Мозговая атака план урока

Обновлено: 30.06.2024

III. Проведем опыт: Мыслитель или художник?

  1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правой? Запишите результат Л или П.
  2. Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?
  3. Встаньте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
  4. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”. Какая ладонь сверху?

Если во всех опытах был получен ответ “П”, то вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только “Л”, то вас с уверенностью стоит причислить к разделу художественной натуры. В реальности в чистом виде эти типы редко встречаются, обычно наблюдается та или иная комбинация, что лишний раз подчеркивает, насколько велико в каждом из нас индивидуальное начало.

IV. Стремитесь к большому количеству идей.

Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян.

Стремитесь к разнообразным идеям.

Оставайтесь свободным.

Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище.

Не судите

Помните, что осуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за “колкости” или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.

Записывайте все

Оценка

Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.

Забавный способ заставить свой ум работать в новом направлении заключается в том, чтобы задать себе вопрос: “А что если….”, Задавая вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель, которую надо достичь. Простая процедура задавания вопросов является необычайно сильным средством пробуждения ваших творческих талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это своеобразный крючок, на который ловятся идеи. Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого крючка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель технологии: Мазулькова Наталья Владимировна

Тип урока: урок новых знаний

Цель: сформирование представления о сути метода мозговой атаки.

- образовательные: ознакомление учащихся со приемами метода мозговой атаки.

- развивающие: развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей;

- воспитательные : воспитать умение находить творческий подход

Форма работы с учащимися: коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Знания: суть метода мозгового штурма

Умения: работать по методу мозгового штурма.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по проведению мозгового штурма.

Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, методом мозгового штурма.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить нестандартные методы решения,

формирование желание выполнять учебные действия.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер

- учебник Технологи:. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Этапы урока

- приветствие учащихся, проверка готовности к уроку;

- показ фрагмента передачи "Что?Где?Когда?"

- вопросы после просмотра:

- в чем суть игры?

-как находиться правильный ответ?

- включаются в беседу

- высказывают свою точку зрения

- отвечают на вопросы

-заставить задуматься над решением творческой задачи

- вызвать желание попробовать самостоятельно решить задачу

Актуализация учебного действия

Создание условий для возникновения интереса к получению новых знаний, включение в исследовательскую деятельность.

- разбивает класс на группы

- даёт задание для выполнения исследовательской работы –ответить на вопросы;

- в чем отличие от других?

- рассаживаются по группам

- ищут информацию в интернете

- выявляют свои затруднения

-разрешают проблемную ситуацию

- разрешить проблемные вопросы

Этап первичного усвоения задания

Организация осмысленного восприятия новой информации

Учитель предлагает учащимся презентовать свои работы по поиску информации

Учащиеся демонстрируют свои новые знания, Комментируют, отвечают на вопросы

- устанавливать последовательное действие по выполнению задания

- построение логической цепи рассуждений

- умение аргументированно предложить и доказать варианты своего решения

Постановка учебной задачи

Организовать деятельность обучающихся по определению плана составления оптимального бюджета семьи

-проблемный диалог: что такое мозговой штурм? где применим? в чем особенности?

включаются в проблемный диалог, что получилось, в чем возникли сложности

Вовлечение в деятельность по составлению бюджета семьи

- умение отстаивать свои мысли.

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на открытие новых знаний, приобретение нового опыта.

- разбивает класс на группы

Каждая разрабатывает свое решение поставленной задачи

-разбиваются на группы,

- обсуждают, составляют план

-активизировать мыслительную деятельность

- развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить

Этап реализации выполненного задания

Помочь осмыслить, проанализировать новый опыт, приобретенный в процессе практическойработы.

Предлагает каждой группе озвучить свой план, записать его на доске, вовлечь обучающихся в обсуждение результатов.

Озвучивают и комментируют результаты практической работы

-активизировать мыслительную деятельность

Этап рефлексии учебной деятельности

Организация оценки знаний и достижений. Подведение итогов работы.

Организует рефлексивную деятельность на уроке.

Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.

- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

- умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

- осознавать успешность своей деятельности.

Этап объяснения домашнего задания

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Объясняет тему домашнего задания.

Слушают, записывают в тетрадь.

- устанавливать последовательное действие по выполнению задания;

- построение логической цепи рассуждений;

- осознавать успешность своей деятельности.

Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013г.;

Предварительный просмотр:

Лепёхина Татьяна Валентиновна.

Цель урока: получение опыта в быстрого генерирования большего числа идей с применением метода мозговой атаки.

  • образовательная – расширить представления учащихся о методах творческого решения изобретательских задач;
  • воспитательная – воспитать потребность к проявлению инициативы и умение работать в коллективе;
  • развивающая – развить навыки решения творческих изобретательских задач.

Методы проведения занятия:

Литература для учителя

Литература для внеклассного чтения учащихся

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Целевая установка.
  1. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  1. Решите задачу. Выполняет 1 группа. Запишите как можно больше принципиально различных предметов, которые могут быть:
  • красными;
  • круглыми.
  1. Фронтальный опрос :
  1. Дайте определение творческому мышлению?

Предполагаемый ответ : Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату).

Предполагаемый ответ : репродуктивное (действующего в рамках известных правил).

Предполагаемый ответ : это знание, возникновение без осознания путей и способов их получения (неосознанно накопленный опыт и способность к целостному видению проблемы).

  1. Какие методы решения изобретательских задач вы знаете?

Предполагаемый ответ : прямая МА, обратная МА, метод ассоциации.

Один из таких методов мы рассмотрим сегодня на уроке.

Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации МА, кроме этого, научимся решать задачи, применяя данный метод.

План: (предполагаемый ответ) (слайд №3)

  • И так что же такое МА? Чтобы ответить на этот вопрос вы можете воспользоваться высказыванием Г. Кружкова .
  • А как вы думаете, какие игры основаны на методе МА?

Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуйте определить цель МА.

  • Как вы думаете, что будет являться целью мозговой атаки?

Предполагаемый ответ: Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей в группе и найти одно верное. (слайд №5)

Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз.

  • генерация идей;
  • В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозговой атаки с членами команды.
  • Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его.
  • Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.
  • Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.
  • уточнение;
  • В течение фазы уточнения (вторая фаза мозговой атаки) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения.
    оценка.
  • Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.

(слайд №6) Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.

Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки.

Для того чтобы МА принесла результат, ее проведение строится на определенных правилах.

Познакомимся с этими правилами (слайд №7).

  1. Четко укажите задачу мозговой атаки.
  2. Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.
  3. Представляйте одну идею.
  4. Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.
  5. Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.
  6. Стройте свои идеи на мыслях других.
  7. Записывайте идеи.
  8. Разделите во времени процесса МА на два этапа:

- анализ предложенных идей.

  1. Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения.
  2. Реалистичность на этапе анализа идей.

И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам организовать МА (слайд №8).

  • Выбрать лидера группы (следит за соблюдением правил МА).
  • Выбрать секретаря (фиксирует идеи).
  • Повторить правила МШ.
  • За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы.
  • Зачитать все идеи громко.
  • Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной задачи.
  • Объяснить свой выбор.

Для того чтобы понять принцип МА. Давайте вместе с вами решим задачу, используя данный метод. Выполняя практическую работу, составьте вопросы по данной теме.

На задание отводится 10 мин. (из них 5 мин.- на обсуждение и 1 минута на объяснение выбранных идей).



Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: