Какой смысл позиции автора считающего гришу тем счастливым которого искали мужики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тип занятия: Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Время: 90 мин.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;
  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.
  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • систематизировать и обобщать знания обучающихся в разных учебных дисциплинах;
  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.
  • поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;
  • на примере образов героев воспитывать лучшие человеческие качества;
  • способствовать воспитанию "культуры спора".
  • содержание поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;
  • характеристику основных образов-персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо”;
  • основные понятия, относящиеся к разделу “Духовная сфера”.
  • составлять “синквейн”;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.

Элементы занятия Содержание занятия, методы проведения Время Средства обучения
1. Организационный момент 1. Приветствие.

2. Составление синквейна.

3. Формирование целевого пространства.

2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Счастье, как кусочек глины в руках человека - понятие многостороннее, у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.

3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2).

Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?

После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).

Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4).

  • первая строка – основное слово (СЧАСТЬЕ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.

Итак, поистине ответ на вопрос - кто счастлив?- ставит странников перед решением других вопросов: что такое счастье? Как счастья добиться?

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян — людей высшего света — счастье состоит из почета, богатства, покоя.

Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?

После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб. каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”

Вывод: Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя (записать в тетради). Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо". (СЛАЙД №6).

Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.

После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература, стиль – реализм).

Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)

. Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села.

Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше предлагаем обсудить основные проблемы поэмы в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты, свидетельствующие о том, что “счастье” - это личное, индивидуальное, – это “адвокаты”, а выписывавшие высказывания о том, что “счастье” в общественной жизни человека, в умении жить для других – “прокуроры”.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

4.1.1 Анализ начала поэмы.

А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?

(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).

Вот эти претенденты на звание “счастливого”.

Герой В чем смысл счастья?
Крестьяне-правдоискатели. “Непотрошеной волости,
Непоротой губернии,
Избыткова села”.

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живётся на Руси: рябая, одноглазая старуха - крестьянка, солдат с медалями, каменотёс и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести.

Из-за чего радуется старуха?

Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.

Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.

Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.

Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.

Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;
  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

2. В чем смысл и особенность каждой дороги?

Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.

После обсуждения (СЛАЙД №11) с ответами (1 – ДУХОВНАЯ, 2 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

    Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в личном, индивидуальном?
  1. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?
  2. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в социальном, общественном?
  3. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?

Вопросы для фронтальной беседы:

  1. Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
  2. Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
  3. А что такое счастье для современного человека?

Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье— это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).

Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.

1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

2. Согласны ли вы с мнением автора, что “счастье” - это когда счастлив твой народ и твоя Родина?

Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?

Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.

Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Занятие Я на занятии Итог
1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3. Равнодушно 3. Помогал другим 3. Не понял(а)

5. Подведение итогов.

Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

  • Написать эссе “Почему человек бывает счастлив?”

Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это. ”

Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.

Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.

В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию ради других.

Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного

народа (ч. I, гл.2, 3)? (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.)

Задание 2. Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест?

Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом

Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды “О двух великих грешниках”. Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра?

Как этот образ соотносится с образами “праведников” и “грешников” в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.) Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова.

В центре урока – обсуждение этого образа.

Вопросы и задания для беседы

1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: Его прошлое; Характеристику его родителей; Портрет; Его материальное положение; Черты характера, таланты, способности. 2.С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом?

Что можно сказать о его поэтическом таланте? 3. Прочитайте песни Гриши: “Соленая”, “Средь мира дольного”, “В минуты унынья, о родина-мать… “, “Русь”. Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу?

Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа? 4. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе?

Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом. 5. Какой образ России рисует автор в главе “Пир на весь мир”?

Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни “Русь”? 6. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики?

Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

Выводы. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде “О двух великих грешниках”, в рассказе “О холопе примерном Якове Верном” автор показывает стихийный протест народа против угнетателей.

Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения.

Он пишет и поет песни о любви к Родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям – главная идейная позиция героя.

Поэтому автор считает его тем “счастливым”, “кому на Руси жить хорошо”. В заключительной части урока можно обратить внимание учащихся на особенности языка и стиля поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Стиль – это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.

Тема поэмы “Кому на Руси жить хорошо” – изображение различных слоев русского народа в пореформенное время. Главная мысль поэмы – отсутствие в народной России счастливых, идеал которых “покой, богатство, честь”. По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции. Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит оригинальные, новаторские способы и приемы: 1.

Жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей.

2. Сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого.

3. Философское понимание понятия “счастье”. Перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой.

4. Фольклорное начало в поэме.

Жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий. 5. Народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской речи, диалектизмы, просторечия. Особенности и смысловая роль ритма поэмы. Для подготовки к домашнему сочинению необходимо подтвердить выдвинутые положения текстом, используя следующие

Вопросы и задания: 1. Докажите, что “Кому на Руси жить хорошо” – это поэма-эпопея.

2. Вспомните замысел и историю создания поэмы. Объясните ее композиционную сложность.

3. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?

4. Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.

5. Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?

Что такое счастье? Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.

Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.

Подтверждение тому мы находим и в литературе, и в жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.

ВложениеРазмер
stsenariy_problemno-evristicheskogo_uroka.docx 42.37 КБ
igra_po_tvorchestvu_nekrasova.pptx 131.2 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Конспект урока по теме:

Проблема счастья в поэме

Класс : 10 (16 лет)

Автор: Иштуганова Алена Олеговна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Время реализации занятия: 45 минут

  • Учащиеся научатся анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;
  • Учащиеся получат возможность через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

Методическая цель : показать формы работы по формированию ключевых компетенций

Задачи : формирование и развитие компетенций

  • коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;
  • учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;
  • информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.

Форма организации познавательной деятельности учащихся:

работа в группах

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

  1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.

1.1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)

1.2. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом

Умение слушать и слышать;

1.3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

Ясность и точность речи;

3. Организация изучения учебного материала

Умение пользоваться литературой

Умение выделять главную мысль текста

4. Организация самооценивания, обобщение изученного

Логичность, ясность речи,

5. Итог урока (Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп)

Аргументированность Активное слушание

6. Рефлексия – обобщение и анализ проделанной работы.

Глубина рассуждений, Ясность речи

7. Домашнее задание

  1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.

- Посмотрите на формулировку темы и постарайтесь предположить цель этого урока. Как мы могли бы достичь этой цели?

- Я предлагаю вам следующий план работы, в котором каждый условно обозначенный этап ограничен во времени.

  1. Актуализация знаний ( наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал) :

Как назывался первый сборник стихов?

В каком городе оказался Некрасов в 16 лет и почему?

В какие годы работает поэт над поэмой?

О чем идет речь: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишино …?

После какого исторического события пишет Некрасов поэму?

Кто подсказал, где найти скатерть-самобранку?

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

Счастье — понятие многостороннее, не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-своему.

Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать крохотное счастье.

Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.

Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы; писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько определений.

- Попытайтесь и вы определить, что такое счастье? (можно совместно в группе, можно индивидуально)

Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.

Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.

Подтверждение тому мы находим в литературе и жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.

  1. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом:

- Восстановите информацию о героях поэмы и расскажите об одном из них по предложенному плану (в таблице информация перепутана) :

В чем его счастье?

Трудовые основы крестьянской жизни

Могучую лесную стихию

Картиночки (духовное богатство)

  1. Как зовут героя? Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  2. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  3. Каково представление героя о счастье?

Мозговой штурм (современный образ счастливого)

Кому сегодня на Руси жить хорошо?

- Какая из всех предложенных версий была наиболее удачной?

- А кто все-таки счастлив на Руси, по мнению Некрасова? Какой тип героев? (Гриша Добросклонов)

Проблемный вопрос урока : Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Работа по новой теме:

1. С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?

2. Прочитайте песни Гриши: "Соленая", "Средь мира дольного. ", "В минуты унынья, о Родина-мать. ", "Русь". Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?

3. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.

4. Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни "Русь"?

5. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

Работа с материалом учебника стр. 186

. лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей России.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Женское счастье

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Читайте также: