Раскройте какое значение придавалось религиозным вопросам в политике российской власти кратко

Обновлено: 19.05.2024

Князь киевский Владимир принял христианство в 988 году. Несмотря на поздний приход христианства на территорию России, церковь всегда была органически связана с русскими правителями на протяжении различных исторических периодов, участвуя в феодальной системе управления внутри страны или оказывая идеологическую поддержку и оправдывая конфликты с врагами, придерживающимися иных взглядов, будь то католические или исламские страны.

Церковь при коммунистическом режиме в России

Сложившаяся связь между церковью и политикой станет главной движущей силой (в дополнение к враждебности, которую как известно, проявляли коммунисты по отношению к религии) агрессивных действий большевиков против церкви в начале 1917 года, когда шёл процесс национализации всего церковного имущества и разрушались некоторые храмы. Самыми известными событиями в этой сфере стали взрыв Храма Христа Спасителя по приказу Сталина в 1931 году и отмена патриаршества после убийства патриарха Тихона в 1925 году.

Однако 4 сентября 1943 года произошло радикальное изменение в отношениях между коммунистами и Русской православной церковью. В этот день Сталин встретился с ее главными священнослужителями и восстановил институт патриаршества: патриархом Русской православной церкви стал епископ Сергий. Сталин считал, что для победы необходима сила оружия и непоколебимость, которая достигается благодаря вере, особенно во время войны.

Тем не менее Церковь будет продолжать занимать скромное место в жизни страны на фоне советского железного занавеса. Патриархами церкви в период СССР были епископ Сергий (1943-1944), епископ Алексий I (1945-1970) и епископ Пимен (1971-1989).

Церковь после распада Советского Союза

Избрание Алексия II патриархом РПЦ совпало с распадом Советского Союза. Он был известен своей лояльностью властям и мастерством во взаимодействии с политиками. Его приоритетом было восстановление влияния Православной церкви в России, а также возвращение ее имущества, конфискованного большевистским режимом.

Близость к Борису Ельцину позволила ему восстановить Храм Христа Спасителя, который был построен в девятнадцатом веке в память о поражении Наполеона Бонапарта в России в 1812 году (Сталин взорвал Храм в 1931 году).

В 2000 году были восстановлены все купола храма, ставшего символом возрождения российской нации и Православной церкви после семидесяти лет власти коммунистического режима.

Алексий II способствовал воссоединению Русской православной церкви с той ее частью, которая действовала за пределами страны после раскола, произошедшего в 1920 году вследствие победы большевиков, что вынудило часть священнослужителей покинуть Россию.

Русская православная церковь уже превратилась в эффективную политическую силу, которая оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, что мы можем наблюдать на двух направлениях.

Так, во-первых, в преддверии президентских выборов с целью достижения победы Путин стремился заручиться поддержкой религиозных деятелей в своей стране, пообещав выделить десятки миллионов долларов на восстановление объектов культового значения и финансирование религиозных школ. Однако глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион попросил президента Путин вместо денег дать обещание защитить религиозные меньшинства на Ближнем Востоке, который переживал тогда так называемую арабскую весну.

Во-вторых, Русская православная церковь, которая запрещала участие своих священнослужителей в каких-либо выборах, в 2011 году изменила своё решение и издала указ, позволяющий священнослужителям баллотироваться на выборах, чтобы защищать интересы церкви. В этом отношении можно отметить, что в современной России установились тесные отношения между религией и государством, и этот подход нашёл отражение в заявлениях Патриарха Кирилла после того, как он возглавил церковь. Так, он указывал на необходимость полной координации и партнерства между государством и Церковью.

Восстановление влияния Церкви в политической сфере — лучший ответ для сторонников абсолютной секуляризации в арабском исламском регионе, которые считают позором возможность того, что ислам будет играть эффективную политическую роль в обществе в свете наблюдающегося во всем мире восстановления влияния религии и ее значения для установления отношений между народами и управления общественными делами.

В любом случае то, что мы наблюдаем, будь то активность Православной церкви в России, растущее влияние религиозных сил в сионистском очаге или же большую роль различных церквей в жизни Америки и в какой-то мере Европы представляет собой настоящее падение столпов секуляризма, за сохранение которых борются Запад и местные секуляристы в арабских странах, а именно отделение религии от государства и исключение влияния любых религиозных концепций на социальную и политическую жизнь страны.

С начала 18 века религиозная политика перешла от нетерпимости к отдельным направлениям (исламу, иудаизму, католицизму) в сторону толерантности.

Благодаря этому во многих губерниях Российской Империи евреям было разрешено законно заниматься купечеством, налаживать собственный промысел.

На территории страны были учреждены первые официальные организации мусульман и иудеев.

Власть начала проводить межконфессиональные собрание с представителями разных религий, вести активную миссионерскую деятельность.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Принципом религиозной политики русского правительства в отношении неправославных вероисповеданий была веротерпимость. Единственное исключение составлял иудаизм. Лишь в конце XVIII в. евреи появились в пределах Российской империи (до этого им запрещался въезд в страну). Правительство ограничило территорию их проживания и перемещения особой чертой оседлости. Иудаизм стал предметом пристального изучения российской интеллигенции. На тему иудаизма писали такие видные публицисты, как В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, С.Н.Булгаков и др.

Следует заметить, что происходившие в конце XIX – начале XX в. еврейские погромы не имели религиозной окраски. Причины были, скорее, социальными: погромы направлялись в первую очередь против евреев-ростовщиков и торговцев, монополизировавших торговлю в некоторых западных городах и взвинтивших цены. Правительство нередко принимало меры против погромщиков, но одних репрессий было недостаточно. Проблема антисемитизма на государственном и бытовом уровне оставалась актуальной.


Стояние на реке Угре. Миниатюра летописного свода. XVI в.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в первой половине XVIII в. проходила в основном в Поволжье. Государственное финансирование миссионерских мероприятий в связи с провозглашением принципа веротерпимости велось крайне нерегулярно. Однако результатом проповедей православных миссионеров было почти полное обращение в православие чувашей, мордвы, марийцев.

Одновременно велась проповедь христианства среди калмыков. Крещеные калмыки переходили к оседлому образу жизни и переселялись в Россию, в основном в район Киева. Калмыцкие ханы первоначально выражали недовольство уходом их подданных. Тогда в 1720 г. российское правительство заключило с ханом Аюком договор, по которому за каждого крещеного калмыка Аюк получал 30 рублей серебром.

В 1724 г. внук Аюка Тайшим сам принял крещение и приказал креститься кочевавшим с ним 5 тыс. калмыкам. Ему было разрешено продолжать кочевать, а Петр I даже подарил ему походную церковь. К 1730 г. число крещеных калмыков достигло 20 тыс. Впоследствии миссия среди них стала менее успешной, так как устройство их быта было передано государственным органам, чиновники которых нередко допускали злоупотребления.

Результатом стало бегство калмыков за Урал и возвращение их к традиционной религии. В Западной Сибири проповедь среди хантов и манси вел митрополит Тобольский Филофей. Он крестил свыше 10 тыс. человек, построил 37 храмов. Его сподвижник архимандрит Феофан дошел с проповедью христианства до Камчатки, где основал Успенский монастырь.

В 1728 г. там начала работу миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Миссионеры крестили около 10 тыс. камчадалов и построили три школы, где учили детей чтению, письму, рисованию, работе с различными инструментами. Миссия среди сибирских татар так же, как и в Поволжье, была менее успешной. Митрополит Тобольский Сильвестр, сменивший Филофея, действовал насильственными методами. В результате жалоб татар светским властям он был переведен в Суздаль. В Восточной Сибири для успешного распространения христианства в 1706 г. была создана Иркутская епархия. Ее первым епископом стал Иннокентий. Он проповедовал среди эвенков, якутов и бурят. Менее успешной в то время оказалась миссия среди чукчей.

За пределами России христианство распространялось на Алеутских островах. Первых алеутов крестил открывший эти острова казак Андрей Толстых (1743 г.).

Распространению христианства способствовала Американская торговая компания во главе с Г.И.Шелиховым. По его просьбе и на его средства в 1793 г. из Петербурга прибыла миссия во главе с иеромонахом Иоасафом (Болотовым).

Миссионеры привлекли алеутов милосердием. Монах Герман – один из членов миссии – основал на острове Еловый приют для детей-сирот. Благодаря усилиям миссии было крещено свыше 7 тыс. алеутов. В 1799 г. была создана Американская епархия, епископом которой стал руководитель миссии Иоасаф. Однако, возвращаясь на острова после рукоположения, он потерпел кораблекрушение и погиб, а преемник ему так и не был назначен.

Со второй половины XVIII в. предпринимались попытки миссионерской деятельности на Кавказе. Во главе миссии стояли грузин архимандрит Платон и русский протоиерей Лебедев. За 20 лет (1771-1791 гг.) миссии удалось крестить свыше 8 тыс. осетин. Благодаря этому было положено препятствие распространению ислама, активно осуществлявшемуся турецкими миссионерами на Северном Кавказе во внешнеполитических интересах Турции.


Русский иконостас синодального периода


Крещеный ставропольский калмык на государственной службе

С начала XIX в. начался новый этап миссионерской работы. Он был связан с появлением в 1789 г. при Казанской семинарии отделения по изучению языков народов Поволжья и Сибири. Такие же отделения появлялись в учебных заведениях всех сибирских епархий.

К началу XIX в. было подготовлено достаточно кадров, владеющих языками, издана церковная литература и появились особые училища для инородцев. Изменились методы проповеди. Вместе с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики, миссионеры изучали верования разных народов и серьезно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение велись на национальных языках, что привлекало язычников к христианству.


Благословение воинов. Скульптурная композиция

За рубежом в XIX в. христианство распространилось в Японии. Основателем японской миссии был иеромонах Николай (Касаткин), духовник русского консульства. Он перевел на японский язык Евангелие и богослужебную литературу, крестил трех знатных японцев, в том числе синтоистского жреца. Они распространили христианство по стране.

В 1869 г. миссия получила поддержку российского правительства. Были открыты школы в Токио и Хакодате. В 1880 г. Николай был рукоположен в епископа Японского и рукоположил первых православных японцев в священников. Он управлял Японской епархией до 1912 г. и оставил по себе добрую память.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Религиозная политика Хубилая и его последователей: буддизм

Религиозная политика Хубилая и его последователей: буддизм Хубилай, как об этом говорит Марко Поло, [715] был примером самого толерантного отношения к религиозным конфессиям, хотя в 1279 г. на какой-то момент он ввел указания Чингиз-хана о порядке умерщвления животного для

Религиозная политика Хубилая и его преемников: несторианство

Религиозная политика Хубилая и его преемников: несторианство Предпочтительное отношение Хубилая к буддизму вовсе не помешало ему оказать признаки симпатии несторианству. При больших христианских торжествах по примеру предшественников, он милостиво позволял

III РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАПАД

III РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА И ЗАПАД Одновременно император восстановил мир и в церкви. Религиозная политика Ираклия имела серьезные последствия. Монофелизм вызвал в Африке и в Италии сильное недовольство, выразившееся в восстаниях против императорской власти экзархов

Религиозная политика Диоклециана

Религиозная политика Диоклециана Для своего реформированного государства Диоклециан хотел создать не только материальную, но и идеологическую опору. Однако его прони­цательности не хватило на то, чтобы увидеть эту опору. Идеологической базой новой монархии могла быть

5 Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины

5 Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины Свои особенности имело положение Православной Церкви в юго-западной части Украины, оккупированной румынскими войсками и получившей название Транснистрия (Заднестровье). Согласно германско-румынскому соглашению в

Религиозная политика Диоклециана

Религиозная политика Диоклециана Для своего реформированного государства Диоклециан хотел создать не только материальную, но и идеологическую опору. Однако его прони­цательности не хватило на то, чтобы увидеть эту опору. Идеологической базой новой монархии могла быть

Глава 6. Религиозная политика св. Юстиниана. Пятый Вселенский Собор

Глава 6. Религиозная политика св. Юстиниана. Пятый Вселенский Собор Духовное состояние Византийской империи, открывшееся взору нового монарха, являло не самое приятное зрелище. Религиозный сепаратизм раздробил на части некогда единое церковное и политическое тело. Всё

Глава четвертая. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ

Глава четвертая. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ В этой главе мы рассмотрим комплекс вопросов, связанных с религиозной политикой Национал-социалистической рабочей партии Германии, как до ее прихода к власти, так и после 30 января 1933 года. Нас будет

Религиозная политика нацистов до прихода к власти

Религиозная политика нацистов до прихода к власти В послевоенном хаосе и гнетущей политической обстановке Веймарской республики большинство немцев видело проявление враждебных тенденций, победа над которыми носила для униженной нации огромное значение.

Религиозная политика по отношению к православию

Религиозная политика по отношению к православию Интерес представляет религиозная политика нацистских властей по отношению к Русской православной церкви, как на территории Рейха, так и в областях, подвергшихся оккупации в годы Второй мировой войны.Первые контакты

Религиозная политика по отношению к исламу

Религиозная политика по отношению к исламу Как известно, одной из целей войны с Советским Союзом являлось разрушение многонационального государства. Как отмечает отечественный историк Олег Романько, «особая ставка делалась на народы Поволжья, республик Кавказа,

О нападении русского правительства на Персию

О нападении русского правительства на Персию Российская социал-демократическая рабочая партия протестует против разбойничьей политики царской шайки, решившей задушить свободу персидского народа и не останавливающейся в этом перед самыми варварскими и гнусными

Национальная и религиозная политика

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей.

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей. В чем же выразились фактически эти отношения между церковью и государством в первое царствование христианского императора? Признавало ли государство за церковью право на существование ее, как

3. Религиозная политика императоров после Юлиана.

3. Религиозная политика императоров после Юлиана. За Юлианом престол перешел к Иовиану (363—364). Его недолгое правление отмечено было строгим применением начала веротерпимости. Объявив себя за православие, Иовиан возвратил сосланных при Юлиане епископов, но предоставил и

К началу XIX века Россия сформировалась как многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных отношений была связана с интеграцией присоединенных народов в состав империи. Насколько их вхождение будет болезненным и конфликтным зависело от корректности официальных властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что государственная опека над православным духовенством вряд ли была ему на пользу. Она привела к стагнации церковной жизни, снижению религиозности православного населения. Эти проблемы убеждали власти в необходимости пересмотра традиционной линии политики.

Работа содержит 1 файл

Общественное проявление религиозности.docx

Религиозная политика Российской империи и Российской Федерации.

К началу XIX века Россия сформировалась как многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных отношений была связана с интеграцией присоединенных народов в состав империи. Насколько их вхождение будет болезненным и конфликтным зависело от корректности официальных властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что государственная опека над православным духовенством вряд ли была ему на пользу. Она привела к стагнации церковной жизни, снижению религиозности православного населения. Эти проблемы убеждали власти в необходимости пересмотра традиционной линии политики.

В условиях России первой четверти XIX века религиозная политика была важнейшим и кардинальным элементом внутренней и внешней политики. Она определяла смысл и направление многих правительственных решений. Произошло это в силу нескольких факторов.

Прежде всего потому, что российское общество (в том числе и верховная власть) того времени - это общество религиозное по своим мировоззренческим установкам. И политика правительства исходила кроме всего прочего из господствующих в обществе представлений политических, богословских, бытовых о характере взаимодействия светской и духовной власти, о степени допустимости государственного вмешательства в вероисповедные дела населения.

Кроме того, значимость религиозной политики обуславливалась намерением верховной власти провести модернизацию российской государственности, желанием приспособить ее к буржуазным отношениям Запада. Религиозная политика мыслилась как средство установления социально стабильных отношений внутри страны и как средство интеграции России в европейское сообщество. Потому в основу официальной идеологии легла не православная идея, а утопическая мечта об общехристианском, "евангельском" государстве.

Изначально правительство не имело четкого представления о том, какими должны быть отношения государства с церковью. Это представление формировалось и изменялось в контексте политических событий, с ростом осведомленности светской власти о религиозной ситуации в стране, в борьбе официального курса с оппозицией. Большое значение имело установление сотрудничества с религиозными просветителями, знакомство с их идеями. Причем впервые это касалось не только христианского духовенства, но и последователей ислама, иудаизма. Сохранилось наследие этих мыслителей (А.Курсави, Лейб Иегуда и др.), но оно плохо изучено.

Основные категории религиозной политики в настоящее время.

Светскость государства означает, что государство: не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию; обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.

Общественное проявление религиозности - это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.

Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.

Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.

Светское (секулярное) - это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.

Методологические основания религиозной политики

Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.

Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.

Задачи религиозной политики

В правовой сфере:

-обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;

-совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;

-приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;

регистрация религиозных объединений и контроль за их уставной деятельностью.

В культурной сфере:

-религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;

-защита духовно-нравственного и культурного наследия народов России, исторических религиозных традиций;

-осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

В социально-политической сфере:

-осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;

-создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;

-осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

-реализация эффективных мер по "противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;

-предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Читайте также: