Народоведение как учебные дисциплины начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

5 Раз струна, два струна. Ударим в барабаны. Викторина об инструментах Пирком, да за свадебку. Воспитывай лаской. Мифические существа, населяющие крестьянскую избу. Хоровод вожу, на людей гляжу. Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан. Сама болезнь скажет, что хочет. Лучший доктор лекарственные травы. Праздник о лекарственных травах. Русская печка матушка. Наша земля Иркутская (10 ч) Коренные жители нашего края. Первооткрыватели Сибири История Иркутской области. Земляки, прославившие Сибирь Экскурсия в музеи Иркутска( виртуальная экскурсия_) 4 класс (34 часа) Мировое древо славян (10ч) Мать Земля и отец Небо. Славянские боги. Домовой, дворовой. Лес и леший. Хлеб, вода и водяной. Кузница и мельница. Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя. Взросление. Коса и борода. Звёздный мост (погребение) Жилище (8 ч) Места добрые и недобрые. Выбор места у славян для дома и селения. Без Троицы дом не строится. Легенды. Новоселье. Красный угол. В едином хлебе. Народные промыслы (16ч)

6 Былины древней Руси Исторические памятники. Жостово. Палех. Хохлома. Городец. Гжель. Вологодское кружево. Что скажет старинная прялка. Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. Требования к уровню подготовки По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны: - знать основные народные традиции; - владеть основами народного календаря; - иметь представление о своей малой родине; - уважать и чтить родителей и память предков; - уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели; - приобрести навыки коллективной работы в едином темпе; - осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп. В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие личностные результаты: восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры; ценностное отношение к историческому прошлому; потребность в познании русской истории, любознательность; потребность в развитии своей речи, коммуникативности. метапредметные результаты: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания); умение задавать вопросы; умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение определять проблему и проводить мини-исследования; предметные результаты: знание русской истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора; умение применять полученные знания на практике, в жизни;

8 3 Эстетическое развитие личности ребёнка Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. 4 Освоение материала Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. 5 Степень погружения Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. Критерии и нормы оценки ЗУН Характеристика цифровой оценки (отметки) "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения; "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований,

12 13-14 Русские традиции в деревянной посуде Русские традиции в глиняной посуде Русские традиции в игрушках Праздник русской игрушки Экскурсия в краеведческий музей Урок обобщение тест конкурс 3 класс Народные традиции (24 ч) 1-2 Духовые народные инструменты. 5, Раз струна, два струна. 19, Ударим в барабаны. 3, Викторина об инструментах 17, виктори на 9-10 Пирком, да за свадебку Воспитывай лаской. 21, Мифические существа, населяющие крестьянскую избу. 5, сочинен ие Хоровод вожу, на людей гляжу. 19, Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан. 16, Сама болезнь скажет, что хочет. Лучший доктор лекарственные травы опрос

13 Праздник о лекарственных травах. 13, Русская печка матушка Наша земля Иркутская(10 ч) 12, Коренные жители нашего края тест Первооткрыватели Сибири История Иркутской области опрос Земляки, прославившие Нижнеудинский район Экскурсия в музей кл ас Мировое древо славян (10ч) Мать Земля и отец Небо. Славянские боги Домовой, дворовой. Лес и леший Хлеб, вода и водяной. Кузница и мельница Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя сочинен ие 9-10 Взросление. Коса и борода. Звёздный мост (погребение) Жилище (8 ч) 8 6 2

14 1-2 Места добрые и недобрые. Выбор места у славян для дома и селения Без Троицы дом не строится. Легенды Новоселье. Красный угол В едином хлебе Народные промыслы (16ч) Былины древней Руси Исторические памятники виктори на 5-6 Жостово. Палех Хохлома Городец. Гжель Вологодское кружево тест Что скажет старинная прялка Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. 2-2

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

ВложениеРазмер
внеурочная деятельность 48 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

Павлова Татьяна Петровна

учитель начальных классов

1. Условия возникновения и становления опыта.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

Этот курс включает в себя следующие программы:

2. Актуальность, перспективность.

Еще несколько лет назад из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения насильственно изымался огромный культуроносный пласт – уклад народной жизни, носитель неповторимой русской ментальности.

В последние годы, как известно, положение несколько изменилось. Теперь стало очевидным, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной школы.

При этом надо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.

3. Теоретическая база опыта.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей.

Вопрос о нравственном воспитании школьников не новый, но весьма актуальный. Нравственные чувства играют значимую роль в овладении нравственной нормой. Следовательно, нравственная норма становится достоянием личности, если воспринимается не только умом, но и чувством. Задача воспитания и состоит в том, чтобы пробудить в детях эмоциональный отклик к поведению людей и своему собственному, отражающему общественную мораль, сложившиеся традиции, реальные отношения между собой.

Очень важно сохранить чистоту юных душ, их духовную незамутненность – залог будущего благополучия и расцвета нашего народа; донести до наших детей подлинную историю нашего народа, очищенную от извращений и искажений, омыть от хулы и скверны лица наших предков, которые несли свет христианского просвещения родному Отечеству.

В работе мне помогает дополнительная литература:

- комплект тетрадей по годам обучения под ред. М.Ю.Новицкой.

2. Избыточность материала по каждой теме дает учителю возможность вариативного подхода к планированию уроков, а для детей – это богатый материал для чтения, развития кругозора, любознательности.

3. Введение в урок аналитического чтения.

4. Широкие возможности для использования игровых форм работы, для избавления ребенка от перегрузок.

5. На уроках учащиеся приобретают коммуникативные навыки, учатся азбуке общения, умению дискутировать, работать сообща, овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

5. Ведущая педагогическая идея.

Курс народоведения видится мне как стержневой в комплексе многих дисциплин начальной школы. Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определенную систему традиционных художественных средств, истоки которой в глубокой древности.

Конкретная цель курса – не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому надо говорить не об изучении, а об освоении народной культуры.

6. Технология опыта.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

1. Математика – текстовые задачи.

2. Русский язык, литературное чтение – содержимое упражнений, текстов; умение работать над словом; анализ текстов; написание изложений, сочинений, творческих работ.

3. Природоведение – формирование бережного отношения к природе и ее ресурсам через содержимое учебника, наблюдения.

5. Труд – орудия труда, традиции, народный промысел.

6. Физическая культура – сохранение здоровья не только физического, но и психологического через соблюдение этических норм.

Критерием оценки нравственного воспитания является деятельность. Существует три уровня деятельности:

1. Дети могут дать оценку своего поведения и поведения другого человека.

2. Содержание программы снимает остроту конфликта, связанного с незнанием этических и нравственных норм поведения.

8. Адресная направленность.

Описанный курс применим на всех этапах обучения школьников с 1 по 4 класс с учетом подбора класса и дифференцированного подхода к обучению.

1. Разноуровневая подготовка детей к школе.

2. Усвоение знаний по данному курсу требует высокого уровня общения.

3. Сложность в усвоении детьми понятий, связанных с традициями русского народа, его исторического прошлого.

В пособии представлены информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, культуре, истории, географии, экономике России и Симбирского края, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по обеспечению их культурного самоопределения. Авторы предлагают один из возможных вариантов использования этих материалов в построении курса ''Введение в народоведение''. Пособие разработано коллективом учителей средней школы N 22 г.Ульяновска в рамках областной целевой программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы. Для учителей и всех педагогов, работающих с учениками начальных классов; слушателей курсов повышения квалификации.

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов сроком на 4 года. В рамках реализации данной программы дети знакомятся с историей русских игрушек, играют в русские народные игры, знакомятся с историей хлеба и профессиями, связанными с выращиванием злаков, приготовлением хебных изделий. А также смогут изучить историю русского костюма, утвари и предметов русского быта, приобретут навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

на заседании методического

совета школы. Протокол №1

Заместитель директора по УВР_______И.А.Паклина

Директор МБОУ СОШ № 3

Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно – нравственного направления

для 1-4-го классов

1час в неделю (всего: 1 кл. - 33 часа, 2,3,4 кл. – 34 часа)

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Белоусова Ирина Ягофаровна

2016 – 2017 уч. год

Пояснительная записка

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен необходимостью изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина своей страны.

Программа рассчитана на 33 ч. в год в 1 классе, 34 ч. в год во 2-4 классах (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- практических работ: 1 класс- 2; 2 класс – 5; 3 класс – 5; 4 класс – 6;

- экскурсий: 1 класс- 4; 2 класс – 5; 3 класс – 7; 4 класс – 6;

- презентаций: 1 класс- 1; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 3;

- выставок: 1 класс- 0; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 1.

Рабочая программа имеет целью воспитание и социально – педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России и способствует решению следующих задач изучения:

- обеспечивать готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению;

- формировать мораль как осознанную личностью необходимость определенного поведения, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- обеспечивать принятие личностью духовных традиций русского народа; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;

- прививать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; развивать чувство патриотизма и гражданскую солидарность;

- учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности на ступени начального образования.

Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме обучающих занятий, экскурсий, чтения книг, проведения социально значимых акций, выставок творческих работ, конкурсов, презентаций проектов.

Предметные результаты реализации программы.

- различать виды народных игрушек и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;

- узнавать, воспринимать, описывать, оценивать предметы народных промыслов и

эмоционально передавать свое отношение к ним;

- называть наиболее известные места народных промыслов;

- организовывать места занятий подвижными играми (как в помещении, так и на открытом

воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма;

- осуществлять игровую деятельность по правилам, выбирать водящего в играх;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить влияние этих

отношений на природные объекты;

- называть наиболее распространенные профессии, связанные с выращиванием и

изготовлением хлеба, и описывать качества людей этих профессий.

Метапредметные результаты реализации программы.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- развивать у обучающихся умение ставить цели и планировать свои действия в

соответствии с поставленной целью;

- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним

- проявлять инициативу в сотрудничестве с одноклассниками;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- проводить исследовательскую работу и представлять её результаты;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поисковых и творческих

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в игровой и творческой деятельности;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и

ориентироваться на позицию партнера в общении;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- обучающийся получит первичный опыт составления родословной, опыт публичного

представления результатов исследовательской работы, опыт участия в организации и

проведении тематических бесед для младших.

Новизна данной программы определяется тем, что обучающийся получит

возможность:

- научиться воспринимать произведения художественных промыслов, участвовать в

обсуждении их эмоционального воздействия на человека;

- изучить отношение человека к хлебу на разных исторических этапах;

- изучить историю хлеба, русского костюма, дома, утвари.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно- ориентированного подхода, проектной и исследовательской деятельности.

Рабочая программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;

- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа. Занятия проводятся не только в стандартной форме, но и в нетрадиционной форме в виде конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.

- в методах контроля и управления образовательным процессом: наглядность и анализ результатов работы, результатов тестирования, конкурсов и соревнований и т.д.

- в средствах обучения: всё необходимое для организации занятий оборудование, материалы и инструменты в музее есть.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.

Читайте также: