Научно методическое сопровождение персонала школы педагогическое консультирование и супервизия

Обновлено: 02.07.2024

Значительную роль в образовании педагогов традиционно играют научно-методические службы, однако в современной России их функции значительно расширяются [11, с.27; 9, с.3; 5, с.25; 4,с.3.]: обучение и развитие кадров; повышение уровня педагогического мастерства; выявление, обобщение и распространение профессионального опыта; подготовка к повышению квалификации; обеспечение связи учителей с другими звеньями системы образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование профессиональных устойчивых взглядов и ценностей; создание условий для самообразования и саморазвития; изучение состояния дел с учетом нового социального заказа; планирование содержания, форм, методов, путей и средств достижения цели.

При всей разработанности вопроса работы научно-методических служб образовательного учреждения, при многообразии поставленных задач и выполняемых ими функций, исследователи традиционно выделяют множество нерешенных проблем, в том числе [12, с. 64]: недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность; отсутствие системы в методической деятельности (город - округ - учреждение); неотработанность процессов координации и интеграции методической деятельности в системе образования, приводящая к разобщенности действий руководителей; низкий уровень оперативного информирования, обобщения инновационного педагогического опыта; формальный подход к повышению квалификации специалистов, невнимание к личным запросам и потребностям учителей; отсутствие единой координации методической деятельности в систе­ме среднего образования, создающее значительные трудности в работе, приводящее к сбоям и рассогласованию в действиях специалистов.
Данные проблемы, на наш взгляд, значительно осложняют работу научно-методических служб, тормозят и процесс профессионального развития учителя. В свою очередь, обновление их работы будет способствовать повышению профессионализма отдельных педагогов, образовательных учреждений, соответственно и всей системы современного российского образования.
На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке учителя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Корректировка реализуемой работы методических служб возможна при разработке стратегии профессионального совершенствования учителя с использованием средств научно-методического сопровождения. Сущность данной технологии, по мнению К.С. Шумаковой, состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога [12].

Таким образом, при появлении новых тенденций в современном мире и образовании, необходимо наряду с деятельностью научно-методических служб, переходить к новым методам поддержки учителей, таким, как, например, научно-методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования.

Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер [2, 5, 8, 10] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества: более индивидуализировано и гибко; имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; более многоаспектно; предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений; имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет.

На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова [1, 5, 6, 7, 8, 12] среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

  • консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
  • диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;
  • психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
  • коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
  • адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
  • информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
  • проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
  • направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;
  • выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и про­фессионального роста педагогов;
  • оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
  • осуществление редакционно-издательской деятельности;
  • организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено [3, с. 48]:
во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых,
во-вторых, это пространство и время взаимодействия,
в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает вызвано недостатком опыта.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности учителя необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.

2. Яковлев, Е.В., Инновационные виды педагогического сопровождения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 8. - С. 101-106.

В настоящее время тема групповой и индивидуальной супервизии педагогической деятельности является наиболее актуальной, т.к. в современных условиях необходима качественная подготовка педагога и его методическое сопровождение в процессе профессиональной деятельности. Супервизия является интегративным вариантом научно – методического сопровождения педагога, требующим особой подготовки и высокой квалификации специалиста, осуществляющего данный процесс. Супервизия представляет собой общепризнанный метод образования, повышения квалификации и повышения качества работы педагогического работника.

Сравнивая педагогическое консультирование и супервизию, можно отметить, что деятельность супервизора является наиболее сложной, по сравнению с деятельностью консультанта. Супервизор осуществляет не только поддержку педагогов в случае профессионального затруднения, но при этом реализует глубокий анализ и коррекцию профессиональных установок и мотивов педагогов. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

Анализ научной литературы, посвященной изучению супервизии, позволяет выделить и охарактеризовать ее функции:

- обучающая (образовательная, формирующая), которая заключается в формировании и развитий знаний, умений и навыков и понимании способностей супервизируемого;

- поддерживающая (тонизирующая), которая заключается в организации помощи супервизируемому в процессе переживания опыта негативного общения;

- оценочная, которая заключается в осуществлении контроля достижения поставленных целей, отслеживая прогресс специалиста, осуществляя при этом обратную связь;

- административная, которая заключается в анализе степени соответствия работы супервизируемого стандартам образовательной организации (соответствие программе), в которой она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических норм [1].

Реализация выделенных функций супервизии способствует профессиональную развитию специалиста, повышение качества его работы, анализ и оценку деятельности супервизируемого.

Специфическими чертами супервизии являются:

• её нематериальная ценность и отсутствие финансовой выгоды;

• построение на основе тесного взаимодействия с супервизируемым;

• учёт особенностей не только супервизируемого, но и субъектов, на которых в дальнейшем он будет оказывать влияние;

• реализация в группе или индивидуально, очно, заочно или очно-заочно;

• локальный характер, содержательно определяемый решаемой для супервизируемого проблемой;

• творческий подход во взаимодействии педагогов и супервизора [2].

Педагогическая супервизия осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Каждая из выделенных форм имеет свои достоинства и недостатки, но обе формы активно реализуются в настоящее время. Необходимо подробнее рассмотреть каждую из выделенных форм и методы их реализации.

К основным методам индивидуальной супервизии относятся проясняющее наблюдение, экземплярно-событийный метод и фокусанализ. Необходимо пояснить каждый из выделенных методов [3]:

1. Проясняющее наблюдение предполагает выяснение сущности и причин профессиональных затруднений педагогов. Если объектом супервизии является взаимодействия или взаимные влияния в педагогическом процессе, то проясняющее наблюдение включает в себя аналитическое деление ситуации на определенные смысловые сегменты. В процессе супервизии аналитическое деление ситуации может осуществляться в двух ракурсах: с точки зрения целостной перспективы и на микроаналитическом уровне [1]. На микроаналитическом уровне предполагается рассмотрение объекта супервизии в деталях, как системы стимулов и реакций. С точки зрения целостной перспективы супервизия предполагает воссоздание образа педагога без учета отдельных деталей, такое восприятие является основой рефлексии педагогической деятельности, которая очень необходима. Выбор ракурса осуществления супервизии происходит в зависимости от категории работников, по отношению к которым реализуется данный процесс.

2. Экземплярно – событийный метод предполагает соприкосновение супервизора с так называемым "индивидуальным случаем" [3]. Под индивидуальным случаем следует понимать затруднения конкретного работника, которые могут быть связаны с возникновением конфликтов, проблем во взаимодействии с обучающимися, педагогическим коллективом, что сопровождается наличием высокого эмоционального напряжения педагога. Данный метод реализуется через субъективное восприятие и изложение педагогом переживаемой ситуации и предполагает предложение педагогу другого видения сложившейся проблемы. Супервизиор предлагает педагогу воссоздание другой конструкции ситуации с позиции нового видения проблемы, что ведет к нахождению пути внутреннего изменения педагога. Происходит расширение видения сложившейся ситуации педагога.

3. Фокусанализ предполагает анализ педагога как субъекта ситуации профессионального затруднения. Супервизор всесторонне изучает личность педагога, а также условия, которые сопровождают сложившуюся ситуацию затруднений. В случае если рассматривается конфликтная ситуация, то фокус может быть сделан на другой личности, тогда супервизору будет необходимо выяснить представления педагога о своем оппоненте. Также фокус может быть сделан на проблеме, в это случае конкретно и подробное выясняется характер профессионального затруднения педагога, факторы, которые беспокоят педагога [3].

Следует отметить важнейший недостаток индивидуальной супервизии - это слишком сильная и избыточная эмоциональная зависимость супервизора и супервизируемого. Супервизор начинает довольно субъективно относится к оценке и анализу личности педагога, что влечет за собой то, что супервизор перестает замечать содержательно-релевантные стороны профессионала, которые необходимы и интересны в конкретной образовательной организации.

Групповая супервизия также имеет ряд преимуществ:

- Во – первых, одним из важнейших преимуществ является получение обратной связи. Реакции, которые возникают в процессе групповых взаимодействий, в дальнейшем помогут в разрешении межличностных конфликтов вне группы.

- Во – вторых, преимуществом является выполнение различных ролей супервизируемыми. В процессе супервизии педагоги могут быть как активными участниками, так и зрителями, наблюдателями. В данном случае создается переживание каждым педагогом нескольких ролей, получение обратной связи от остальных участников супервизии, супервизора, и как следствие – возможность супервизируемых оценить свое поведение на основе сравнения себя же в различных ролях.

- В – третьих, немаловажными являются экономические преимущества именно групповой супервизии, которые заключаются в том, что поиск индивидуального супервизора и реализация именно индивидуальной супервизии является достаточно дорогостоящей процедурой.

Можно выделить три вида групповой супервизии: 1) супервизия, концентрированная на супервизоре; 2) супервизия, концентрированная на участниках группы; 3) интервизия [3].

В первом случае супервизор сохраняет и реализует доминирующую роль в ходе организации группы и управления ее работой. Во втором случае супервизором повышается степень самостоятельности в поиске и решении профессиональных задач супервизируемых. В третьем случае речь идет о коллегиальной супервизии, когда участники группы получают возможность попеременно играть роль супервизора в собственной команде и лишь в особо затруднительных случаях приглашают внешнего супервизора для оказания поддержки и помощи.

Наиболее востребованной деятельность супервизора является в период реализации стажировки молодых педагогов, когда наиболее остро и часто возникают профессиональные и личностные затруднения, решение которых требует помощи квалифицированного супервизора, который способен оказать компетентную консультационную помощь и поддержку.

Сложность роли супервизора в рамках групповой супервизии заключается в подготовке групповых решений, связанных с профессиональной деятельностью не одного педагога, а целого педагогического коллектива или группы профессионалов.

Подводя итог, можно отметить, что результат научно – методического сопровождения, основанного на супервизии заключается не только в обучении педагогов приемам выбора эффективных способов самопознания, саморазвития, а также самостоятельному выстраиванию своей модели и траектории профессиональной деятельности, а также в максимальной поддержке уверенности в собственных силах, профессиональных возможностях. В целом, деятельность супервизора направлена на формирование и развитие мотивации у педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности [4]. Роль супервизора актуальна также в процессе решения профессиональных и личностных затруднений педагогов. Также можно отметить, что в деятельности супервизора должны реализовываться как индивидуальные, так и групповые формы супервизии для комплексной организации данного процесса. Выбор формы супервизии зависит в конечном счете от конкретной ситуации профессионального затруднения, предполагающей вмешательство консультанта супервизора.

Проведен научный обзор появляющихся в системе образования инновационных технологий научно-методического сопровождения профессиональной педагогической деятельности образовательного учреждения и педагогов. В их качестве выделяются профессиональные тренинги, модерирование, консультирование, индивидуальная и групповая супервизия, тьюторство, образовательный консалтинг и аутсорсинг, коучинг, описываются из различные формы и методы, которые должны отвечать следующим требованиям: нежесткий диагностико-рекомендательный характер и их использование сопровождаемым по желанию; приоритет нравственно-этических принципов и неманипулятивность оказания содействия сопровождаемому. Выделенные технологий целесообразно реализовывать с помощью таких инновационных форм организации профессиональной деятельности как: педагогические сообщества, пилотные и инновационные площадки, сетевые структуры виртуальная образовательная среда, социальное партнерство. Отмечается, что выбор той или иной технологии научно-методического сопровождения зависит от уровня развития педагогического коллектива и квалификации педагогов образовательного учреждения.


4. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Хабаровск, 2011. – 29 с.

7. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 47с.

В условиях модернизации системы образования, перехода на новое содержание все более важной становится проблема повышения уровня профессиональной грамотности, становления профессионального сознания педагогов образовательных учреждений, развития у них способности обобщать и совершенствовать содержание своей деятельности. При этом только профессиональное развитие способствует появлению у педагогов мотивации к творчеству, к успеху в деятельности.

Кроме того, переход на современные стандарты требует от педагога принципиально других подходов к построению учебно-воспитательного процесса.

Стандартами определяется, что в системе образования необходимо создать условия для осуществления непрерывной теоретической, научно-методической, информационной поддержки, в том числе в сфере ИКТ-технологий, и сопровождения профессиональной деятельности педагогов по вопросам реализации образовательных программ, использования и внедрения инновационного педагогического опыта, проведения комплексных исследований результатов образовательной деятельности, успешности инноваций и др.

Именно поэтому в современном педагогическом сообществе повышается роль научно-методического сопровождения, предполагающего, прежде всего, психолого-педагогическую поддержку (создание ситуации успеха, поддержка и оценка успешности деятельности, в том числе и материальное поощрение; систематическая помощь в решении выявленных у педагогов затруднений) и информационное сопровождение педагогов, что обеспечивает основу для успешного профессионального становления и личностного развития [4, 5, 7].

В настоящее время на первый план выдвигаются инновационные формы и технологии научно-методического сопровождения. Среди них можно выделить следующие: профессиональные тренинги, модерирование, консультирование, супервизия [5,8].

Профессиональные тренинги основаны на сотрудничестве, стимулировании стремления к личностному росту и росту профессионализма. Они построены на блочно-модульном принципе и предполагают поэтапное обучение и широкое использование активных развивающих методов. При этом тренинги часто завершаются семинаром в виде организационно-обучающей игры. Успех в реализации профессионального тренинга определяется формированием тренинговых групп на основе профессиональных, квалификационных и личностных особенностей педагогов.

Модерирование представляет собой деятельность, по раскрытию потенциальных возможностей и способностей педагога опирающуюся на управления социально-педагогическим взаимодействием в группе. Модерирование основано на использовании ряда технологических приемов (визуализация, вербализация, презентация, обратная связь), обеспечивающих процесс свободной коммуникации, обмен идеями, мнениями, без прямого руководства и субъективной оценки характера и результатов взаимодействия, что помогает педагогу принять профессионально правильное решение. При этом оно не вносит нового, а помогает потенциальное перевести в актуальный план. Функция модератора состоит в том, чтобы помочь сопровождаемому "раскрепоститься", актуализировать скрытые возможности, творческий потенциал и нереализованные умения [5].

Консультирование - это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и сопровождаемым, направленное на поиск возможностей эффективного преодоления затруднений и внесение положительных изменений в деятельность, как отдельного педагога, так и образовательного учреждения в целом. В этом смысле целью педагогического консультирования является помощь педагогам в понимании происходящего с ними в их профессиональном и жизненном пространстве, в осмыслении и самостоятельной постановке цели, в ее достижении, а также в разрешении возникающих проблем.

В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога с помощью консультирования могут оказываться консультационные услуги общепедагогического и управленческого характера. При консультировании управленческого характера затрагиваются все основные стороны деятельности образовательного учреждения. Консультирование общепедагогического характера связано с совершенствованием образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога.

Виды консультирования. Аудит качества образовательного процесса и разработка рекомендаций по его улучшению.

Методическая консультация - помощь в решении конкретной методической проблемы.

Проектное консультирование - помощь в создании творческих продуктов, способствующих совершенствованию образовательного процесса.

Процедурно-диагностическое консультирование - оказание помощи в оценке профессиональной деятельности с использованием процедур педагогической диагностики.

Виды консультационных услуг:

  • информационные услуги - сопровождаемому предоставляется требующаяся для совершенствования педагогической деятельности информация;
  • экспертно-диагностические услуги - экспертиза деятельности образовательного учреждения с анализом полученных результатов и их использованием для усовершенствования образовательного процесса;
  • инструктивно-методические услуги - инструктаж сопровождаемого по решению профессиональных затруднений с конкретными методическими рекомендациями;
  • корректирующие услуги - исправление ошибок в педагогической деятельности, помощь в лечении профессиональных болезней, реконструкция профессионального опыта;
  • формирующие услуги - организационно-педагогическая деятельность по развитию ОУ, проектировка продуктивных образцов профессионального поведения педагогов, организация освоения инновационных стратегий развития образовательного процесса;
  • социально-психологические услуги - формируется благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, осуществляется профилактика стрессов и конфликтов между участниками образовательного процесса, налаживается эффективное взаимодействие в профессионально-педагогической среде [5, 8].

Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения, осуществляя при этом глубокую коррекцию и формирование его профессиональных установок.

Основными методам индивидуальной супервизии являются: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин профессиональных проблем педагогов), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным профессиональным затруднением конкретного педагога) и фокус - анализ (всестороннее изучение личности сопровождаемого и его профессионального затруднения.

К методам групповой супервизии относятся: 1) супервизия, концентрированная на супервизоре - супервизор сохраняет определяющую роль в организации группового взаимодействия и в управлении его работой; 2) супервизия, концентрированная на участниках группы - повышение степени самостоятельности сопровождаемых в поиске и решении профессиональных задач; 3) интервизия - коллегиальная супервизия, основанная на попеременной игре роли супервизора участниками группы [5].

В современной системе научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОУ используют также еще несколько его нетрадиционных форм: коучинг, тьюторство, образовательный консалтинг [2, 3, 6].

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - одно из направлений психологического консультирования и тренинга, ориентированное на результат и систематический процесс сотрудничества, предполагающее профессиональное содействие человеку в постановке и достижении его личных и профессиональных целей, улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному росту, с использованием минимального времени и с затратой минимальных усилий (Джон Уитмор, Энтони Грант).

Коуч (профессионал, осуществляющий коучинг) - не дает советов и жестких рекомендаций, а занимается поиском решения вместе с сопровождаемым. Он выступает в роли вдохновителя, стимулирующего поиск решений профессиональных задач педагога. Коуч поддерживает педагогов и раскрывает творческий потенциал каждого.

Все направления и технологии коучинга, существующие в настоящее время, объединяются четырьмя основными этапами: 1) осмысление существующей ситуации, постановка цели и проверка ее реальности; 2) разработка плана - определение путей достижения цели; 3) осуществление плана - реализация конкретных действия по достижению поставленной цели; 4) пост-сопровождение - стимулирующая поддержка со стороны коуча, основанная на регулярном напоминании сопровождаемому о реализуемом плане; анализ достигнутых при этом результатов и постановкой новой цели.

В качестве основных задач коучинга выделяют: помощь в разрешении проблемных ситуаций при помощи эффективных вопросов, активного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса; принятие окончательного решения сопровождаемым; стимулирование самообучения, повышение мотивации сопровождаемого; всестороннее раскрытие потенциала сопровождаемого [6].

Коучинг возможно осуществлять через Интернет-сеть. Онлайн коучинг отличается от простого коучинга тем, что расстояние в этом случае значения не имеет. Общение осуществляется с помощью Скайпа, ICQ, социальных сетей или электронной почты.

При онлайн коучинге коуч осуществляет помощь сопровождаемому в определении целей и их четкой формулировке. После этого сопровождаемый регулярно отправляет отчет о выполненной работе и полученных результатах коучу, который их оценивает и мотивирует клиента на дальнейшую работу, помогая ставить и уточнять вновь поставленные цели [1].

Тьюторство - организация образования и самообразования педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы поддержки, направленной на содействие его самоопределения и самореализации в профессиональной и общественной жизни, выявлению направления своего развития, перспектив личностного и профессионального роста.

Важным условием успеха тьюторской деятельности является эмоциональная вовлеченность сопровождаемого, его субъектность, адресный индивидуальный характер.

Организационные формы тьюторской деятельности.

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) предполагает активизацию каждого педагога с опорой на его особенности, способности, свойства его характера, имеющихся навыков общения и взаимодействия; организовать самостоятельную работу по разработке и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Групповая тьюторская консультация основана на одновременном применении нескольких видов работы: мотивационной, коммуникативной и рефлексивной.

Тренинг (коммуникативный и мотивационный) основан на широком использовании различных методов и техник активного обучения. Это - деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Используемые в работе тьютора формы и методы должны отвечать следующим принципам: должны носить нежесткий диагностико-рекомендательный характер и могут использоваться сопровождаемым по желанию; основываться на приоритете нравственно-этических принципов и неманипулятивности оказания содействия сопровождаемому.

Основным средством в тьторской деятельности является ситуация общения, в процессе которого необходимо установить личный контакт с педагогом. При этом особое внимание уделяется воспитанию у педагога воли и способности к выбору, достижения его осмысленности по отношению к собственным действиям [3].

В научно-методическом сопровождении применяется также образовательный консалтинг - система социально-технологических консультационно-методических приемов, которые используются для осуществления проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования педагогов, включающая в себя разработки методик менеджмента и планирования образовательной деятельности.

Образовательный консалтинг проводится по нескольким направлениям: 1) диагностика, предоставление рекомендаций, содействие во внедрении какого-либо проекта; 2) содействие организации в самостоятельной выработке нужных для ее развития решений (в этом случае роль консультанта состоит в том, чтобы с помощью определенных процедур создать условия для разработки плана действий); 3) содействие в осуществлении самоорганизации и саморазвития; организация совместной деятельности по решению какой-либо проблемы.

Образовательный консалтинг осуществляется с помощью образовательного аутсорсинга - привлечения внешних ресурсов для оказания образовательному учреждению качественных консультационно-методических услуг. При этом учреждение сосредотачивает свои ресурсы на приоритетных видах деятельности, передав поддерживающие функции компетентному партнеру, что способствует повышению его конкурентноспособности.

Консалтинговые услуги состоят в следующем.

  1. Помощь администрации образовательного учреждения в определении направлений развития с учетом его ресурсов и приоритетных направлений развития, а также в соответствии с современными преобразованиями в образовании.
  2. Создание документов: программа развития и образовательная программа образовательного учреждения, методические рекомендации по реализации направлений работы в образовательном учреждении, соответствующие требованиям ФГОС.
  3. Информирование об изменениях, происходящих в официальных документах (Законе об образовании, программах развития образования, ФГОС).
  4. Осуществление рассылки о мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней, соответствующих направлениям развития учреждения.
  5. Информирование о повышении квалификации с целью саморазвития педагогов в различных образовательных учреждениях города и страны в очной и дистанционной форме, о получении высшего образования по направлениям деятельности учреждения.
  6. Оказание содействия в написании статей, выступлений и т.п.
  7. Помощь в создании материала для презентации выступлений, выставок и др.
  8. Помощь в оформлении материалов для грантов, инновационных проектов и др. по направлениям развития образовательного учреждения.
  9. Осуществление коучинга всех участников образовательного процесса.
  10. Осуществление тьюторского сопровождения, способствующего индивидуализации образования, выявлению и развитию образовательных мотивов и интересов субъектов образовательного процесса [2].

Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов на основе выделенных технологий возможно реализовывать также с помощью таких инновационных форм организации профессиональной деятельности как:

  • педагогические сообщества, которые создаются на добровольной основе из педагогических работников различных образовательных учреждений, нацеленных на совместное решение насущных проблем;
  • пилотные и инновационные площадки, осуществляющие проверку новых форм и методов осуществления воспитательно-образовательной деятельности;
  • сетевые структуры (в том числе с использованием Интернет-ресурсов), объединяющие образовательные учреждения и обеспечивающие доступ к нормативно-правовым документам, методическим рекомендациям, дистанционным конференциям, вебинарам;
  • виртуальная образовательная среда, обеспечивающая становление информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
  • социальное партнерство, предполагающее консолидированное участие общества, а, значит, и изменение профессиональной компетентности педагога. [4, 5, 7].

Обобщая отметим, что выбор той или иной технологии научно-методического сопровождения зависит от уровня развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей образовательного учреждения, а также от специфики предлагаемых педагогам форм образовательной деятельности.

Статья печатается при поддержке РГНФ. Проект № 14-06-12004 поддержан Российским Гуманитарным Научным Фондом

Рецензенты:

Корепанова М.В., д.п.н., профессор, декан факультета дошкольного и начального образования, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.

Николаева М.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Статья посвящена анализу понятия психолого-педагогического сопровождения, аспектам процесса сопровождения, принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Ключевые слова: сопровождение, принципы сопровождения педагогов.

Модернизация российского образования и мировая тенденция непрерывности образования приводят к трансформации профессиональных компетенций педагога. Мы часто сталкиваемся с тем, что не все формы повышения квалификации можно назвать одинаково эффективными для всех преподавателей. Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования акцентирует внимание на процессе профессионального роста педагога как индивидуальной траектории развития, которую необходимо сопровождать.

– как процесса целенаправленной последовательной деятельности;

– как создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [12],

– как направление работы психолога [9, c.12];

– как технологию, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий развития личности [8, c.349];

– как систему взаимосвязанных элементов сопровождения: целевого, содержательного, процессуального, результативного [1, c.28].

Сопровождение становления и развития профессиональных компетенций педагога обладает рядом преимуществ: учитываются индивидуальные особенности педагога, определяющим становится рост (динамика) профессиональных компетенций педагога.

Обратимся к принципам сопровождения педагогов в образовательной организации. Под педагогическим принципами понимаются основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [2]. Существуют различные подходы к определению сопровождения. Мыза основу взяли принципы, предложенные Л. В. Байбородовой, которые условно можно разделить на две группы: принципы, направленные на развития личных качеств и профессиональных компетенций сопровождаемого и на организацию процесса сопровождения. К первой группе можно отнести принципы: поддержки и развития индивидуальности, обеспечение субъектной позиции сопровождаемого, принцип личной и профессиональной перспективы, принцип самосознания. Во второй группе выделяются принципы: прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности, свободного и самостоятельного выбора содержания и форм деятельности, непрерывность, системность, преемственность, взаимодействия субъектов процесса сопровождения [1, с.53].

Специфика педагогической деятельности акцентирует внимание на реализацию принципов сопровождения педагогов в образовательной организации. Реализация принципа личной и профессиональной перспективы позволяет педагогу ориентироваться в условиях проведения реформы системы образования: профессиональный стандарт педагога определяет компетенции, которыми должен обладать педагог. Наличие профессионального стандарта дает возможность определить перспективные цели профессионального роста и критерии достижения цели. Профессия педагога обуславливает высокий уровень развития профессионального самосознания педагога: требования выполнения ФГОС, ответственность за принятые решения и результат образования учащихся, умение анализировать результат собственной деятельности.

Реализация организационных принципов сопровождения педагогов направлена на построение деятельности образовательной организации. Для этого необходимы: образовательная программа, программа развития образовательной организации, социальные партнеры, организация деятельности методического совета, социально-психологическая служба, деятельностью инновационных площадок на базе образовательного учреждения. Эффективное сопровождение деятельности педагогов и реализация организационных принципов сопровождения возможно в условиях избыточности внешней среды: условий, которые позволяют осуществлять выбор направления профессионального роста и форм деятельности [8, с.22]. Непрерывное сопровождение деятельности педагогов в образовательной организации позволяет формировать и совершенствовать профессиональные компетенции, является одной из мировых тенденции в развитии современного образования.

Анализ литературы позволяет утверждать, что система образования строится с учетом личностных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Сопровождение педагогов является условием их личностного и профессионального роста. Процесс сопровождение педагогов основывается на ряде принципов, реализация которых обусловлена спецификой профессии педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, профессиональный рост, принцип сопровождения педагогов, профессиональная компетенция педагога, создание условий, анализ литературы, жизненный выбор, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональная перспектива.

Читайте также: