Особенности критериального оценивания проектной деятельности в младшей школе

Обновлено: 04.07.2024

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Поэтому, оценить проект можно по

По презентации.Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Основные требования к проекту

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Поэтому, оценить проект можно по

По презентации.Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Автор: Курочкина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Школа № 5 города Белогорск
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Докклад
Тема: Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся
Раздел: начальное образование

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности

учащихся
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира. Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной творческой деятельности. Одним из способов развития детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: во время уроков со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода. Речь пойдёт о критериях оценки и контроле результатов проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с
(слайд1)
современными подходами, должен быть диагностичным. Вначале необходимо определить, что и как оценивать.
(слайд 2)

Проектная деятельность учащихся — высокомотивированная

самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность,

ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под

Критерии оценки проекта (2 класс)
№ п\п Критерии оценки Баллы 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):  Формат А4  Название  Автор  Наличие картинки (рисунка)  Аккуратность 2. Критерии оценки содержания проекта (4 балла):  Соответствие теме проекта  Наличие оригинальных находок  Полнота  Логичное изложение материала
3. Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):  Грамматическая правильности речи  Степень владения материалом  Эмоциональность в представлении Итого: 12-14 баллов – “5” 9-11 баллов – “4” 6-8 баллов – “3” Итоговая отметка: В 3-м -4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Критерии так же усложняются. Посмотрите бланк № 2. Эти критерии я буду использовать при оценивании проектов ребят в 3-4 классах.
Бланк № 2

Критерии оценивания проектов
3-4 класс
Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель не сформулирована 0 Цель определена, но план ее достижения отсутствует 1 Цель определена, дан краткий план ее достижения 2 Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 3
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность

их использования
Использована неподходящая информация 0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к

работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует 0 В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении 1 Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 6. Качество проведения презентации
Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий 7. Качество проектного продукта
Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Критерии выставления отметки

Бланк №3
Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

Критерии оценки

1 класс п р е д п о л а г а е т

п р и о б р е т е н и е
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2-3 класс предполагает
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
4 класс предполагает:
получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по Самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быт представлены, через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Так же разработала оценочные листы. Бланк №4, где в конце года дети сделают самооценку своих достижений и я оценю их умения. Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность Вывод: Правильное, грамотное определение
критериев оценки
,
показателей
, использование адекватных им
измерителей
— залог верного оценивания любой деятельности. Я желаю вам успехов в работе и буду рада, если мой опыт вам пригодиться. Спасибо за внимание!


В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесён на формирование общеучебных компетентностей учащихся [2]. Изменилась роль педагога в образовательной деятельности и сам подход квнутриклассному оцениванию. Оценка играет социально значимую роль в становлении личности, помогает сориентировать младшего школьника на успех.

Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Современному педагогу известно, что метод проектов активно способствует:

– эффективному усвоению знаний;

– формированию навыков практических исследований, позволяющих принимать правильные, обоснованные решения;

– решению задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

– повышению познавательной активности;

– развитию творческих способностей;

– созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению активности школьников.

Особенности оценивания в первом классе обусловлены системой безотметочного обучения. Оценивание — это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика. [1]

Умение рефлексировать-важное учебное действие. Для этого младший школьник должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач.

Символические — ученик просто выставляет оценку с помощью символа (шаблона листов березы). Устные — ребёнок (автор проекта) связно высказывает свои мысли и описывает свои эмоции от защиты.

Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.

Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Департамент образования города Москвы уделят большое внимание проектной деятельности учащихся, поэтому во многих округах города проводятся смотры проектно-исследовательских работ школьников. Основная сложность в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все многообразие работ участников проектной деятельности оцениваются по разным критериям.

В качестве примера можно рассмотреть оценочные листы, предлагаемые членам экспертной комиссии в двух округах города Москвы [4, 5], где проводятся конкурсы проектно-иссследовательских работ школьников (таблица 1).

Сравнение критериального инструментария для оценки проектов учащихся. Таблица 1.

Критерии оценивания

1 – обоснование, актуальность выбранной темы;

2 – замысел, идея, решение проблемы;

3 – реализация идеи (наличие исследовательской или проектной части);

4 - полученные результаты, выводы;

5 - презентация работы;

6 – доп. балл (особое мнение эксперта).

2 – обоснование выбора темы и ее актуальность;

3 – практическая значимость работы;

4 – оригинальность решения проблемы;

5 – артистизм и выразительность выступления;

6 – глубина и широта знаний по проблеме;

7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);

8 – использование наглядности и технических средств.

В настоящее время очень явно прослеживается необходимость унифицирования критериев оценивания проектных работ, т.к. конкурсы проектной деятельности проводятся, например, в Москве, на школьном, районном, окружном, а затем городском уровне. И один и то же проект оценивается на всех перечисленных уровнях по разным критериальным показателям. Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности, т.к. один и тот же проект может получить как высокие баллы, так и достаточно низкие.

Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся (таблица 2).

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Таблица 2.

Этап работы над проектом Критерии, соответствующие этапам Характеристика критерия
Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий
Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом
Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия
Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения
Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы
Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта
Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы
Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта
Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности
Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Таблица 3.

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 4).

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Таблица 4.

Количество набранных баллов Уровень проекта
до 60 баллов Низкий уровень
61-80 Средний уровень
81-100 Выше среднего уровня
101-120 Высокий уровень

Разумеется, предложенная система оценивания проектно-исследовательских работ учащихся не лишена недостатков. Рискнем предположить, что одним из ее неудобств будет являться непривычность для экспертов. Данная система сможет работать только при специальной подготовке экспертов и ознакомлении с ней руководителя проектной деятельности.

Конечно, могут возникнуть трудности с некоторыми критериями оценки проектно-исследовательских работ учащихся, которые, с одной стороны, нельзя не учитывать, а, с другой, невозможно измерить количественно. Эту проблема решается за счет оценивания некоторых критериев из расчета дополнительных баллов.

Таким образом, предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Читайте также: