Назовите что лежит в основе онтологии средневековой философии гносеологии и антропологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гносеология (греческий гнозис — знание, логотип — преподавание) — это ветвь философии, которая занимается изучением, критикой и теориями знания. Гносеология изучает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) с объектом познания. Основной объем гносеологических проблем обозначен такими проблемами, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерий, проблема форм и методов познания и др.

Философская антропология — это философская доктрина о человеке, его сущности, цели и значении жизни. Современная философская антропология тесно связана с другими науками, такими как собственно антропология, которая изучает естественное и историческое происхождение человека и человеческих рас; социология, которая имеет дело с особенностями человеческого существования; педагогика, наука о человеческом образовании; психология, которая имеет дело с особенностями индивидуального поведения. Философское преподавание отличается от других наук тем, что в нем изучаются наиболее общие проблемы человеческого бытия, особенности существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза — происхождения человека и человеческого общества, значения человеческого бытия как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т.д. На рубеже XX-XXI веков проблема человека становится центральной в философском познании. Особое внимание уделяется вопросам смысла жизни и ценностям человеческого существования, поскольку в современную эпоху эти вопросы касаются не отдельного человека, а всего человечества.

Гносеология философии возрождения и ее специфика - Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология

Гносеология

Процесс познания представлен французским материалистам следующим образом. От начальной чувствительности, в процессе ее осуществления под влиянием природы формируются такие способности ума, как память, воображение и внимание. Они облегчают процесс сравнения и выражения сочетания ощущений, в результате чего человек становится полностью способным к мышлению. Дидро назвал человека музыкальным инструментом, наделенным чувствительностью и памятью. Такой инструмент может самостоятельно повторять арии, которые природа играла на его клавишах.

Французские материалисты признавали сенсации как образы внешнего мира и последовательно распространяли принцип рефлексии на процесс мышления. По их мнению, связь и последовательность понятий, суждений и выводов отражают объективную взаимосвязь причины и следствия. Человек регистрирует в своем мышлении и рассуждениях реальную связь вещей и процессов, происходящих в мире.

Любая истина, которую выражает человек, может быть сведена к реальным объектам и их отношениям, которые даются человеку в чувствах. Однако, благодаря способности человека обозначить свои идеи словами, возникают абстракции, которые могут привести к заблуждениям, если они не соответствуют реальным фактам. Абстракция бессмысленна, если она не относится к реальным объектам, из которых абстрагируются свойства и действия, представленные в ней.

Абстракции, соответствующие природным явлениям, служат основой науки, задачей которой является познание истины. Истина заключается в соответствии между представлениями о вещах и о самих вещах. Подобная переписка может быть установлена только на основании опыта.

Теория познания Аристотеля. Гносеология

В эпистемологии вопрос о том, что является объектом знания, всегда занимал центральное место.

Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир, реальное существование (не в платоническом смысле!).

Из этой позиции становится ясно, что Аристотель признавал примат природы, бытия и вторичность нашего знания о ней, которое начинается с восприятия, с восприятия единичных объектов.

Здесь начинается борьба Аристотеля против спекуляций Платона, против его абстрактного мышления, оторванного от законов природы.

В Аристотеле путь познания состоит из следующих этапов:

1) Чувства;
2) Представительство;
3) Опыт;
4) виды;
5) наука.
Задача познания — перейти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.

Аристотель переходит от ощущения к восприятию и от последнего к воображению.

Аристотель рассматривает объективный мир и реальное существование как объект знания. Он относится к человеческим знаниям как к вторичным. Он борется против спекуляций Платона, против абстрактного мышления, которое не связано с окружающей средой.

Но это не значит, что Аристотель был против знания общих законов. Напротив, он видел задачу науки в открытии того, что необходимо в природе, что может быть выражено лишь в общих чертах. Аристотель попытался наметить путь к научному формированию общих понятий, не оставляющих без внимания отдельное существо. Задача знания, по его мнению, состоит в том, чтобы подняться от простого чувственного восприятия до высот абстракции.

В этой связи прочтите материал о критике Аристотелем учения Платона и попытайтесь понять, что теория Аристотеля, противопоставленная платонизму, была материалистичной только в своих первых высказываниях и постепенно скользила по идеалистическому пути в своем дальнейшем развитии.

Почему Ленин однажды, оценивая эпистемологию Аристотеля, должен был написать, что Аристотель был чувственным, но не вульгарным и ограниченным, а мыслящим? Основываясь на вашем анализе материала, попытайтесь ответить на вопрос, овладел ли Аристотель диалектикой перехода от восприятия к мысли? Почему он, в конце концов, совершает скачок от общего в природе к понятию души? Почему он постепенно превращает мысль в объект мысли, дистанцируя себя от реального существования и становясь самостоятельной силой над объективным миром?

Специфика и направления философии эпохи Возрождения

Предпосылками для появления философии и культуры Ренессанса были:

Совершенствование инструментов и отношений производства;

…развитие ремесел и торговли..;

Укрепление городов, их превращение в центры торговли и ремесел, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

Появление первых парламентов;

Отсталость жизни, кризис Церкви и научная философия;

повышение уровня образования в Европе в целом;

научно-технические открытия (порох, огнестрельное оружие, станки, доменные печи, микроскоп, телескоп, печатный станок, медицинские и астрономические открытия, другие научные и технологические достижения)

крупные географические открытия (Колумбус, Васко да Гама, Магеллан);

В эпоху Возрождения путешествия европейцев по новым землям и открытия неизвестных племен, рас и этносов привели к изменению взглядов людей на мир на протяжении веков, коренным образом изменили представление о том, что европейская цивилизация не уникальна, и указали на существование множества культурных центров. Возрождение интереса к знаниям других народов и стран Западной Европы было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы, путешествия миссионеров и торговцев, а также великие географические открытия позволили европейцам собрать обширные знания о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позже Океании и Австралии.

Одним из наиболее ярких проявлений Ренессанса в философии, науке, культуре, экономике и политике является процесс секуляризации — отделение этих сфер от влияния Церкви. Церковь постепенно утратила свое влияние, расширилась сфера внерелигиозной жизни, и ее значение становилось все более очевидным.

Другая важная особенность философии Ренессанса — это переход от теоцентризма к антропоцентризму. Однако не стоит думать, что все философы этой эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для Ренессанса очень типичное. Однако в целом, философия Ренессанса остается религиозной философией. Истинный поворот в философии, произошедший в то время, должен быть описан как возвышение человека до уровня Божьего, а не как свержение Бога. А это значит, что Ренессанс просто существенно изменил мировоззрение, существовавшее в средние века. Такие изменения в мировоззрении также привели к другому подходу к человеческой деятельности. Теперь ученые, художники, инженеры были как Бог: они открыли законы, по которым Бог создал определенные вещи и сделал его как он, создавая новый мир. Инженер и ученый рассматривались как художники, а не как особый вид творца. В эпоху Возрождения художественно-эстетический подход к реальности превалировал над всеми остальными.

Теория и методы познания (гносеология)

Если онтология изучает объективную реальность, а логика — мысль, т.е. субъективную реальность, то гносеология как бы объединяет эти две части философии. Она раскрывает закономерности познания объективного мира человеком, субъектом; исследует возможности и пределы познания окружающей действительности, во многом независимой от человека и чуждой ему; пытается объяснить цель и смысл человеческого познания, условия его успеха (адекватность, правдивость, правильность) и т. д.

Итак, познание — процесс понимания человеком (обществом) новых, ранее неизвестных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей реальности.

Является ли мир когнитивным? Доступна ли сущность вещей человеческому разуму? Скептицизм и агностицизм. Как упоминалось выше, эпистемология изучает процесс человеческого (социального) познания окружающей действительности. Он пытается раскрыть закономерности этого процесса. Прежде всего, это ставит вопрос о возможности познания объективной реальности самим субъектом. Или, в более мягкой форме, о пределах человеческого познания.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В основе христианской онтологии три основных принципа:

ü монизм;

ü креационизм;

ü оптимизм.

Монизм. В объяснении основы мира, первопричин бытия, религиозная философия исходит из одного духовного первоначала – бога (объективный идеализм). Подлинным бытием обладает только Бог; он вечен, неизменен, самодостаточен и трансцендентен (т.е. находится за пределами чувственно воспринимаемого мира).

Креационизм (от. creatio - создавать, творить) - идея творения мира богом. Бог, как правило, несоставное бытие, творит мир из ничего (“creatio ex nihifo”) и не в силу необходимости, а в акте свободной воли.

Оптимизм. Основан на следующем умозаключении: поскольку мир создан Богом, а Бог есть высшее благо и добро, то и мир по природе своей добр. Зло, дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием. Добро правит миром и зло не в состоянии его победить. Обоснование этого принципа – теодицея (оправдание бога) – защита совершенство Бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего мира зла – традиционная проблема христианской философии. Утверждается, что зло как недостаток, лишение, порча существует для того, чтобы благо могло развернуть все свои потенции. При этом зло не равнозначно благу. Оно не имеет самостоятельного источника, а лишь присутствует во благе, да и то только акцидентально, то есть случайно, а не по сущности. Зло умаляет благо, “однако никогда не может его вполне уничтожить” [28] .

Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Какие есть варианты теодицеи в средневековой философии и современной культуре?

Из перечисленных выше онтологических принципов явствует, что Бог и Мир во многом противоположны друг другу (см. схему 6).

Бога Мира
Бог вечен, причина самого себя создан богом (имеет начало и конец)
Бесконечен имеет границы, конечен
Неизменен изменчив, неподвижен
Абсолютное совершенство, благо, красота несовершенен

В религиозной философии большое внимание уделяется доказательству бытия Бога. Эта проблема имеет несколько вариантов обоснования.

Точка зрения очевидной истины, согласно которой бытие бога очевидно само собой. Иоанн Дамаскин считал, что знание о боге “естественным образом вложено во всех” и поэтому нет необходимости доказывать его существование рациональными средствами. Бытие Бога - это истина откровения.

Онтологическое доказательство бытия бога, выдвинутое Ансельмом Кентерберийским, основываясь на утверждении, что из самого понятия “бог” с очевидностью следует бытие бога.

“Естественное доказательство”, предпринятое Фомой Аквинским и основанное на движении разума от следствия к причине. Очевидные результаты творения бога (следствия доказывают его существование как причины. Аквинат формирует пять “доказательств-путей” бытия бога.

Доказательство от движения (кинетическое) исходит из того, что все виды находятся в движении, а все движущиеся приводится в движение чем-то иным, а другое, в свою очередь, третьим; цепь двигателей может быть бесконечной, и мы доходим до первой причины, которая никем не движется и которая все движет - такой причиной является чистая форма, чистый акт или Бог.

Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.

Доказательство от необходимости и случайности. В мире случайных явлений “. необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самою по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог” [29] .

Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства (добра, красоты); о различных степенях можно судить лишь зная абсолютное совершенство и его мы именуем Богом.

Доказательство от божественного руководства миром. Из наблюдаемой целесообразности и гармонии мира следует заключить, что “. есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом” [30] .




Бог в христианской онтологии - олицетворение сущности бытия. Исходя из сущности, Фома Аквинский выстраивает онтологическую иерархию в зависимости от того, насколько эта сущность актуализируется в тех или иных вещах. В классификации основных сфер бытия (см. схему 7) Аквинат использует Аристотелевские понятия. “Материя” и “Форма”, понимания под формой активное, организующее начало пассивной материи

Из трактовки сущности бытия следуют и определенные гносеологические принципы, уровни и формы познания. В связи с этим Фома пишет: “Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге” [31] .

В основе христианской онтологии три основных принципа:

ü монизм;

ü креационизм;

ü оптимизм.

Монизм. В объяснении основы мира, первопричин бытия, религиозная философия исходит из одного духовного первоначала – бога (объективный идеализм). Подлинным бытием обладает только Бог; он вечен, неизменен, самодостаточен и трансцендентен (т.е. находится за пределами чувственно воспринимаемого мира).

Креационизм (от. creatio - создавать, творить) - идея творения мира богом. Бог, как правило, несоставное бытие, творит мир из ничего (“creatio ex nihifo”) и не в силу необходимости, а в акте свободной воли.

Оптимизм. Основан на следующем умозаключении: поскольку мир создан Богом, а Бог есть высшее благо и добро, то и мир по природе своей добр. Зло, дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием. Добро правит миром и зло не в состоянии его победить. Обоснование этого принципа – теодицея (оправдание бога) – защита совершенство Бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего мира зла – традиционная проблема христианской философии. Утверждается, что зло как недостаток, лишение, порча существует для того, чтобы благо могло развернуть все свои потенции. При этом зло не равнозначно благу. Оно не имеет самостоятельного источника, а лишь присутствует во благе, да и то только акцидентально, то есть случайно, а не по сущности. Зло умаляет благо, “однако никогда не может его вполне уничтожить” [28] .

Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Какие есть варианты теодицеи в средневековой философии и современной культуре?

Из перечисленных выше онтологических принципов явствует, что Бог и Мир во многом противоположны друг другу (см. схему 6).

Бога Мира
Бог вечен, причина самого себя создан богом (имеет начало и конец)
Бесконечен имеет границы, конечен
Неизменен изменчив, неподвижен
Абсолютное совершенство, благо, красота несовершенен

В религиозной философии большое внимание уделяется доказательству бытия Бога. Эта проблема имеет несколько вариантов обоснования.

Точка зрения очевидной истины, согласно которой бытие бога очевидно само собой. Иоанн Дамаскин считал, что знание о боге “естественным образом вложено во всех” и поэтому нет необходимости доказывать его существование рациональными средствами. Бытие Бога - это истина откровения.

Онтологическое доказательство бытия бога, выдвинутое Ансельмом Кентерберийским, основываясь на утверждении, что из самого понятия “бог” с очевидностью следует бытие бога.

“Естественное доказательство”, предпринятое Фомой Аквинским и основанное на движении разума от следствия к причине. Очевидные результаты творения бога (следствия доказывают его существование как причины. Аквинат формирует пять “доказательств-путей” бытия бога.

Доказательство от движения (кинетическое) исходит из того, что все виды находятся в движении, а все движущиеся приводится в движение чем-то иным, а другое, в свою очередь, третьим; цепь двигателей может быть бесконечной, и мы доходим до первой причины, которая никем не движется и которая все движет - такой причиной является чистая форма, чистый акт или Бог.

Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.

Доказательство от необходимости и случайности. В мире случайных явлений “. необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самою по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог” [29] .

Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства (добра, красоты); о различных степенях можно судить лишь зная абсолютное совершенство и его мы именуем Богом.

Доказательство от божественного руководства миром. Из наблюдаемой целесообразности и гармонии мира следует заключить, что “. есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом” [30] .

Бог в христианской онтологии - олицетворение сущности бытия. Исходя из сущности, Фома Аквинский выстраивает онтологическую иерархию в зависимости от того, насколько эта сущность актуализируется в тех или иных вещах. В классификации основных сфер бытия (см. схему 7) Аквинат использует Аристотелевские понятия. “Материя” и “Форма”, понимания под формой активное, организующее начало пассивной материи

Из трактовки сущности бытия следуют и определенные гносеологические принципы, уровни и формы познания. В связи с этим Фома пишет: “Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге” [31] .

Онтология – это один из разделов философии, занимающийся изучением бытия.

  1. как учение о бытие, как таковом;
  2. в качестве учения о сверхчувственном мире;
  3. как учение о мире в целом.

Связь онтологии с гносеологией

Онтология – один из важнейших философских разделов наряду с гносеологией, этикой и социальной философией. Вместе с этими науками онтология образует системное целое философское учение. Особенно тесная взаимосвязь у онтологии и гносеологии.

Определенная онтология предполагает определенную, соответствующую ей гносеологию, и наоборот. Любой вопрос о родах и видах сущего, его свойствах, сразу же вызывает вопрос о том, откуда появилось это знание, откуда человек может это знать.

Готовые работы на аналогичную тему

С другой стороны, любые познавательные рассуждения являются рассуждениями о том, что человек познает и как он это делает, явно или неявно будет конструироваться объект познания, чем и как будет выстраиваться определенная онтология. Между теоретическими построениями онтологии и гносеологии существует неразрывная связь.

Также онтологией образован фундамент этики, так как философское обоснование нравственности невозможно без связи с вопросом о сущем, ибо любое этическое учение должно на чем-то базироваться, без этого оно не будет убедительным для людей. В качестве основания этического убеждения может выступать, например, традиция или авторитет. Этическое учение мировой религии основывается на Божественном авторитете, так как он считается с их источником. Философские этические доктрины базируются на учении об устройстве самого бытия, они вытекают из определенного порядка сущего.

Такого рода связь и взаимосвязь философских разделов не во всех философских учениях поступает одинаково очевидно и явно.

Впервые со всей очевидностью она проявилась у Платона, в метафизике которого различие мира идей и мира вещей подразумевало гносеологический критерий, а мир идей и бестелесных образцов вещей такие имеет значение нравственного совершенства и нравственного образца. Идеи были благими и прекрасными в любом смысле этого слова: прекрасные в качестве совершенно сделанных, как нравственно совершенных и как совершенных эстетически. Вышеупомянутая взаимосвязь онтологии, гносеологии и этики также четко отслеживается в философии эпикурейцев, стоиков, неоплатоников и прочих античных школ. Не исчезла она и в Средневековой философии.

Явной и очевидной остается связь онтологии, гносеологии и этики с рационалистической философией Нового времени. В своем крайнем выражении рационализм перерождается в панлогизм – тождество бытия и мышления, с позиций которого порядок и связь идей такие же, как и порядок и связь вещей.

Однако в философии XIX века связи онтологии, гносеологии и этики, наоборот, стали не такими очевидными в связи с тем, что силу набирала тенденция к дезомтологизации философии и увеличение в ней места, которое занимала гносеология и методология. Свою роль в этом сыграла и углубляющаяся дифференциация философского знания в силу которой многие философы отказывались от построения целостной системы и сосредотачивались на отдельных вопросах, отдельных философских областях.

Субъективно-идеалистические философские учения, приобретшие огромную популярность в последней трети XIX века, не содержат отчетливых онтологических построений вообще, но при этом последние присутствуют в них неявно, имплицитно.

Можно встретить отдельные случаи несоответствия онтологии и этики. Например, некоторые материалистические учения содержат информацию о несоответствии онтологии и этики, построенной на принципах крайнего натурализма, а также сенсуалистическая гносеология эклектически сочетается с идеалистической этикой.

Особенного внимания заслуживает связь онтологии с социальной философией. Эти два раздела философского знания объединены одной общей областью, которая может быть названа социальной онтологией. Ее можно в равной степени относить и к социальной философии и к онтологии. Социальная онтология должна давать ответ на главный свой вопрос - что такое бытие общества, или как возникают и существуют разного рода социальные явления? Если ли такой особый род бытия, или они материальны и идеальны.

Онтологическая установка заключается в том, что философы предлагали определенную картину реальности, а позже объясняли, как эта реальность может познаваться человеком. Аргументом против было то, что нельзя вводить знания о реальности, а позже объяснять, что такое знание и как оно может осуществляться.

Философия Средневековья

В статье мы кратко рассмотрим средневековую философию, ее основные характеристики и проблематику, основные этапы развития, принципы, главные идеи и представителей.

Средневековая европейская философия – крайне важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, охватывающий тысячелетний период от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV вв.). Это была эпоха возникновения и расцвета мировых религий. Иной по отношению к античности тип философствования был обусловлен принципиально иным типом цивилизации, развитием феодальных отношений, новых социально-политических условий.

Основные проблемы средневековой философии звучали следующим образом:

Уже в постановке проблем видна тенденция средневековой философии к сакрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой, практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире). Кратко специфику типа философствования средневековья можно определить следующим образом…

Основные черты, особенности и идеи средневековой философии

Согласно утверждениям реалистов, истинно реальными являются только общие понятия, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой сущности, идеи в божественном понимании. Как видим, реализм имел немало общего с платонизмом. К числу реалистов следует отнести Августина Блаженного, И. С. Эриугену, Ансельма Кентерберийского, Фому Аквинского.

Номиналисты, напротив, считали, что универсалии суть имена, данные человеком, в то время как конкретные вещи существуют реально. Номинализм представляли такие философы, как И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скот.

Как крайний номинализм, так и крайний реализм нашли порицание со стороны церкви. Более поощрительно она относилась к умеренным проявлениям обоих течений, которые нашли отражение в трудах П. Абеляра и Фомы Аквинского.

При всей внутренней цельности средневековой философии в ней четко выделяются этапы патристики и схоластики. Критерии выделения указанных периодов в современной истории философии различаются. Однако четким хронологическим разделом можно считать: I-VI вв. – этап патристики и XI-XV вв. – этап схоластики. Общепринятыми являются в истории философии главные персоналии — представители высших точек развития данных этапов. Вершина патристики – Августин Блаженый (354-430 гг.), идеи которого определили развитие европейской философии. Фома Аквинский (1223—1274 гг.) – пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.

На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль. На этапе схоластики – систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы церкви обретают законченную форму.

Господство религии в Средние века было настолько всеохватывающим, что даже социальные движения имели религиозный характер (многочисленные ереси, Реформация). А интеллектуальная оппозиция католицизму периодически призывала к ограничению роли веры по отношению к знанию, что нашло отражение в появлении теории двойственной истины, деизма (от лат. dues – Бог) и пантеизма (от греч. πάν – все и θεός – Бог).

Видео по теме

Читайте также: