Право это то что делает суд к какой школе права относятся эти высказывания

Обновлено: 05.07.2024

6. Основные школы права: школа естественного права, историческая школа, реалистическая школа, социологическая школа, юридический позитивизм, нормативиская школа, психологическая школа, материалистическая школа.

Задание для студентов

Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:

- Право – это то, что делает суд.

- Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутивных) эмоций субъектов общения.

- Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

- Право – это совокупность норм, издаваемых государством.

- Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания и воспроизведите в письменном виде кратко суть каждой из теории права.

Список дополнительной литературы:

1. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.

2. Каземирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

3. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

4. Кудрявцев В.Н., Керимов Д.А. Право и государство: опыт философско-правового анализа. М., 1993.

5. Левшиц Р.З. Современные теории права. М.. 1992.

6. Малинова И.П. Философия права. М., 1989.

7. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

8. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара, 1995.

9. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

10.Радько Т.Н.. Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

11.Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

12.Тихомиров Ю.А. Основы философии права. М., 1997.

13.Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.

14.Шишкин Е.П. Что такое право? М., 1996.

15.Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Государство — это способность и возможность проводить внут­ри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей.

Ресурсы власти — это форма социальных отношений, характе­ризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью госу­дарственно-правовых и иных средств.

Власть — это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Легальная власть — это власть, основанная на признании пра­ва ее носителей предписывать нормы поведения другим индиви­дам.

Политическая власть — это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость ус­тановленного порядка.

Традиционная власть — это власть, которая опирается на за­кон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должност­ных лиц в соответствии с законом.

Легитимная власть — это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя.

Харизматическая власть — это политическая организация об­щества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппара­том управления, издающая общеобязательные веления, собираю­щая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Национальный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учи­тывая интересы народа.

Сущность государства — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формиро­вать органы власти, контролировать деятельность государства.

Суверенитет народа — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.

Политическая система общества — это то главное в государ­стве, что определяет его содержание, назначение и функциони­рование, а также принадлежность государственной власти.

Государственный суверенитет — это совокупность государствен­ных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Задание 2.Прочитайте высказывания. О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3.

Выполните тестовое задание (тест №7)

Доклады(по желанию студентов и предварительному согласованию с преподавателем)

1. Порядок создания и деятельности политических партий в современной России

2. Виды общественных объединений по законодательству РФ.

3. Политические партии современной России.

Тема 8. Сущность, принципы и функции права 4 час.

Цельсеминарского занятия –

Изучение основных закономерностей возникновения, функционирования и развития права, функций и принципов права, формирование представления о природе и сущности права, содержании, авторах, достоинствах и недостатках основных теоретических концепций по вопросу о сущности права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Определение права, его сущность.

2. Позитивное (объективное) право.

3. Признаки права.

4. Принципы права: общие и отраслевые.

5. Функции права: понятие и классификация.

6. Основные школы права: школа естественного права, историческая школа, реалистическая школа, социологическая школа, юридический позитивизм, нормативистская школа, психологическая школа, материалистическая школа.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Подумайте, представителями как их направлений в праве являются русские юристы: С.Е.Десницкий, А.П.Куницын, К.А.Неволин, Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич?

2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:

Право – это то, что делает суд.

Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.

Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – это совокупность норм, издаваемых государством.

Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания и воспроизведите в письменном виде кратко суть каждой из теорий права.

Задание 2.

Выполните тестовое задание (тест №8)

Тема 9. Типы права и правовые системы государства 4 час.

Цельсеминарского занятия –

Изучение типичных и уникальных характеристик происхождения и развития правовых систем современности; формирование представления об особенностях правового развития России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)

Задание:
1. Познакомьтесь с предложенной литературой.
2. Выполните предложенные задания по темам.
3. Ответьте на тесты.

Правила оформления:
1. Ответ к заданиям по каждой теме необходимо написать на отдельном листе формата А4.
2. Обязательно необходимо проставить номер, название темы и название дисциплины на каждом бланке ответа.
3. Необходимо указывать номер задания,само задание и ответ к нему.
4. Ответ тест необходимо написать на отдельном листе формата А4, указывая номер вопроса и букву под которой располагается правильный ответ.
5. По окончании выполнения задания у Вас должно получиться 13 бланков с ответами.
6. Подшейте бланки в папку скоросшиватель, на листе А4 оформите титульный лист по образцу

Тема 1. Предмет и метод теориигосударства и права
Задание 1.
В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

Тема 2. Функции государства
Задание 1.
Произведите сравнение и установитесоотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы
Функции государства | Постоянные функции | Временные функции |
Внутренние функции | | |
Внешние функции | | |

Тема 3. Форма государства
Задание 1.
Какой признак влияет на классификацию государств по формам государственного
правления?Кто или что может ограничивать власть монарха?

Задание 2.
Какой признак влияет на классификацию республик на президентскую и парламентскую? Что характерно для того или иного вида республик?

Задание 3.
Что общего и в чем различие между унитарным государством, федерацией и
конфедерацией? Ответ оформите в виде таблицы.
Формы государственного устройства | Общее | различия |
Унитарноегосударство | | |
Федерация | | |
Конфедерация | | |

Задание 4.
Что отличает демократию от антидемократического государственного режима?
Какие виды демократического и антидемократического государственного режима можно выделить?

Тема 4. Механизм государства
Задание 1.
Определите, какие из функций государства могут быть реализованы каждой из ветвей государства. Ответ оформите в видетаблицы.
Ограны государства | Вид функции государства | Суть реализации функции |
Законодательные | | |
Исполнительные | | |
Судебные | | |

Тема 5. Сущность, принципы и функции права
Задание 1.
Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим
образом:
Право – это то, что делает суд.
Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных)эмоций субъектов
общения.
Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Право – это совокупность норм, издаваемых государством.
Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.
Определите, к какой школе права относятся эти высказывания и воспроизведите в
письменном виде кратко суть каждой из теорий права.

Тема6. Право в системе нормативного регулированияЗадание 1.
Что такое социальные нормы и каковы их основные виды? Составьте схему социальных норм.

Задание 4.
Объективное и субъективное в праве. Что это такое икак они соотносятся между собой?

Тема 7. Формы (источники) права
Задание 1.
Каждая норма права в своей структуре содержит гипотеза, диспозицию и санкцию.
Должны ли эти элементы излагаться в статье нормативного акты, находить свое словесное выражение? Каково соотношение логической структуры правовой нормы с формой ее изложения в нормативно-правовых актах.

1.Дайте определения следующим понятиям: правоотношение, право, государство.

2.Дайте определения следующим понятиям: система права, аналогия закона, обычай.

3.Дайте определения следующим понятиям: судебный прецедент, государственная система, норма права.

4.Дайте определения следующим понятиям: государственная власть, социальная норма, аналогия права.

5.Дайте определения следующим понятиям: функции права, правоспособность, кодификация, законодательство.

6.Дайте определения следующим понятиям: инкорпорация, функции государства.

7.Дайте определения следующим понятиям: отрасль права, дееспособность, суверенитет.

8.Дайте определения следующим понятиям: принципы права, правоприменительный акт, юридический состав.

9.Дайте определения следующим понятиям: правоотношение, правовая система, республика.

10.Дайте определения следующим понятиям: нормативно-правовой акт, деликтоспособность, юридический факт.

11.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Дании, Польше.

12.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Нидерландах, Омане.

13.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Чили, Малайзии.

14.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Великобритании, Таджикистане.

15.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Канаде, Мьянме.

16.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Саудовской Аравии, Боливии.

17.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Финляндии, Мексике.

18.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Катаре, КНДР.

19.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в Сербии, Марокко.

20.Определите разновидность и характерные признаки формы правления и формы государственного устройства в ОАЭ, во Франции.

Вид Представители Основные идеи
Естественное право
Позитивистская концепция
Социологическая концепция

23.Определите содержание видов деформации правосознания:

24.Определите содержание принципов юридической ответственности:

Вид Содержание
Законность
Обоснованность
Справедливость
Целесообразность
Неотвратимость наказания
Презумпция невиновности

25.Существуют различные определения права:

- это то, что делает суд;

- это совокупность двухсторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения;

- это воля господствующего класса, возведенная в закон;

- это совокупность норм, издаваемых государством;

- совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.

Определите, к какой школе права относятся эти высказывания. Кратко изложите особенности каждой из теорий права.

26.Охарактеризуйте виды правомерного поведения в зависимости от критерия мотивации:

Вид Основные признаки (характеристика)

27.Согласны ли Вы с утверждением, что право и закон не всегда совпадают? Каковы варианты такого несовпадения? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

28.Чем объяснить, что современная наука предлагает целый комплекс теорий происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория естественного права (общественного договора), историко-материалистическая теория, социологическая теория и др.? Каково значение каждой теории и их комплекса?

29.В ІІІ – ІІ тыс. до н.э. в социально-регулятивной системе появляется новый элемент – четко фиксированные в письменных источниках правила, регулирующие производственную деятельность земледельческого общества. О каких правилах идет речь и каковы их признаки?

30.Раскройте содержание ненормативных социальных регуляторов:

Вид Содержание
Ценностный
Директивный
Информационный
Социальный институт предсказания

31.Раскройте содержание нормативных регуляторов:

Вид Содержание
Правовой
Моральный
Корпоративный
Обычаи
Традиции
Обыкновения

32.Может ли одно и тоже действие в одной стране считаться правонарушением, а в другой поступком, достойным подражания? Если да, то каков критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения?

33.Каково соотношение социальной и государственной безопасности? Назовите правовые и неправовые средства обеспечения государства и общества.

34.Заполните таблицу:

Власть и нормы поведения в первобытном обществе и государстве

Вопросы сравнения Первобытное общество Государство
Принцип организации власти
Принадлежность власти
Регламентация поведения членов общества

35.Определите и кратко раскройте содержание этапов эволюции монархической формы правления.

36.Определите и кратко раскройте содержание этапов эволюции республиканской формы правления.

37.Раскройте особенности толкования норм права по объему:

Виды Особенности
Буквальное
Распространительное
Ограничительное

38.Все науки, существующие в обществе, как правило, делятся на три группы:

К каким из них относится теория государства и права как наука? Почему?

39.Право и государство изучаются не только теорией государства и права, а комплексом общественных наук. Как соотносятся между собой ТГП и другие общественные науки: философия, социология, политология, экономика, психология и др.? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

40.Согласны ли вы с тем, что ТГП – это базовая, фундаментальная, методологическая наука для всех отраслей юридических наук? Если да, то в чем это выражается? Если нет, то почему? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

41.Укажите содержание обстоятельств, исключающих юридическую ответственность.

Вид Чем предусмотрено Содержание Порядок применения
Необходимая оборона
Крайняя необходимость
Малозначительность
Казус
Невменяемость

42.Укажите содержание аспектов механизма правового регулирования:

Вид Содержание
Социальный
Психологический
Кибернетический

43.Укажите особенности видов дисциплины:

Вид Особенности
Договорная
Платежная (финансовая)
Технологическая
Трудовая

44.Определите содержание элементов системы права:

Элементы Особенности содержания Пример
Отрасль
Подотрасль
Правовой институт
Норма права

45.Сравните и установите соотношение между внутренними и внешними функциями государства с постоянными и временными функциями государства:

Функции государства Постоянные функции государства Постоянные функции государства
Внешние
Внутренние

46.Сравните формы государственного устройства:

Формы Общие признаки Отличительные признаки
Унитарное государство
Федеративное государство
Конфедерация

47.Тезисно изложите суть концепции происхождения государства, которую вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей современной науке и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

48.Определите, какие функции государства могут быть реализованы каждой из ветвей власти:

Органы государственной власти Функции государства Суть реализации функции
Законодательные
Исполнительные
Судебные

49.Сравните виды государственных актов:

Акт Общие признаки Отличительные признаки
Нормативно-правовой
Правоприменительный

51.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 1466 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

52.Ознакомьтесь текстом части 1 статьи 1163 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

53.Ознакомьтесь текстом части 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

54.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

55.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 521 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

56.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 343 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

57.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

58.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 717 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

59.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 66 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

а. Вид анализируемой нормы - .

б. Гипотезу правовой нормы выражает следующая часть текста статьи - .

в. Диспозицию правовой нормы выражает следующая часть текста статьи -.

г. Одной стороной ( субъектом) данного правоотношения является -.

д. Другой стороной ( субъектом) данного правоотношения выступает -.

е. Объектом данного правоотношения является -.

ж. Субъективным правом (правами) одной стороны следует считать -.

з. Субъективным правом (правами) другой стороны следует считать -.

и. Юридической обязанностью (обязанностями) первой стороны является - .

к. Юридической обязанностью (обязанностями) другой стороны является -.

60.Ознакомьтесь с текстом части 1 статьи 946 Гражданского кодекса РФ. Дайте чёткие и лаконичные ответы на следующие вопросы:

Читайте также: