Науки о природе план урока

Обновлено: 07.07.2024

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" (естествознание) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о природоведении как об учебном предмете; развитие интереса к изучению естественных наук; воспитание бережливого отношения к природе.

Тема: Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе.

Цели: ознакомить учащихся с науками, которые изучают природу и источниками информации о природе; формировать представления о природоведении как об учебном предмете; развивать интерес к изучению естественных наук;воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник “Природоведение” для 5 класса; раздаточный материал: смайлики для определения настроения, заготовки таблиц (для каждого учащегося) “Естественные науки”, задания для игр “Паучок”, “Найди пару”, разноцветные карточки для игры “Верю, не верю”; карта с обозначением стран под названиями “Физика”, “Химия”, “Биология”, “География”, “Астрономия”, “Экология”; портреты: Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Эратосфена, Н. Коперника, В. Вернадского; справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы.

Мотивация учебной деятельности
Мир, в котором мы живем, интересный и разнообразный. Человек всегда хотел найти ответ на вопрос: как этот мир устроен? Много сотен лет понадобилось человеку, чтобы побывать во всех уголках планеты, узнать, из чего состоят облака, почва, откуда течет река, почему растет лес, какой возраст имеет Вселенная, какое место занимает Земля во Вселенной.
Изучая элементы природоведения в начальной школе, вы уже открыли для себя много интересного в мире, который нас окружает, сделали первые шаги в разгадывании тайн природы. Дальнейшее изучение этого предмета позволит сформировать у Вас представление о целостности природы и месте человека в ней, усвоить знания о Земле и других небесных телах, составе и свойствах воздуха, воды, форме поверхности Земли и других факторах, влияющих на жизнь на нашей планете.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое природа? (Природа – это все то, что окружает человека)
- Приведите примеры природы? (Солнце, Земля, человек, вода, воздух, растения, животные. )
- Какой может быть природа? (Живой и неживой)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живет, рождается, дышит, растет, питается, отмирает)

1. Науки, изучающие природу.
Каждый человек имеет свой взгляд на мир, но каким бы он ни был, человек всегда любовался красотой природы и пытался понять: почему это именно так? Почему небо синее? Куда исчезает вода после дождя? Почему трава зеленая?
Природа постоянно меняется. Все эти изменения в природе называются явлениями. Примеры явлений природы: идет дождь, светит солнце, дует ветер, желтеют листья. Явлений много. Человек пытался их объяснить, предусмотреть, чтобы их не бояться и жить в согласии с окружающим миром. Для облегчения изучения природы ее явления разделяют на группы, объяснением которых занимаются различные науки.
Знание о природе люди накапливали издревле и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить.
В результате познания человеком природы возникли различные науки, которые называются естественными. Сейчас мы с вами заглянем в гости к каждой науке. Осуществляя путешествие, мы познакомимся с местными жителями -учеными, узнаем, чем они занимаются в своих странах, что они исследуют. Каждый из вас получил заготовку таблицы, которую вовремя путешествия вам нужно заполнить самыми важными сведениями. Будьте внимательны. Итак, поехали!



Первая остановка “Физика”. В переводе с греческого означает “природа”. В этой стране ученые-физики изучают физические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их форм, температуры и т.д. Например, движется автомобиль, нагревается вода, летит мяч, горит свет, действует магнит.
Вопрос к учащимся:

- Давайте вспомним, с курса начальной школы, какие еще физические явления вы знаете? (Ответы учащихся)
Первым жителем страны был древнегреческий ученый Аристотель, который утверждал, что тела движутся, только когда на них действует какая либо сила. Уважаемыми жителями страны Физики были Альберт Эйнштейн, Ю. Кондратюк, С. Королев, И. Сикорский, которые помогли развиваться науке Физике.
Едем дальше и следующей нашей остановкой будет страна “Химия”. Химия это наука о веществах и их взаимном превращении. Например, горение угля, гниение листьев.

Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, а какие еще химические явления вы знаете? (Ответы учащихся)

Основателем современной химии считается английский ученый Роберт Бойль. Первыми жителями страны “Химии“ являются Демокрит, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев. С их помощью и многих других ученых-химиков наука Химия развивается и нашу современную жизнь невозможно представить без нее.
Следующей остановкой в нашем путешествии будет страна “Биология”. В переводе с древнегреческого языка дословно означает “наука о жизни”. В стране ученые-биологи изучают биологические явления, которые происходят с живыми организмами. Например, прорастание семян растений, как человек дышит, трава отмирает.

Вопрос к учащимся:
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете биологические явления? (Ответы учащихся)
Основателем Биологии считают древнегреческого врача Гиппократа. Он был также основоположником медицины. Почетными жителями страны “Биологии” являются Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Чарльз Дарвин, Иван Павлов, Владимир Вернадский и многие другие ученые, которые работали над развитием биологии.
Четвертой нашей остановкой будет страна “География”. В переводе означает “наука о земле”. Явления, которые изучает география, характерны для определенных местностей Земли. Например, ветер, землетрясение, извержение вулкана.
Основателем науки географии считают Эратосфена. Начали географию (сами того не подозревая) купцы-мореплаватели, открывая новые пути выгодные для торговли государства. Это такие, как Марко Поло, Христофор Колумб, и многие другие. А вот уже с XVI в. начиная с экспедиции Фернана Магеллана, который доказал шарообразность Земли, начинается эра исследования.
Следующей остановкой будет страна под названием “Астрономия”, которая в переводе означает “наука о космосе”. Жители этой страны исследуют и изучают астрономические явления, которые связаны с движением небесных тел. Например, смена дня и ночи, движение комет, падения метеорита.
Первым мыслителем этой страны был польский ученый Николай Коперник, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Наиболее известными жителями страны Астрономии считают Джордано Бруно, Галилео Галилея, а также Юрия Гагарина, Леонида Каденюка.
И вот мы с вами добрались до последней страны нашего путешествия, в последнее время нам с вами очень необходимой. Это страна “Экология”. Она возникла совсем недавно. Изучает и исследует Экология взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Основателем “Экологии” считают Владимира Вернадского.

2. Источники знаний о природе.
Упорная работа ученых по исследованию природы принесла весомые результаты. Каждый ученый использует достижения своих предшественников. Узнать о них ему помогают разнообразные справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы и др. Настоящей сокровищницей тел живой и неживой природы является природоведческие музеи.
Сегодня каждый, в том числе и вы, можете ознакомиться с научными достижениями. Для этого достаточно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом.
Как работать с энциклопедиями и словарями (демонстрируется учителем):
1.Ознакомиться с содержанием издания.
2.Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать
информацию, которая вас интересует.
С изобретением компьютера значительно расширились возможности поиска информации. Сегодня для получения необходимых знаний по природоведению пользуются услугами всемирной сети Интернет. С ее помощью можно за считанные минуты получить любую информацию – текстовую, видео, звуковую, картографическую.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами посетили страны, о которых вы знали, которые вы изучали в младшей школе, но не знали их имена.

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра "Паучок"
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

Вопросы к учащимся:
- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
- О чем вам было интересно узнать?
- Что вы не поняли из темы урока?
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Каким оно было? Каким стало?
- Что вы расскажете своим родителям с того, что изучили на уроке, когда придете домой?
Еще много существует нераскрытых вопросов о природе, окружающей среде, Вселенной! А найдем ли ответы на них, – зависит только от нас с вами, нашей работы на уроках природоведения, а также от желания учиться!
Желаю вам успехов в этом сложном и интересном деле. А я вам в этом буду помогать на каждом уроке!

Предметные Умение называть науки, занимающиеся изучением природы, описывать объекты изучения естественных наук, демонстрировать знания основных правил работы в кабинете биологии, объяснять необходимость соблюдения правил во время занятий в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с текстом и выделять в нём главное, оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД: умение действовать по предложенному плану, представлять результаты работы, анализировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме

Личностные Познавательный интерес к биологии. Осознание важности приобретения знаний в области естественных наук. Понимание важности научных исследований для развития науки Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

I. Организационный момент

Записать тему на доске.

Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии.

II. Актуализация знаний

Просит вспомнить учеников, какой предмет они изучали в 4 классе, как называется учебник 4 класса, какие вопросы изучались в прошлом учебном году, какие темы особенно запомнились и вызывали интерес.

Что мы будем изучать? ( Будем изучать признаки живых организмов, строение, взаимосвязь живых организмов и человека, среды обитания. )

Как учебник сможет помочь при изучении этих вопросов? ( - Здесь есть текст, красочные иллюстрации, схемы, вопросы, тесты, словарик, рисунки. )

III. Изучение нового материала

Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Науки о природе.

Цель: дать определение наукам изучающим природу.

Способствовать формированию представлений о естественных науках, в том числе о современной географии;

создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, и картой.

Оборудование: учебник, атлас, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

1.История развития наук

Организационный момент.

Проверка Д/З:

Что такое мир живой природы?

Мир неживой природы состоит из … ?

Явления природы это?

Приведите примеры физических явлений.

Примеры биологических явлений.

Изучение нового материала:

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с науками, изучающими природу. Вы можете привести пример таких наук?

По тексту учебника с.11-15, учитель предлагает ученикам заполнить таблицу.

Науки, изучающие природу.

Небесные тела: их происхождение, строение, состав, движение в космическом пространстве.

Разнообразные явления природы.

Вещества и их превращения

Описание планеты (материки и океаны, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы. Города и села. Население.

Наука о живой природе.

Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы

Домашнее задание: §2, таблица

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 942 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 2. Науки о природе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2018 2203
  • DOCX 15.4 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аферова Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Разработка урока в 5 классе по теме "Науки о природе" с технологической картой указанием УУД. Соответствует ФГОС.

Содержимое разработки

Урок 2 – Науки о природе

Тип урока: урок-знакомство.

Цель урока: дать определение наукам изучающим природу.

Задачи урока:

Учащиеся должны знать естественные науки объекты их изучения, значение их в познавании природы.

Учащиеся должны уметь логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать.

Учить работать с книгой и схемами

Планируемые результаты:

Предметные: Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Личностные: Учебно-познавательный интерес к географии и осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к учебнику,

Основные понятия, изучаемые на уроке: естественные науки, биология экология, астрономия, физика, химия, география

Методы и формы учебной деятельности: Беседа, частично поисковый, урок-сотворчество, работа в группах по выполнению заданий в рабочей тетради.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока с заданиями для выполнения учащимися во время урока.

Технологическая карта урока географии

Науки о природе

Создание условий для формирования представления о естественных науках, раскрыть значение естественнонаучных знаний для человека.

Задачи урока

- раскрыть основное содержание наук о природе;

- сформировать умение работать с иллюстрацией учебника и дополнительными источниками информации;

- выделить различие и связь между науками;

- развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать, совершать логические операции, сравнивать, обобщать

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры;

- развитию умения работать в коллективе;

 воспитывать культуру общения

Планируемые результаты

Предметные УУД

Работать с учебником.

Называть основные естественные науки и знать, что они изучают.

Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы, тело.

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Обладать ответственным отношением к учебе;

Формирование мотивации в изучении наук

Познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, оценивать работу одноклассни-ков, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, выделять главное, существенные признаки понятий

Коммуникативные

умение общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Методы и формы обучения

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, анализ текста и иллюстраций учебника, создание коллажа

Основные понятия

Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология; тела, вещества и явления природы.

Учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

а)астрономия б)физика в)химия г)география д)биология е)экология

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку

Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Предлагает отгадать кроссворд, организует постановку целей и задач урока – фронтальная работа

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд, предлагают варианты целей и задач урока

Актуализация опорных знаний

- Что такое природа?

– На какие две группы делится природа Земли?

– Какие объекты относятся к миру живой природы?

– Назовите части неживой природы.

– Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?

– Что такое явление?

– Назовите биологические явления природы.

– Назовите физические явления природы.

- Как были получены все те знания, которые вы сейчас озвучили?

- Какие вы знаете науки, изучающие природу?

Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя

Первичное усвоение новых знаний

Все науки, изучающие природу, ЕСТЕСТВЕННЫЕ.

- Почему они получили такое название?

- Что вы знаете об объектах изучения этих наук?

Задание 1: Используя текст учебника, найдите определение понятий тела, вещества и явления природы.

Задание 2: Работа в группах. Составить коллаж об одной из наук и представьте его другим группам, аргументируя выбор рисунков.

А теперь давайте дополним и уточним знания об особенностях естественных наук.

Задание 3. Используя текст учебника, ответьте на вопросы:

- происхождение названия данной науки;

- что она изучает;

- где в практической деятельности человека могут пригодится знания этой науки, для каких профессий.

Отвечают на вопрос, работают с текстом учебника, делают записи в тетради, выполняют задания учителя – из предложенных картинок собрать, дополнив своими рисунками и надписями, коллаж, характеризующий одну из наук (групповая работа), осуществляют взаимооценивание

Первичная проверка понимания

Выполните задание в рабочих листах.


Тема: Науки о природе

Класс ____________ Дата _________________



1.Кирпич 2.Учебник 3.Стекло 4.Пение птиц 5.Игрушка

6.Кот 7.Резина 8.Сахар 9.Молоток 10.Ветер 11.Ведро

12.Восход Солнца 13.Пластмасса 14.Глина 15.Ножницы

16.Солнце 17.Железо 18.Листопад 19.Сталь 20Мяч



Выполняют задания в рабочих листах

Первичное закрепление

Выполните задания, используя рис.11, стр. 16 учебника

Устная фронтальная работа по материалу учебника, отвечают на вопросы учителя

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Беседа – все ли задания мы смогли выполнить?

- какие задания вызвали затруднения?

Отвечают на вопросы учителя

Организует рефлексию и самооценку:

На эмоциональном уровне – определите степень вашей комфортности на уроке:





На познавательном уровне:

Что узнали на уроке?
Чему научились?
В чём испытали затруднения?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Делают самооценку
Осуществляют самоанализ деятельности

Читайте также: