Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности педагога воспитателя
Обновлено: 05.07.2024
статья-рассуждение о роли педагога в воспитательной системе школы. классный руководитель: по желанию или по приказу?
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_v_vospitatelnoy_sisteme_shkoly.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог в воспитательной системе школы
Еременко Елена Кадыровна
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2, г. Курганинск
В контексте системного понимания воспитания учитель, вступая во взаимодействие с учениками на уроке и вне урока имеет реальную возможность организовывать процессы воспитания, не создавая при этом какие-то особые, отличающиеся от обычных , формы жизни и удерживая целостность воспитательной деятельности в своем сознании и действиях. Поэтому Воспитание- это деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности. Воспитание- духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творчеством, риском ошибки, свободой выбора, индивидуальной ответственностью.
Воспитание , как отмечается в теории воспитательных систем, явление многомерное, вариативное, нелинейное, как следствие, нормативной логике неподвластное. Поэтому попытки обязать педагога к воспитанию уговорами, угрозой контроля, взывание к чувству долга неэффективны. Воспитание- духовно-практическая деятельность, и мотивация к ней лежит внутри самой личности, а не вне ее. Подлинный воспитатель не играет роль, не поддерживает статус, не выполняет функции. Он бытийствует в сфере духовных отношений с воспитанником, то есть реализует позицию воспитателя.
Что же такое позиция воспитателя? Позиция- это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими ( Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). Это единство сознания и деятельности, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации базовой ценности. Можно говорить поэтому о тотальной- личностной позиции и о ее частной проекции- профессионально- деятельностной.
Про человека, имеющего позицию, говорят, что он нашел свое место в жизни. То есть свободно определился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре. Свободный и ответственный выбор места, образа действия, мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора.
Уникальной в своем роде является педагогическая позиция , которая является и педагогически личностной, и педагогически-профессиональной, культурно-деятельностной- необходимой при создании условий достижения целей образования и воспитания.
В профессиональной позиции учителя можно выявить две субпозиции: учителя-преподавателя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями становления и развития ребенка как личности, так как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.
Каково содержание профессиональной деятельности педагога как воспитателя? Во-первых, педагог- субъект воспитательного влияния во взаимодействии ( прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы, что предполагает его готовность и способность.
- Он строит свое общение с детьми на основе гуманистических принципов:
- диалогичности;
- эмпатического понимания;
- доверия к возможностям, способностям ребенка;
- безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности;
- открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя.
- Педагог должен выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества ( например, в процессе подготовки и реализации внутришкольных и внутриклассных событий, учебном исследовании.
- Создавать воспитывающие ситуации ( конфликта, успеха) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
- Раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения ( через содержание образования, формы, методы обучения), предметно- эстетической среды, окружающей детей.
- Взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления.
- Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу.
- Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.
- Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, окружающему миру.
- Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
Педагог- это субъект личностного и профессионального развития себя как воспитателя, что предполагает его готовность и способность:
- быть открытым личному опыту, т.е. подходить к своим успехам и неудачам как к своим проблемам, которые позволяют ему , воспитателю, учиться на собственном опыте и понимать себя;
- конструктивно самоизменяться на личностном уровне , заботясь о сохранении и развитии своего культурного, нравственного, творческого, психофизического потенциала;
- совершенствовать свои профессиональные знания и умения педагога, оказывающего благотворное влияние на формирование и развитие личности ребенка ( пополнять арсенал знаний и представлений о ценностно- смысловом и предметном содержании мира детства, осваивать для себя новые способы общения и взаимодействия , исследовательской работы, учиться сочетать традиции и новации в воспитании, рефлексировать свою деятельность.
3. Педагог-воспитатель- это субъект формирования и развития педагогического коллектива , что предполагает его способность:
- системно видеть процессы обучения и воспитания в школе, определять свою позицию и роль в становлении и развитии воспитательной системы;
- свободно и ответственно представлять себя как личность в процессе ценностно- смыслового самоопределения педагогического коллектива в воспитательной системе, как активного участника педагогического самоуправления;
- поддерживать событийный характер отношений в педагогическом коллективе как профессиональной общности педагогов-воспитателей;
- моделировать, проектировать, прогнозировать изменения в собственной деятельности и деятельности педколлектива по развитию гуманистической системы воспитания;
- предоставлять педагогам возможность знакомиться со своим опытом воспитательной деятельности, самому пользоваться такими возможностями;
- способствовать вхождению в коллектив педагогов-новичков.
Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.
Воспитательная работа— это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.
Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков.
Как видно из рисунка, система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспита-
тельная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).
Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя.
Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в школе требуют пересмотра и перераспределения воспитательных функций между различными социальными институтами, изменения целей и задач в деятельности педагогов.
Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.
Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др. Так, можно выделить основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Ряд педагогов (Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева, А.А.Андреев, Л. В. Байбородова и др.) рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, ценностно-ориентационного; функционально-деятельностного, пространственно-временного, диагностико-аналитического).
Система деятельности педагога-воспитателя представляет с бой последовательную совокупность различных видов педагог ческой деятельности.
Как показано на рисунке, структура системы деятельности педагога включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную коммуникативную и организаторскую деятельность.
Целеполагающая деятельность— это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом к современных социальных условий в стране, так и типа школ класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.
Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач, например какое мировоззрение, способности, качества будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.
Диагностическая деятельность— это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Проектировочная деятельностьнаправлена на создание концепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.
Конструктивная деятельностьпредусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.
Коррекционная деятельность,как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.
Коммуникативная деятельностьспособствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.
Организаторская деятельность— это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность — коллектив — личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности.
Рефлексивная деятельность— это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.воспитателя предусматривает использование определенного комплекса общих или специфических методов и приемов воспитания. Например, при диагностировании применяется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации, анализ опыта творчески работающих воспитателей и др.
Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.
Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.
Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков (см. рис. 5).
Как видно из рисунка, система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспита-
тельная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).
Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя.
Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в школе требуют пересмотра и перераспределения воспитательных функций между различными социальными институтами, изменения целей и задач в деятельности педагогов.
Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.
Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы
образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др. Так, можно выделить основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Ряд педагогов (Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева, А.А.Андреев, Л. В.
Байбородова и др.) рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, ценностно-ориентационного; функционально-деятельностного, пространственно-временного,
Система деятельности педагога-воспитателя представляет с бой последовательную совокупность различных видов педагог ческой деятельности.
Как показано на рис. 6, структура системы деятельности педагога включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную коммуникативную и организаторскую деятельность.
Целеполагающая деятельность — это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом к современных социальных условий в стране, так и типа школ класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.
Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач, например какое мировоззрение, способности, качества будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.
Диагностическая деятельность — это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
взаимосвязанных знаний, умений, способностей, качеств творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.
Проектировочная деятельность направлена на создание концепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.
Конструктивная деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.
Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.
Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.
Организаторская деятельность — это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность —коллектив—личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности.
Рефлексивная деятельность — это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.
воспитателя предусматривает использование определенного комплекса общих (см. главу I) или специфических методов и приемов воспитания. Например, при диагностировании применяется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации, анализ опыта творчески работающих воспитателей и др.
Система воспитательной работы школы и характеристика деятельности педагога-воспитателя • Методика планирования воспитательной работы в школе и классе • Личностно-ориентированный подход и методика индивидуальной работы с учащимися
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
И ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ
Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.
Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.
Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков (см. рис. 5).
Как видно из рисунка, система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспита-
тельная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).
Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя.
Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в школе требуют пересмотра и перераспределения воспитательных функций между различными социальными институтами, изменения целей и задач в деятельности педагогов.
Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.
Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы
образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др. Так, можно выделить основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Ряд педагогов (Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева, А.А.Андреев, Л. В. Байбородова и др.) рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, ценностно-ориентационного; функционально-деятельностного, пространственно-временного,
Система деятельности педагога-воспитателя представляет с бой последовательную совокупность различных видов педагог ческой деятельности.
Как показано на рис. 6, структура системы деятельности педагога включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную коммуникативную и организаторскую деятельность.
Целеполагающая деятельность — это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом к современных социальных условий в стране, так и типа школ класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.
Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач, например какое мировоззрение, способности, качества будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.
Диагностическая деятельность — это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
взаимосвязанных знаний, умений, способностей, качеств творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.
Проектировочная деятельность направлена на создание концепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.
Конструктивная деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.
Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.
Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.
Организаторская деятельность — это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность —коллектив—личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности.
Рефлексивная деятельность — это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.
воспитателя предусматривает использование определенного комплекса общих (см. главу I) или специфических методов и приемов воспитания. Например, при диагностировании применяется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации, анализ опыта творчески работающих воспитателей и др.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ И КЛАССЕ
Планирование является частью конструктивной деятельности педагога-воспитателя. Модель и стратегия воспитательной работы создается на основе концептуального видения предназначения образовательного учреждения.
Согласно концепции Е.В.Бондаревской о воспитании учащейся молодежи, важное значение имеют следующие задачи, которые ставятся перед различными воспитательными институтами и прежде всего перед школой:
• философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений,, новых форм хозяйствования, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
• приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры отечества, своего народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
• выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общении;
• формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
• развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;
• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей
стране, сохранении человеческой цивилизации;
• воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;
• развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.
Реализация этих задач обеспечивает успешное развитие ребенка в ведущих видах деятельности, общении, быту. Следовательно, деятельность, общение, образ жизни ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых воспитатель (В) осуществляет физическое и духовно-нравственное воспитание, содействует развитию здоровья каждой личности (Л):
Концепция Н.Е. Щурковой, которую можно использовать при планировании воспитательной работы, основывается на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном подходах к воспитанию. Целью воспитания она считает формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Цель, по ее мнению, достигается путем формирования достойного образа жизни; самоуважения; способности человека быть субъектом собственной жизни; образа общества и системы связей человека и общества; образа мира и представления о его устройстве; жизненной позиции; культурологических умений взаимодействия с миром. Воспитательные задачи решаются педагогом в совместной
деятельности и общении с учащимися. Н.Е. Щуркова предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, художественную, спортивно-оздоровительную, общение и др. (см. Приложение 4).
Эти теоретические предпосылки положены в основу методики планирования воспитательной работы в школе и классе.
Планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана, как это часто, к сожалению, практикуется в школе. Планирование — творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование является составной частью профессиональной деятельности администрации школы и учителя и основывается на сотрудничестве педагогов, учащихся и родителей, осознавших цели и задачи совместной деятельности, и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.
1. Не надо взваливать все лишь на свои плечи. Так, классные руководители, зная особенности своих учебных коллективов, интересы ребят, могут предложить включить в общешкольный плансамые разные дела, в которых будут участвовать и их классы.
2. Дела должны быть разнообразны по содержанию. В план вносятся мероприятия, развивающие знания и способности ребят (интеллектуальные, духовно-нравственные, художественные, трудовые, спортивные и др.), а также ряд развлечений, которые легко придумывают сами дети и с удовольствием берутся за их организацию. Следует предусмотреть различные формы работы по каждому из направлений. Возможно, у каких-то классных коллективов будут преобладать предложения по определенному направлению, связанному со школьными традициями и с теми задачами, которые ставит педагог, учитывая интересы учащихся. Дела по направлениям для общешкольного плана могут предложить и методические объединения учителей.
3. Сложившийся коллектив обязательно имеет традиции — это передаваемые обычаи, то, что позволяет школе, классу иметь свое лицо. Традиционные дела, как правило, привлекательны, к ним можно готовиться заранее. Школу трудно представить без Дня знаний, Дня учителя, Дня школы, Новогоднего вечера, Последнего звонка и др. Итак, традиционные дела обязательно нужны, однако следует ежегодно обновлять их содержание, форму и методику.
4. При составлении общешкольного плана полезно учитывать календарь знаменательных дат. Стоит заранее поинтересоваться, чем замечателен предстоящий учебный год: выделить даты, связанные с историей государства, знаменитыми людьми, событиями города, родной школы и пр. Народный календарь подскажет проведение дел, возрождающих старинные обряды.
Классный руководитель должен учитывать совокупность принципов в планировании: целенаправленность; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.
При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей помогут меры, перечисленные в таблице 1.
После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.
Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы.
Структура плана воспитательной работы.
1. Характеристика классного коллектива:
• состав класса и его общая характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях и т.д.; образовательный уровень родителей, наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога);
• сплоченность класса (на какой стадии развития находится
коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие
Мероприятия для координации совместной деятельности педагогов,
учащихся и родителей
группировок в классе); ценностные ориентации;
• связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы).
2. Воспитательные задачи.
3. Жизнедеятельность классного коллектива.
4. Работа с родителями учащихся.
5. Индивидуальная работа с учащимися.
Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в школе и классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.
Читайте также: