Контент анализ как метод социологического исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

Содержание

История метода

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности. [1] Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США. [2] Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.

Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.

Сфера применения

Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии [3] . Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований [4] и связей с общественностью. [5]

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего. [6]

Второй этап

Третий этап

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку. [1]

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена:
    • воспринимающего,
    • действующего,
    • цели,
    • категории. [1]

    Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

    Четвертый этап

    Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

    • физическая протяженность текстов;
    • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
    • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
    • длительность трансляции по радио или ТВ;
    • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
    • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее. [2]

    В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

    Пятый этап

    Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов. [2]

    Обычно составляются таблицы вида:

    Единицы анализа Единицы анализа Единицы счета Единицы счета
    Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %
    1 Категория 01 подкатегория 15 25
    02 подкатегория 7 14
    03 подкатегория 25 61
    Итого: 47 100

    Шестой этап

    Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления [7] .

    Количественный контент-анализ

    На деле это означает, что в качестве первого шага при проведении контент-анализа этого типа исследователь должен создать своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу. [8]

    Метод Q-сортировки

    При Q-сортировке используется шкала жесткого распределения из девяти пунктов: пункт 1 соответствует минимальной степени интенсивности измеряемого признака (например, наименьшей степени одобрения), а пункт 9 — максимальной степени интенсивности (например, наивысшей степени одобрения). Цель здесь состоит в том, чтобы просто ранжировать (упорядочить) все суждения вдоль единой оценочной оси. Арбитру дается определенная жесткая квота на каждую категорию шкалы (то есть ожидаемое число слов или фраз, которые должны быть им отнесены к данной категории), а затем ему предлагается распределить заданный набор терминов так, чтобы установленные квоты не нарушались. Квоты основаны на предположении (не обязательно верном), что колебания в интенсивности слов и фраз должны укладываться в рамки нормального распределения (когда изучаемые случаи максимально сосредоточены в средней части шкалы, а по мере продвижения к её полюсам их число равномерно убывает). Арбитры, таким образом, вынуждены давать относительные оценки конкретным словам и фразам (случаям), относя их к определенным категориям шкалы. [8]

    После того как арбитры завершили свою работу, вычисляется средняя арифметическая оценка шкалы для каждого случая, а затем полученные средние оценки соответствующим образом ранжируются. Далее результаты этого ранжирования случаев по интенсивности используются для приписывания анализируемым текстам кодов, обусловленных встречаемостью в них слов или тем, получивших нашу оценку. Произвольность оценки одного исследователя компенсируется, таким образом, наличием других мнений. [8]

    Шкалирование методом парного сравнения

    Качественный контент-анализ

    Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании. [8]

    Контент-анализ - это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий. Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.

    Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников.

    Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.

    Основные процедуры и методы в контент-анализе

    Контент-анализ – это эмпирический метод перевода количественных показателей в текст с последующей обработкой информации.

    Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:

    • Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.
    • Тема, выраженная в отдельных смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радио и телепередачах и тому подобное. По тематике создается представление о содержании документа. Например: инициатива и предприимчивость, борьба с коррупцией и бюрократией, соблюдение прав человека, трудовая дисциплина.
      • Имена значимых в истории личностей, например политиков, ученых, артистов, лидеров партий и социальных движений, наименование институтов. По числу ссылок на авторов судят о научной идее.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Смысловой единицей анализа выявляются на основе плана гипотезы, заложенной в исследовании. Единицы подсчета могут либо совпадать, либо не совпадать с единицей анализа.

      • В первом случае классификация сводится к определению частот упоминания определенных параметров в тексте.
      • Во втором случае единицей счета считают физическую длину или площадь текстов, заполненных смысловыми единицами. Например, число строк или абзацев - в печатных текстах, продолжительность трансляции по радио или на телевидении, метраж пленки на магнитоносителей. В контент-анализе могут исспользоватся одновременно несколько единиц счета и единиц анализа.

      Необходимость применения количественного анализа

      Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.

      Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.


      Рабочая группа

      История контент-анализа

      Контент-анализ является продуктом электронного века. Начало ему было положено в 20-е годы в американской журналистике – в то время контент-анализ использовался для изучения содержания прессы. В настоящее время рамки применения намного расширились и насчитывают целый ряд областей.

      Хотя контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-х годах, он стал более надежным и часто используемым методом исследований только в следующем десятилетии, поскольку исследователи начали фокусироваться на концепциях, а не просто на словах, и на семантических отношениях, а не просто на присутствии.

      Использование контент-анализа

      Работа с текстом

      В связи с тем, что он может быть применен для изучения любого фрагмента текста или записи, т. е. для анализа любых документов, контент-анализ используется в социологии и в других сферах, начиная с маркетинга и медиа-исследований, заканчивая литературой и риторикой, этнографией и культурологическими исследованиями, гендерными и возрастными проблемами, для анализа данных в социологии и политологии, психологии и когнитивной науке, а также других областей исследования. Кроме того, контент-анализ отражает тесную связь с социо- и психолингвистикой и играет неотъемлемую роль в развитии искусственного интеллекта. Следующий список предлагает больше возможностей для использования анализа контента:

      • Выявление международных различий в содержании связи.
      • Обнаружение существования пропаганды.
      • Определение намерения, фокуса или тенденции коммуникации отдельного лица, группы или учреждения.
      • Описание отношений и поведенческих реакций на коммуникации.
      • Определение психологического или эмоционального состояния людей или групп.

      Объекты для контент-анализа

      Телевизор с пультом

      В социологии контент-анализ – это исследование текстов для изучения социальных процессов (объектов или явлений), которые представляют эти тексты. Источником социологической информации являются протоколы, отчеты, решения, выступления политиков, газеты, журналы, работы, иллюстрации, фильмы, блоги, дневники и т. д. Опираясь на изменения в текстах, можно выявить различные тенденции, политические и идеологические установки, развертывание политических сил, функционирование общественных учреждений, представляющих интерес, общественных организаций и партий, которые непосредственно связаны с объектом анализа.

      Виды контент-анализа

      Контент-анализ в социологии – это наиболее важный метод сбора и обработки документальной информации. Его можно использовать как для первичного сбора данных, так и для обработки уже собранных – например, при работе с транскиптами интервью, фокус-групп и т. д. Существует два общих вида контент-анализа в социологии: концептуальный и реляционный анализ. Концептуальный можно рассматривать как установление существования и частоты понятий в тексте. Реляционный основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте.

      Концептуальный анализ

      Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст. Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари.

      Контент анализ

      Реляционный анализ

      Как указано выше, реляционный анализ основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте. И, как и в случае с другими видами исследований, первоначальный выбор в отношении того, что изучается и/или кодируется, часто определяет возможности этого конкретного исследования. Для реляционного анализа важно сначала решить, какой тип концепции будет изучен. Исследования проводились как с одной категорией, так и с целыми 500 категориями концепций. Очевидно, что слишком много категорий могут сделать ваши результаты неясными, а слишком мало может привести к ненадежным и потенциально недействительным выводам. Поэтому важно, чтобы процедуры кодирования опирались на контекст и потребности ваших исследований.

      Анализ слов

      Существует множество методов реляционного анализа, и эта гибкость делает его популярным. Исследователи могут разработать свои собственные процедуры в соответствии с характером своего проекта. После тщательной проверки процедуры ее можно применять и сравнивать по группам населения с течением времени. Процесс реляционного анализа достиг высокой степени компьютерной автоматизации, но по-прежнему, как и большинство форм исследований, требует много времени. Возможно, самое сильное утверждение, которое можно сделать, состоит в том, что он сохраняет высокую степень статистической строгости, не теряя при этом богатства деталей, проявляющихся в других качественных методах.

      Преимущества методики

      Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:

      Анализ вещания 1 канала

      Недостатки контент-анализа

      У данного метода есть не только преимущества, но и недостатки, как теоретические, так и процедурные. В частности, контент-анализ:

      • может быть чрезвычайно трудоемким;
      • подвержен повышенному риску ошибки, особенно когда реляционный анализ используется для достижения более высокого уровня интерпретации;
      • часто лишен теоретической базы или пытается слишком либерально делать осмысленные выводы о связях и воздействиях, подразумеваемых в исследовании;
      • по своей сути является редуктивным, особенно при работе со сложными текстами;
      • имеет тенденцию слишком часто просто состоять из подсчета слов;
      • в нем часто игнорируется контекст;
      • его сложно автоматизировать или компьютеризировать.

      Пример контент-анализа в социологии

      Как правило, исследователи начинают с определения вопросов, на которые они хотели бы ответить, анализируя контент. Например, они могут заинтересоваться тем, как женщины изображаются в рекламе. После этого исследователи будут выбирать набор данных из рекламы – возможно, сценарии серии телевизионных рекламных роликов – для анализа.

      Гендерная реклама

      Затем они будут изучать и подсчитывать использование определенных слов и изображений в роликах. Чтобы продолжить этот пример, исследователи могут изучать телевизионные объявления для стереотипных гендерных ролей, поскольку язык может подразумевать, что женщины в рекламе менее осведомлены, чем мужчины, а также для сексуальной объективации любого пола.

      Функциональный анализ в социологии

      Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую ​​обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.

      Анализ документов представляет собой метод сбора социологической информации о социальных явлениях и процессах с помощью документальных источников.

      Назначение данного метода – извлечь и зафиксировать информацию из документа, которая потом будет использоваться для изучения проблемы исследования.

      Предмет анализа документов включает в себя те характеристики и свойства содержания изучаемого явления, которые соответствуют цели и задачам исследования.

      Метод анализа документов применяется во многих эмпирических исследованиях. Ограничение составляет неполная документальная информация, которая требует подтверждения с помощью использования других социологических методов. Также в документах могут содержаться фактические ошибки, на их качество могут повлиять субъективные оценки авторов.

      Документ как объект анализа

      Документ как объект анализа представляет собой носитель информации, необходимый для фиксирования, передачи и хранения информации.

      Документы делятся по различным основаниям:

      1.По способу фиксации информации:

      • письменные (печатные, машинописные, рукописные);
      • иконографические (воспринимаемые визуально: кино-, видео-, фотодокументы и т.д.);
      • фонетические (грамзаписи, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

      2. В зависимости от статуса автора документа:

      • официальные (законодательные акты, правительственные постановления, данные статистической отчетности, документы организаций, материалы архивов и т.п.);
      • неофициальные (письма, дневники, семейные альбомы и др.).

      3. По источнику информации:

      • первичные (составленные на базе прямого наблюдения, обследования);
      • вторичные (результаты обработки, обобщения содержащихся в первичных источниках данных, их копии).

      4. По характеру персонификации:

      • личные (автобиографии, мемуары, дневники и т.п.);
      • безличные (отчеты, архивы, протоколы и т.д.).

      Основным источником социологической информации являются документы, которые специально созданы для целей исследования: анкеты, опросные листы, бланки интервью, протоколы наблюдений, данные контент-анализа в отчетной форме и т.д.

      Для того, чтобы информация, полученная при анализе документов, была достоверной, необходимо учитывать два правила:

      1. Важно различать описание событий и фактов,уметь оценивать их;
      2. Первичные документы надежнее вторичных, а официальные достовернее неофициальных.

      Существует два способа анализа документов:

      • традиционный (классический);
      • формализованный (контент-анализ).

      Традиционный анализ документов

      Традиционный анализ документов - это совокупность действий, необходимых для раскрытия содержания материала документа. Здесь социологу нужно установить авторство документа, время, социальный контекст его создания.
      Изучая необходимый документ, социолог получит информацию, необходимую ему для исследования.

      Традиционный анализ документа - это самостоятельный, творческий процесс, содержание которого зависит от вида документа, цели и задач исследования, от научной квалификации и опыта исследователя.
      Важно отметить, что традиционный анализ документов нельзя отделить от личности исследователя, его субъективной оценки и интерпретации.

      Контент - анализ

      Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения социальных тенденций и фактов.

      В сфере политики контент- анализ стал использовать в 1930-е гг. социолог Г. Лассуэл, однако широкое распространение данный метод получил вначале 1950-х гг. после издания в США фундаментального труда Б. Берельсона "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях".

      Метод контент-анализа направлен на извлечение социологической информации из больших массивов документов, которые трудно поддаются традиционному анализу.

      Суть данного метода заключается в переводе текстовой информации в количественные показатели, а также нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа.

      Контент – анализ имеет свои категории. К ним относятся смысловые единицы и единицы счета.

      Единицы контент-анализа представляют собой объекты, которые определяются целью и задачами социологического исследования.

      К числу наиболее стандартных единиц социологического исследования относятся:

      • Понятие (выражается с тексте отдельным термином, например, "безработный", "предприниматель");
      • Тема (выражается в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах, например, проблема создания эффективной правовой системы для развития предпринимательства);
      • Персонаж события или действия (в зависимости от выделенной темы контент-анализа персонажем может выступать, менеджер, рабочий, президент страны);
      • Ситуация (рассматривается в контексте проблемы, например, необходимость постройки атомной электростанции угрожает экологической обстановке региона);
      • Действие (происходит с отдельными индивидами, группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, забастовки рабочих, арест протестующих).

      Единицы счета (измерения) в контент-анализе исследуемого текста бывают двух видов:

      1. Единицы протяженности располагаются в координатной сети "пространство – время". Например, количество времени, занимаемое в телевизионном эфире. 2.Частота появления искомого признака в документе является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания документа (со стороны выделенных социологом задач).

      Процедура контент-анализа состоит из ряда операций, которые осуществляются с тремя стандартными документами:

      Читайте также: