняв новую редакцию внутренней инструкции, значительно проще, чем внести уставные изменения, для чего потребуется решение школьного учредителя.

Представьте себе, что многие уставы школ содержат информацию о конкретных датах начала-окончания учебных четвертей, о длительности каникул. А что, если вдруг придётся изменить этот документально утверждённый распорядок?

листает-документы

Кто и как может ознакомиться с уставом?

книга-и-очки

Устав школы, хоть это её и основной правоустанавливающий документ, на основании которого она существует как таковая, — не предмет коммерческой тайны. По новому закону об образовании со школьным уставом могут знакомиться все заинтересованные лица, а создать условия для знакомства с ним – задача образовательной организации.

Кто может быть заинтересованным лицом? В первую очередь, это все работники школы, ведь школа – это их работодатель. С уставным документом чаще всего их знакомят под роспись при приёме на работу, когда они проходят первичный инструктаж.

Во вторую очередь, это обучающиеся с родителями. Закон не прописывает, каким образом школа должна обеспечить знакомство с уставом, предоставляя выбор для решения этого вопроса школьной администрации. Сегодня сложилась практика вывешивания устава и других локальных актов прямо на сайтах школ.

семья-у-компьютера

Это экономит время как администрации, так и родителей, и учеников. Не нужно ходить, просить, вычитывать на месте. Однако если вдруг сайта у школы нет либо учебное заведение не пожелало выставить свой учредительный документ на всеобщее обозрение, вы всегда можете обратиться к администрации и попросить его показать.

Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается и принимается самой школой и утверждается учредителем 3 .

В Уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учиться. Пункт 2 статьи 16 закона РФ "Об образовании" гласит: "При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию

образовательного процесса". Текст Устава должен быть доступен как для родителей

3 Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании":

На сегодняшний день учредителями подавляющего большинства общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления (муниципальные администрации, созданные ими органы управления образованием и т.д.).

учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствии с этим документом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратуры.

У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право учреждения выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).

Как орган внутришкольного управления Управляющий совет должен не только превосходно знать содержание Устава своей школы и пресекать любые его нарушения: Совет может принять самое активное участие в разработке или доработке Устава школы, который, как и было подчеркнуто нами в начале этого фрагмента, разрабатывается и принимается самой школой! И первым шагом здесь должно стать изменение Устава в связи с созданием Управляющего совета (подробнее см. в последующих главах).

Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается и принимается самой школой и утверждается учредителем 3 .

В Уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учиться. Пункт 2 статьи 16 закона РФ "Об образовании" гласит: "При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию

образовательного процесса". Текст Устава должен быть доступен как для родителей

3 Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании":




На сегодняшний день учредителями подавляющего большинства общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления (муниципальные администрации, созданные ими органы управления образованием и т.д.).

учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствии с этим документом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратуры.

У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право учреждения выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).

Как орган внутришкольного управления Управляющий совет должен не только превосходно знать содержание Устава своей школы и пресекать любые его нарушения: Совет может принять самое активное участие в разработке или доработке Устава школы, который, как и было подчеркнуто нами в начале этого фрагмента, разрабатывается и принимается самой школой! И первым шагом здесь должно стать изменение Устава в связи с созданием Управляющего совета (подробнее см. в последующих главах).

Читайте также: