Просветительская деятельность педагога психолога в доу

Обновлено: 05.07.2024

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Психологическое просвещение направлено на формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии.

Таким образом, для реализации данного направления работы проводятся:

1. Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, консультаций и др. форм по темам:

- Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

2. Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей по темам:

- Адаптация ребенка к ДОУ.

- Кризисы дошкольного возраста.

- Психологическая готовность к обучению в школе и др.

Цель психопрофилактической работы состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер посредством создания благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Для достижения данной цели организовано взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а именно:

  • создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;
  • профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
  • развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
  • психологический анализ образовательной и детской деятельности.

Таким образом, для реализации данного направления работы в течение года проводятся:

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, консультаций и др. форм по темам:

- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

- Организация работы с дошкольниками с различными особенностями

- Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

- Профессиональный и личностный рост педагога.

- Саморегуляция эмоционального состояния педагога.

- Оптимизация психологического здоровья педагогов

- Психологическая безопасность в ДОУ.

- Закономерности и условия благоприятного психического развития ребенка

- Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье. Признаки жестокого обращения и последующие действия педагога и др.

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, консультаций с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр. по темам:

- Роль семьи и внутрисемейных отношений в развитии личности ребенка.

- Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

- Зачем нам психолог?

  • Систематизированная психопрофилактическая работа с воспитанниками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений:

- На развитие эмоциональной сферы

- На развитие коммуникативной сферы

- На развитие познавательной сферы

- На сохранение психологического здоровья

Все направления психолого-педагогического сопровождения отражены в годовом плане педагога-психолога на учебный год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Основные направления деятельности педагога-психолога

Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования.


Направления деятельности педагога- психолога ДОУ

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обесп.


Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может .


Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н.


Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста


Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир.

Хочу спросить у вас: какое определение можете дать Вы, Кто такой психолог? (ответы родителей).

ПСИХОЛОГ - специалист в области психологии, как правило с высшим образованием, знающим психику человека.

Чтобы наша встреча был продуктивной и комфортной для всех, я предлагаю познакомиться.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих.

Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

А теперь продолжим….

Основные функции педагога-психолога в детском саду —

создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности,

- общение со сверстниками, взрослыми;

- получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основными обязанностями психолога является:

1. психологическое просвещение.

2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей)

3. психокоррекция (деятельность направленная на исправление особенностей психологического развития)

4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)

5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).

Основной целью психолога является:

Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Перед детским психологом стоят несколько задач:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическую помощь педагог- психолог оказывает : родителям, педагогам, и главное – детям. А сейчас я хочу рассказать подробнее о направлениях работы.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и тренингов.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно -образовательного процесса.

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

• Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников. Педагог-психолог осуществляет :

Психологическую диагностику познавательных процессов детей

Психологическую диагностику личностных качеств.

Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Старший возраст (5-6 лет) :

• внимание, память, мышление, воображение

• самооценка, статус в группе;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) :

• память, воображение, мышление;

“Знаете ли Вы своего ребенка?

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с. 13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?

3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?

4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?

5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?

6. Часто ли он выходит из себя?

7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?

8. Удается пи ему ночью спать спокойно?

9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?

10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?

11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?

12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” - это все-таки хорошая адаптация.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Родители анализируют результаты теста.

Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Спасибо за внимание!

Перед уходом оставьте пожалуйста оценку нашей встрече. В корзиночку положите соответствующий смайлик. Желтый смайлик - встреча была полезной, Зеленый - бесполезной.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: