Научная художественно педагогическая школа кардовского

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка

Наиболее эффективным способом обучения рисунку является метод Д. Н. Кардовского.

Методика и педагогическая практика Д. Н. Кардовского представляют собой богатейшее наследие художественной отечественной школы. Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей и практических рекомендаций.

Среди широко известных художников педагогов, оказавших влияние на развитие методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживает Д.Н. Кардовский(1866-1943),ученик И. Е Репина. С 1903 года он приступает к педагогической деятельности. Д. Н. Кардовский в начале (с 1903 года) работает в качестве помощника (ассистента) в мастерской живописи в высшем художественном училище при петербургской Академии художеств, а с 26 ноября 1907 года он становится профессором.в последствии из этой мастерской вышли такие художники, преподаватели профессора живописи, как А.И. Савинов, А.Е. Яковлев, П.М. Шухмин, С.Л. Абугов, М.А. Шаронов, Н.Э. Радлов и мн. др.

Имя Д. Н. Кардовского в истории становления и развития советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлению в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования для средней школы с высшим образованием — художественно-графических факультетах при пединститутах.

Строго продуманные профессиональные задачи. Сопровождавшиеся ясными и точными указаниями, а иногда и схематичными рисунками на полях работ учеников, чередовались с пространными беседами, имевшими целью поднятие общего культурного уровня учащихся.

Кардовский непосредственный ученик П.П. Чистякова и И.Е. Репина, все свои ученические годы и на протяжении всей своей преподавательской деятельности. Стремился найти синтез системы замечательного педагога и великого живописца. Своим личным преподавательским опытом он в значительной мере обогатил эту систему, являвшуюся основой познания законов реалистического искусства. Недаром его педагогическая деятельность охватила почти тридцатилетие.

Методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях, приводим некоторые цитаты этой методики:

«Обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре Моделями являются: натюрморт (мёртвая натура), человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).

Применение в начале обучения рисования с античных фигур, гипсовых масок, бюстов скульптуры, а также копирования образцов живописи и рисунка не должны допускаться.

В основу всех упражнений по живописи и рисунку должна быть положена форма, которой надо руководствоваться, а не копировать. Так, например, рисуя глаз, необходимо иметь ввиду, что это полушарие, обращённое выпуклостью из глазничной ямы, в которой оно расположено.

Рисунок – это пластическая основа искусств, служащих изображению зрительных восприятий на плоскости, то основное общее, что объединяет все изобразительные искусства. Основная задача рисунка - изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы её воспринимаем.

Начинать рисунок следует с того, чтобы как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель: натюрморт, голову, руки, фигуру, вещь и т.д.

Когда сделан общий абрис, надо немедленно наполнить его формой, т.е. сделать её обрубовку.

Строить форму приходится обыкновенно светотенью, начиная с большой формы. Голова - это яйцевидная фигура; рука в плече - цилиндр, затем вносить жизненные подробности. Характеров, например носа, бесконечное количество, а основная схема одна.

Тон – это градации светотени, этим средством (тоном) мы одновременно рисуем форму, и передаём свет.

Чтобы стать художником-реалистом, надо учиться рисовать тоном, так как тон есть результат реальных условий восприятия формы в свету.

С 14.12.1907 года Кардовский утверждён профессором-руководителем мастерской.

Рождение советской школы рисунка и методов его преподавания проходило в условиях ожесточённой борьбы против формализма в искусстве. В тяжёлой обстановке бесконечных перемен, эксперементаторства и трюкачества продолжала свою деятельность группа опытных художников-педагогов, решительно отстаивавших традиции и принципы реалистического искусства. И надо отметить, роль Кардовского в деле была значительной.

Взгляды Кардовского на задачи художественного образования во многом обогатили советскую школу рисунка и дали возможность по-новому подойти к проблемам развития преподавания изобразительного искусства.

Проведённая в 1929г. Реформа художественного образования оздоровила и коренным образом перестроила художественную школу. Реорганизацией московских и ленинградских мастерских в институты изобразительного искусства с одноимённой ликвидацией частных студий и обновлением преподавательских кадров художниками-формалистами был закрыт доступ к делу воспитания молодёжи.

В 1930-х гг. Кардовский преподаёт в московском институте изобразительного искусства, в мастерской аспирантов архитектурного института, ежемесячно выезжает в Ленинград для руководства мастерской в Академии художеств.

Постановление ЦК партии 1931-1932 гг. о школе изменили общее направление и содержание учебной работы. Перестройка школы коснулась и обучению рисованию. Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены. В 1932 г. Также вышел ряд постановлений ЦК партии об изменении направления советского изобразительного искусства в сторону развития традиционной реалистического искусства.

Художественная школа стала на путь реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой Академии художеств.

Особое внимание стали уделять обучению рисования с натуры, в особенности на начальной стадии обучения изоискусству. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы - рисунке, живописи, скульптуре.

Художники-педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большою и очень важную работу по разработке методики преподавания художественных дисциплин и частности рисунка.

В 1937 году по инициативе Д. Н. Кардовского в Москве были организованы специальные педагогические курсы по подготовке учителей рисования и черчения с повышенной программой по художественным дисциплинам. В 1939 году эти курсы были реорганизованы в специальный художественно-графический учительский институт, а в 1942 году на его базе был образован художественно-графический факультет при Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина. В то время это был первый и единственный факультет, готовящий учителей рисования и черчения с высшим образованием. Педагогическую деятельность там вели ученики и последователи Кардовского. До 1955г. Художественно-графический факультет МГПИ им. В.П. Потёмкина был единственным в Советском Союзе факультетом, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием.

В основу системы художественного образования на факультете были положены педагогические принципы и метод Кардовского. Кардовский Д.Н. является одним из значительных представителей советской школы рисунка. Он прошёл хорошую школу рисунка у прославленного П.П. Чистякова, занимался в Мюнхене у известного художника-педагога Антона Ашбе и как художник полностью сформировался во время учебы у Репина, имел возможность обобщить лучший опыт преподавания как русской, так и европейской школы рисунка.

За свой период преподавательской деятельности педагогический метод Кардовского получает полное признание. В характеристике, хранящейся в личном деле Д.Н. Кардовского в Академии художеств, содержится следующая оценка: «В течение своей долголетней педагогической работы выпустил из своей мастерской ряд видных мастеров, часть которых в настоящее время ведёт педагогическую работу в рядах профессуры Института живописи.

Есть мастера искусства, чей жизненный путь поражает своей целеустремлённостью и единством творческого метода. К ним относится Д.Н. Кардовский.

Из теоретических работ начала века, посвященных вопросам методики преподавания рисования в высших и средних учебных заведениях, следует упомянуть следующие:

Сабанеев Е. А. Курс начального рисования . СПб., 1900, ч. I—V. В этом методическом пособии рисование рассматривается как общеобразовательный предмет; Маковский А. В. Карманный альбом для учителей начального рисования по тетрадям. М,, 1901. Среди учителей рисования имел широкую известность; Маймистов М. Курс элементарного рисования . М., 1901; Ягужинский С. Сборник примеров для начинающих рисовать с натуры (с кратким объяснением перспективы). СПб., 1903; Малиновская В. Азбука рисования . Киев, 1905. Составлена по советам П. П. Чистякова; Котырло. Рисование как предмет обучения. СПб., 1906. Имеет интерес для методистов общеобразовательных школ; Мурашко Н. Воспоминания старого учителя. Киев, 1907, т. I—II. Имеет интерес с исторической точки зрения; Клингер М. Живопись и рисунок. М., 1908; Попов М. М. Иллюстрированная история методики рисования. СПб., 1909. Книга рассказывает о методах преподавания в общеобразовательных школах.


2.3 В.Е. Савинский

художник педагог циоглинский кардовский савинский

В 1911году Савинского назначили профессором – руководителем бывшей репинской мастерской, в этом немаловажную роль сыграла не только характерная для современных передовых русских художников тяга к выработке художественной школы, но и то, что Савинский был ближайшим и любимейшим учеником Чистякова, казалось, призванным уже одним этим стать продолжателем его дела.

Педагогический метод Савинского, в отличии от чистяковского, обладал своими особенностями и своими принципиально отличительными тенденциями. Одарённый педагог Савинский создаёт метод, если и не отличавшийся такой оригинальностью, как метод Кардовского, то во всяком случае, представлявший чёткую последовательность задач, ведущих к определённой цели.

В годы всё более сильного подчинения художественной школы индивидуалистическим тенденциям, утверждения принципа мастерских Савинский выступает как представитель собственно академического – в самом широком смысле образования, как поборник Академии вообще, сохраняющей традиции разностороннего образования и подготовки молодого художника. В этом отношении он был самым последовательным продолжателем установок своего учителя. Савинский мыслит себе постановку преподавания в Академии художеств как единое методическое целое, относительно которого мастерская профессора-руководителя становится завершающим этапом изучения методов работы на картиной .В мастерской он строит обучение молодых художников таким образом, чтобы они проходили под его руководством всю систему подготовки, как бы не учитывая знаний и навыков, приобретённых в натурном классе. Основной педагогический принцип Савинского заключался в том, что художник должен приобрести в школе те знания, которые способны ему помочь формулировать в образах изобразительного искусства своё отношение к окружающей действительности и понимание её. Как исторический живописец, сам он отдавал в этом отношении предпочтение исторической картине, а точнее сказать- большим темам, пусть даже выраженным в сюжетах высокой классики, но вместе с тем ни в коей мере не умалял и не отрицал значение жанра. Главное, чтобы молодой художник обладал внутренней потребностью высказываться в законченных образах, насыщенных идеями, обладающих общечеловеческой значимостью, и не мог ограничиваться передачей случайных частных впечатлений от натуры, жизни. И момент воспитательный, осуществлявшийся в постоянном общении преподавателя с учащимися, рассматривался Савинским как необходимое условие педагогической работы, а не как вопрос личного отношения к ученикам.

Специфической особенностью педагогического метода Савинского было то, что он пропагандировал преимущественно отдельные принципы чистяковской системы и соответственно в рисунке, живописи и композиции акцентировал и всячески разрабатывал определённые упражнения, придавая им решающее значение в овладении мастерством, в приобретении молодым художником знания натуры и искусства. В качестве метода познания последних рассматривались рисунок и живопись, общая система преподавания которых, была выдержана в духе основных чистяковских в отличии от Чистякова, Савинский игнорировал иных методические посылки от работавших рядом с ним педагогов, иных заданий. Савинскому подобная гибкость была если и не чужда совсем, то всё-таки внутренне враждебна, и проявлений её он стремился избегать.

Из упражнений известен, например, так называемый рисунок по 3-м точкам: если рука натурщика находится в таком-то месте, нога в таком-то, соответственно другая рука или нога должны находится в таком-то. Задание учило целостному видению, вырабатывало навык воспринимать всю фигуру сразу, но оно обладало существенными недостатками, характерными для всего метода Саввинского. Прежде всего, целостное видение относилось скорее к поверхности формы, а не к её конструкции, момент, который оказывался значительно ослабленным. Художник больше ориентируется на зрительный образ и в то же время на его неподвижное положение. В этом было существенное отличие метода Савинского от чистяковской системы, в которой рисунок по внутренним линиям позволял воспроизводить человека в действии.

Другой вопрос, что в педагогическом методе Савинского живопись учитывала момент непосредственной передачи натуры художником, т.е. возможность формулировать отношение ученика к цвету, передавать определённую напряжённость, с которой он её воспринимал. Но наряду с этим педагог требовал чёткой вылепленности формы, а главное известной статичности в передаче последней цветом. Такая статичность возникала в результате того, что одна часть фигуры, например, сравнивалась с другой и через неё с третьей. Молодой художник добивался явственной точности в изображении постановки или в дальнейшем - пейзажа, сцены, но решения целого, передача непосредственного облика натуры тем самым значительно затруднялись. Аналогичные противоречия заключал в себе и последний раздел учебной программы - композиция.

По сравнению со своими предшественниками в академических классах и мастерских Циоглинский, Савинский, Кардовский были поборниками преподавания как определённой системы, где требовалось не просто знать конечную цель обучения, но и те средства, которыми такая цель может быть достигнута. Следуя чистяковским принципам, они представляли себе педагогический метод в виде последовательности практических упражнений и заданий, ставящих перед учащимися определённые взаимосвязанные задачи. Правильная методическая разработка каждого из них играла очень большую роль и требовала специального внимания, труда и находчивости преподавателя. Вообще умению найти для каждой методической задачи конкретное практическое выражение в виде упражнения или постановки придавалось огромное значение. Основой педагогического метода провозглашались определённые посылки - изучение натуры, изучение законов искусства ради последующего выявления у молодого художника собственного творческого видения мира. В значительной степени группу молодых художников-педагогов объединяло и общее понимание рисунка, живописи, и композиции. Если первые два рассматривались ими как методы искусства, позволяющие изучать окружающую действительность, а также находить пути, которые позволяли накапливать знания об устройстве мира, то композиция должна была с их помощью выражать отношения художника к жизни

Если о подавляющем большинстве работавших в Академии художеств в это время преподавателях можно говорить преимущественно в плане отдельных методических находок, разработки некоторых разделов обучения молодого художника, то Кардовский в ещё большей степени, чем Савинский, связан с цельным, логически построенным педагогическим методом. Если к последнему не всегда применяется понятие системы, то главным образом потому, что он касается в основном рисунка. Но сам по себе метод Кардовского в рисунке обладает той внутренней логикой, которая позволяет по аналогии с затрагиваемыми в нём проблемами рассматривать вопросы и живописи, и композиции.

Освоение наследия Кардовского – систематизация и изучение его произведений в области книжной графики, живописи и театральных декораций - только начато. Предприняты первые попытки изложения и обобщения принципов его педагогического метода.

Дело будущих исследователей - углубить и расширить изучение произведений Кардовского и популяризировать его педагогический метод.

С конца прошлого века в вопросах теории и методики обучения рисунку стали преобладать формалистические установки. Даже в области элементарного обучения рисованию в общеобразовательных целях наблюдается полный отход от познания природы. Все усилия были направлены на внешнюю, формальную сторону дела, на общие проблемы художественного и эстетического воспитания.

Итак, к началу XX века академическая система обучения рисунка была полностью разрушена. Не было единых методов преподавания, Каждый художник-педагог рассматривал учебный рисунок с субъективной точки зрения. Путаница существовала и в терминологии, и в определении целей и задач обучения рисунку. В основе этих воззрений лежало пренебрежение к отечественной культуре и великим завоеваниям русской академической школы. Советская художественная школа получила весьма незавидное наследство. По сути дела, надо было заново создавать школу реалистического рисунка.

1.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М., 1982. с.129-130.

2. Искусство и жизнь, 1913, № 2, с. 329-330.

3. Репин И.Е. Об искусстве. М., 1960, с. 8.

4. А.А. Васильев История и теория развития художественного образования. Учебное пособие. Краснодар. 2003г.

5. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М., 1960, с. 127.

6. ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 10, ед. хр. 6.

8. ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 10, ед. хр. 6, л. 97.

9.. О принципах и методах обучения рисованию. — Пособие по рисованию/Под ред. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова.- М., 1938г.

10.Архив Академии художеств СССР. А. 38, оп.

11. Хрестоматия преподавания методики изобразительного искусства./Под ред. Р.Л. Поляковой М.,1985 г.

12. О.И. Подобедва Д.Н. Кардвский. М.,1957,с.133-160.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 46386
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Издательство Института имени И.Е.Репина Академии художеств

Выложен в свободный доступ сборник статей, посвященных реставрации и исследованию объектов культурного наследия. Это труды практиков реставрации, ученых, технологов и историков искусства.

Издательство Института имени И.Е.Репина Академии художеств

Каталог работ выдающегося художника-графика Василия Михайловича Звонцова, преподавателя графического факультета Института имени И. Е. Репина, издан к выставке, посвященной 100-летию со дня рождения мастера.

Издательство Института имени И.Е.Репина Академии художеств

Вышел традиционный Справочник выпускников Института имени И.Е.Репина 2014 года.

При цитировании статьи используйте библиографическую ссылку:
Наумова Т. В. Д. Н. Кардовский и его педагогическая система в свете современного художественного образования // Современные проблемы академического искусствоведческого образования. Материалы международной научной конференции 9–11 октября 2012 г. : Сб. статей / Науч. ред. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачёва, сост. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачёва. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2018. 436 с. C. 317–329.

Наумова Т.В.

Искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры
истории философии и философии образования
Уральского федерального университета,
Екатеринбург

Д. Н. Кардовский и его педагогическая система в свете современного художественного образования

. То, что мы проделывали с моими учениками,
относится к одной-единственной, вечной группе
изучения нашего профессионального дела на основах
законов природы, вечных, бывших обязательными
и в XV в. и оставшихся таковыми и для XX-го.

В современном художественном образовании постоянно поднимаются вопросы о разных системах обучения, о совершенствовании методов и методик, и прежде всего на первый план выводится роль художника-педагога. В связи с этим обратимся к деятельности одного из талантливых педагогов начала XX в. Д. Н. Кардовского.

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866–1943) – художник, иллюстратор литературных произведений, декоратор театральных постановок, один из ведущих педагогов Академии художеств, ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Ленинградского ИЖСА, создавший цельный, логически построенный педагогический метод, автор публикаций о европейских мастерах живописи.

В 1896 г. Д. Н. Кардовский прерывает обучение в Академии с целью расширить свои профессиональные знания:

Школа А. Ажбе просуществовала четырнадцать лет – с 1891 по 1905 г. О школе А. Ажбе и о его системе обучения мы можем судить по многочисленным воспоминаниям учеников. Также метод А. Ажбе довольно подробно освещается в искусствоведческой литературе [13; 1].

С февраля 1918 г. Д. Н. Кардовский избран деканом живописно-скульптурного отделения вновь реформированного Высшего художественного училища Академии художеств и членом исполнительного комитета по вопросам искусства.

О художественно-педагогической системе Д. Н. Кардовского не было однозначных мнений. Особенно жаркими в этом отношении были споры в 20–30-е гг. XX в.: тогда на смену одной эпохе в искусстве приходила другая. В это время задачи образования, воспитания и обучения были сведены на нет. Художники-педагоги не занимались вопросами методики, дидактики, т. к. на первое место были выдвинуты задачи творчества, интуиции, экспериментаторства. Это было время, когда без конца менялись методы преподавания, когда под каждый изобретенный вновь метод подводилась своя тео­ретическая платформа. Поэтому вопрос о методах преподавания в художественных заведениях зарождающейся советской страны часто и необоснованно менялся. Среди этих различных новых направлений в искусстве Д. Н. Кардовский продолжал совершенствовать свой рабочий метод в преподавании [7, с. 191–193].

В 1920-е гг. Д. Н. Кардовский, В. Е. Савинский, А. А. Рылов составляют программы преподавания, в том числе программы по рисунку для Всероссийской академии художеств. В Академии художеств работают ученики Д. Н. Кардовского: А. И. Савинов, П. М. Шухмин, В. И. Шухаев, П. А. Шиллинговский, Н. Э. Радлов, С. Л. Абугов, К. И. Рудаков. Преподавание рисунка в Академии поставлено на научную теоретическую основу по системе Чистякова – Кардовского.

Московские курсы по подготовке учителей рисования и черчения возглавил ученик и последователь Д. Н. Кардовского методист К. Н. Корнилов. В 1940 г. названные выше курсы были реорганизованы и на их основе создан Московский городской учительский художественный институт с двухлетним сроком обучения, просуществовавший до 1941 г. В 1941 г. Учительский художественный институт вошел в состав Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина на правах художественно-графического факультета.

До 1955 г. МГПИ им. В. П. Потемкина был единственным, который выпускал учителей рисования и черчения с высшим образованием. На художественно-графическом факультете профессиональная подготовка была очень высокой, так как в его работе приняли участие известные ученые-искусствоведы, художники-педагоги, и среди них ученики Д. Н. Кардовского.

Школа рисунка, созданная П. П. Чистяковым и Д. Н. Кардовским, была продолжена, например, профессором А. М. Соловьевым (1886–1966). Особой заслугой А. М. Соловьева было то, что он сумел продолжить традиции русской академической школы рисунка. А. М. Соловьев писал в 1950-е гг.:

«Для примера возьмем область рисунка. Сравним основные установки:

– Рисунок – основа всего, фундамент, кто не признает этого или не понимает, тот без почвы.

– Рисунок – структура – основа художественного произведения.

– Изображать предмет нужно как бы с двух сторон: 1. Как он существует и 2. Как кажется глазу нашему.

– Рисование – это изучение способов и средств для построения объема на плоскости.

По объективным законам природы.

Так, как мы его зрительно воспринимаем.

– Мы сами заключены в форму и рисовать должны формой.

– Приучать учащихся видеть форму, ею руководствоваться, ее именно строить.

Чистяков говорит про попытку художника рисовать линией, не обоснованной изучением формы, что „художник“ чертит мертвую линию.

– Линия, как физическое понятие, в природе не существует.

Далее Кардовский эту мысль развивает так. Контурная линия – это плоскости, сократившиеся до линии. Контурная линия принадлежит объему, она часть его, она обуславливается, а потому контур не начало, а конец рисунка, итог найденных форм.

– Понабравши знаний и уменья, пробуй подчинить себе натуру.

– Чтобы нарушить закон, надо знать его.

– Познать все – и остаться при детском наивном взгляде на натуру – это высокий стиль мастерства.

В этом сравнении мы отмечаем преемственность педагогической системы: от П. П. Чистякова к Д. Н. Кардовскому, от Д. Н. Кардовского к ученикам.

В современном профессиональном художественном образовании не затихают дискуссии о том, как обучать изобразительному искусству. Педагогическая художественная система, предложенная Д. Н. Кардовским в начале XX в., остается обсуждаемой и сегодня.

Так, до сих пор остаются актуальными работы Д. Н. Кардовского о принципах построения изображения, публикуемые в редакции самого художника [10; 11].

Сейчас уже невозможно представить исследования [18] по истории становления художественного образования в России без обращения к педагогической деятельности и П. П. Чистякова, и Д. Н. Кардовского [12], и их последователей [2; 24].

Система художественного обучения, предложенная Д. Н. Кардовским, слагаемая с новейшими педагогическими методами, разработанными современными художниками-педагогами, является основополагающей в трудном и непростом деле подготовки будущих художников.

Библиография

1. Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М. : Изд. МГУ, 2001. 256 с.

2. Васильева Е. И. Проблемы преподавания живописи в профессиональном образовании XIX–XX вв. в России // Изобразительное искусство в школе. 2009. № 3. С. 50–57.

3. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. Л. ; М. : Искусство, 1940. 350 с.

4. Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. М. : Республика, 2001. 495 с.

5. Д. Н. Кардовский и О. Л. Дела-Вос-Кардовская : Сб. статей / Под ред. А. Ю. Фоменко. М. : MelanarЕ, 2010. 22 с.

6. Дмитрий Николаевич Кардовский : Сб. статей / Под ред. А. Ю. Фоменко. М. : MelanarЕ, 2007. 35 с.

7. Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М. : Изд. Академии художеств СССР, 1960. 339 с.

8. Добужинский М. В. Воспоминания. М. : Наука, 1987. 477 с.

9. Еремина И. Щедрый талант художника-педагога // Библиополе. 2011. № 1. С 74–79.

10. Кардовский Д. Н. Навыки рисунка // Юный художник. 2009. № 5. С. 36–38.

11. Кардовский Д. Н. Учиться нашему делу // Юный художник. 2009. № 4. С. 36–39.

12. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги : Книга для учителя. М. : Просвещение, 1991. 416 с.

13. Молева Н. М., Белютин Э. М. Школа Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX–XX вв. М. : Искусство, 1958. 116 с.

14. Подобедова О. И. Дмитрий Николаевич Кардовский (1866–1943). М. : Искусство, 1953. 39 с.

15. Подобедова О. И. Дмитрий Николаевич Кардовский. М. : Советский художник, 1957. 182 с.

16. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Д. Н. Кардовского, проф. В. Н. Яковлева, и доц. К. Н. Корнилова. М. ; Л. : Гос. изд. строит. лит., 1938. 162 с.

17. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Д. Н. Кардовского. М. : Шевчук, 2006. 208 с.

18. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М. : Изобразительное искусство, 1983. 286 с.

19. Руднев В. В. Александр Михайлович Соловьев: педагог, художник, человек. М. : Изобразительное искусство, 1970. 143 с.

20. Савинов А. М. Активизация процессов освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов : дисс. … канд. пед. наук. 13.00.02. М., 1999. 276 с.

21. Хабаху А. Г. Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием: на примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога : дисс. … канд. пед. наук. 13.00.02. М., 2006. 315 с.

22. Шаньков М. Ветры революции 17-го года // Юный художник. 2011. № 2. С. 26–29.

23. Шаньков М. Императорская Академия художеств: Чистяков, Репин // Юный художник. 2011. № 5. С. 14–17.

24. Шорохов Е. В. Современное состояние и перспективы художественно-педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2007. № 2. С. 3–7.

При цитировании статьи используйте библиографическую ссылку:
Наумова Т. В. Д. Н. Кардовский и его педагогическая система в свете современного художественного образования // Современные проблемы академического искусствоведческого образования. Материалы международной научной конференции 9–11 октября 2012 г. : Сб. статей / Науч. ред. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачёва, сост. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачёва. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2018. 436 с. C. 317–329.

Для удобного поиска по сайту предлагаем воспользоваться сквозными ссылками, связанными с текущим материалом.

Предмет исследования

Если Вы заметите какую-нибудь ошибку или неточность, просим сообщить об этом администратору сайта.


Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

Когда я был молод, мои стремления, мои мечты о прекрасной живописи и рисунке были беспредельны, без охвата. Стал взрослым: мне казалось, что я служу хотя и ограниченному, но все-таки большому и достойному делу живописи. Теперь, в старости, я вижу, насколько мало и ничтожно то, что я сделал и чему посвятил свою жизнь. Только воспоминания о незабываемых прекрасных моментах работы, с молодёжью сглаживают горечь этого сознания — с молодёжью, через беспредельные восторги которой, я снова возвращался к молодости.

В чём же состояла методическая система Дмитрия Николаевича? Чтобы охарактеризовать его подход к рисунку, нужно отметить, что вся система его педагогических взглядов сложилась под воздействием многих лет обучения в мастерской П. П. Чистякова, И. Е. Репина, А.Ашбе.

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть положено изучение законов изображения объёмной формы. Рисунок — построение графическим путём объёмной формы на плоскости, следовательно, прежде всего, необходимо овладеть рисунком, чтобы в дальнейшем на его основе и в связи с формой строить живопись.

Д. Н. Кардовский учил рисующих соблюдать определённый внутренний порядок работы над рисунком. Этот же порядок, на наш взгляд, следует рекомендовать учащимся современных художественных школ, училищ и Вузов, а также самостоятельно практикующим художникам.

Читайте также: