Гражданское право план урока

Обновлено: 28.06.2024

— сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в нормативных источниках.

1) обогатить знания учащихся о гражданском праве, которое призвано способствовать обеспечению условий для формирования правового государства и гражданского общества;

2) продолжить знакомство учеников с тем, как реализуются гражданские права в пределах их дееспособности;

3) систематизировать знания школьников об объектах гражданских правоотношений и их содержании;

4) дать основные характеристики понятий гражданского права: гражданские правоотношения, дееспособность, право собственности, наследование;

5) развивать умение разбираться в ситуациях, требующих знаний о способах защиты гражданских прав.

II. Место темы в системе учебных занятий

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ.

Марченко М. И., Дерябина Е. М. Основы права: учеб. — М., 2013. — Разд. 2. — Тема 13.

Право. 11 класс: учеб. / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2008. — Гл. 1.

Бурякова В. В. О некоторых вопросах гражданского права в курсе обществознания // Право в школе. — 2010. — № 2.

Константинова Г. И. Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в 11 классе // Преподавание истории в школе. — 2009. — № 6.

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

Традиционные (комбинированные) уроки, на которых рассматриваются вопросы темы, а также происходит закрепление всего изученного материала по гражданскому праву.

Имеет смысл начать урок с вопросов в начале параграфа. Важно, чтобы учитель обратил внимание старшеклассников на актуальность знаний о гражданском праве, регулирующем широкий спектр имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих между юридически равными субъектами, которые обладают имущественной самостоятельностью. Учитель формирует у учащихся интерес к теме, создаёт ситуацию, позволяющую применить знания в решении практических задач.

Особое внимание следует обратить на вопрос: что значит стать участником гражданских правоотношений? Можно зафиксировать ключевые понятия, связи, характеристики (на доске или в тетрадях), изложенные в ответах учеников, и обратиться к ним на завершающем этапе урока.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Гражданские правоотношения.

2. Имущественные права.

3. Личные неимущественные права.

4. Право на результат интеллектуальной деятельности.

6. Защита гражданских прав.

Результатом работы должны стать две таблицы:

Элементы гражданских правоотношений

— результаты интеллектуальной деятельности;

— нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя и т. д.)

— права и обязанности участников гражданских правоотношений

— граждане (физические лица);

— коммерческие и некоммерческие организации (юридические лица);

— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования

Гражданская дееспособность несовершеннолетних лиц в РФ

Частично дееспособны. Разрешается совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться денежными средствами, которые предоставили родители

2. Рассматривая второй пункт плана, следует обратить внимание на то, что имущественные права неразрывно связаны с одним из важнейших институтов гражданского права — правом собственности. Учитель формулирует задание и вопросы с целью активизации знаний: вспомните, что понимается под собственностью. Что означает владеть имуществом; пользоваться имуществом; распоряжаться имуществом?

Вещь и её категории

Категория: делимая, неделимая

Категория: движимая, недвижимая

Обособленные водные объекты

К имущественным правам, которые удостоверяет ценная бумага (акция), относят: а) право на получение части прибыли АО; б) право на участие в управлении АО; в) право на продажу акции; г) право на получение компенсации.

Сопоставив полученные знания и прочитанную информацию, школьники отвечают на вопросы: чем вы объясняете тот факт, что авторское право часто нарушается? Какие виды юридической ответственности распространяются за нарушение этого права? Рассмотрение подобного рода дел носит затяжной характер. Как вы думаете, почему?

5. Пятый пункт плана может быть изложен учителем, затем рекомендуется привлечь документ (с. 251—252). Учитель сообщает, что наследование — это переход имущества, прав и обязанностей умершего лица к иным лицам в соответствии с нормами права. Конституция РФ (ст. 35, п. 4) гарантирует право наследования, это право относится к числу основных прав человека. Учитель акцентирует внимание на видах наследования: по закону и по завещанию, раскрывая при этом содержание каждого вида наследования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское право. Урок для 11 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова: базовый уровень. из-во "Просвещение", 2012.

Урок изучения нового материала.

Использованные методики- проблемного обучения, исследовательская( работа с документом), коммуникативная.

1. воспитание правовой культуры личности.

2. изучение Гражданского Кодекса РФ.

3. знакомство с правильным поведением в ходе реализации гражданских прав.

Управление образования администрации

Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

141300, г. Сергиев Посад, ул. Дружбы, д. № 5

Открытый урок

по обществознанию

для 11 “Б” класса

по теме “Гражданское право”.

Подготовила и провела:

Косьмина О.А. – учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории.

Тема : “Гражданское право”.

Тип урока: комбинированный

1. Расширить знания учащихся по праву .

2. Повысить правовую культуру учащихся.

3. Воспитать грамотного гражданина, сознательно несущего ответственность за свои действия.

1.Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями гражданского законодательства.

2. научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

1. структура гражданского права

2. имущественные и личные неимущественные отношения

3. авторское право

4. патентное право

5. наследственное право

6. способы защиты гражданских прав.

Проблема: гражданское право является частным или публичным, естественным или позитивным.

- Найдите в тексте параграфа определение понятия ”Гражданское право”.

Гражданские правоотношения – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права граждан.

- Назовите источники Гражданского права.

Гражданский Кодекс РФ.

Федеральные законы о правах потребителя, о собственности, об авторском и патентном праве…

- Рассмотрим структуру гражданского права.

Субъекты Объекты Содержание

- Кто может быть субъектом гражданских правоотношений? Составим схемы

Частные Юридические Государство Органы муниципальной

Лица Лица и его субъекты власти.

Вещи Информация Деньги Ценные бумаги Договоры Сделки

Авторское право Изобретения Здоровье Репутация…

- Работая с текстом параграфа, дайте определение понятий “физические лица”, “юридические лица”.

Физическое лицо- человек, имеющий имя ( ИФО ), адрес регистрации, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность человека иметь права и обязанности. Наступает с рождения, оканчивается в момент смерти.

Дееспособность – способность человека реализовывать права и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

- Работая с текстом параграфа 22, заполните таблицу:

Наличие и объем дееспособности.

В целом недееспособны

1. Мелкие бытовые сделки

2. Распоряжение денежными средствами, предоставленными родителями

3. Жалобы в органы защиты и попечительства.

1. Самостоятельно распоряжаться своими доходами.

2. Делать вклады в банки.

3. Заключать сделки с письменного согласия родителей.

4. Обращаться в суд

Досрочно полную дееспособность могут получить подростки с 16 до 18 лет:

1. при вступлении в брак.

2. при работе по трудовому договору

3. при занятиях предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо – фирма, организация, имеющие название, адрес, осуществления предпринимательской деятельности, обладающие дееспособностью с момента регистрации в налоговых органах.

Как субъект гражданских правоотношений государство и его субъекты, муниципалитеты обладают равными правами с другими субъектами.

2. Найдите в тексте параграфа правовое содержание имущественных прав:

- владение – обладание имуществом

- использование – извлечение полезных свойств

- распоряжение – решение юридической судьбы вещи.

! Воздушные и морские суда, космические корабли и спутники – недвижимое имущество.

Ст. 131 Гражданский кодекс.

Деньги – платежное средство.

Ценные бумаги – акции, облигации, векселя, документы, удостоверяющие имущественные права.

Собственник – лицо, владеющее чем-либо.

Обязанности собственника ( например ) :

1. содержать объект собственности в надлежащем состоянии.

2. следить, чтобы объект собственности не нанес вреда гражданам и их имуществу.

3. при необходимости, платить налоги ( например, с имущества ).

3,4. Используя текст параграфа, составьте схемы:

Личные неимущественные права

Право на жизнь право на имя(псевдоним) право на честь и достоинство…

Право на интеллектуальную собственность

- это исключительные права как личного имущественного, так и неимущественного характера на результаты творческой деятельности.

Авторское право Патентное право.

5. Наследственное право.

Наследование – это переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права.

Наследодатель – лицо, передающее свое имущество по наследству.

Наследник – лицо, принимающее наследство по закону или завещанию.

Дата открытия наследства – дата смерти наследодателя.

Сроки вступления в наследство – 6 месяцев со дня смерти наследодателя.

Формы завещания – простая, закрытая, нотариально удостоверенная.

Наследники по закону:

1 очередь – дети, родители, усыновленные…

2 очередь – братья-сестры, тети-дяди…

Обязательная доля в наследстве – несовершеннолетним и недееспособным, находившимся у наследодателя на иждивении независимо от завещания( 2/3 от причитающегося по наследству).

Документы для вступления в наследство:

- документы, подтверждающие родство,

- свидетельство о смерти наследодателя,

- и другие, потребованные нотариусом.

6. Способы защиты гражданских прав – это предусмотренные законом меры, направленные на восстановление нарушенного гражданского права субъекта или на обеспечение этого права.

Признание права Восстановление права Возмещение убытков.

Компенсация морального вреда.

Пути защиты гражданских прав

Обращение в суд Обращение в государственные органы.

Решение проблемы – выводы учащихся по теме:

1. Гражданское право – это частное право, т.к. оно регулирует стороны личной жизни граждан, конкретные ситуации.

2. Это позитивное право – т.к., оно регулирует права граждан, приобретаемые ими в течении жизни.

3. Это самостоятельная отрасль права.

Домашнее задание : выучить параграф, сделать письменный анализ документа к параграфу по вопросам к нему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия: гражданские правоотношения, дееспособность, правоспособность, имущественные и неимущественные права.

Тема урока: Гражданское право

Цели урока:1ознакомить с особенностями гражданского права, субъектами и объектами гражданского права

2 развивать умение анализировать, разбирать различные ситуации по защите гражданских прав

3 воспитать уважение к законам РФ, правам других людей

Основные понятия: гражданские правоотношения, дееспособность, правоспособность, имущественные и неимущественные права

1 орг. часть урока

2 проверка домашнего задания: опрос, тестовые задания

3 изучение новой темы

Что такое гражданское право

Субъекты и объекты гражданского права

Содержание гражданского правоотношения

Имущественные и личные имущественные отношения

4 закрепление изученного материала

Что такое гражданское право?

Приведите свой пример гражданского правоотношения, выделив субъект и объект

Какие личные неимущественные права знаете?

Домашнее задание: прочитать § 7.9

Гражданское право –совокупность правовых норм, которые устанавливают порядок регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, осуществление права собственности и иных вещных прав, обязательственных договорных отношений.

Гражданские правоотношения- имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. В гражданских правоотношениях взаимоотношения сторон выстраиваются на основе определенных принципов.



Участников гражданско-правовых отношений называют субъектами гражданского права (граждане, юридические лица, государство).

Субъекты гражданского права



Физические лица Юридические лица

(все граждане с гражданской (коммерческие и некоммерческие организации:

правоспособностью и дееспособностью) завод, магазин, школа, детский сад и т.д.)

Гражданской правоспособностью обладают все граждане с момента рождения и прекращается с его смертью. ( см примеры на стр 248 абзац 3).

Гражданская дееспособность –это способность своими действиями осуществлять свои права ( человек осознает свои действия, руководит ими, правильно их оценивает.

С 0-6 лет- ребенок полностью недееспособен.

С 6- 14 лет- ребенок в целом недееспособен, но ст. 28 ГК РФ разрешает совершить мелкие бытовые сделки, распоряжаться денежными средствами, предоставленными родителями ( сходить в магазин за продуктами, купить себе игрушку)

От 14-18 лет- ст. 26 ГК РФ частично дееспособен, дети могут продолжать учебу, начать трудиться, право самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком, вносить вклады в банк от своего имени). Но заключать сделки только при письменном согласии родителей, они же несут ответственность за действие детей до совершеннолетия.

С 18 лет в полном объеме наступает гражданская дееспособность в РФ.

Исключения: с 16-18 лет полностью дееспособными считаются граждане , которые занимаются предпринимательством, работающие по трудовому договору, вступившие в брак.


РФ

Субъекты РФ участники гражданских правоотношений. Все равны

Объекты гражданских прав

вещи, включая деньги и ценные бумаги

услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности

нематериальные блага ( жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, право на имя и т.д.)

Оскорбление чести и достоинства может стать основой для судебного разбирательства.


Элементы гражданских правоотношений




Объекты содержание субъекты

правоотношений правоотношений правоотношений


права и обязанности граждан


Гражданские права вещные

имущественные отношения -------------материальные блага

Личные неимущественные отношения --------------- духовные блага

Имущественные права : право владеть, пользоваться, распоряжаться.

Имущество: делимые ( дом) и неделимые ( автомобиль, компьютер)

Вещи : *недвижимые ( земельный участок, жилые здания, предприятия, воздушные и морские судна, спутники, космические корабли). Обязательная государственная регистрация (ст. 131 ГК РФ)

движимые (любые другие вещи)

Личные неимущественные права: права с рождения, не связаны с обладанием и распоряжением ( право на жизнь, имя, честь и достоинство)

Право на интеллектуальную собственность ( статья 128 ГК РФ):результаты интеллектуальной, творческой деятельности.

Авторское право (произведения науки, литературы, искусства)

Патентное право (результат изобретательской деятельности)

Наследование – переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права. Наследники должны принять наследство в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.

Способы защиты гражданских прав - это предусмотренные законом меры, направленные на восстановление нарушенного гражданского права субъекта или на обеспечение этого права.

1) С какого момента возникает и прекращается правоспособность?

2) Что такое дееспособность?

Задание 4. Составьте таблицу

Наличие и объем дееспособности в зависимости от возраста, закреплённые в

Гражданском Кодексе РФ

Возраст дееспособности

Наличие и объём дееспособности

1. С момента рождения до 6 лет

2. С 6 до 14 лет

3. С 14 до 18 лет

Задание 5. Ответьте на вопросы:

1) Что такое юридические лица?

2) С какого момента возникает способность иметь гражданские права и нести обязанности?

3) Кто является участником гражданских правоотношений?

4) Что является объектом гражданских правоотношений?

5) Что становится содержанием гражданских правоотношений?

Пункт: Имущественные права (стр. 243)

Задание 1. Составьте перечень

Правомочия права собственности

(сначала запишите правомочие, затем его пояснение):

1) право _______________________________________

2) право _______________________________________

3) право _______________________________________

Задание 2. Составьте таблицу

Объекты имущественных гражданских правоотношений

Объект имущественных гражданских правоотношений

Характеристика

3. Ценные бумаги

Пункт: Личные неимущественные права (стр. 245)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятие:

- Личные неимущественные права - _______________________________________

Задание 2. Составьте перечень

Личные неимущественные права

(сначала напишите само личное неимущественное право, затем краткое пояснение):

Пункт: Право на результат интеллектуальной деятельности (стр. 246)

Задание 1. Составьте схему

Результаты интеллектуальной деятельности

_________________ _________________ _____________________

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятие:

- Право на результат интеллектуальной деятельности - __________________________

Задание 3. Составьте таблицу

Права интеллектуальной деятельности, сочетающие в себе имущественные и неимущественные права

Право интеллектуальной деятельности

Характеристика

1. Авторское право

2. Патентное право

Пункт: Наследование (стр.247)

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1) Что такое наследование?

2) Кто является наследодателем и наследником?

3) В течение какого времени наследники могут принять наследство или отказаться от него?

Задание 2. Составьте сравнительную таблицу

Наследование по закону и по завещанию

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Пункт: Защита гражданских прав (стр. 248)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятие:

- Способы защиты гражданских прав - _______________________________________

Читайте также: