Что такое монтаж изображения и текста кратко

Обновлено: 17.05.2024

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Заключение
Список используемой литературы

Введение

История

Началась новая эпоха кино, которая не смыслила своего существования без важнейшего составляющего всего процесса создания кино — монтажа.

Советский кинорежиссер Лев Владимирович Кулешов, родоначальник отечественной и мировой теории кино и монтажа, первым пришел к выводу, что в основе специфики кинематографа лежит монтажный принцип — это свойство художественного мышления, процессы которого подчиняются общим законам диалектики. Взаимодействуя с окружающим миром, мы всегда соединяем разрозненные впечатления в единую, целостную картину.[2]

Ритм — это наиважнейший принцип монтажа. Он определяет течение экранного времени, организует зрительское восприятие и драматургию. Ритм обладает способностью гармонизировать композиционное построение. Ритмическая несобранность, так же как и ритмическая монотонность, рождает быструю утомляемость. Точно организованный ритм — мощное средство управления чувственно-эмоциональной сферой. В жестко организованной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как мощнейший акцент.

Ритмическая организация материала — вещь крайне важная в любой ленте. Но особенного внимания она требует, если предполагается использовать музыку.

Нескольким годами позже Л. Кулешов проведет ряд экспериментов, которые получат мировую известность и станут хрестоматийными объяснениями двух главных функция монтажа в кино.

"Два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество/. /

Сопоставление двух монтажных кусков больше похоже не на сумму, а на произведение«.[5]

Монтаж — это не столько прием кинематографа, сколько способ человеческого мышления.

  1. Монтаж по крупности
  2. Монтаж по ориентации в пространстве
  3. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре
  4. Монтаж по фазе движущих объектов в кадре
  5. Монтаж по темпу движущихся объектов
  6. Монтаж по композиции кадров
  7. Монтаж по свету
  8. Монтаж по цвету
  9. Монтаж по смещению осей съемки
  10. Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадр, или в нарушение этих требований, но обязательно поставленных в единый ряд в соответствии с избранным автором приемом рассказа.[7]

В итоге получается, что монтируются не кадры, а образы.

Кадр — элемент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки.

Существует две категории образов — статичные пластические образы и пластические образы действия. Они, как раз, составляют содержание кадров, являются материалом, из которого, как из слов, мы строим рассказ на экране.

Литература изобрела целую гамму приемов рассказа: от частного к общему, последовательный рассказ, параллельный рассказ, метафору, ассоциативный рассказ и ряд других. Названия этих приемов заимствовало кино и стало их называть приемами монтажа[8].

Типы и виды монтажа

Существует два типа технического монтажа:

Внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры, которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра.

Средства осуществления внутрикадрового монтажа.

Принципиально говоря, есть пять действий, которые позволяют породить внутрикадровый монтаж.

  1. Мизансцена — передвижение персонажей и объектов внутри кадра.
  2. Панорама аппаратом — поворот камеры во время съемки на оси штатива на одной статичной точке.
  3. Съемка с движения или панорама с движения (тревеллинг) — перемещение аппарата во время съемки на каком-либо движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива.
  4. Совмещение панорамы с тревеллингом — свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направлен взгляда объектива.
  5. Совмещение мизансценирования с любым видом движений камеры.[9]

Межкадровый монтаж — это сочетание (склейка) двух рядом стоящих кадров, подчиненных авторской идее, раскрытию смысла, содержанию, их взаимодействию между собой. Межкадровый монтаж используется для создания единого монтажного решения телевизионного или кинематографического произведения.

Развивается техника, изменяется стилистика показа, но, несмотря на различные формы обобщения, в разных по стилю и по содержанию фильмах применяются основные устойчивые виды монтажа:

  • последовательный
  • параллельный;
  • ассоциативно-образный и как его подвид — дистанционный.

Последовательный монтаж

Последовательный монтаж — это вид монтажа сцен самый простой и самый распространенный.

Последовательным монтажом называется такой способ изложения содержания сцены, при котором действия фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени и действии.[10]

Как правило, при использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке.

И не удивительно, что такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое применение. Смена места событий может быть обозначена простым стыком разноплановых сцен с резким изменением характера звукового сопровождения.

Это относится к любым видам и жанрам экранного творчества: если снимается игровой фильм, делается документальная передача или создается учебная программа.[11]

Вне зависимости от материала (постановочный фильм или передача, документальный фильм, документально-художественнный) и способа его фиксации (кино или телевидение) существует два принципа построения сюжета:

  • на развитии внутренней субъективной логики героев, которая диктует именно эти поступки и действия;
  • на подчинении внешней, объективной логике автора, ведущего рассказ.[12]

Параллельный монтаж

Параллельным монтажом экранного рассказа называется прием, используя который, режиссер предлагает зрителю поочередно воспринимать экранные образы двух и более событий, происходящих одновременно в разных местах, объединенных единым сюжетом.[13]

Действия могут протекать одновременно в реальном пространстве, или одно действие протекает в реальной жизни, а параллельное — в воображении героя и т.д.

Параллельный монтаж подчеркивает драматургическую напряженность конфликтов, может концентрировать или растягивать действие во времени, усиливать воздействие при помощи двух темпо — ритмов, двух цветовых образных решений, игры крупности планов и т.д. Он используется для сопоставления драматических линий, характеров, событий, идей, а также для характеристики социальных контрастов, выявления сходства или взаимосвязи различных событий. В кино и на телевидении используются связи параллельных действий, которые часто усиливаются посредством звука, музыки, шумов, а также сочетания разных действий.

Следует различать две разновидности этого вида монтажа:

  • два параллельных действия в одном и том же пространстве (на первом плане и на втором, видимом отраженно в зеркале или на других зеркальных поверхностях);
  • два параллельных действия, отдаленных друг от друга, но имеющих общую причину или повод для объединения этих действий (классический пример — казнь и решение о помиловании).

При использовании параллельного монтажа необходимо четко выявить действие и реакцию на это действие, причину и следствие, общую линию, объединяющую два действия. Именно благодаря правильному определению этих соотношений и будут найдены центр эпизода и соразмерность его частей.

В телевизионной практике часто параллельный монтаж применяется при работе многокамерным методом съемки, подчеркивая множественность одномоментных действий, происходящих в разных пространствах, например, соревнования по спортивной гимнастике, прямые включения, народные празднества и т.д.[14]

Ассоциативный монтаж

В нашем случае такая связь может возникнуть, если рядом в монтаже фильма будут поставлены кадры, образы которых вызовут такую связь, подтолкнут зрителя к пониманию принципиально нового смысла или образной характеристики основного хода действий или персонажа или даже целой группе действующих лиц. А для этого у кадров должны быть какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять авторскую взаимосвязь этих образов, уловить авторский смысл.[15]

В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или вполне реальные, но изменяющие смысл происходящего, раскрывающие его внутренние связи. Детали трактуются таким образом, что им придается особый, неожиданный смысл. Ритмическое чередование кадров помогает не только создать определенное эмоциональное настроение, но и добиться поэтического осмысления кадров.

При использовании этого вида монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они могут быть вызваны как предметами материального мира (например, алюминиевая кружка или фляга как напоминание о военных днях; ленты, куклы, игрушки как воспоминание о детстве; забытые фотографии, неожиданно найденные и т.д.), так и состоянием природы, созвучным душевным переживаниям героя, состоянию его внутреннего мира (лирическое настроение или дискомфорт, который передается различными оптическими искажениями, ракурсной съемкой, изменением освещения или цветового решения кадра и т.д.). Наравне с пластическими ассоциациями существуют и звуковые (шум дождя, крик, гром и т.д.). Ассоциации бывают прямые, легко узнаваемые и отраженные.

Дистанционный монтаж

В 1970-е годы советский режиссер А. Пелешян по-новому оценил достижения в области монтажных теорий периода 1920–1950-х годов.

Помимо основных видов монтажа существует великое множество других, как художественных так и технических, например:

Тематический монтаж

Под приемом тематического монтажа принято подразумевать какой-то кусок фильма, содержащий более четырех кадров, объединенных одной темой. Таких кадров может быть 5, 10, 15 — в зависимости от авторской задачи. Иногда на этом приеме делаются целые сцены. /. /

Аналитический монтаж

Приемом аналитического монтажа называют последовательность кадров, содержащих детали или элементы какой-то сцены или события без показа этой сцены общим планом в одном кадре. Такая последовательность создается для того, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он увидел эту сцену целиком, чтобы в его сознании родилась общая картина происходящего.

Монтаж по мысли

Одним из действенных приемов монтажа является перебивка. Перебивка — это отдельный кадр, который не содержит в себе объектов, запечатленных в соседних кадрах, — в предыдущем и следующим за ней — при монтаже непрерывно развивающейся сцены. Используется для того, чтобы перекрыть разрыв в естественном течении времени события. Это — способ создать иллюзию неразрывного, естественного развития сцены и хода времени.

Заключение

Вне зависимости от таланта и профессионализма режиссера, оператора, актера, ведущего — монтаж не заменить ни чем. Такой незаметный и такой важный для зрителя, он способен творить чудеса. Заставить зрителя поверить во что-либо, пережить эмоции, лишь расположенными в нужной последовательности кадрами, по-другому и не назвать. Конечно, этого мало, необходимо знать и соблюдать массу правил, важно задумываться не только о художественной стороне вопроса, но и технической. Одним словом, монтаж — это огромный пласт работы, без которого не создать интересное и качественное экранное произведение. И прежде чем приступать к созданию шедевра, неважно в какой роли: режиссер, сценарист, журналист, звукорежиссер — необходимо прочесть и изучить множество трудов о монтаже, набить шишки в практике, то есть самостоятельно попытаться овладеть этим необходимым умением — умением использовать монтаж. Именно с него начинается и заканчивается работа над фильмом или передачей, а это значит знать множество тонкостей монтажа — одно из важнейших условий в работе, как журналиста, так и кинематографиста.

Ссылки

[1] Медынский, С.Е. Компонуем кинокадр; -М.: Искусство, 1992 г. −240 с. с. 96

[2] Компонуем кинокадр. с. 96

[3] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая. -М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 13

[4] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая. -М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 14

[5] Юренев, Р.Н. Эйзенштейн о монтаже/ Р.Н. Юренев. Уч.-изд. Л. — М.:ВГИК, 1998 г. — 192 с. с. 11

[6] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 20

[7] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 155

[8] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 156

[9] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. Уч. Часть третья. -М.: А.Дворников,2003 г. — 206 с. с.41

[10] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 161

[11] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. Уч. Часть третья. -М.: А.Дворников,2003 г. — 206 с. с. 157

[13] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 165

[15] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 166

[17] Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Editing: television, cinema, video. — 2-ое изд. Уч. Часть первая.-М.: А.Дворников, 2000 г. — 242 с. с. 172-178

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

маркетбот заработок

Подпишитесь на бесплатную почтовую рассылку по созданию видео.

В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.

Популярные статьи

как получить кэшбэк

Свежие статьи

Слово "монтаж" означает "подбор и соединение различных частей в одно целое". Литературное произведение, картина, фильм создаются путем комбинирования материалов.

Люди в процессе развития цивилизации освоили живопись, создали литературу, придумали театр, изобрели кино, и, наконец, осознали, что с тех пор, как появился язык, они пользуются монтажом.

монтаж

Все экранные произведения - фильмы, телевизионные передачи, видеоклипы, рекламные ролики - это всегда рассказы.

Экранный рассказ - это последовательность образов, возникающих на экране, которые соединены по определенным принципам. Этм образы обязательно создают единый ряд в соответствии с замыслом создателя.

При создании фильма мы монтируем, соединяем между собой именно образы (подробнее об образах и монтаже).

Образы делятся на статичные пластические образы и пластические образы действия. Именно они являются содержанием кадров.

Монтажер, который создает фильм, выбирает и режет кадры, должен руководствоваться двумя главными принципами:

во-первых, зритель должен успеть понять, что именно демонстрируется на экране, т.е. распознать данный образ;

во-вторых, образ должен иметь определенную степень законченности и находить продолжение в следующем кадре.

Чем сложнее образ, тем длительнее его восприятие зрителем. Именно этим определяется длина кадра, то есть длительность его показа на экране.

Если кадры будут слишком короткими, зритель не узнает их или не успеет понять, какие именно образы демонстрируются на экране.

Мы часто можем видеть на экране беспорядочное мелькание кадров, настоящий калейдоскоп (особенно этим грешат современные боевики). По замыслу режиссера быстрая смена кадров должна передать динамику событий.

В действительности, зритель не успевает распознать образы, ассоциировать их между собой и не воспринимает события на экране. Ничего, кроме раздражения, такой монтаж не вызывает.

Таким образом, длительность кадра должна быть достаточной для восприятия и осознавания образов на экране.

Монтировать кадры нужно так, чтобы зритель не ощущал прерывистость экранного повествования, чтобы оно не распадалось на отдельные куски, воспринималось как единое целое.

Литература пользуется различными приемами рассказа: последовательный, параллельный, ассоциативный и др. Эти приемы перешли в кино, их стали называть приемами монтажа.

Существуют различные приемы монтажа: последовательный, параллельный, от общего к частному, ассоциативный, тематический, аналитический и др.

Эти приемы можно использовать как при монтаже образов одной сцены (сцена - это называется экранного произведения, в которой действие происходит в течение какого-то непрерывного промежутка времени), так и частей сцены.

видеомонтаж

Последовательный монтаж - это способ подачи материала, при котором действие фильма происходит без видимого для зрителя разрыва во времени.

Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный. Его используют, снимая игровые фильмы, документальные передачи, учебные программы.

Образы предыдущего кадра переходят в каждый последующий кадр, и при этом создается последовательность образов, соединенных между собой наподобие звеньев цепи.

Параллельный монтаж - это поочередный показ двух и более действий или образов, которые происходят или в разное время, или одновременно в разных местах.

Наверняка, вы легко можете припомнить фильмы, в которых используется такой способ повествования, потому что встречается он часто.

Параллельный показ развития разных событий, которых объединяет один сюжетный ход, является частным случаем и называется перекрестным монтажом.

Пример: на экране чередуются кадры: ребенок выходит на дорогу - несущийся автомобиль - человек, который спешит на помощь. Такой показ создает ощущение динамики, заставляет зрителя острее переживать сюжет.

Прием параллельного монтажа используется не только в фильмах, но и в телепередачах, трансляции прямого эфира.

Если одновременно проходят два футбольных матча, трансляция ведется с обоих стадионов. Комментаторы ведут репортаж по очереди, могут переговариваться друг с другом, а режиссер занимается переключением трансляции в эфир в соответствии с их комментариями. Подобных примеров вы и сами можете вспомнить очень много.

Ассоциативный монтаж - это использование кадров и эпизодов, вызывающих у зрителя определенные ассоциации, образы, сравнения.

Часто этот способ применяется для создания определенного настроения, приданию сценам эмоциональной окрашенности.

Например, красивые пейзажи, картины природы создают настроение спокойствия, умиротворения, радости. Тикающие часы крупным планом, капающая из крана вода подчеркивают тревожное ожидание. Грозовые тучи, раскачивающиеся на ветру деревья вызывают чувство тревоги, надвигающейся беды.

Этот способ монтажа открывает простор для творчества режиссера, ассоциации - мощный инструмент, дающий возможность не следовать стандартным правилам построения эпизода, проявлять оригинальность и креативность.

Еще встречаются такие понятия, как интеллектуальный монтаж, строящий монтаж, психологический монтаж и др.

Вы можете выбирать какой-то один вид монтажа или комбинировать их, использовать в разных сочетаниях.


Ключевые слова: художественная культура, произведение, монтаж, текст, смысл, пространство, авторская позиция, концепция, структурные возможности монтажа, пространство-время

Abstract: The subject of this research is the determination of the degree of scientific exploration of the concept of “montage” within the system of artistic culture, consideration of the processes of its establishment and subsequent transformation. The object of this research is the analysis of fundamental works comprise the basis of the montage theory in the system of artistic culture and fully reveal the figural-dramaturgical and compositional-structural peculiarities of this phenomenon (works of S. Eisenstein, L. Kuleshov, V. Pudovkin, Y. Tynyanov, Y. Lotman. V. Ivanov, T. Efremova, R. Salganik, N. Volkov and others). For achieving the set foal, the author selected the methodology of exploration of the term “montage” in various fields: literary studies, book publishing, culturology, aesthetics, and cinematography. A conclusion is made that the concept of “montage” was viewed by the scholars from various perspectives: as the means for expressing authorial positions; realization of figurative theme; composition of artwork; one of the types of artistic thinking that becomes common for the national art of the late XX century. This article is first to consider the concept of “montage” in the context of various humanitarian spheres. The scientific novelty lies in determination of the relevance of montage principles outside cinematography, despite the origin of the montage theory in the area of cinematic art. Modern artists of different types and genres continue to widely interpret the capabilities of montage in their works.

concept, author's position, space, meaning, text, montage, work, art culture, structural capabilities of installation, space-time

В литературе, посвященной монтажу, существуют определения, раскрывающие функцию монтажа исключительно как технического приема. В этом ключе находится позиция советского литературоведа Б. Эйхенбаума, который определяет монтаж в кино как некую систему кадроведения.

Нередко в попытках постижения художественной сущности монтажа ученые выдвигают противоречивые и одновременно оригинальные концепции. Одной из них является связь монтажа с природой (Р. Салганик, Н. Маньковская, Н. Волков и другие).

Значительную роль в толковании художественной сущности монтажа играют философские исследования.

Итак, выше приведенные исследовательские позиции в гуманитарных науках доказывают, что монтаж как художественный феномен постоянно находится в зоне пристального внимания. Такое состояние научной мысли подтверждает актуальность этой темы, необходимость во всей глубине осознать парадоксальность данного феномена, так как в нем отражаются черты времени, в котором мы живем.

Подобная трактовка и оценка монтажа как нового метода, способа мышления продолжена отечественными теоретиками и более позд­него времени, она является в отечественном искусствознании ведущей.

Таким образом, в каждом из исследований мы встречаемся с уникальным видением и осмыслением феномена монтажа. Обобщая выше приведенные определения, сформулируем следующие выводы:

1. Монтаж – одно из явлений мышления, знаменующее появление новой системы объединения в законченное целое самостоятельнозна­чимых элементов, деталей;

2. Монтаж – это средство выявления глубинных связей между явлениями и событиями, и с этой точки зрения является способом художественного познания и целенаправленного изображения действительности;

3. Монтаж – средство отражения авторской позиции, авторского отношения к изображаемому. Именно авторская мысль-идея обнима­ет своей образной энергией массу разрозненных и разно­родных деталей и придает им единый смысл и целеустремленность;

5. Монтаж – это композиция художественного произведения.

Данная характеристика монтажа представляется самой важной среди многих определений этого явления. Здесь выдающийся отечественный режиссер концентрированно раскрывает художественную сущность и особенности монтажа именно как нового метода художественного мышления, выделяя следующие его черты:

2. его новая сборка в соответствии с авторским пониманием, отношением к нему;

3. это отношение определяется мировоззрением, идеологией автора;

4. в субъективном мировоззрении автора отражается идеология того общества, представителем которого он является.

Таковы основные положения теории монтажа, раскрывающие его особенности как способа художественного мышления. Разработанные в теории кино, они имеют более широкое, искусствоведческое значение. В этой связи, позволим себе не согласиться с мнением М. Ромма, считавшего, что монтаж является специфически кинематографическим способом обозрения и познания мира. Монтаж как теория, действительно, сформировался в области киноискусства, но действие монтажных принципов далеко не ограничивается рамками кино. Художники различных видов и жанров искусства также широко интерпретировали возможности мон­тажа. Поэтому монтажность мышления сформировала одну из ведущих тен­денций в искусстве XX века в целом.

Азизов 3. Ответ обществу потребления: монтаж как искусство [Текст] / З. Азизов //Художественный журнал. – 2010. – №3/4 (79/80). – с. 31 –33.

Балаш Б. Видимый человек. Очерки драматургии фильма. [Текст] / Б. Балаш – М.: Всероссийский Пролеткульт, 1925. – 88с.

Бобринская Е. Коллаж в ХХ веке [Текст] / Е. Бобринская // Коллаж в России. ХХ век — СПб.: PalaceEditions, 2005. — 391 с./С. 7 – 13.

Берков П. Монтаж [Текст] / Берков П.// Литературная энциклопедия / гл. ред. А. Луначарский: в 11 т. М.: ОГИЗ РСФСР, Советская энциклопедия, 1934. Т. 7. – С. 447.

Вайсфельд И. Композиция в киноискусстве [Текст] / И. Вайсфельд –М.: Вссоюзный государственный ордена Трудового Красного Знамени Институт кинематографии,1974.

Вайсфельд И. Формирование советской теории кино [Текст] / И. Вайсфельд, Г. Масловский // История советского искусствоведения и эстетической мысли 30-х годов. – М.: 1977. – С. 250-317.

Грыгар М. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда [Текст] / М. Грыгар, пер. М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной – СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007. – 519 с.

Ефремова Т. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. [Текст] / Т. Ефремова – М.: ACT, 2006. Т. 2. – 168 с.

Иванов В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. [Текст] / В. Иванов // Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. – М.: Наука, 1988. – С. 119–149.

Кондратьев Е. Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации [Текст] / Е. Кондратьев – М.: Индрик, 2010. – 320 с.

Клер Р. Размышления о киноискусстве. Заметки к истории киноискусства с 1920 по 1950 гг. [Текст] / Р. Клер –М.: Искусство, 1958. – 232 с.

Кривцун О. Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа [Текст] / О. Кривцун–СПб: Алетейя, – 2000.

Кулешов Л. Искусство кино. (Мой опыт) [Текст] / Л.Кулешов // Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. Теория. Критика. Педагогика. – М.: Искусство, 1987. – С.161 – 225 с.

Кулешов Л. Практика кинорежиссуры [Текст] / Л. Кулешов. – М.: Художественная литература, 1935. – 280 с.

Кутырев В. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества) [Текст] / В.Кутырев. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2006. –301 с.

Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. [Текст] / Ю. Лотман. – СПб.: Академический проект, 2002– 544 с.

Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // [Текст] Ж. Митри. Строение фильма. – М.: 1984. –279 с.

Флакер А. Системность и несистемность авангарда [Текст] / А. Флакер Живописная литература и литературная живопись. – M.: Три квадрата, 2008. – С. 63 – 70.

Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6-ти томах [Текст] / С. Эйзенштейн, Т.З.–М.: Искусство, 1964. – 672 с.

Якобсон, Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии [Текст] / Р. Якобсон // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 463;

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Как технический процесс М. производится на киностудиях в специальных цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы — моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М. проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра.

М. проходит ряд последовательных этапов. Полученный материал — киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента с фонограммой — подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом М. проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов.

После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и другие надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. М. заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3—5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т. н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив , в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке.

Такие же стадии М. проходят и телевизионные фильмы (см. Кинотелевизионная техника ) . Однако в телевидении распространена особая форма М. во время прямых, непосредственных передач в эфир с места событий, без предварительной фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевизионной технике позволило усовершенствовать М. и сделать его более оперативным.

Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, [М.], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [М.], 1941; его же, Кадр и монтаж, М., 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр. статьи, М., 1956; его же, Избр. произведения, т. 2, М., 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, М., 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Рейсц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [М., I960]; Фелонов Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Читайте также: