Мозговая атака план урока
Обновлено: 30.06.2024
III. Проведем опыт: Мыслитель или художник?
- Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правой? Запишите результат Л или П.
- Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?
- Встаньте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
- Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”. Какая ладонь сверху?
Если во всех опытах был получен ответ “П”, то вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только “Л”, то вас с уверенностью стоит причислить к разделу художественной натуры. В реальности в чистом виде эти типы редко встречаются, обычно наблюдается та или иная комбинация, что лишний раз подчеркивает, насколько велико в каждом из нас индивидуальное начало.
IV. Стремитесь к большому количеству идей.
Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян.
Стремитесь к разнообразным идеям.
Оставайтесь свободным.
Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище.
Не судите
Помните, что осуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за “колкости” или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.
Записывайте все
Оценка
Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.
Забавный способ заставить свой ум работать в новом направлении заключается в том, чтобы задать себе вопрос: “А что если….”, Задавая вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель, которую надо достичь. Простая процедура задавания вопросов является необычайно сильным средством пробуждения ваших творческих талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Учитель технологии: Мазулькова Наталья Владимировна
Тип урока: урок новых знаний
Цель: сформирование представления о сути метода мозговой атаки.
- образовательные: ознакомление учащихся со приемами метода мозговой атаки.
- развивающие: развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей;
- воспитательные : воспитать умение находить творческий подход
Форма работы с учащимися: коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Знания: суть метода мозгового штурма
Умения: работать по методу мозгового штурма.
Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по проведению мозгового штурма.
Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, методом мозгового штурма.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить нестандартные методы решения,
формирование желание выполнять учебные действия.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер
- учебник Технологи:. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Этапы урока
- приветствие учащихся, проверка готовности к уроку;
- показ фрагмента передачи "Что?Где?Когда?"
- вопросы после просмотра:
- в чем суть игры?
-как находиться правильный ответ?
- включаются в беседу
- высказывают свою точку зрения
- отвечают на вопросы
-заставить задуматься над решением творческой задачи
- вызвать желание попробовать самостоятельно решить задачу
Актуализация учебного действия
Создание условий для возникновения интереса к получению новых знаний, включение в исследовательскую деятельность.
- разбивает класс на группы
- даёт задание для выполнения исследовательской работы –ответить на вопросы;
- в чем отличие от других?
- рассаживаются по группам
- ищут информацию в интернете
- выявляют свои затруднения
-разрешают проблемную ситуацию
- разрешить проблемные вопросы
Этап первичного усвоения задания
Организация осмысленного восприятия новой информации
Учитель предлагает учащимся презентовать свои работы по поиску информации
Учащиеся демонстрируют свои новые знания, Комментируют, отвечают на вопросы
- устанавливать последовательное действие по выполнению задания
- построение логической цепи рассуждений
- умение аргументированно предложить и доказать варианты своего решения
Постановка учебной задачи
Организовать деятельность обучающихся по определению плана составления оптимального бюджета семьи
-проблемный диалог: что такое мозговой штурм? где применим? в чем особенности?
включаются в проблемный диалог, что получилось, в чем возникли сложности
Вовлечение в деятельность по составлению бюджета семьи
- умение отстаивать свои мысли.
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на открытие новых знаний, приобретение нового опыта.
- разбивает класс на группы
Каждая разрабатывает свое решение поставленной задачи
-разбиваются на группы,
- обсуждают, составляют план
-активизировать мыслительную деятельность
- развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить
Этап реализации выполненного задания
Помочь осмыслить, проанализировать новый опыт, приобретенный в процессе практическойработы.
Предлагает каждой группе озвучить свой план, записать его на доске, вовлечь обучающихся в обсуждение результатов.
Озвучивают и комментируют результаты практической работы
-активизировать мыслительную деятельность
Этап рефлексии учебной деятельности
Организация оценки знаний и достижений. Подведение итогов работы.
Организует рефлексивную деятельность на уроке.
Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.
- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
- умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;
- осознавать успешность своей деятельности.
Этап объяснения домашнего задания
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Объясняет тему домашнего задания.
Слушают, записывают в тетрадь.
- устанавливать последовательное действие по выполнению задания;
- построение логической цепи рассуждений;
- осознавать успешность своей деятельности.
Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013г.;
Предварительный просмотр:
Лепёхина Татьяна Валентиновна.
Цель урока: получение опыта в быстрого генерирования большего числа идей с применением метода мозговой атаки.
- образовательная – расширить представления учащихся о методах творческого решения изобретательских задач;
- воспитательная – воспитать потребность к проявлению инициативы и умение работать в коллективе;
- развивающая – развить навыки решения творческих изобретательских задач.
Методы проведения занятия:
Литература для учителя
Литература для внеклассного чтения учащихся
- Проверка готовности к уроку.
- Целевая установка.
- Повторение пройденного материала – 5 мин.
- Решите задачу. Выполняет 1 группа. Запишите как можно больше принципиально различных предметов, которые могут быть:
- красными;
- круглыми.
- Фронтальный опрос :
- Дайте определение творческому мышлению?
Предполагаемый ответ : Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату).
Предполагаемый ответ : репродуктивное (действующего в рамках известных правил).
Предполагаемый ответ : это знание, возникновение без осознания путей и способов их получения (неосознанно накопленный опыт и способность к целостному видению проблемы).
- Какие методы решения изобретательских задач вы знаете?
Предполагаемый ответ : прямая МА, обратная МА, метод ассоциации.
Один из таких методов мы рассмотрим сегодня на уроке.
Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации МА, кроме этого, научимся решать задачи, применяя данный метод.
План: (предполагаемый ответ) (слайд №3)
- И так что же такое МА? Чтобы ответить на этот вопрос вы можете воспользоваться высказыванием Г. Кружкова .
- А как вы думаете, какие игры основаны на методе МА?
Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуйте определить цель МА.
- Как вы думаете, что будет являться целью мозговой атаки?
Предполагаемый ответ: Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей в группе и найти одно верное. (слайд №5)
Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз.
- генерация идей;
- В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозговой атаки с членами команды.
- Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его.
- Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.
- Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.
- уточнение;
- В течение фазы уточнения (вторая фаза мозговой атаки) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения.
оценка.
- Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.
(слайд №6) Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.
Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки.
Для того чтобы МА принесла результат, ее проведение строится на определенных правилах.
Познакомимся с этими правилами (слайд №7).
- Четко укажите задачу мозговой атаки.
- Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.
- Представляйте одну идею.
- Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.
- Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.
- Стройте свои идеи на мыслях других.
- Записывайте идеи.
- Разделите во времени процесса МА на два этапа:
- анализ предложенных идей.
- Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения.
- Реалистичность на этапе анализа идей.
И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам организовать МА (слайд №8).
- Выбрать лидера группы (следит за соблюдением правил МА).
- Выбрать секретаря (фиксирует идеи).
- Повторить правила МШ.
- За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы.
- Зачитать все идеи громко.
- Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной задачи.
- Объяснить свой выбор.
Для того чтобы понять принцип МА. Давайте вместе с вами решим задачу, используя данный метод. Выполняя практическую работу, составьте вопросы по данной теме.
На задание отводится 10 мин. (из них 5 мин.- на обсуждение и 1 минута на объяснение выбранных идей).
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Подготовка к проведению мозгового штурма
Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке
При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.
Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.
Этапы проведения мозговой атаки на уроке
- Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
- Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
- Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Рекомендации
Преимущества и недостатки
Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:
- творческого и аналитического мышления;
- коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
- фантазии и воображения;
- навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.
Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.
Область применения, темы
Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.
Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.
Примеры применения мозгового штурма на уроках
В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.
Выводы
Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также:
- Что такое монтаж изображения и текста кратко
- Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс план урока
- В чем проявляется достижение культуры 7 класс кратко
- Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов 5 класс биология кратко
- Почему нужно охранять луга 4 класс окружающий мир кратко