План открытого урока в вузе

Обновлено: 02.07.2024


- знакомство студентов с традициями и обычаями Великобритании, в частности праздниками и торжествами, а также связанными с ними приветствиями и поздравлениями.

Используемые методы и приемы обучения: фронтальный и индивидуальный опросы, индивидуальная, парная и коллективная форма организации занятия, аудирование, наглядно-визуальный метод.

- учебное пособие: Cunningham S., Moor P., Carr J.C. New Cutting Edge (Pre-Intermediate): Students’ Book. England: Pearson-Longman, 2010. 175 p.

- учебное пособие: Cunningham S., Moor P., Carr J.C. New Cutting Edge (Pre-Intermediate): Workbook. England: Pearson-Longman, 2010. 111 p.

- аудиозаписи к учебному пособию (Students’ Book).

План-конспект занятия






Самоанализ занятия

Упражнения, предлагаемые на занятии, соответствуют поставленным целям. Последовательность упражнений логична, занятие спланировано от простого к более сложному. Занятие носит комплексный характер, при котором осуществляется взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при ведущей роли аудирования и говорения.

Занятие полностью ведется на иностранном языке. Все этапы занятия соотнесены с основной целью, каждое упражнение готовит студентов к выполнению следующего. Прослеживается последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом. Все компоненты урока объединены общей темой, общим замыслом. Лексические единицы, отрабатываемые на занятии, содержатся во всех упражнениях.

Тушина Маргарита Викторовна


Черемховский медицинский техникум

Открытый урок - это учебное занятие в рамках образовательной программы, на котором присутствуют гости или эксперты.

На открытом занятии преподаватель демонстрирует коллегам, свой инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения.

Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

Основными критериями для оценки эффективности открытого урока должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя.

Чаще всего проводятся открытые уроки для:

1.Открытый урок для членов ЦМК

2.Открытый урок для молодых педагогов. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей.

3.Открытый урок для всего педагогического коллектива с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4.Открытый урок, проводимый преподавателем в присутствии администрации учебного учреждения или экспертов с целью аттестации на квалификационную категорию.

Требования к открытому уроку.

Открытый урок обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, (то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.)

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой колледжа. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому преподаватель (мастер п/о), показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Планирование открытого урока.

В конце учебного года, на заседании ЦМК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри ЦМК, на отделении, учебном учреждении.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской деятельности обучающихся.

Определить основную методическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.

Исходя из основной методической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения ЗУН обучающихся
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
  • комбинированный урок.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Урок изучения нового

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные этапы подготовки и проведения открытого урока.

  1. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия.
  2. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.
  3. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая.

Составление плана урока.

К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени. Рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.

Определение целей открытого урока.

Цель занятия – это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия. Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.

1 шаг: Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.

2 шаг: формулировка триединой цели урока (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока.

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

Воспитательные цели. Предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.

По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели.

Драматургия открытого занятия

Оформление материалов открытого занятия

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

-план учебного занятия;

-комплект материалов по разнообразным видам контроля;

-дидактический, раздаточный материал;

-задания для самостоятельной работы;

-комплект видеоматериалов для ТСО;

-варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы

Оформляется методическая разработка открытого занятия. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ЦК и утверждения завучем сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Первое слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Порядок анализа и самоанализа открытого урока

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету

Взаимосвязь с традиционной методикой

Достижение методической цели открытого урока

Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока

Соответствие выбранной структуры урока методической цели

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание

Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся

Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Активность учащихся на открытом уроке

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации

Применимость в обучении другими предметами

Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.


Открытые занятия и воспитательные мероприятия — одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия. Открытое занятие в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других преподавателей. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т. д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков студентов. Студенты должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть. Для посещающих обязательно готовить рабочее место. Места должны располагаться за спиной студентов, чтобы посетители не отвлекли их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом со студентами; студент, сидящий за одной партой с посторонним, вряд и сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.

Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого занятия (самое меньшее накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

Порядок подготовки ипроведения открытого занятия.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия — освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения студентами учебного материала. Анализ занятий посещающими также отличается от оценки при проверках работы преподавателя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор методических приемов, методов обучения, ТОО и т. д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, преподаватель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение относится к процессуальной стороне учебного процесса (т. е. к методике), преподаватель должен определить, что из ранее использованного он будет применять.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных занятий открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы занятий, усовершенствованные и отредактированные тиражируются для предоставления посетителям.

Основные типы учебных занятий:

  1. Занятие по изучению нового: лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
  2. Занятие по закреплению знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
  3. Занятие по комплексному применению знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д.
  4. Занятие по систематизации и обобщению знаний: семинар, конференция, круглый стол и т. д.
  5. Занятие по контролю, оценки и коррекции знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д.

Рекомендуемые этапы открытого занятия:

‒ организация начала занятия;

‒ проверка выполнения домашнего занятия;

‒ всесторонняя проверка знаний;

‒ усвоение новых знаний;

‒ закрепление новых знаний;

‒ подведение итогов занятия;

‒ информация о домашнем задании.

‒ педагог проводивший занятие;

‒ руководитель методической комиссии факультета;

‒ представитель методического совета института;

Оценка сценария урока осуществляется сучетом следующих критериев:

‒ методическая проработка плана и хода занятия;

‒ разнообразие и полнота используемых материалов по теме;

‒ доступность и оригинальность подачи материала;

‒ методы и приемы организации деятельности студентов;

‒ мотивация деятельности студентов;

‒ разнообразие используемых технических и программных средств;

‒ соответствие итогов поставленной цели;

‒ тиражируемость (возможность использования коллегам).

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения преподавателей кафедры.

Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных студентами под руководством педагога.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы кафедры и методических объединений.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. За одну неделю до проведения занятия преподаватель или руководитель методической комиссии факультета ставит в известность методический совет института о проведении открытого учебного занятия.

Основные термины (генерируются автоматически): открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, инновационный опыт, методическая работа, форма организации, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

Похожие статьи

Использование инновационных методов в образовании

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка.

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

План проведения открытого интегрированного занятия по.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа, инновационный опыт, высокая эффективность, лабораторная работа, методический прием.

Эффективные формы методической работы с педагогами.

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.

Семинар как форма организации учебного занятия

По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму.

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.

Инновационные методы обучения в преподавании технических.

В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы


В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.

Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия с использованием современных технологий.

Данное занятие проводится для изучения нового материала по дисциплине, на данном уроке изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На этом уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Целью занятия является создание условий для получению новых теоретических знаний о социальном и девиантном поведении; создать условия для овладения умением получать и осмысливать информацию, необходимую для участия в жизни общества и государства; продолжить формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в социальных отношениях и жизненных ситуациях; развивать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.

Проведение занятия требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО.

На уроке использованы элементы сингапурских технологий. Эти образовательные структуры построены на знакомых нашим педагогам методах – кооперативный метод обучения, парное обучение. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур, как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение учебной группы), тимбилдинга (объединение команды). Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкции. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Студент должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления обучающихся. А шестиугольное обучение – это один из приемов развития критического мышления. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

Фронтальная работа, определение студентами темы и цели урока, принятие самостоятельных решений, использование технологии шестиугольного обучения дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию содержания изучаемой темы.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

Пояснительная записка, в которой изложены значение и роль занятия, педагогические цели, стоящие перед преподавателями, педагогические методики, по которым проводится занятие;

План-конспект урока включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;

Самоанализ урока анализирует результаты работы и подводит итоги проведенного урока;

Читайте также: