Как возникали и развивались социальные нормы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социальные нормы — это ряд правил, которые устанавливают поведенческие черты человека в общественности. Норма (от латинского “norma”) — стандартный, образцовый, правильный. Регулирующие нормативы могут относиться к разным объектам и процессам: натуральным, социальным, техпроцессам. Норма говорит о главных предельных показателях, в которых лицо обеспечивает свое качество, действенность в поступках, не теряет своей сути. Соцнормы предусматривают поведенческие границы лица, общественности, регулируют поведение в индивидуальной наступившей ситуации в жизни. Они соблюдаются или по личному убеждению, или из-за опаски санкционных мер.

Как возникли

Развитие правил полностью связано с общественной эволюцией людей.

Первобытному человеку в общине для решения сложных ситуаций достаточно было, ритуалов. Ритуал — это первые правила, представляющие собой назначенный в общине перечень особых действий.

За ритуалами последовали более развитые в понимании обычаи. Затем — религиозные правила. Они образуются в результате того, как люди понимают свою незначительность перед природой. Формируются культовые поклонения в разных богов, человек поклоняется природным силам.

В это же время начинает появляться нравственность, с развитием государства образуются первые нормы права и экономики.

Социальные нормы — понятие, виды и характеристка, функции, примеры

Чем отличаются нормы?

Для описываемых правил характерен ряд отличительных моментов. К данному понятию относятся следующие основные черты.

Социальность, регулирующая социальные сферы

Они включают понятие гражданина, отношения в обществе, а именно связь между человеком и коллективными группами, человеческое поведение. Так, соцнормативы формируют определенные структуры и выступают регулятором имеющего значение для человека поведения в социуме.

Объективность

Люди как общественная система объективно нуждаются в урегулировании их действий. Правила социума берут начало с давних пор. Закономерно на это влияет надобность социальности. Правила развиваются как итог объединения нормативов, фиксирования стойких систематических связей и актов симбиоза лица в обществе.

Потребность в фундаментальности и воплощении в жизнь этих требуемых общественности отношений и актов функционирования людей и рождает феномен урегулирования в нормативном и социальном плане.

Важно! Также необходимо принимать во внимание значение субъективности в основании норм. Регуляторы не развиваются, не пройдя, не изменившись из-за осознания общественности. Нужны ли те или другие правила — человек должен полностью и адекватно осознать.

Регламентированность

Правила носят обобщенный характер, воздействуют как регулирующие поведенческие аспекты. Их адресаты определяются не приблизительно, а посредством указания на их отличительные черты (возрастной показатель, адекватность или, к примеру, нормативные позиции к статусу юрлица).

Нормативность показана и в систематичности работы соцнорм: правило начинает работать каждый раз, когда развивается типовая ситуация, указанная как провокатор для вступления в урегулирование.

Важно! Следует понимать, что соцнормы всегда по информативности определены. Однако по типу — это обобщенная поведенческая схема.

Социальные нормы — понятие, виды и характеристка, функции, примеры

Рис. 2. Социальные нормы

Соцнормы

Соцнормы — это меры свободы человека, устанавливающие пределы его экспансии, эффективности поведения в соцплане, методов удовлетворения пожеланий и требований.

Правила социума как нормативное отражение социальной надобности всегда так или иначе обязательны, носят характер предписания. Урегулированию присуща процедурность, а именно присутствие особенных процедур, в деталях прописанных и предусмотренных порядков реализации, воздействия соцнорм.

Важно! Существует понятие — санкции. Каждый установленный свод норм обладает механизмами воплощения в жизнь того, что было предписано. За несоблюдение предусматривается наказание.

Систематичность относится как к отдельным правилам, так и их массиву в отношении общественности. Сказать иначе, человек должен стремиться к развитию данной системы, усовершенствованию ее, нормализации связи между разновидностями соцнорм.

Сегодня в мире действуют соцнормы:

  • Традиций
  • Религиозные
  • Законности
  • Моральных устоев
  • Политические
  • Трудовые и корпоративные

Все эти виды правил социума коррелируются в сфере нормативной жизненной системы, сберегая при этом свойства особенных регулирующих моментов.

Анализ их регулирующих моментов необходимо выполнять, учитывая:

  • Источники возникновения;
  • Предметы регулировки;
  • Уровня организации внутри;
  • Формы жизни (объективности вне системы);
  • Методики регулирующего действия;
  • Способы, средства воплощения в жизнь правил и прочих моментов.

Главными регулирующими моментами являются право и мораль. Моральные принципы выходят на первый план.

Признаки и классификация

Соцнормы – это поведенческая составляющая в обществе, установившаяся из-за общественного отношения и осознанной деятельности человека. Какие признаки имеют нормы социума? Признаки сегодня отмечаются следующие:

  • Регулирование типичных ситуаций для общественности (вид взаимодействий в определенном круге граждан);
  • Обязательны для каждого, кто “попал” в типовую ситуацию;
  • Развиваются не в одно время, а когда в них есть необходимость;
  • Рассчитаны, не на определенного человека, а абсолютного на всех;
  • За несоблюдение правил могут следовать санкционные меры.

Разделить по классам соцнормы можно по различным основаниям:

  • Морали
  • Корпоративные
  • Религии
  • Бизнеса
  • Традиций
  • Политики
  • Права

Мораль

Моральные правила – это взгляды, понятия лица о доброте и злобе, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Это отношение человека к долгу, совести, достоинству, справедливости и чести, адекватный анализ поведения с точки зрения того, насколько человек справедлив, честен, порядочен и тому подобное.

Важно! Мораль подпитывается силой мнений общественности или личным убеждением гражданина. Она предусматривает оценку личности на основе ценностей не только по отношению к окружающим, но и к себе, оценку поведения, чувство собственного достоинства.

Высшими нормами морали являются:

  • Совестливость;
  • Порядочность;
  • Отсутствие лжи;
  • Понимание личного долга.

Традиции и обычаи

Обычаи – это устоявшиеся в историческом плане поведенческие нормы человека из-за регулярно проводимых действий и от этого основательно укрепившиеся в правила.

Обычаи подразделяются на ритуалы и обряды – особые символичные действия. Традиции очень схожи с обычаями — это тоже правила, пришедшие из истории. Они пришли от предков к предкам и поддерживают устои семьи, государства.

Деловые или корпоративные

Деловые – человеческие нормы, которые установились из-за общения людей в области науки, учебы, на производстве. Эти соцнормы предполагают особенный порядок в какой-либо области, они локальны.

К примеру, все знают, что, когда преподаватель заходит в класс, учащиеся встают. Или, собрание проводится на предприятии в особый день и час.

Важно! Корпоративные нормы – это поведенческие действия, устанавливающие определенные позиции в отношениях между людьми, входящими в разнообразные сообщества, партии, профсоюзные клубы.

Направленность сообществ может быть различной:

  • Историческая
  • Мужская
  • Студенческая
  • Литературная
  • Спортивная
  • Физическая

Правила регулируют порядок создания и работу всех перечисленных сообществ, а также их связь с госорганами и прочими обществами. Такие правила выдвигают и обсуждают люди, входящие в сообщество, нормы вносятся в уставы и прочую учредительную документацию. Исполнять их обязаны исключительно члены обществ.

Важно! Если участники сообществ не соблюдают предписанные нормативы, к ним применяются разного рода санкционные меры – выговор, исключение из общества.

Отдельные более важные стороны организации и функционирования обществ регламентируются и юридическими нормативами. Законом определен порядок формирования и их деятельность в группах. В Конституции РФ прописано право каждого человека на объединение, законом предусмотрена свобода обществ.

Социальные нормы — понятие, виды и характеристка, функции, примеры

Рис. 3. Виды социальных норм

Запрещены преступные сообщества, где культивируется насилие.

Религиозные

Религиозные правила устанавливают церковные конфессии. Эти правила должны соблюдать верующие люди, они прописаны в литературе по религии:

Помимо того, церкви и представители конфессий принимают разнообразные акты. Правила религии регулируют церковные служения, посты, порядок обрядов, могут регламентировать и нормы нравственности, к примеру, заповеди из Ветхого Завета.

Политические

Политические урегулируют отношения в сфере партий, национальностей. Эти отношения держат курс на завоевание или упрочнение госвласти.

Правила политики могут быть представлены в качестве лозунгов (к примеру, демократический принцип, свободы слова ), а также в представлении определенных нормативов:

  • образовательная реформа
  • пенсионная программа
  • приватизирование

Эти правила могут прописывать в своих трудах политики, общественные деятели, их взгляды реально слышать на публике, прочесть в уставах и программах партий и иных обществах. Политические соцнормы могут касаться госвласти, управленческих форм разного рода программ.

Правовые

Правовые – это общие законные нормативы, которые установил закон, государство.

Нормы права выражают волю РФ, издаются госорганом в особой форме:

За несоблюдение закона идет наказание со стороны государственного органа. По разнообразным основаниям бывают следующие правовые виды:

  • По отраслям права – уголовного, а также трудового, гражданского, семейного;
  • По функционалу – регуляторы и охрана;
  • По поведенческому принципу — те, что обязывают, управляют и запрещают;
  • По критерию граждан, на которых распространены — общие (на всех лиц, живущих на территории РФ) и специальные (особые категории лиц – студенты, военнослужащие, пенсионеры, для которых эти соцнормы обязательны).

Все разновидности соцнорм имеют общие черты, поведенческие моменты неукоснительны для обозначенного круга лиц или для всех в РФ. Они применимы постоянно, порядок этот строго прописан, за нарушения последуют наказание.

Первые социальные нормы (запреты или табу) появились уже на этапе человека прямоходящего. В этот период и возникли отношения между людьми, зачатки нравственности и морали, которые и определяют правила поведения.

Понятие табу ввел известный английский мореплаватель и исследователь XVIII века Дж. Кук, который занимался исследованием примитивных племен в Полинезии.

Табу – это строгий запрет на совершение конкретных действий, который назначался на все племя или отдельных его членов. Нарушение этого правило наказывалось чаще всего смертью. Поэтому соблюдение табу считалось определенной профилактикой, которая защищало племя от смертельных опасностей.

Отмечается, что в первобытное время, когда не существовало никаких законов, люди следовали своим инстинктам. Это мало их отличало от диких животных, но передавалось из поколения в поколение.

По мере эволюции человека и развитием умственны способностей, инстинкты стали уходить на второй план. Появились первые социальные нормы, предпосылками которых послужило начальные стадии формирования самого общества. Приходилось решать совместно различные задачи относительно труда, быта, военных действий. Поэтому возникла необходимость в общепринятых правилах.

Характерными признаками первобытных обычаев были следующие:

  • исходили от рода;
  • выражали волю и интересы рода;
  • действовали в силу привычки;
  • исполнялись добровольно.

Необдуманные действия могли привести к серьезным последствиям, о которых раньше человек не задумывался. На раздражающие факторы внешнего мира реагировал интуитивно, что иногда заканчивалось печально. С появлением социальных норм между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, которые могут регулировать поведение каждого члена общества.

Готовые работы на аналогичную тему

В эпоху отсутствия государственности нормы поведения соответствовали уровню культурного, интеллектуального, духовного и социального развития общества, а также зрелости самого человека. С появлением права как регулятора ситуация изменилась, поведение человека и всего социума можно было вводить в определенные рамки и упорядочивать.

Виды социальных норм в древности

В древние времена, в эпоху первобытного общества было сформировано несколько видов социальных норм:

  • обычаи;
  • нормы морали;
  • религиозные нормы;
  • система табу;
  • зарок;
  • заклинание.

По мере развития общества в отношениях между его членами устанавливались правила поведения. Из поколения в поколения они повторялись и превратились уже в обычаи. Они соответствовали тому, как должен был поступать человек в различных ситуациях. Это так называемая общепринятая реакция на внешние события.

Религиозные нормы появились задолго до обычаев и морали. Первобытные люди, не знающие причин природных явлений, считали, что действия богов. Появились ритуалы жертвоприношений. Люди убивали животных и других людей, считая, что, таким образом, они задабривают богов.

Как было отмечено выше, система табу – это определенный свод правил, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Это запреты, согласно которым членам общества категорически воспрещались конкретные действия. Существует мнение, что благодаря табу вождь племени вырабатывал покорность и послушание своих подданных. Многие запреты касались и пищи (женщинам не доставались лучшие куски мяса), отношений между мужчинами и женщинами.

В отличие от табу, зарок - это клятва отказа от чего-либо, которую человек сам себе давал. Он являлся определенным способом показать свою индивидуальность или характер. Это особенно проявлялось во время военных действиях.

Заклинания были распространены среди людей, которые жили еще в пещерах. Они позволяли влиять на других людей и заставлять их делать то, что от них требовалось. Видом заклинания было проклятие. В этом случае человек обращался к богам или другим силам с просьбой наказать другого человека.

Вышеперечисленные социальные нормы по ходу эволюции человека и общества видоизменялись и в настоящее время уже выглядят дикостью.

Место социальных норм в развитии современного общества

Современное общество состоит из различных социальных групп. Делание основано на таких признаках, как род занятий, профессия, возраст, пол и др. каждой группе свойственные свои нормы и принципы морали, свои правила поведения в социуме. Но наличие общепринятых норм никто не отменял, их также следует соблюдать.

В обществе социальные нормы выполняют следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • объединяют людей в группы, а группы в общество;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • служат образцами, эталонами поведения.

Главное значение социальных норм – это регуляция социальных отношений и поведения людей, которое обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Процесс развития социальных норм состоит их нескольких взаимосвязанных этапов. Во-первых, это появление и постоянное развитие норм. Во-вторых – понимание и познание системы социальных норм общества, это этап включения человека в социум. Третья стадия является центральным звеном механизма регулирования общественных отношений и поведения человека. Это практическое изучение того, как социальные нормы глубоко вошли в сознание индивидуума. И последний этап - это оценка и контроль за поведением личности. Выявляется степень соблюдения или нарушения социальных норм членом общества.

Главным регулятором социальных норм в жизни человека считается мораль. В отличие от обычаев или традиции, нравственные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, чести, долга и др. Мораль является наиболее динамичным видом социальных норм, которая подвержена изменениям. Исполнение моральных норм контролируется самим обществом.

Вопрос:

Как возникали и развивались социальные нормы?

Подробный ответ:

общепризнанная теория - возникновение соц норм началось с переходом от животной стадности человека к обществу. (хотя с теорией дарвина можно поспорить), когда стала появляться потребность в том чтобы каждый индивид подчинился требованиям общества, так как это уже стало обычаем.

правовые
политические
моральные
семейные
религиозные
деловые
корпоративные
эстетические
нормы обычаев,традиций, привычек
правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и созда­ние первых социальных норм — запретов (табу). Уже на этапе че­ловека прямоходящего возникают новые отношения, зарождают­ся нравственность, первоморалъ, определяющие нормы поведения. Вероятно, именно с этого момента — появления первых соци­альных норм, пусть и в зачаточной форме — следует отсчитывать начало человеческого стада.

Первой формой явилось табу на промискуитет, второй — табу на пищу.

Неограниченные половые отношения называются промис-куитетными. Разрешались половые связи между всеми особями мужского и женского пола независимо от того, к какому поколе­нию они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым парт­нером любой женщины.

1. Первые запреты ограничивали половые отношенияв период охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В некоторых племенах, существующих и поныне, такие требова­ния сексуального воздержания сохранились до сих пор, например, у пигмеев или у народа моту (Новая Гвинея) существует обяза­тельное воздержание в ночь перед охотой. Индейцы-пипили из Сальвадора также воздерживаются от сексуальных контактов с женами в течение четырех дней перед посадкой семян.

Со временем табу становились все более длительными, а пе­риоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых праздников. На островах Фиджи на праздник мужчины и женщины публично, без всякого разбора вступали в половую связь. Через несколько дней ограничения восстанавли­вались.

Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизо­дический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто ино­родное, что не диктовалось биологическим инстинктом. Это и было, вероятно, начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека.

2. Вслед за ним, скорее всего, появилось пищевое табу. Оно сво­дилось к запрету поедать все, что только можно, и в любое время. Возможно, второе табу произвело не менее революционные изме­нения в отношениях между людьми, нежели первое. Фактически благодаря ему на свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческо­му обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи — с ними делятся в первую очередь. Однако накормить соб­ственных детей — это природный инстинкт, а уступить часть добычи другому, особенно неродственнику или тому, кто не участ­вовал в многодневной изнурительной охоте, — это уже начало раз­деления труда и социальных отношений как таковых.

Выделим принципиальное положение: формирующийся человек начал обучаться тому, как подавлять собственные эгоис­тические импульсы (зачатки самоконтроля). Что касается предчеловека, то он умел подавлять только чужие импульсы.

Таким образом, распределение пищи — основная характерис­тика формирующегося общества и важнейшее отличие челове­ка от млекопитающих. Оно явилось следствием пищевого табу. Но и первое табу, на промискуитет, тоже привело к формирова­нию особого распределительного механизма — между представи­телями двух разных полов. Оба вида табу, повлекшие два типа рас­пределительных отношений, касаются самых фундаментальных потребностей человека — в пище и в воспроизведении рода. Сто­ит здесь навести порядок, как он по цепочке распространится на все другие потребности и инстинкты, в том числе безопасность, социальное общение, престиж и др.

По мере эволюции человеческого стада запретов становилось все больше, они пронизывали всю жизнь первобытного человека. В период родоплеменного строя табу регламентировали буквально все стороны жизни первобытного человека, в том числе относив­шиеся к медико-гигиеническим вопросам.




С помощью табу охранялись ключевые стороны коллективной жизни. Табу охраняло роженицу, инициации, сексуальное поведе­ние, собственность. Табу ограждало от опасностей, связанных с от­ношением к покойникам или употреблением неизвестной пищи.

Табу олицетворяли собой коллективную волю, возвысившуюся над человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого отдель­ного индивида. В коллективной воле эволюция как бы нашла за­менитель сверхорганизма.

Первые социальные нормы и ограничения послужили истори­ческим прологом к возникновению культуры.

Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и созда­ние первых социальных норм — запретов (табу). Уже на этапе че­ловека прямоходящего возникают новые отношения, зарождают­ся нравственность, первоморалъ, определяющие нормы поведения. Вероятно, именно с этого момента — появления первых соци­альных норм, пусть и в зачаточной форме — следует отсчитывать начало человеческого стада.

Первой формой явилось табу на промискуитет, второй — табу на пищу.

Неограниченные половые отношения называются промис-куитетными. Разрешались половые связи между всеми особями мужского и женского пола независимо от того, к какому поколе­нию они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым парт­нером любой женщины.

1. Первые запреты ограничивали половые отношенияв период охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В некоторых племенах, существующих и поныне, такие требова­ния сексуального воздержания сохранились до сих пор, например, у пигмеев или у народа моту (Новая Гвинея) существует обяза­тельное воздержание в ночь перед охотой. Индейцы-пипили из Сальвадора также воздерживаются от сексуальных контактов с женами в течение четырех дней перед посадкой семян.

Со временем табу становились все более длительными, а пе­риоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых праздников. На островах Фиджи на праздник мужчины и женщины публично, без всякого разбора вступали в половую связь. Через несколько дней ограничения восстанавли­вались.

Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизо­дический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто ино­родное, что не диктовалось биологическим инстинктом. Это и было, вероятно, начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека.

2. Вслед за ним, скорее всего, появилось пищевое табу. Оно сво­дилось к запрету поедать все, что только можно, и в любое время. Возможно, второе табу произвело не менее революционные изме­нения в отношениях между людьми, нежели первое. Фактически благодаря ему на свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческо­му обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи — с ними делятся в первую очередь. Однако накормить соб­ственных детей — это природный инстинкт, а уступить часть добычи другому, особенно неродственнику или тому, кто не участ­вовал в многодневной изнурительной охоте, — это уже начало раз­деления труда и социальных отношений как таковых.

Выделим принципиальное положение: формирующийся человек начал обучаться тому, как подавлять собственные эгоис­тические импульсы (зачатки самоконтроля). Что касается предчеловека, то он умел подавлять только чужие импульсы.

Таким образом, распределение пищи — основная характерис­тика формирующегося общества и важнейшее отличие челове­ка от млекопитающих. Оно явилось следствием пищевого табу. Но и первое табу, на промискуитет, тоже привело к формирова­нию особого распределительного механизма — между представи­телями двух разных полов. Оба вида табу, повлекшие два типа рас­пределительных отношений, касаются самых фундаментальных потребностей человека — в пище и в воспроизведении рода. Сто­ит здесь навести порядок, как он по цепочке распространится на все другие потребности и инстинкты, в том числе безопасность, социальное общение, престиж и др.

По мере эволюции человеческого стада запретов становилось все больше, они пронизывали всю жизнь первобытного человека. В период родоплеменного строя табу регламентировали буквально все стороны жизни первобытного человека, в том числе относив­шиеся к медико-гигиеническим вопросам.

С помощью табу охранялись ключевые стороны коллективной жизни. Табу охраняло роженицу, инициации, сексуальное поведе­ние, собственность. Табу ограждало от опасностей, связанных с от­ношением к покойникам или употреблением неизвестной пищи.

Табу олицетворяли собой коллективную волю, возвысившуюся над человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого отдель­ного индивида. В коллективной воле эволюция как бы нашла за­менитель сверхорганизма.

Первые социальные нормы и ограничения послужили истори­ческим прологом к возникновению культуры.

Читайте также: