Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи с внешней средой

Обновлено: 04.07.2024

В статье проведён анализ историко-философских подходов наиболее известных медицинских школ Древней Греции: Киренской, Родосской, Сицилийской, Кротонской, Косской, Книдской, Александрийской. Описаны основные медицинские и общенаучные достижения, а также упоминается вклад наиболее ярких представителей и основателей школ. Выбор данной темы обусловлен тем, что цивилизация Древней Греции представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Именно философская традиция древних греков впервые предложила миру явление теоретического мышления, основным подходом которого считается выведение частного знания из неких общих принципов при помощи доказательств. Именно этот подход способствовал развитию других фундаментальных наук, таких как медицина, педагогика, метафилософия, космология, физика, математика, зоология и др. Благодаря достижениям древнегреческих врачей-философов, медицинская наука получила знания и подходы, используемые по настоящее время. Основные античные медицинские школы развивались в рамках представлений натурфилософии, что объясняется необходимостью объяснения мира с позиции первоначала. Данный процесс явился позитивным импульсом для развития не только медицины, но и других базовых фундаментальных наук, основой которых является философия.


2. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. 3-е изд. М., 1963. 524 с.

4. Фоминова Л.А. Античные ученые Греции и Рима, внесшие наибольший вклад в создание медицинской и фармацевтической терминологии // Студенческая наука: взгляд молодых. 2019. С. 296.

5. Пучкова В.А., Королева Е.А. Развитие медицины в античной Греции // Неделя науки СПбГПУ. 2014. С. 63.

7. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. проф. Д.А. Балалыкина. М.: Литтерра, 2012. С. 624

9. Тюряхин И. Н. Врачевание в Древней Греции в архаический и классический периоды // Здоровье населения – основа процветания России. 2016. С. 352.

10. Склярова Е.К., Камалова О.Н., Жаров Л.В. История медицины: краткий курс // Scientific magazine Kontsep. 2015. С. 304.

11. Ашурбаева Г.А., Шапошников Г.Н. Врачевание в Древней Греции // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2019. С. 45.

12. Карпеев А.А. Очерки истории фитотерапии: Древняя Греция (продолжение) // Традиционная медицина. 2018. № 1 (52) 2018. С. 261.

13. Георгий Сфрандзи. Хроника / Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 297.

14. Ковньер С.Г. История медицины: Медицина Востока. Медицина в древней Греции до Гиппократа. Ч. I, выпуск первый. – V universitetskoj tipografii (I. Zavadzkago), 1878. С. 239.

15. Поляковская М.А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. (Николай Кавасила) // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 116.

16. Приходкин А.С., Шапошников Г.Н. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции // Current issues of modern medicine and healthcare. 2017. С. 665.

17. Старченкова О.С. и др. Роль философии в медицине и формировании врачебного мышления // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 65.

18. Зарубинская Л.Г., Худоногов И.Ю. Переход Древней Греции от семейных к частным медицинским школам как индикатор повышения ресурсного обеспечения (основные причины и следствия) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018. № 5.

19. Кущ Т.В. Наставничество как форма интеллектуального общения // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2011. Вып. 40. С. 362.

21. Золотарёва К.С. Мифология и медицина в Древней Греции // Молодой исследователь: от идеи к проекту. 2019. С. 369.

22. Акбиева А.С. Философско-религиозные аспекты в древнегреческой медицине: ритуал энкомисис и культ Асклепия // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. 2018. С. 597.

23. Ручинская О.А., Семененко Е.В. К вопросу о храмовой медицине в античных городах Западного Причерноморья в I–III вв. н. э. 2012.

24. Кущ Т.В. Византийская интеллектуальная среда (конец XIV–XV в.): Опыт характеристики // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. Вып. 29. С. 362.

25. Тулупова О.Н. Трансфессиональный резонанс древнегреческих практик врачевания в современной медицинской культуре // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3–2.

Древнегреческая цивилизация представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Древние греки представили человечеству термин теоретического мышления, главенствующим положением которого считается выведение частного из неких общих принципов посредством доказывающих фактов.

В устройстве древнегреческого общества появились врачи и философы, как элитарные представители античного социума, которые пользовались большим уважением и авторитетом в обществе. Достижения и взгляды медицинской науки Древней Греции стали базой для развития европейской медицины.

Цель работы – показать основные фундаментальные историко-философские воззрения, стоящие в основе наиболее заметных медицинских школ Древней Греции, чьи достижения явились базой для более поздних медицинских учений.

Древняя греческая медицина носила характер династийности, на основе которой в дальнейшем появились полноценные врачебные сообщества. Школы развивались в крупных городах и на островах, из них наиболее известны: Кротонская, Сицилийская, Косская и Александрийская школы. Все они из-за разности подходов к лечению пациентов и территориальной разобщённости имели отличный друг от друга философский фундамент.

Среди старейших медицинских династий были особенно знамениты Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря) и Киренская (город Кирена в Северной Африке). Территориально они были расположены далеко за пределами Балканского полуострова, и поэтому сведения об их философии минимальны и разноречивы [1].

Наиболее доподлинно, как об одной из наиболее древних, известно о Кротонской медицинской школе. Она, появившаяся на юге современной Италии в городе Кротоне, достигла своего расцвета в VI в. до н.э., её основателем является известный античный философ и учёный Пифагор.

Наряду с ним история сохранила имя его последователя, врача и философа Алкмеона, который вошел в историю как первооткрыватель слухового канала и перекреста зрительных нервов. В его трудах есть упоминания о головном мозге как об органе познания и этиологии некоторых психических и соматических болезней.

Медицинская школа славится среди историков медицины не только практико-медицинскими наработками, но и постижением натуры человека. В этом отношении медицина античной Греции развивалась тем же путем, что медицина Китая и Индии. Таким образом, она продолжала их вектор развития [2, 3].

Врачи Кротонской школы выделяли как базовое учение Анаксимена о воздухе как о первоначале всего сущего. В своём понимании медицины последователи школы следовали законам диалектики.

Не менее известным представителем этой школы является Диоген из Аполлонии, который предложил представить работу сердца как органа, отвечающего в равной сфере за крово- и газообмен, что позднее было опровергнуто Гарвеем [5].

Эволюционным вкладом кротонских исследователей в медицинскую науку явилось усовершенствование понятий, предложенных в традиционной медицине Древнего Китая и Индии. Однако в последующем критике был подвергнут подход, основанный не на анатомии и физиологии, а лишь на натурфилософии.

Далее в хронологическом порядке стоит Сицилийская медицинская школа. Известно, что она была основана в V в. до н. э. на острове Сицилия философом Эмпедоклом.

Эмпедоклу приписывают ликвидацию болота близ Сицилийского города Селинунта, как фактора, способствующего развитию вспышек малярии у жителей полиса. Кроме этого, он путём создания вентиляции в горном массиве ликвидировал вспышки малярии среди населения своего родного города.

Благодаря его работам представления анатомов, его современников, пополнились данными о строении лабиринта внутреннего уха. Представления о физиологии пополнились рядом исследований функционирования дыхательной системы, деятельности сердца, кровообращения, зрения, обоняния. Эмпедокл в рамках своей школы применил метод музыкотерапии в лечении пациентов с душевными расстройствами. Учёные, окружающие его, в частности Аэций, отмечали, что он имел интерес к вопросам генетики. По его мнению, основой появления мальчиков является южная или восточная земля. В свою очередь, в основе рождения девочек лежит земля с севера. Он был уверен, что дальнейшее образование полов в результате деторождения детерминировано свойствами семени обоих родителей. Эмпедоклом была выдвинута гипотеза, объясняющая происхождение уродств у плода. Он связывал их с недостатком или избытком семени, выделенного родителями. Рождение близнецов связывал с внутриутробным дроблением семени [6].

Несмотря на несовершенство представлений Эмпедокла в вопросах познания мира, его теория оказала значимое воздействие на крупнейших античных философов, представителей теории атомизма, таких как Эпикур, Платон, Аристотель.

Аналогичные воззрения были присущи и его последователям, что обеспечило весомый вклад в медицину и философию античного мира [8].

В соответствии с логикой повествования, рассмотрим далее Книдскую медицинскую школу. Она была основана в г. Книдосе, в Ионии. Её рассвет пришёлся на первую половину V в. до н. э. Во главе династии стоял Эврифон, о котором в медицинской историографии на сегодняшний день не сохранилось достоверной информации. Её целью было стремление к созданию систематизирующей теории в медицине. Критики были недовольны излишней теоретизированностью в убыток эмпирическому знанию.

Общепринятым в истории медицины является противопоставление Книдосской и Косской школ именно в отношении к практическим подходам к лечению внутренних болезней. Из истории развития Книдосской медицинской школы в VI–V в. до н. э. можно проследить эволюцию принципов и методов ионийской философии в медицине Древней Греции.

Далее в хронологическом порядке следует упомянуть о Косской медицинской школе, которую многие историографы медицины считают главной античной медицинской школой.

Династия была основана на острове Кос, в V в. до н. э. Первые упоминания о ней появились в 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к врачам Небросу и Хрисосу за помощью в борьбе с эпидемическим процессом в войске города Кирроса. Оба врача, согласно преданию, выполнили просьбу, эпидемия была прекращена.

Немалую роль в развитии школы сыграл Гиппократ II Великий. Подход врачей Косской школы заключался в том, что организм находится в тесной связи с окружающей средой. Благодаря этому активно использовался принцип наблюдения и лечения у постели больного.

Учение о травматологии, которое разработал Гиппократ, было основано на его работе в качестве военврача в греческих армиях, так как в годы его жизни наблюдалось возвышение Афин по отношению к другим полисам, нередко с использованием вооружённых сил.

Ему было свойственно считать болезнь проявлением жизни организма, представляющей собой результат изменения материального субстрата, под действием патологического фактора. Таким образом, болезнь понималась как процесс, в который вовлекается весь организм.

Учение Гиппократа эволюционно выше, за счёт материалистического подхода, по сравнению с более древними идеалистическими медицинскими учениями.

По его мнению, общими патологическими факторами для развития большинства заболеваний являются: сезон, климатические условия региона проживания, санитарно-гигиенические свойства почвы и воды в данной местности, прочие эпидемические факторы. К частным он относил: образ жизни, возраст, пищевые предпочтения и наследственность конкретного пациента.

Для представлений Косской школы характерно выделение нескольких типов характера человека, что связывалось с местами проживания и что, согласно учению школы, воздействовало на течение патологического процесса [13].

Для специалистов Косской школы характерно отсутствие потребности в систематизации болезней на группы и виды. После осмотра больного врач приступал к прогнозу на основе установленных признаков и к синдромальному лечению [16].

Отдельно следует упомянуть Александрийскую медицинскую школу, она является одной из самых молодых. Несомненно, на её развитие повлиял тот факт, что Александрия имела большую философскую базу, а также знаменитую библиотеку, при этом общественный порядок способствовал развитию наук и медицины в частности. Были узаконены анатомические и физиологические исследования, так при Птолемеях были разрешены анатомические исследования на живых, приговорённых к смерти людях. Преследовалась цель создания чёткой и обоснованной научной базы, в рамках этого были проведены фундаментальные исследования в неврологии и кардиологии. Большое развитие получила пульсовая диагностика [17].

Развитие школы началось в III в. до н. э., среди талантливейших врачей следует выделить Герофила и Эразистрата [18].

Согласно биографии Герофила он являлся уроженцем Халкедона на Босфоре, обосновавшись в Александрии, позиционировался как врач Косской школы, так как являлся учеником Праксагора Косского. Благодаря этому, его считали выдающимся диагностом.

Другой знаменитый врач – Эразистрат, уроженец острова Кеос. Его наставниками являлись Метродор Афинский и Хрисипп Родосский. Для него был характерен универсализм: внимание к анатомо-физиологической теории и в то же время талант врача-практика. По всей видимости, это было связано с влиянием его учителей.

Важно подчеркнуть, что Эразистрат был единомышленником философа-материалиста Демокрита, мировоззрение которого задало направление его трудам. Как и его коллега, активно занимался анатомией, являлся автором многих и ныне применяемых медицинских терминов. Важен тот факт, что Эразистрат опровергал теорию Гиппократа о четырех жидкостях человеческого организма, он считал, что в теле два разнонаправленных элемента: жизненный дух и кровь [20, 21].

Эразистрат провел связь между количественной характеристикой извилин мозговых полушарий человека с его умственными способностями, отдав превосходство человеку над животными [22].

Таким образом, Александрийская медицинская школа носила материалистический и натурфилософский характер. Однако эта школа не могла называться в полной степени династийной, так как представляла собой сплав наиболее известных и распространённых медицинских школ. Её наработки значительно повлияли на развитее врачевания и медицинской науки как в древнем Риме, так и в средневековой Европе [23–25].

Заключение

Таким образом, основные медицинские школы Древней Греции развивались в рамках представлений натурфилософии, что обосновывается потребностью объяснения сущности устройства мира с позиции первоначала. Этот процесс явился позитивным фактором для развития античной медицинской науки. Следует отметить, что при отсутствии четкого мировоззрения некоторые крупные врачи и философы становились сторонниками идеи рационального познания. Их выдвигали Сократ, Платон и Гиппократ.


В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.


Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.


Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.


Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.


Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос


Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека.



Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)
Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.
Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.
Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.
Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огня
Левкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частиц
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.


Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

+Д. Заболотный
В 1808 году государственным мероприятием в Великобритании стало:

- открытие морских карантинов

- госпитализация инфекционных больных

Первым кто показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов был:

- Д. Фракасторо
В 1885 году Л. Пастер организовал в Париже:

- первый институт по борьбе с бешенством и другими инфекциями

- первую инфекционную больницу

+ первую антибарическую станцию

- первый карантинный пункт

- первую бактериологическую лабораторию
Основные открытия Л. Пастера:

+ ферментативная природа молочнокислого брожения

+ ферментативная природа спиртового брожения

+ ферментативная природа масляно-кислого брожения

+ исследование болезней шелковичных червей

- изучение туберкулеза
Основоположник бактериологии, лауреат Нобелевской премии 1905 года:

- Э. Дюкло
Окрашивание микробов анилиновыми красками впервые в своих исследованиях применил:

- А. Йерсен
В 1908 году за создание учебника об иммунитете была присуждена Нобелевская премия:

+ И. Мечникову
Физиологическое (направленное на экспериментальное изучение причин возникновения инфекционных заболеваний и их профилактику) направление в медицинской микробиологии связано:

- Э. Дженнером
Этиологическое направление в медицинской микробиологии связано:

+ Р. Кохом
Учение о защитных силах организма разработано:

+И.И. Мечниковым
Первый вирус табачной мозаики в 1892 году открыт:

- Г.Н. Габричевским
Основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры) заложил:

-А. Негри
В 1888 году в Париже на средства, собранные по международной подписке, создан:

+ Институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями

- Институт по оспопрививанию

+ И.И. Мечников
Организатором производства противодифтерийной сыворотки в Москве в 1892 году был:

+ Г.Н. Габричевский
Основатель первой в России бактериологической станции (в Одессе, 1896 г.):

- И.И. Мечников
Первая бактериологическая станция в России была организована:

- Д.И. Ивановский
Вакцина против сибирской язвы разработана:

- Э. Дюкло
Разработка вакцины против сибирской язвы в России принадлежит:

-Н.Ф. Гамалея
Создание эффективной вакцины против чумы принадлежит:

- Д.К. Заболотному
Открытие возбудителя чумы принадлежит:

+ Г.И. Минху (Россия)

+ А. Йерсену (Дания)

+ С. Китазато (Япония)

- В.А. Хавкину (Россия)
Разработка учения о природной очаговости чумы принадлежит:

- Мочутковскому
Основоположниками отечественной гигиены являются:

-Н.И. Тезяков
Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены:

-Германия
Первую в России кафедру гигиены, созданную при Петербургской медико-хирургической академии, возглавил:

-М. Петтенкофер
Основные направления исследования Ф.Ф. Эрисмана:

Основные направления исследования А.П. Доброславина:

+коммунальная гигиена
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:

+равномерную нагрузку по дням недели

+обязательные горячие завтраки

+занятия физической культурой и подвижные игры во время перемен

-военная подготовка
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:

+размер парты соответственно роста ученика и их расстановка

относительно естественного и искусственного освещения

+равномерно составленное расписание

-изучение вопросов личной гигиены

+обязательные уроки физкультурой
Развитие медицины в XIX веке
В I-й половине XIX века в России появились:

+медицинские научные общества

+специализация медицинской практики и науки

-ничего этого еще не было
Орган управления медицинским делом в России в I-й половине XIX века:

-Министерство духовных дел и народного просвещения

-Министерство здравоохранения
В 1804 г. при МГУ было организовано первое научное медицинское общество:

+Общество соревнования врачебных и физических наук

-Научное общество терапевтов

-Общество естествоиспытателей
А.Н. Радищев в своих произведениях высказывал мысль о:

+единстве организма и среды

+единстве психического и телесного

+развитии от простого к сложному, вплоть до человека

+роли условий жизни в возникновении болезней

-теорию преформизма
Декабристы в своей Программе требовали открыть:

+больницы в каждом уезде

+дома для инвалидов войны 1812 года

-ввести бесплатную медицинскую помощь для всего населения России
Естественно-научной основой медицины стали:

+учение о клетке и клеточном строении организма

+закон сохранения и превращения энергии

-открытие рентгеновских лучей
В развитие естествознания внесли вклад русские ученые:

-все не верно
В развитие отечественной патологии внесли вклад:

-все не верно
Участковый принцип организации оказания медицинской помощи жителям сельской местности разработан земской медициной?

-нет
Сохранились ли сельские врачебные участки, образованные земской медициной в настоящее время?

-нет
Разработка санитарной статистики связана с земской медициной?

-нет
Основоположником демографической статистики считается:

Основы санитарной статистики разработали отечественные земские врачи?

-нет
Земская медицина сформировалась:

-после 1917 года

-после декабрьского восстания 1825 года

+при проведении реформы в 1864 году
Этапы земской медицины:

-Районная больница
Характерные черты земской медицины:

+связь науки и практики

+обслуживание на дому

-все не верно
Вклад в развитие земской медицины внесли:

-все не верно
Какой контингент обслуживали земские больницы?

+жителей сельской местности

-все население России
Земская медицина – организованная медицинская помощь сельскому населению в XIX в. имелась в:

-Швеции
Врачи, именами которых названы улицы города Барнаула:

- Э. Алексеевой
Назовите отечественных ученых-медиков ХIХ века:

+И.М. Сеченов
Этапы становления земской медицины:

-фельдшерско-акушерский пункт
Основоположниками антибиотикотерапии считают:

-Анри Дюнана
Известные отечественные гигиенисты ХIХ века:

-Е.И. Чазов
Развитие медицины в Советский период
Наркомздрав РСФСР был создан в:

+1918 г. -1917 г. -1924 г. -1936 г.
Принципы советского здравоохранения:

+бесплатность и общедоступность

+единство медицинской науки и практики

+участие широких народных масс в деле охраны здоровья населения

-все не верно
Первый Нарком здравоохранения РСФСР:

-М. Барсуков
Основные этапы отечественного здравоохранения советского периода:

+организация медицинской помощи раненым и борьба с эпидемиями в период гражданской войны

+организация медицинской помощи в период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства

+ организация медицинской помощи в годы Великой Отечественной войны

+медицина послевоенного периода, ликвидация военных последствий

+медицина развитого социализма

+медицина переходного периода

-эпидемиологическое направление
Орган управления здравоохранением в России в настоящее время:

-Министерство здравоохранения РСФСР

-Комитет по здравоохранению РФ

+Министерство здравоохранения и социального развития РФ

-Министерство социального развития и здравоохранения РФ
Развитие хирургии в советский период внесли вклад:

-Н.И. Пирогов
Система службы крови в СССР:

- Д.Д. Плетнев
Вклад в развитие общей хирургии Н.Н. Бурденко:

+профилактика и лечение шока

+лечение ран и общих инфекций

+нейрогенная травма язвенной болезни

+хирургическое лечение туберкулеза

-лечение инфекционных болезней

-описание пораженного органа при малярии и бруцеллезе
В каком году была организована Академия Медицинских Наук СССР?

-1960 -1936 -1945 +1944 -1976
В каком году открыт АГМИ?

-1950 -1965 +1954 -1970 -1943
В каком году АГМИ получил статус университета?

-1954 -1960 -1978 +1994
В каком году была организована наша кафедра в АГМИ?

-1954 -1960 +1958 -1955
Создание системы санитарной службы в РФ связано с именем:

-А. Тезякова
Открытие стрептомицина принадлежит:

-А. Флеминг
Применение сульфаниламидов для лечения бактериальных инфекций принадлежит:

- А.М. Безредка
Получение пенициллина и изучение его терапевтических свойств принадлежит:

- Р. Кох
Получение пенициллина в России в 1942 году принадлежит:

+ З.В. Ермольевой
РАЗДЕЛ IV.

Итоговый тест (по лекционному материалу).

Медицина Древности
Профессиональная медицина характеризуется:

-обязательным философским учением

-непосредственной передачей опыта

+появлением законодательных актов

+появлением эмблем и знаков отличия врача

+появлением медико-санитарных организаций в армии
Сведения о медицине Древнего Египта дают следующие первоисточники:

-клинопись
В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине Древней Месопотамии?

-Веды
Какие первоисточники дают сведения о медицине Древней Индии?

-папирусы
Первая медицинская эмблема:

-горящая свеча
Какой прием лечения по стоматологии изображен на золотой Куль-Обской вазе?

+ вправление вывиха нижней челюсти

- фиксирование перелома нижней челюсти

Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи с внешней средой?

-Сицилийская
Основы медицинской этики и врачебной деонтологии развивала:

-Пифагора
Клинический метод ведения больного разрабатывала школа:

+Гиппократа
О значении функции и приоритете её над формой органа подчеркивал:

-Платон
Положение о том, что суть органа не в форме, а в его функции, при утрате которой он редуцируется, впервые высказал:

Асклепиад считал, что человек состоит из:

-Аристотель
Виды медицины в Древних рабовладельческих государствах:

-Древняя Греция
В каком государстве древности были специальные палаты для родовспоможения и подготовленные акушерки?

-Древняя Греция
Гуморальную теорию возникновения болезни разрабатывала школа:

+Косская
Назовите идеалистические медицинские школы Древней Греции:

-Книдская
Клятву врача разработал:

-А.А. Остроумов
Родиной пластической хирургии считается:

-Древний Китай
В каком Древнем государстве появился термин “стационар”?

-Индия
Бог врачевания Древней Греции:

+Асклепий
Какая школа Древней Греции считала, что человек состоит из воздуха?

-Страны Арабского Халифата
В каких Древних государствах были специальные зубные врачи?

+Древний Иран
Какая медицинская школа Древней Греции считалась прогностической?

-Пифагора
Человек состоит из трех душ (мыслительной, животной, растительной) считал:

-Эмпедокл
В каком государстве был впервые законодательно закреплен статус врача?

-Древняя Русь
В Древнем Китае считали, что болезнь наступает в результате:

+нарушения равновесия между ЯНЬ и ИНЬ

-под влиянием звезд

-при различных состояниях газа

-при различном соотношении жидкостей
Основной труд Авиценны:

-аптеку
Вопросы врачебной этики разрабатывали:

+Н.И. Пирогов
Медико-биологическое направление

в медицине
В современной исторической науке 1640 год –

+ год Английской буржуазной революции

- год Французской буржуазной революции

+ условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем

- условно определяет границы между средневековьем и эпохой Возрождения

- конец Французской буржуазной революции
В мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новым временем и современной историей принят:

+ год начала Октябрьской Революции (1917)

- год начала Февральской Революции (1905)

- год начала Японской войны (1905)

+ год окончания I Мировой войны (1918)
Особое значение для развития медицины имели основные великие естественно-научные открытия конца XVIII – первой половины XIX века:

- закон сохранения массы вещества в химических реакциях

- теория клеточного строения растений

+ теория клеточного строения животных и растений

+ закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты

- Л. Бюффон
Первая теория эволюционного развития существ была сформулирована (1809):

- Г. Менделем
Основоположник эволюционного учения -

- К. Линней
Впервые человек был отнесен к классу млекопитающих (классу приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости:

- Ч. Дарвин
Первый анатомический музей был создан

- Г. де Фрис
Первое применение микроскопа в естествознании связано с именем:

- Матиас Шлейден
Впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673), бактерии (1683), а также простейших и отдельные растительные и животные клетки:

+ Антоний ван Левенгук

+ Теодор Шванн
Начало патологической анатомии как науки положил анатом и врач:

- К. Бэр
В работах этого ученого сближение анатомии с клинической медициной положило начало клинико-анатомическому принципу, что позволило ему создать первую научно-обоснованную классификацию болезней:

- Р. Вирхов
Член Венской и Пражской академии наук в 1844 году создал первую в Европе кафедру патологической анатомии:

- И. Мюллер
Первая кафедра патологической анатомии в России создана:

- М.М.Рудневым
К. Рокитанский был ведущим представителем:

- анатомической школы Германии
Руководствуясь теорией клеточного строения, впервые применил ее при изучении больного организма, и создал теорию целлюлярной патологии:

- Р. Гук
В 1808 году государственным мероприятием в Великобритании стало:

- открытие морских карантинов

- открытие таможни
Еще не зная о роли микроорганизмов в развитии сепсиса, И. Земмельвейс установил, что является причиной родильной горячки, и предложил:

- мытье полов и стен родильных палат

- мытье инструментов мыльным раствором

- мытье рук раствором карболовой кислоты

+ мытье рук раствором хлорной извести

- мытье рук мыльным раствором с добавлением соды
Научного обоснования антисептики и асептики не было до работ:

+ Л. Пастера
Первым кто показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов был:

- Д. Фракасторо
Ряд детских заболеваний: скарлатина, коклюш, краснуха и др. описал:

- А. Труссо
В 1844 году Джон Риггс удалил зуб Горацию Уэлзу под действием:

- паров эфира
Первая операция под действием эфира была проведена в:

- 1842 г. - 1844 г. - 1845 г. + 1846 г. - 1847 г.
Впервые хлороформ применил в качестве обезболивающего средства в акушерской и хирургической практике:

- в 1842 г. - в 1844 г. - в 1845 г. - в 1846 г. + в 1847 г.
Кто впервые в акушерской практике применил в качестве обезболивания хлороформ:

- У. Мортон
Выберите из нижеприведенных фамилий автора книги

- Монтано
В системе кровообращения, разработанной Гарвеем, не были указаны:

- артериолы
Во время эпидемий чумы врачи облачались в специальное одеяние, а на голове носили маски:

- маску с изображением старческого лица

+ маску с длинным клювом

- маску в форме бабочки
В каком из университетов в XVI в. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий:

- Салерский
Выдающийся философ и естествоиспытатель Теофрас Парацельс считал:

+ происходившие в организме процессы химическими

- что Гален был превосходным врачом и анатомом

- что существуют потусторонние начала, воодушевляющие действие организма

- настаивал на разделении терапии и хирургии

- Томас Мор
В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали:

+ утверждение опытного метода в науке

- развитие биологии
Общественно-экономическая формация, характерная для эпохи Возрождения:

Главной исторической заслугой Гарвея является:

+ применение нового метода в изучении жизненных явлений (экспериментальное доказательство)

-открытие новых лекарственных средств

-борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви на обучения в университетах

- открытие легочного кровообращения
Амбруазу Паре принадлежат следующие нововведения в лечении хирургических больных:

- прижигание ран раскаленным железом

- заливка ран смолистым раствором

+ прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка

+перевязка сосудов при кровотечении

+конструкция сложных ортопедических приборов – протезов
Отметьте некоторые характерные черты для эпохи возрождения:

- обращение к античной культуре

- усилие власти церкви

+ свобода художества и исследовательской мысли
Отметьте характерные черты, присущие официальной университетской медицине эпохи средневековья:

+ тесно связана с богословием и пронизана схоластикой

- имеет глубокие практические и теоретические знания

- находится на стадии перехода от мистики к научным исследованиям
В каком из Европейских университетов сложилась анатомо-физиологическая школа, представителем которой является А. Везалий:

+ Падуанской
Основоположник учения о заразных болезнях:

- Паре
Вклад А. Паре в развитие средневековой хирургии:

+ перевязка сосудов в ране

- заливание ран кипящим смолистым раствором

+стран Западной Европы

- Арабских Халифатов
Первый хирург средневековья, не имевший медицинского образования, защитивший диссертацию:

+ Фракасторо
С чьим именем связана разработка теории о рефлекторной дуге:

- Бэкон
Эпоха Возрождения характеризуется:

+ притоком новых знаний

+ утверждением опытного метода в науке
Ученый, впервые заменивший процесс сдавления и перекручивания сосудов на их перевязку:

- Везалий
Ученый, впервые экспериментально доказавший существование кровообращения:

- Везалий
А. Паре -

+ внес существенный вклад в развитие хирургии

- врач, изучавший кровообращение

- врач, изучавший эпидемиологию

- основоположник ботаники
Дж. Фракасторо – автор научного труда:

- XIV-XVIII вв.
В чем заключается главная историческая заслуга Гарвея:

+ экспериментально доказал существование кровообращение

- описал переход крови из правого желудочка в левый

- изучил заразные болезни
Какая часть кровеносной системы отсутствовала в системе кровообращения, представленной Гарвеем:

- артериолы
Укажите знаменитого врача эпохи Возрождения, получившего ученую степень и не владевшего латынью:

- Левенгук
Больные проказой должны были давать знать о своем приближении к окружающим при помощи:

-ударов в барабан

Назовите факторы влияющие на развитие истории медицины:

+ развитие точных и естественных наук

+ развитие общей истории и культуры народа

+ развитие научной и философской мысли и борьба основных

История медицины делится на:

В основу периодизации истории медицины положена:

В современной исторической науке 1640 год :

+ год Английской буржуазной революции

- год Французской буржуазной революции

+ условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем

- условно определяет границы между средневековьем и эпохой Возрождения

- конец Французской буржуазной революции

В мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новым временем и современной историей приняты:

+ год начала Октябрьской Революции (1917)

- год начала Февральской Революции (1905)

- год начала Японской войны (1905)

+ год окончания I Мировой войны (1918)

Эпоха Древнего мира изучает:

- бесклассовое первобытное общество

- феодальные отношения в обществе

- капиталистические отношения в обществе

История средневековья изучает:

- общественно-экономическую формацию – рабовладение

+ общественно-экономическую формацию – феодализм

- общественно-экономическую формацию - капитализм

- общественно-экономическую формацию – социализм

Рубежным переходом от Древнего мира к истории средних веков

в истории считается:

- год окончания I Мировой войны (1918)

- начало английской буржуазной революции (1640)

+ падение Западной Римской империи (476)

- начало Великой Октябрьской социалистической революции в России (1917)

История нового времени изучает:

- общественно-экономическую формацию – рабовладение

- общественно-экономическую формацию – феодализм

+ общественно-экономическую формацию - капитализм

- общественно-экономическую формацию – социализм

Источниками изучения истории медицины первобытного врачевания являются:

+ предметы первобытной культуры

Первыми религиозными представлениями были:

Служат ли произведения искусства источником изучения истории медицины?

Система медицины включает в себя:

+ медицинскую и фармацевтическую промышленность

+ учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь

+ учреждения для подготовки медицинских кадров

Народная медицина в своем формировании прошла следующие этапы:

+ взаимопомощь (формирующаяся медицина)

Назовите основные черты народной медицины:

+ отсутствие разделения труда

+ практическая направленность помощи

+ опытный характер знаний

+ передача накопленных знаний через личные контакты

- имеет тесную связь с периодом становления государственности

Основными чертами традиционной медицины считаются:

+ обязательное стройное философское или философско-религиозное учение

+ тесная связь с периодом становления государственности

+ незначительное изменение в течение веков

+ наибольшая эффективность у себя на Родине

- cамо и взаимопомощь

Кому из великих ученых принадлежат следующие слова: «Медицинская

Величайшие достижения эпохи первобытного человека:

Первобытное общество было религиозным?

Что чаще всего изображено на наскальных рисунках:

- последовательность выращивания овощей

+ сцены медицинской помощи

Как прославянские племена называли вырезанные грубые фигуры

Женщин-целительниц?

-каменная баба

Древнейшие приемы лечения:

+ операции кесарева сечения

+ повязки и наложение шин при лечении ран и переломов

Связано ли понятие народной медицины с представлением о народной гигиене?

Профессиональная медицина характеризуется:

- обязательным философским учением

- непосредственной передачей опыта

+ появлением законодательных актов

+ появлением эмблем и знаков отличия врача

+ появлением медико-санитарных организаций в армии

Причины заболеваний в храмовой медицине:

Основным (главным) элементом организма и носительницей души в храмовой медицине считали:

Назовите характерные черты Древнего мира:

+ расслаивание общества на классы

+ возникновение права и религии

- приобладание единой морали в обществе

Сведения о медицине Древнего Египта дают следующие первоисточники:

В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине

Древней Месопотамии?

Какие первоисточники дают сведения о медицине Древней Индии?

Первая медицинская эмблема:

Какой прием лечения по стоматологии изображен на золотой Куль-Обской вазе?

+ вправление вывиха нижней челюсти

- фиксирование перелома нижней челюсти

Эмблемой медицины в Древней Греции был:

Бог врачевания в древней Греции:

Распространенными рациональными методами лечения в Древнем мире были:

+ очистительные процедуры (слабительные, потогонные, рвотные)

Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи

С внешней средой?

Основы медицинской этики и врачебной деонтологии развивала:

- школа Алкмеона Кротонского

Клинический метод ведения больного разрабатывала школа:

О значении функции и приоритете её над формой органа говорил:

- схоластический метод обучения

- клинический метод обучения

+ искаженное, одностореннее понимание учения

- один из методов лечения в медицине

Разделы история медицины:

РАЗДЕЛ I

Назовите основные принципы предмета:

+ принцип общего и частного

+ принцип сочетания национального и интернационального

Задачи предмета:

+ дать основные фактические сведения из истории медицинской науки

+ привить будущим врачам историко-медицинский метод исследования

+ ознакомить с историей развития научных школ

+ научить находить правильный подход к оценке и пониманию работ

крупных деятелей медицины, крупных открытий

- научить правильно пользоваться библиографическим каталогом в библиотеке

- научить правильно пользоваться услугами Интернета

Назовите факторы влияющие на развитие истории медицины:

+ развитие точных и естественных наук

+ развитие общей истории и культуры народа

+ развитие научной и философской мысли и борьба основных

История медицины делится на:

В основу периодизации истории медицины положена:

В современной исторической науке 1640 год :

+ год Английской буржуазной революции

- год Французской буржуазной революции

+ условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем

- условно определяет границы между средневековьем и эпохой Возрождения

- конец Французской буржуазной революции

В мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новым временем и современной историей приняты:

+ год начала Октябрьской Революции (1917)

- год начала Февральской Революции (1905)

- год начала Японской войны (1905)

+ год окончания I Мировой войны (1918)

Эпоха Древнего мира изучает:

- бесклассовое первобытное общество

- феодальные отношения в обществе

- капиталистические отношения в обществе

История средневековья изучает:

- общественно-экономическую формацию – рабовладение

+ общественно-экономическую формацию – феодализм

- общественно-экономическую формацию - капитализм

- общественно-экономическую формацию – социализм

Рубежным переходом от Древнего мира к истории средних веков

в истории считается:

- год окончания I Мировой войны (1918)

- начало английской буржуазной революции (1640)

+ падение Западной Римской империи (476)

- начало Великой Октябрьской социалистической революции в России (1917)

История нового времени изучает:

- общественно-экономическую формацию – рабовладение

- общественно-экономическую формацию – феодализм

+ общественно-экономическую формацию - капитализм

- общественно-экономическую формацию – социализм

Источниками изучения истории медицины первобытного врачевания являются:

Читайте также: