Насаждение безнравственности как символа освобождения народов от тоталитаризма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) - это гра­жданин, не разделяющий господствующую в обществе офици­альную идеологию.

Предпосылки

- Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел.

- Противоречия советской политики в различных сферах (социально-экономической, культурной и т.д.).

- Отход брежневского руководства от политики десталиниза­ции (оттепели).

Символом диссидентства также стало выступление 25 августа 1968 года против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз, поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В. Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская.

Цели диссидентского движения

Основными целями диссидентов были:

- демократизация (либерализация) общественно-политичес­кой жизни в СССР;

- предоставление населению реальных гражданских и поли­тических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР);

- отмена цензуры и предоставление свободы творчества;

- конвергенция социалистической и капиталистической об­щественных систем.

Методы диссидентского движения

- Направление писем и обращений к официальным властям.

- Издание и распространение рукописных и машинописных изданий — самиздат.

- Публикация произведений за рубежом без разрешения со­ветских властей - тамиздат.

- Создание нелегальных организаций (групп).

- Организация открытых выступлений.

Направления диссидентского движения

В нем можно выделить три главных направления:

- гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующих законов - составляла главный пафос правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности, подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социального переустройства, неприятие любых форм организации - вот тот комплекс идей, который можно назвать правозащитной позицией";

- религиозные течения (верные и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские христиане - баптисты, православные, пятидесятники и другие);

- национальные движения (украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и других).

Этапы диссидентского движения

Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены: на организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля за умонастроениями и "профилактики" диссидентов; широком использовании для борьбы с инакомыслящими возможностей психиатрических лечебниц; изменении советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами; пресечении связей диссидентов с заграницей.

Второй этап (1973 - 1974) обычно считается периодом кризиса движения. Это состояние связывают с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным (1972-1973), в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.

Четвертый этап (1976 – 1981) называют Хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению хельсинских соглашений 1975 года в СССР во главе с Ю. Орловым (Московская Хельсинская Группа - МХГ). Главное содержание своей деятельности группа видела в сборе и анализе доступных ей материалов о нарушении гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств стран - участниц. МХГ установило связи с религиозными и национальными движениями, прежде не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976 - начале 1977 годов на базе национальных движений были созданы Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская, Хельсинская группы. В 1977 году при МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.

Практика диссидентского движения

Постараемся проследить за ходом событий, прежде всего, за деятельностью магистрального – правозащитного – течения диссидентского движения.

Вслед за арестом Синявского и Даниэля последовала кампания писем протеста. Она стала окончательным водоразделом между властью и обществом.

Особое впечатление произвело быстро распространившееся по Москве в 1966 году письмо 25-ти виднейших деятелей науки и культуры Брежневу о тенденциях реабилитации Сталина. Среди подписавших это письмо - композитор Д.Д. Шостакович, 13 академиков, знаменитые режиссеры, артисты, художники, писатели, старые большевики с дореволюционным стажем. Доводы против ресталинизации были выдержаны в духе лояльности, но протест против возрождения сталинизма был выражен энергично.

Переоценка ценностей, происшедшая в советском обществе в 1968 году, окончательный отказ правительства от либерального курса определили новую расстановку сил оппозиции. Правозащитное движение взяло курс на образование союзов и ассоциаций - уже не только для воздействия на правительство, но и для защиты своих собственных прав.

Редакция ХТС собирала сведения о нарушениях прав человека в СССР, положении политзаключенных, арестах правозащитников, актах осуществления гражданских прав. За несколько лет работы ХТС наладила связи между разнородными группами правозащитного движения. Хроника была тесно связана не только с правозащитниками, но и с различными инакомыслящими. Так, значительное количество материалов ХТС было посвящено проблемам национальных меньшинств, национально-демократических движений в советских республиках, прежде всего на Украине и в Литве, а также религиозным проблемам. Пятидесятники, иеговисты и баптисты были частыми корреспондентами Хроники. Значительной была и широта географических связей Хроники. К 1972 году выпуски описывали ситуацию в 35-ти точках страны.

Деятельность Инициативной группы сводилась к расследованию фактов нарушения прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключенных в спецбольницах. Данные о нарушениях прав человека и количестве заключенных отправлялись в ООН и на международные гуманитарные конгрессы, Международной лиге прав человека.

Инициативная группа просуществовала до 1972 года. К этому времени 8 из 15-ти ее членов были арестованы. Деятельность Инициативной группы прервалась в связи с арестом летом 1972 года ее лидеров П. Якира и В. Красина.

Опыт легальной работы Инициативной группы убедил остальных в возможности действовать открыто. В ноябре 1970 года в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Сахаров, все трое - физики. Позже к ним присоединился Игорь Шафаревич, математик, член-корреспондент АН СССР. Экспертами Комитета стали А. Есенин-Вольпин и Б. Цукерман, корреспондентами - А. Солженицын и А. Галич.

В августе 1973 года состоялся суд над Красиным и Якиром, а 5 сентября - их пресс-конференция, на которой оба публично каялись и осуждали свою деятельность и правозащитное движение в целом. В том же месяце в связи с арестами прекратил работу Комитет прав человека.

Правозащитное движение фактически перестало существовать. Уцелевшие ушли в глубокое подполье. Ощущение, что игра проиграна, стало доминирующим.

К 1974 году сложились условия для возобновления деятельности правозащитных групп и ассоциаций. Теперь эти усилия концентрировались вокруг заново созданной Инициативной группы защиты прав человека, которую окончательно возглавил А.Д. Сахаров.

В 70-е годы диссидентство стало более радикальным. Основные его представители ужесточили свои позиции. То, что поначалу было просто политической критикой, обращается безапелляционными обвинениями. На первых порах большинство диссидентов лелеяли надежду на исправление и улучшение существующей системы, продолжая считать ее социалистической. Но, в конечном счете, они стали видеть в этой системе лишь признаки умирания и ратовать за полный отказ от нее.

После того, как в 1975 году СССР подписал в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ситуация с соблюдением прав человека и политических свобод превратилась в международную. После этого советские правозащитные организации оказались под защитой международных норм. В 1976 году Юрием Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, которая готовила отчеты о нарушении прав человека в СССР и направляла их в правительства стран-участниц Совещания, в советские государственные органы. Следствием этого было расширение практики лишения гражданства и высылки за рубеж. Во второй половине 1970-х годов Советскому Союзу постоянно предъявлялись обвинения на официальном международном уровне в несоблюдении прав человека. Ответом властей было усиление репрессий против хельсинкских групп.

1979 год стал временем генерального наступления на диссидентское движение. За короткое время (конец 1979 – 1980 годы) оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. Значительно более жестокими стали выносимые приговоры. Многим диссидентам, отбывшим 10 – 15-летние заключения, назначали новые максимальные сроки. Ужесточился режим содержания политзаключённых. С арестом 500 видных лидеров диссидентское движение было обезглавлено и дезорганизовано. После эмиграции духовных лидеров оппозиции стихла творческая интеллигенция. Также снизилась общественная поддержка инакомыслящих. Диссидентское движение в СССР практически было ликвидировано.

Роль диссидентского движения

С последних моих школьных лет Евтушенко для меня был человеком-маяком, уровня Маяковского. Он показывал мне ориентиры. Потом, конечно, жизнь превратилась в более сложные ребусы, лабиринты, и дальше я отводил Евгению Александровичу не доминирующее, но значимое место.

До этого я бывал на поэтических концертах Евтушенко, но это была незабываемая встреча, которая изменила всю жизнь. Евтушенко тогда был для меня всё.

Конечно, каждый выбирает свое. Мне трудно создавать какие-то рецепты, универсальных их не существует. Во время перестройки Евтушенко, видимо, устал. Его обвиняли в том, что он сотрудничал с КГБ, был VIP-персоной. Но ведь каждый человек имеет право защищать свой талант. И ему казалось, что если он прикроется властью, напишет стихи про заграницу, которые власти могут понравится, то тогда он со всеми напастями справится.

Я стал относиться к нему критически, он это знал, и наши личные отношения сейчас в довольно сложной фазе. Он меня не признает, а я отчитываюсь за довольно критическую статью, которую когда-то написал по поводу его автобиографии. Он жутко на меня обиделся, и с тех пор мы не общаемся. Но я ценю его как памятник эпохи.

Он — символ своего времени, освобождения страны от тоталитаризма, от всего отвратительного, что в ней порой всплывало и продолжает всплывать. Я ему желаю, как ему и полагается, остаться в веках русской литературы. Здоровья, счастья, чтобы в личной жизни все было хорошо и, конечно, чтобы писалось и любилось. В юбилей я с удовольствием протягиваю ему руку и поздравляю.

Но он памятник, к сожалению, еще не ушедшей эпохи. В том смысле, что его творчество по-прежнему актуально, а может, еще более актуально, чем в другие годы. Мы опять видим лицемерие, ханжество, муть, которая появилась и торжествует. Мне кажется, теперь стихи о чистоте помыслов — это ахмадулинские слова, но они целиком применимы к Евтушенко, — эти стихи могут нам помочь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии Урок по новейшей истории зару.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии Урок по новейшей истории зару.

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии Урок по новейшей истории зарубежных стран. XX век.

Признаки тоталитарного и демократического режимов Подавление инакомыслия, пол.

Признаки тоталитарного и демократического режимов Подавление инакомыслия, политический террор Культ вождя Источник власти - народ Всеобъемлющий контроль партии и государства над обществом Всеобщее избирательное право Многопартийность Бесконтрольность высшего руководства Наличие единой идеологии Гарантии соблюдения политических свобод граждан Равенство всех граждан перед законом

Тоталитарный режим: 1. Подавление инакомыслия, политический террор 2. Культ в.

Тоталитарный режим: 1. Подавление инакомыслия, политический террор 2. Культ вождя 4. Всеобъемлющий контроль партии и государства над обществом 7. Бесконтрольность высшего руководства 8. Наличие единой идеологии Демократический режим: 3. Источник власти - народ 5. Всеобщее избирательное право 6. Многопартийность 9. Гарантии соблюдения политических свобод граждан 10. Равенство всех граждан перед законом


Тактика прихода к власти коммунистических партий Активное участие коммунистич.

Тактика прихода к власти коммунистических партий Активное участие коммунистических партий в народных фронтах и коалиционных правительствах Контроль над силовыми министерствами Завоевание большинства в правительстве Подавление политической оппозиции


Этапы развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в.

Этапы развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в. 1945 - 1949гг.Социалистический выбор после освобождения от фашизма 50-е годыСтроительство основ социализма по советскому образцу. Первые выступления против политического режима (Польша, ГДР, Венгрия) 60 - 70-е гг.Попытки реформирования социалистического общества. Пражская весна (1968г.). Подавление реформаторов, укрепление существующих режимов 80 – 90-е гг.Кризис и крах социализма


Самые известные личности эпохи социализма в странах Восточной Европы И.Б. Тит.

Самые известные личности эпохи социализма в странах Восточной Европы И.Б. Тито Т. Живков В. Ярузельский

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.


Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх - пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни - экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры


Бенито Муссолини - лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.


Ким Чен Ын - руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и внук основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Милитаризация общественной жизни.

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия - это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия - противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество - то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Читайте также: