Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности кратко
Обновлено: 02.07.2024
В рамках нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности выделяют 2 группы расстройств мышления: по форме и по содержанию.
По форме:
3. Нарушения по целенаправленности: а) резонёрство (бесплодное мудрствование); б) патологическая обстоятельность мышления (затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления); в) персеверация (значительно затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих).
По содержанию (продуктивности):
1. навязчивыеидеи – мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке их чуждости и болезненности а) счёт, б) влечения, в) воспоминания, г) сомнения д) страхи и т. д.; навязчивые мысли часто нелепы, основаны на неправильных умозаключениях и суждениях: например, мысль об опасности заражения. Критика есть, но мысли вынуждают производить навязчивые действия: человек моет руки 10 раз в день из-за боязни заболеть тяжёлой инфекцией.
3. бредовые идеи (ложные суждения и умозаключения) - суждения и умозаключения, имеющие характер убеждённости, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции с отсутствием критического отношения к ним. Выделяют:
- паранояльный бред – систематизированный и правдоподобный бред, протекающий без нарушения ощущений и восприятия;
- параноидный бред – бред, обычно не имеющий достаточно стройной системы, протекающий чаще всего с нарушениями ощущений и восприятия;
Какова связь мышления и интеллекта? Интеллект –приобретённые знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию в умственной деятельности. Он определяется кругом интересов, объёмом знаний. Интеллект и мышление не тождественны. Мышление – активная функция интеллекта и совершается по законам логики.Мышление – это интеллект в действии.Основные формы нарушения интеллекта – олигофрения (врождённое недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). Слабоумие – диффузное и очаговое (при пред- и старческих формах слабоумия): не могут использовать опыт и знания, и приобрести новый, снижение памяти и критики к состоянию, изменения личности - снижение.
Методики для исследования нарушений мышления.
Выводы производятсяпо данным изучения мышления, памяти, внимания и речи.
6. Толкование переносного смысла пословиц и метафор(для проверки отвлечения, абстрагирования). Стимульный материал представляет собой набор распространённых пословиц и метафор. Существует 2 варианта данной методики: 1) предлагается просто объяснить смысл, 2) найти соответствующую по значению фразу.
7. Методика пиктограмм (для изучения операционной стороны мышления). Задача испытуемого – запомнить 15 слов и словосочетаний. Для их лучшего запоминания он должен сделать простой рисунок на это слово. Затем анализируется характер выполненных рисунков. Обращается внимание на связь между стимульным словом и рисунком испытуемого. Методика пиктограмм – одна из наиболее часто используемых методик для изучения нарушений операционной стороны мышления.
8. Пересказ содержания прочитанных рассказов, книг. Дача определения понятий.
10. Вопросы на интеллект: знания политической жизни, истории, географии, литературы.
12.Психологические пробы: Бине-Симона, Векслера. Вычисляют интеллектуальный коэффициент – IQ (ай-кью). Уровень интеллекта в цифрах. Зависит от многих факторов: культуры, образования, отношения к исследованию, заинтересованности в результатах…. Нельзя только по нему признавать у ребёнка дебильность и посылать во вспомогательную школу.
1. Интеллект: определение, формы, структура, организация, способы интеллектуального познания. Виды нарушений интеллекта.
2. Личность, личностные ценности: определение и основные характеристики. Виды нарушений личности. Теории формирования и функционирования личности.
3. Сознание и самосознание: определение, виды нарушений.
4. Методы исследования интеллекта, личности и сознания.
– система всех познавательных способностей индивида (в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности);
-понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию, суждениям, умозаключениям, анализу и синтезу, отделению главного от второстепенного, накоплению знаний и их практическому применению, умение адаптироваться в новой ситуации. Для количественного анализа интеллекта используют понятие IQ (ай-кью) – коэффициент умственного развития. Выделяют 3 формы интеллекта:
1. Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное).
Способность решать проблемы.
3. Практический интеллект (умение адаптироваться в окружающей обстановке).
В клинике важен практический интеллект. Он может изменять поведение человека и нарушать его адаптацию. В его структуру входят:
· процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий;
· адекватная самооценка;
· способность рационально действовать в новой обстановке.
Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы. Интеллект не их сумма. Предпосылками интеллекта являются внимание и память, но не только они составляют содержание интеллекта. Интеллектуальная деятельности также не может быть заменена мыслительной.
Выделяют 3 формы организации интеллекта:
Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании знаний, мотивов деятельности участников коммуникации.
Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.
Интеллектуальное познание может использовать следующие способы:
1. Рациональный (требует применения логических законов, выдвижение гипотез и их подтверждение).
2. Иррациональный (опирается на неосознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинных логических законов).
С интеллектом связаны понятия: антиципационная способность и рефлексия. Антиципационная способность – способность предвосхищать ход событий и планировать свою деятельности так, чтобы избежать нежелательных последствий и переживаний. Рефлексия – создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих. Об интеллекте судят по способности решать задачи и проблемы, а также по мыслительной деятельности.
Нарушения интеллекта описывают на основании различной степени снижения способностей к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Наиболее ярко снижение интеллекта проявляется при деменции и умственной отсталости.
Деменция –психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляется нарушениями ориентировки, способности к обучению.
Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которая характеризуется нарушением способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).
Личность.
Психологические качества формируют человеческий образ, образ индивида. Индивид– отдельный человек, взятый в совокупности всех присущих ему качеств. Индивидуальность– неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека.
Ядро психической индивидуальности – темперамент (биологическая составляющая психической деятельности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической деятельности). Затем происходит становление личности (социальная составляющая психической деятельности). Человек в различных фрустрирующих ситуациях (болезнь, конфликт) реагирует темпераментом, характером или личностью. Исходя из этого существует 3 способа мотивации поведения человека – на биологическом, психологическом и социальном (личностном) уровнях. В зависимости от способа мотивации в дальнейшем строится и тактика лечебного воздействия.
В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. В отличие от типов темперамента и черт характера, являющихся практически неизменными параметрами психической индивидуальности, качества личности могут изменяться в течение жизни.
Личность– это интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида (2003, Б.В. Зейгарник). Личность –это относительно устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества или общности (2001, В.Д. Менделевич).
Стать личностью (по Б.С. Братусю) означает:
· занять определённую жизненную позицию, определяющую нравственные приоритеты;
· осознать её и нести за неё ответственность;
· утверждать её своими поступками и делами.
Эти позиции для человека определяются личностным смыслом (ради чего совершается действие). Личностный смысл порождается отношением мотива к цели.
Важнейшая характеристика личности – ценностная ориентация. Личностные ценности – осознанные и принятые человеком общие смыслыего жизни. Индивид в процессе становления личностных качеств решает вопрос о смысле жизни. Важный параметр личности – ориентация целей и потребностей. Возможны два варианта: индивидуализм или коллективизм.
Расстройства личности.
Выделяют 3 вида расстройств личности:
· нарушение опосредованности и иерархии мотивов;
· нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотивов;
· нарушение подконтрольности и критичности поведения.
Читайте также: