Направления социально педагогической деятельности в доу
Обновлено: 02.07.2024
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Дошкольное образовательное учреждение – один из первых внесемейных социальных институтов, с которым вступает в контакт семья с детьми. Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для социализации ребенка. Социальный опыт, обретаемый ребенком в детском саду и семье, разный, следовательно, только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, преимущества и недостатки, могут компенсировать или смягчать несовершенство друг друга.
Сегодня актуальной социальной проблемой становятся предупреждение и социальная коррекция семейных дисфункций. Современное общество насыщено экономическими и политическими кризисами, вследствие чего семья оказалась под давлением материальных, социальных и других проблем. В настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, являющимся главным в социализации индивида, его воспитании и выполнении других важнейших функций. Эта ситуация несоизмеримо повышает роль детского воспитательно-образовательного учреждения в успешной социализации дошкольника.
Дошкольное образование, используя возможности раннего вмешательства в семью ребенка, способно решать профилактические задачи социальной работы. В дошкольных учреждениях обязательно должны присутствовать специалисты социальной работы и социальные педагоги, чья деятельность направлена на решение проблем каждого конкретного ребенка, на посредничество между ребенком и его окружением, оказание содействия детям в повышении их образовательного и нравственного уровня. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ будущего гражданина.
Основными объектами социальной работы в дошкольном учреждении являются дети, семьи, ближайший социум. В качестве основных видов социальной работы в дошкольном учреждении можно выделить работу с благополучными (профилактическая) и неблагополучными категориями подопечных (правозащитная, коррекционная, реабилитационная).
Можно выделить следующие задачи социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях:
– компетентностное социальное диагностирование ребенка и его семьи как определяющего института социализации дошкольника, прогнозирование тенденций социального развития подопечных;
– организация профилактической, социально-реабилитационной и правозащитной поддержки ребенка с учетом различных социальных групп и видов проблемности.
Тема формирования грамотного родительства сегодня крайне актуальна для российского общества, которое динамично изменяется и предъявляет новые требования к качеству молодого поколения. Соответственно, у родителей увеличивается потребность в информации, связанной с современными педагогическими подходами к воспитанию детей, к способам выстраивания комфортных эмоциональных взаимоотношений с детьми. В современном мире родителям бывает весьма непросто разобраться в стихийно развивающемся информационном потоке, новых воспитательных подходах и методах. Роль родителя требует новых знаний, умений и навыков по компетентному решению вопросов, связанных со здоровьем ребенка, его физическим, интеллектуальным и творческим развитием и образованием. Организация просветительской работы с родителями позволяет избежать ошибок в семейном воспитании.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания более эффективной системы психолого-педагогического сопровождения семьи, на основе новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация процесса просвещения родителей требует глубокого осмысления сущности изменений современной жизни, согласования позиций и выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Для этого необходимы соответствующие условия, стимулирующие родителей к собственному психолого-педагогическому образованию, повышению педагогической культуры. Такая система условий должна строиться с учетом запросов и потребностей развивающейся личности ребёнка (подростка); специфики его личностного становления и профессионального самоопределения; предшествующего опыта родителей и уровня их психолого-педагогической грамотности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей ориентировано на организацию такого взаимодействия, в котором созданы условия для самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления и саморазвития личности родителя. Процесс психолого-педагогического просвещения родителей представляет собой целенаправленную, организованную систему деятельности специалистов разного профиля (психологов, педагогов, социальных педагогов) по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
Работа по разъяснению прав и обязанностей родителей и повышению их психолого-педагогической культуры должна включать в себя три взаимосвязанных направления. Первое направление предполагает ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном, и региональном уровне и подготовку педагогического коллектива к работе с родителями. Второе направление – практическая работа сотрудников детского сада с родителями по повышению их правовой и психолого-педагогической культуры. Третье направление – обмен опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций и т.п.
Защиту прав и интересов детей дошкольного возраста необходимо осуществлять:
– в ситуациях жестокого обращения с детьми, в том числе при психическом и физическом насилии, покушении на половую неприкосновенность;
– в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей (родители пренебрегают основными нуждами ребенка; не обеспечивают регулярного питания соответствующего его возрастным особенностям; не соблюдают режим дня; нет постельных принадлежностей, одежды, обуви, предметов элементарной гигиены);
– если уход за ребенком и воспитание постоянно осуществляет бабушка (дедушка), особенно когда родители длительное время отсутствуют и не посещают детский сад (не присутствуют на родительских собраниях, утренниках и т.д.);
– если ребенок длительное время не посещает дошкольное учреждение, а родители не предоставляют соответствующий документ в ДОУ, разъясняющий причины его отсутствия;
– в случае прихода за ребенком одного из родителей или обоих родителей в нетрезвом состоянии;
– при отсутствии средств к существованию (родители не работают и не имеют иных доходов);
– в случае вовлечения детей в занятие бродяжничеством или попрошайничеством и т.д.
Указанные проблемы позволяют утверждать, что разные группы детей нуждаются в различной степени помощи, осуществляемой в разных формах и размерах. А их своевременное и эффективное решение позволит защитить право ребенка на достойный уровень жизни, обеспечить его физическую, социальную безопасность, развивать способности и возможности, что в итоге положительно отражается на профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и несовершеннолетних
Считаю, что главной задачей социального педагога , как и каждого педагога не только дать ребенку образование, но и раскрыть его личные, индивидуальные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого воспитанника.
Дети должны жить в правовом государстве. И с детских лет усвоить, что самое главное, самое важное – это права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. Вся жизнь и судьба ребенка зависят от взрослых, которые обязаны заботиться о своих маленьких гражданах.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
- Работа по защите прав ребенка.
- Работа по социальному развитию личности ребенка.
- Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
- Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
- Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
- Работа с родителями социально опасных семей.
- Работа с социально незащищенными семьями.
- Работа с ближайшим окружением.
- Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
- интервьюирование;
- занятия по правам ребенка;
- театрализованные постановки по защите прав ребенка;
- организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
- комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
- отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
- отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
- детская поликлиника;
- детская библиотека;
- школа;
- дома детского творчества;
- психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
- характеристика семей по количеству детей в семье;
- характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
- характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
- характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
- выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
- выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
- выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
- выделение группы детей из семей безработных;
- выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
- выделение группы детей из семей военнослужащих;
- выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
- выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.
МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Врач лечит тело. Я латаю душу.
Тот обделен судьбой, а тот непослушен,
В семье другого нет тепла, уюта
И счастье в том, чтобы помочь кому-то.
Секреты все и тайны сохраняя
Тем дорожу, что дети доверяют.
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Заботы их – давно мои заботы
Пусть меньше не становится работы.
Настало время. Подвожу итог:
Мое призванье – социальный педагог .
МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Считаю, что главной задачей социального педагога , как и каждого педагога не только дать ребенку образование, но и раскрыть его личные, индивидуальные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого воспитанника.
Дети должны жить в правовом государстве. И с детских лет усвоить, что самое главное, самое важное – это права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. Вся жизнь и судьба ребенка зависят от взрослых, которые обязаны заботиться о своих маленьких гражданах.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных семей.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
характеристика семей по количеству детей в семье;
характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
выделение группы детей из семей безработных;
выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
выделение группы детей из семей военнослужащих;
выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
боязнь физического контакта с взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
суицидальные попытки.
ночные кошмары, страхи;
не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
задержка физического, умственного развития;
плохая успеваемость;
нервный тик, энурез.
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
кража пищи;
требование ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность, импульсивность;
сонный вид и утомленность;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
часто вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вандализм.
создание доверительно-делового контакта с родителями;
участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
оградить ребенка от реакции других детей;
уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Социальный педагог в дошкольном учреждении
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
· Работа по защите прав ребенка.
· Работа по социальному развитию личности ребенка.
· Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли :
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог :
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
• Работа по защите прав ребенка.
• Работа по социальному развитию личности ребенка.
• Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
• Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
• Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
• Работа с родителями социально опасных семей.
• Работа с социально незащищенными семьями.
• Работа с ближайшим окружением.
• Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами :
• посещения на дому;
• занятия по правам ребенка;
• театрализованные постановки по защите прав ребенка;
• организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т. п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
• комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
• отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
• отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
• дома детского творчества;
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т. д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
• характеристика семей по количеству детей в семье;
• характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
• выделение группы детей из семей безработных;
• выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
• выделение группы детей из семей военнослужащих;
• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
• выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Цель семинара — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.
Основные международные документы по защите прав детей:
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
• социальную защиту,
• возможность получать образование,
• духовно в условиях свободы и достоинства.
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
• боязнь физического контакта с взрослыми;
• стремление скрыть причину травм;
• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
• ночные кошмары, страхи;
• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• стремление полностью закрыть свое тело;
• депрессия, низкая самооценка.
• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• различные соматические заболевания;
• беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• задержка физического, умственного развития;
• нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети) :
• задержка речевого и моторного развития;
• требование ласки и внимания;
• низкая самооценка, низкая успеваемость;
• сонный вид и утомленность;
• отставание в физическом развитии;
• часто вялотекущая заболеваемость;
• антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
• создание доверительно-делового контакта с родителями;
• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
• оградить ребенка от реакции других детей;
• уделить ребенку максимум внимания;
• дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
P.S. К семинару социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки на руки педагогам.
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Новый взгляд на проблему
Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.
Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.
Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.
Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в центре внимания социальных служб. Значимость такой работы должны понимать и социальные педагоги детских садов.
Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.
Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.
Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству.
В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка.
Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным.
Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход.
В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?
Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.
Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.
Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.
Специфика работы социального педагога в доме ребёнка В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это.
Индивидуальный план профессионального развития на 2019–2023 годы социального педагога Цель работы по профессионального развития–повышение практического, научно-теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Отчет о работе социального педагога в школе Отчёт о работе социального педагога в 2017-2018 учебном году В начале учебного года в школе проводилась работа по составлению социальных.
Работа социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному.
Рекомендации социального педагога для родителей Рекомендации социального педагога родителям Рекомендации родителям подростка 1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает.
Справка-отчёт о работе социального педагога за 2017–2018 уч., год Постинтернатное сопровождение выпускников. Основной целью работы по сопровождения выпускников являлось: оказание комплексной (педагогической,.
Читайте также: