Чем схожи и чем отличаются друг от друга самсон вырин и акакий акакиевич башмачкин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Два героя являются представителями "маленького человека". Оба они живут в тени от общества, избегают большого скопления людей. Каждый из них занимает небольшую должность, которая приносит скромный доход. Однако есть и отличия. Самсон, в отличие от Акакия, имеет дочь, которая является смыслом жизни для него. До её отъезда персонаж был по-настоящему счастлив. Башмачкин не имеет друзей и близких родственников, он живёт один, ни с кем не общается. Судьбы у них сложились трагически, каждый становится несчастным.

Там было самое первое растение которое он увидел

Произведение: Ревизор Автор: Николай Васильевич Гоголь Вопрос: Почему городничий согласился выдать свою дочь замуж за человека ,

Где в сказке Муму написано о сострадание к людям; о доброте и великодушия; имение любить; честность, верность слову

Два героя являются представителями "маленького человека". Оба они живут в тени от общества, избегают большого скопления людей. Каждый из них занимает небольшую должность, которая приносит скромный доход. Однако есть и отличия. Самсон, в отличие от Акакия, имеет дочь, которая является смыслом жизни для него. До её отъезда персонаж был по-настоящему счастлив. Башмачкин не имеет друзей и близких родственников, он живёт один, ни с кем не общается. Судьбы у них сложились трагически, каждый становится несчастным.

Чем схожи и чем отличаются друг от друга Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин? - Одинаково ли отношение А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя к "махонькому человеку"? - Радости и неудачи сегодняшнего "махонького человека" - Уроки Н. В. Гоголя

  • Кучанов Тема
  • Литература
  • 2019-05-20 05:47:17
  • 40
  • 1

1)Два героя являются представителями "махонького человека". Оба они живут в тени от сообщества, избегают большого скопления людей. Каждый из их занимает маленькую должность, которая приносит скромный доход. Но есть и отличия. Самсон, в отличие от Акакия, имеет дочь, которая является смыслом жизни для него. До её отъезда персонаж был по-истинному счастлив. Башмачкин не имеет друзей и недалёких родственников, он живёт один, ни с кем не общается. Судьбы у них сложились катастрофически, каждый становится злосчастным.2)Да.

Место в обществе. И тот, и другой малюсенький человек , малозначительный по социальному статусу. Вырин - бюрократ 14-го класса, станционный смотритель. Акакий Акакиевич Башмачкин - чиновник 9 класса, постоянный титулярный советчик .

Привычный образ жизни. Вырин - Нелегкая жизнь смотрителя, полная покрикиваний и проклятий проезжающих. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? Погода невыносимая, дорога гадкая, ямщик упорный, лошадки не везут а виноват смотритель. . Мало кто из проезжающих воспринимает станционных сторожей за людей, больше за извергов рода людского.

Башмачкин - Бессмысленная канцелярская служба, наслаждение сыскал в переписке бумаг, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и комфорте. Даже дома он думал только о том, что что-то бог отправит переписывать завтра

Удовлетворенность и смысл жизни. У Вырина - дочь Дуня. Смотря на Дунину красу, добросердечнее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными сторожами взял для себя за правило.

У Башмачкина - мечта о новой шинели. Он сделался как-то живее, даже тверже нравом. С лица и с поступков его пропало само собою колебание, нерешительность. Башмачкин не расстается со собственной мечтой ни на один денек. Он размышляет об этом, как другой человек о любви, о семье. Вот он заказывает для себя новейшую шинель, . существование его сделалось как-то полнее.

Крушение жизни. Дуню сокровенно от отца увозят в Петербург. Самое ужасное то, что Дуня уехала с гусаром по собственной воле. Переступив порог новейшей, богатой жизни, она отказалась от отца. Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но удовлетворенность его была недолговременной. Когда он ворачивался ночью домой, его ограбили.

Борьба за свое счастье . Самсон Вырин едет в Петербург, чтоб возвращать заблудшую овечку , но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. Слезы вновь навернулись на очах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел. Башмачкин искал поддержки у веского лица . Его даже обвинили в мятеже против начальников и высших

В 30-е годы XIX века на смену архаическому, ограниченному в своих возможностях классицизму и пылкому, но далекому от жизни романтизму приходит новое литературное направление, получившее вначале название “натуральная школа”, а затем “реализм”. Внимание к реальной жизни и реальному человеку – основная его задача. Среди тех, кто первыми обратились к изображению жизни “маленького человека”, были Пушкин и Гоголь.

Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежат к низшему классу. Они примерно одного возраста, живут практически

в одно и то же время (Вырин на десять лет раньше). В их мире действует простое правило: “чин чина почитай”.

Чем ниже чин, тем меньше почитания. А уж если Вырин – “сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побоев, и то не всегда”, то о почитании вообще говорить не следует. О таких вспоминают только при острой необходимости: когда нужно поменять лошадей, когда нужно переписать бумаги.

Вырин и Башмачкин ревностно служат не за страх, а за совесть, хотя без страха тоже не обходится, ибо каждый из них просто физически не может не дрожать перед высшим чином. Однако

В отличие от Вырина, у которого была любимая дочь Дуня, Башмачкин никогда не знал семейных радостей, не имел детей, не жил в уюте и не ведал, что это такое. Сотрудники его просто не замечают. На службе от него ничего не зависит, его место в любой момент может занять другой.

И Акакий Акакиевич вошел в эту роль, ни на кого и ни на что не обижаясь. Он как бы запрограммирован на автоматическую работу, не требующую ни умственных, ни духовных усилий. Он никогда не принимает решений – никому это не нужно. А Самсон Вырин должен принимать их.

И, видимо, делает это удачно, так как его зеленый сюртук украшен тремя медалями на полинялых лентах.

О сюртуке Акакия Акакиевича мы ничего не знаем, а вот о шинели – почти все. Она – действующее лицо повести, не менее важное, чем ее хозяин.

Кульминация повести “Станционный смотритель” – приезд гусара. “Шинели” – облачение Башмачкина в новую шинель. С этого момента начинается новая страница в жизни наших героев. И если у Башмачкина шинель украли, то Дуню отец, можно сказать, сам посадил в кибитку Минского: “Чего же ты боишься, – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. А докатилась Дуня до самого Петербурга.

Там же, в Петербурге, на одной из улиц у Калинкина моста, расстался со своей новой шинелью и с надеждами на новую жизнь Башмачкин, переживая пропажу шинели не меньше, чем Вырин – пропажу дочери.

И Вырин, и Башмачкин, может быть, впервые в жизни принимают важное решение – главное в своей жизни, судьбоносное. Они отваживаются искать правду. И не находят ее. Растоптанные и униженные, они оба умирают от горячки.

Один – от обычной, другой – от белой. Авторы сочувствуют своим героям, страдают вместе с ними. Им не хочется отпускать их в небытие просто так.

Поэтому на могилу к Самсону Вырину приезжает дочь – “прекрасная барыня с тремя барчатами”.

Место захоронения Башмачкина вряд ли кому-нибудь известно и вряд ли кто-нибудь посетит его могилу. Зато об Акакии Акакиевиче будет напоминать, вселяя в чиновников страх и ужас, привидение, срывающее с прохожих шинели. Хоть какое-то возмездие за поруганную жизнь “маленьких людей”…

Наследие учителя

Таков мой рок,
Что хлеб полей.
Возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!

Вся русская литература XIX века отличается глубочайшим гуманизмом. Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека, как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития. Он берёт своё начало с эпохи Возрождения, когда был провозглашён принцип свободного развития человеческой личности. Но с наибольшей остротой гуманизм стал выступать в России на пороге XIX века.

Основоположником русского гуманизма стал Ломоносов, который глубоко ценил человеческую личность, русского человека. Своё человеколюбие он выражал через оды.

Услышьте, Судии земные…
…И подданных не презирайте
Но их пороки исправляйте…
То бог благословит ваш дом.

Ломоносовские идеи гуманизма проповедовал и Фонвизин. Фонвизин, как и Ломоносов, обвиняет Екатерину II, считая, что она причина бед русского народа:

На толь даны вам скипетр, порфира,…
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?

В целом, гуманизм Ломоносова, Фонвизина и Радищева стал мощной исходной базой для нового понимания человеческих страданий, для гуманизма декабристов, который стал проявляться в начале XIX века.

Основу декабристского гуманизма положили: Раевский, Глинка, Кюхельбекер, Одоевский. Это были самые человеколюбивые люди России начала XIX века, иначе бы они не вышли в декабре 1825-го года на Сенатскую площадь. Они пожертвовали своей жизнью, желая, чтобы каждый русский человек был счастлив. Они проповедовали гуманистическое отношение друг к другу. И их вклад в русский гуманизм неоценим. Продолжателем этих славных традиций стал А.С. Пушкин.

Пушкин не зря выбрал главному герою имя Самсон. Так он хотел охарактеризовать смотрителя. Дело в том, что Самсон по библейской мифологии — великий мученик. Поэтому жизнь Вырина проходила в мучениях.

Пушкин положил начало реалистическому гуманизму, выражавшему жизнь и чувства русского народа. У него было много последователей, которые продолжали традицию великого художника, но самыми важными произведениями этого направления стал петербургский цикл повестей Гоголя.

Читайте также: