Как была создана удобная нотация кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis,

Resonare fibris,

Mira gestorum,

Famuli tuorum,

Solve polluti,

Labii reatum,

Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

с наших опороченных уст,

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков

Сложность также заключалась в том, что при обучении исполнения определенной мелодии, требовалось много времени, и чаще всего было индивидуальным.

3.jpg

Первые шаги к нотной записи

Попытки записать мелодию предпринимались еще в Древнем Египте. Во времена Древнего и Среднего царства (IV-II вв. до н.э.) музыку записывали при помощи простейших рисунков (так называемая пиктографическая нотация).

Древний Египет-1.jpg

древний Египет.jpg

Музыкальное наследие Древней Греции удалось обнаружить на каменных колоннах и гробницах. Археологи обнаружили на месте раскопок древнегреческого города каменные пластины, относящиеся ко II в. до н.э., на которых были высечены гимны Аполлону. Их отличительной особенностью были символы, располагающиеся между строками гимнов, именно они и являются самыми ранними партитурами в культуре Древней Греции. Также образцы древнегреческих записей музыкальных произведений были найдены на папирусах, плохо сохранившихся и представляющих собой лишь кусочки записей.

В III-IV веках н.э. древнегреческий теоретик музыки Алипий создал нотную систему, которая впоследствии стала классической для греческой музыки. Каждому из используемых в записи музыки символов (а это были алфавитные и псевдоалфавитные знаки) он определил четкое значение и дал подробное описание. Работы Алипия сохранились благодаря частому их переписыванию и активному использованию в музыке. Греки использовали буквенную нотацию, обозначая ступени музыкальных ладов буквами алфавита, которая в Средние века была забыта. Однако в X веке вновь стали использовать буквенную нотацию, но уже в усовершенствованном виде с указанием особенностей ритма и темпа.

4.jpg

Греческая нотация была представлена двумя вариантами: диатоническая (более древняя), которая представляла собой инструментальную нотацию, и энгармонически-хроматическая (более поздняя), которая использовалась для пения.

Также изображения, напоминающие запись мелодий, встречались в древних культурах Индии, Месопотамии, Персии и т.д.

Невмы

Невмы.jpg

Невмы помогали обозначить мелодические обороты, повторение звука, повышение или понижение высоты тона, но не указывали точной высоты. Цель обозначений сводилась к указанию числа звуков в одном слоге и незначительном украшении мелодии, при этом другие детали музыкального произведения исполнитель придумывал сам. Невмы использовали исключительно для записи вокальной музыки. Внешне они выглядели как точки, запятые и различной длины черточки, расположенные над текстом псалмов, в кажущемся на первый взгляд беспорядке, что часто приводило к путанице и замешательству певцов, особенно юных и неопытных.

Невмы-1.jpg

Хоральная нотация

Хоральная нотация.jpg

В Средневековье хорал имел широкое распространение, в результате чего существовало несколько его типов:

староиспанский или мозарабский –(Испания);

беневентский – (южная Италия).

Григорианский хорал произошел в результате слияния вышеперечисленных видов. Отличительной особенностью григорианского хорала была его одноголосность, что не исключает хорового исполнения.

Для современных ученых невменная нотация григорианского хорала до сих пор представляет некоторую загадку, так как не позволяет достоверно судить о точной длительности, громкости и высоте звуков.

Гвидо д'Ареццо – реформатор в записи музыки

В Х веке для лучшей ориентации в высоте исполняемых звуков к невмам, помимо букв латинского алфавита, добавили горизонтальную линию для обозначения тона F.

5.jpg

Но настоящую революцию в нотной записи в XI веке совершил музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо (или Гвидо Аретинский), который считается изобретателем нотного стана.

Гвидо Аретинский.jpg

Д'Ареццо обучал пению в церковном хоре, и его утомляло то, что юные певцы путались в невмах. К тому же индивидуальное обучение занимало много времени. Сначала д'Ареццо ввёл две линейки, которые соответствовали ключам F и C, что позволило нотировать высоту звука более точно, а затем разработал систему сольмизации: ему пришла в голову идея располагать невмы на четырех линиях, а также между ними, что позволило более детально указывать высоту тона.

Со временем буквенные обозначения высоты линий преобразились в ключи – условные графические знаки, указывающие на высоту нот.

Чтобы облегчить певцам считывание музыки с листа, Гвидо предложил шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд). Ступени данного ряда он назвал в соответствии со слогами молитвы святому Иоанну: Ut(do), Re, Mi, Fa, Sol, La. Каждая строка в этом гимне поется на один тон выше предыдущей. Таким образом, Ареццо в XI веке заложил основы сольмизационной теории, которая практиковалась в вокальной музыке XVIII века.

Ut queant laxis,

Гимн.jpg

Д'Ареццо применил на практике свое изобретение, научив певчих в хоре разбираться в нотной грамоте и петь по нотам. Теперь не нужно было каждого певца обучать индивидуально и заучивать с ним мелодии. Достаточно было записать мелодию на бумаге, а затем каждый певчий мог пропеть ее. Это существенно сократило срок обучения.

Гвидонова рука -1.jpg

6.jpg

Что же было на Руси?

Знаменное пение.jpg

Мензуральная нотация

мензуральная нотация.jpg

Современная нотация

Современная нотация удобна, универсальна, международна и понятна всем, кто ее когда-либо изучал. Современное нотное письмо включает в себя следующие элементы.

Пятилинейный нотный стан.

Нотные знаки и их длительности.

Знаки альтерации при ключе и при нотах.

Дополнительные знаки (точка, фермата, лига).

Объединение нескольких нотных станов.

Систему дополнительных обозначений (темповые, динамические, указывающие характер выразительности).

2.jpg

Современная нотация позволяет максимально точно записать любое музыкальное произведение. Более того, существует специальная нотная система для слепых. И так как человечество постоянно стремится к комфорту и упрощению своих временных и энергетических затрат, то, возможно, и современная нотная грамота когда-то подвергнется реформации.

Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи (хранения).

Ноты. Древняя запись

Ноты. Древняя запись

Во время изучения и исследования древнеегипетских памятников обнаружены рисунки, с помощью которых фиксировали (изображали) записи услышанной мелодии, из всех известных этот способ является самым древним. По предположениям учёных, в Древнем Вавилоне существовал способ слоговой записи с помощью клинописи. Но развитие музыкальной грамоты не стояло на месте, и со временем в Древней Греции были придуманы буквенные обозначения звуков, которые указывали на их высоту. Вскоре эта система широко распространилась, а буквы греческого алфавита были заменены на латинские, даже сейчас

Хоральная нотация

Следствием длительной эволюции родилась современная нотная запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию, возникшую в средние века. Корни происхождения этого способа точно неизвестны, вероятно, она возникла в монашеских хорах седьмого-восьмого столетия для записи григорианского хорала. Сложность и недостаток этих символов заключается в неполной ясности нотации: в них отсутствовали показатели точной длительности и высоты звуков, довольствовались только примерным планом направления мелодии. Условные обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний. Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы были ликвидированы: высота нот отображалась на паре дополнительных горизонтальных линиях в виде букв или цвета (желтый, красный). Таким образом, постепенно зарождалась линейная нотная запись.

В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей всего из 4-х горизонтальных линий, параллельных между собой, кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали записываться не только на линейках, но и между ними. Все четыре параллельных линии объединились в общую систему, напоминающую современный нотный стан.

Рука Гвидо

В шестнадцатом веке деление трансформировалось с трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный нотный стан перешёл к более удобному — пятилинейному.

Небольшие сложности в становлении, по отношению к инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация. Для записи инструментальных композиций применялись табулатуры (табы), вплоть до конца семнадцатого века. Табулатуры – схемы, представляющие собой систему из цифровых или буквенных символов, помогающих определить высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за обозначение ритма и динамических оттенков, и оперирует рабочими элементами конкретного музыкального инструмента. Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных табах количество линий совпадало с числом струн инструмента или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были заменены на более простые и комфортные – ноты. В современное время табы часто используются для записи гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и в дополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу разбора нотного текста.

http://billionnews.ru/uploads/posts/2015-01/1422534422_1.jpg

Музыка звучала, когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие люди пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. Сначала для записи музыки были придуманы невмы и только потом ноты. Про невмы мы поговорим как-нибудь в другой раз, а историю возникновения нот узнаем сегодня.

История происхождения нот

Он очень хорошо пел и преподавал музыку. В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению. Занятия проходили каждый день и начинались с распевки. Распевкой служил "гимн святому Иоанну". Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки, потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так.

Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли "читать" музыку с листа.

Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку. Вначале, Гвидо использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики.

Первые ноты Гвидо

Названия нот сохранились до наших дней. Перед вами текст латинского "гимна святому Иоанну". Прочитайте первые слоги каждой строчки гимна

" Ut queant laxis -первая строчка дала название ноте Ут (позже До)
Re sonare fibris - вторая строчка - ноте РЕ
Mi ra gestorum - третья -ноте МИ
Fa muli tuorum -четвертая - ноте ФА
Sol ve poluti -пятая- ноте СОЛЬ
La brii reatum -шестая- ноте ЛЯ
Sancte Johanes"

Этот гимн-молитва о том, чтобы Святой Иоанн (покровитель пения) помог звучать голосам певчих, которые будут восхвалять Господа, без хрипоты.

А вот так звучит этот гимн:

Гвидо совершил революционный переворот в музыке. Он придумал ноты, изобрел современную систему записи нот и создал сольфеджио. Он придумал методику преподавания музыки для своих учеников по руке. Термин "Гвидонова рука" используется до сих пор.

Гвидонова рука

Каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. Почти как Гвидо 1000 лет назад, профессор Уильям Март показывает технику преподавания высоты звуков по руке.

С помощью новшеств введенных Гвидо певческая подготовка монахов сократилась с десяти лет до двух. Люди смогли "читать" мелодию с листа. Единственным недостатком оставалось невозможность передать ритм мелодии и длительность звуков.

Почти через пятьсот лет как Гвидо придумал ноты, ноту Ут заменили на ноту До (Do), потому что ее легче пропевать, она более благозвучна. Ученые считают, что нота Do появилась от слова "Dominis" - Господь, а другая версия говорит что do - "даю" в переводе с латыни. Некоторые считают, что ноту До ввел музыкант Дж. Дони, взяв первые буквы своей фамилии (около1540 года).

А еще добавили ноту си (Si или Ti). Считается, что нота СИ получила свое название от инициалов Святого Иоанна (Sancte Ioanes) Х. Вальрантом в 1574 году.

Читайте также: