Насилие в школьной среде как психолого педагогическая проблема

Обновлено: 02.07.2024

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт

Что такое буллинг

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллеры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • ‍беспричинные боли в животе и груди,
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость,
  • нервный тик, энурез,
  • печальный вид, беспокойство, тревожность,
  • нарушенный сон, кошмары,
  • длительное подавленное состояние,
  • участившиеся простуды и другие заболевания,
  • склонность к уединению, нежелание общаться,
  • проблемы с аппетитом,
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Что делать родителям

‍‍Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.‍

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

Что делать учителю

Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок, в силу возраста, не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде:

  • ‍Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку, бесспорно, нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем, если сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина , клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Изображение на обложке: Marina Rodukova / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.


Содержание:

Буллинг как один из видов насилия


Что такое буллинг

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли


Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг сегодня


В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга


Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно, в сентябре 2019 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга


Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?


Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?


В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор


Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.


Влияние буллинга на его участников и последствия


Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

Как вести себя родителям?


А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Профилактика школьного буллинга


Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….


ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы все мировое сообщество выражает озабоченность по поводу роста школьного насилия в различных формах. Высокий уровень агрессии и жестокости захлестнул современные школы: учащиеся используют холодное и огнестрельное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения по отношению к сверстникам и педагогам в Интернет-сети, преследование с использование социальных сетей и др. В то же время современные отечественные психолого-педагогические исследования практически не затрагивают эту проблему, несмотря на ее несомненную актуальность. Поиск путей эффективного решения этой проблемы активизировал наш научный поиск в обозначенном проблемном поле.

Одновременно в этот же период в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня зарплат представителей бюджетной сферы, оттока интеллектуальной элиты на Запад произошло падение престижа учителя, выразившееся в общем неуважении к его личности.

Современный подросток владеет информационными технологиями и не обладает элементарной правовой культурой, не в полной мере осознает результаты своих поступков, не знает своих прав и обязанностей. Накладываясь на кризис возраста, проявляющийся в нарушениях поведения, асоциальных проявлениях и общем негативизма, указанные обстоятельства детерминируют всплеск школьного насилия.

Если тридцать лет назад учителя чаще всего фиксировали такие нарушения школьного поведения, как невыполнение домашних заданий, гиперактивность на уроках, уклонение от сбора металлолома, отсутствие школьной или спортивной формы, прогулы занятий и др., то сегодня отмечается грубость в отношениях со сверстниками и педагогами, демонстративное подавление личности учителя, драки, ранние беременности школьниц, избиение младших школьников (весьма часто с признаками межнациональной розни), алкоголизм, наркомания, изнасилования и даже убийства. Таким образом, отмечается резкое смещение нарушений нормативного поведения школьников в сторону делинквентности, противоправности.

Для целей нашего исследования необходимо определиться с лексико-графическим терминологическим анализом основных дефиниций исследования.

Согласно нашему плану исследования мы рассмотрели проблему школьного насилия со следующих позиций:

влияние школьного насилия на психологический статус школьника.

возможности педагогической профилактики школьного насилия.

возможности педагогической коррекции последствий школьного насилия.

Ряд современных исследований затрагивает первый аспект проблемы (О.В. Ладыкова, 2004; В.П. Устинов, 2005; И.А. Марголина, 2006; М.В. Смагина, 2006; В.Ю. Лаптева, 2010;).

Как отмечает В.П. Устинов (2005), следует различать психологическое, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, имеющие разный уровень влияния на психику школьника.

Последствиями психологического насилия выступают периодические депрессии, высокий уровень внутреннего напряжения, сниженная самооценка.

Физическое насилие способствует формированию недоверия к окружающим, страхи по отношению ко взрослым, высокий уровень агрессии, резкое снижение способностей ребенка.

Сексуальное насилие формирует у ребенка амбивалентность реакций по отношению к взрослым, чувство вины, перепады настроения, высокий уровень разговорчивости либо, наоборот, замкнутость. В исследовании М.Н.Гамиля (2010) на примере йеменских детей 6-7 лет, переживших такое насилие, отмечается что для них характерны агрессия, зависимость, нарушения самооценки, эмоциональной стабильности. Чем старше ребенок, тем более выраженными становятся, проявления посттравматического стрессового расстройства (немедленное реагирование, высокий уровень возбудимости нервной системы, навязчивое воспроизведение, реакции избегания), нарушения мышления и поведения.

Последствиями эмоционального насилия выступают вербальная агрессия, мстительность, потеря коммуникативного контакта с окружающими, высокий уровень негативизма по отношению к человеку, выступающему источником насилия.

Общим результатом насилия по отношению к ребенку является нарушение системы доверительных отношений между ним и миром взрослых, которое порождает снижение обучаемости школьника, так как он не принимает помощи учителя, негативно относится к школе и учебе.

М.В. Смагина (2006), изучая различные виды семейного насилия, предложила следующую классификацию:

1. Моральное (или психическое) насилие. К этому виду насилия относятся различные оскорбления, унижение членов семьи, пренебрежение основными нуждами и правами детей (в том числе на образование и досуг).

2. Физическое насилие (любые виды преднамеренного нанесения физических повреждений.

3. Экономическое насилие (чаще относящееся ко взрослым членам семьи и выражающееся в ущемлениях в материально-финансовой сфере деятельности семьи).

4. Сексуальное насилие (как с целью удовлетворения извращенных потребностей, так и для получения материальной выгоды).

В работах В.Ю. Лаптевой (2010) анализируются психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Автор отмечает рост числа актов психологического насилия в отношении школьников со стороны лиц, профессионально обученных работе с детьми (особенно учителей), с разной степенью осознания взрослым последствий своих поступков, так как если физическое и сексуальное насилие признаны аморальными и осуждаются обществом, то проблема психологического насилия (как в отношении ученика, так и в отношении учителя) требует научного и гражданского осмысления.

В.Ю. Лаптева отмечает, что можно выделить две основные группы подростков – с высоким и низким уровнем психологической защищенности от психологического насилия в школе. Для первых характерны независимость поведения, целостное воспитание мира, сформированность ценностных ориентаций, стремление к самореализации и социальной желательности поведения, развитые лидерские качества. Для вторых характерна низкая способность к самосовершенствованию, сниженная мотивация учения, стремление к признанию своих достижений в социуме, предпочтение сферы увлечений. При этом психологическое насилие в образовательной среде способствует изменению указанных характеристик в когнитивной, поведенческой и эмоционально-волевой сферах у обеих групп школьников (снижение учебной мотивации, тревожность, агрессивность, ригидность).

Выявленная В.Ю. Лаптевой гендерная специфика проблемы показывает, что мальчики чаще оказываются жертвами психологического насилия со стороны учителя, а девочки – со стороны сверстников.

В исследовании И.А. Марголиной (2006) исследуются особенности психического дизонтогенеза у детей, пострадавших от хронического физического насилия в семье, которое автор рассматривает как психогенный фактор, вызывающий психические нарушения, которые можно характеризовать как специфический симптомокомплекс. Структуру этого симптомокопмлекса составляют нарушения эмоционально-волевой сферы, искажение формирования личностных черт, задержка психического развития, вегето-сосудистые нарушения и астения. Выраженность этих симптомов зависит от возраста ребенка и длительности воздействия физического насилия.

По данным И.А. Марголиной, эмоциональные нарушения носили характер тревожной депрессии, дисфорических вспышек на фоне суженного сознания, двигательной расторможенности, драчливости.

Второе направление нашего теоретико-методологического анализа проблемы школьного насилия сфокусировано на изучении возможностей педагогической профилактики. В трудах ряда авторов (Е.А. Азарова, 2003; Н.Ю. Шульга, 2011) рассматриваются различные стороны этого процесса.

Н.Ю. Шульга (2011) в системе профилактики школьного насилия ведущую роль отводит социальному педагогу, отмечая необходимость специальной организации процесса формирования готовности указанного специалиста к этой работе. Автор указывает, что готовность социального педагога к такой деятельности представляет собой необходимое профессионально-личностное образование, выражающееся в целевой направленности на социально-педагогическую поддержку школьника, попавшего в ситуацию насилия, и на предупреждение таких ситуаций через формирование в образовательном пространстве школы гуманистического стиля взаимоотношений и способностей у учителей и учащихся к контролю своего поведения.

В числе функций социального педагога по педагогической профилактики школьного насилия – диагностическая (анализ ситуации и отношения к ней субъектов образовательного процесса); оценочная (выявление ситуаций насилия и возможностей его нейтрализации); проектировочная (проектирование форм, методов и средств профилактики); исполнительская (реализация проекта профилактики в конкретных условиях).

И.А. Марголина (2006) считает, что профилактика физического насилия в семье должна включать гармонизацию детско-родительских отношений, просветительскую деятельность с будущими и молодыми родителями в женских консультациях и поликлиниках, а воспитательную работу среди учащихся старших классов общеобразовательной школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования.

В исследовании Е.А. Азаровой (2003) отмечается, что проблема насилия почти не рассматривается современными учеными-педагогами, так как, в основном, ею занимаются те, кто по роду своей профессиональной деятельности в большей степени затронут в системе профилактики и коррекции: криминалисты, правоведы, психологи-криминологи, служители религиозного культа.

Автор указывает на возможности православной культуры в формировании специфического духовно-нравственного климата семьи, способствующего установлению доброжелательных доверительных отношений между взрослым и ребенком, который является стержнем педагогической профилактики семейного насилия. Е.А. Азарова выдвигает следующие принципы православного воспитания ребенка, способствующие устранению семейного насилия:

- признание духовности ребенка;

- подавление греховной природы ребенка;

- иерархическое воспитание духа, души и тела;

- послушание и авторитет родителей;

- молитвы и воцерковление (особый обряд Русской православной церкви, производимый на 40й день после рождения ребенка, предполагающий вхождение в число членов церкви);

- любовь к семье и людям.

При этом задачами педагогической профилактики семейного насилия в отношении ребенка выступают: сотрудничество семьи, государства и церкви; гармонизация семейных взаимоотношений; научное осмысление феномена насилия.

Третий аспект нашего теоретико-методологического анализа включал в себя исследование проблематики педагогической коррекции и устранения последствий насилия (М.В. Смагина, 2006; В.В. Дерябина, 2010).

Социологический анализ проблемы насилия в Российской Федерации позволил М.В. Смагиной (2006) определить следующие направления педагогической работы по его преодолению:

1. Мотивационно-ценностное – повышение педагогической компетентности родителей.

2. Социальное – активизация социально-экономической политики и развитие комплексной системы обслуживания семьи.

3.Государственно-правовое – развитие ювенальной юстиции в России.

О.В. Ладыкова (2004) считает, что основным условием педагогической коррекции последствий жестокого обращения с детьми является междисциплинарное согласованное профессиональное взаимодействие команды специалистов школы, с четким определением функций и роли каждого специалиста. Автор отмечает, что в состав такой команды специалистов должны входит люди с комплиментарными навыками, имеющие общую цель, задачи, идеологию и методологию работы, способные контролировать значимые ситуации в жизни ребенка, эмпатичные и восприимчивые к мнению других.

В.В. Дерябиной (2010) на основе индивидуально-дифференцированного подхода разработано шесть программ коррекционно-развивающей работы с детьми, пережившими различные виды насилия:

1. При эмоциональном насилии эффективным средством воздействия на личность ребенка дошкольного возраста является игровая терапия, а для ребенка младшего и подросткового возраста – когнитивно-поведенческая психокоррекция.

2. При физическом насилии для дошкольников и младших школьников предлагается музыкальная психокоррекция, а для более старших детей - когнитивно-поведенческая с моделированием поведения.

3. При сексуальном насилии для дошкольников и младших школьников вновь предлагается игровая терапия, а для подростков – арттерапетивческая коррекция.

3. При комплексном насилии – сочетание игровой терапии и арттерапевтической коррекции.

Рассмотрев теоретико-методологические аспекты психолого-педагогического анализа проблемы профилактики школьного насилия, мы предлагаем взять за основной посыл исследования предположение, что основным фактором профилактики школьного насилия может выступать формирование правовой культуры подрастающего поколения, которое способствует развитию правосознания юных граждан, их социальной и гражданской активности, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

1 Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: дис. канд.психол.н. – М.: МГПУ, 2010 – 333 с.

Читайте также: