Рабы что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп, смерд, кабальный и пр. как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов. | Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками. Раб Божий, Всякий">всякий человек. Не вниди в суд с рабом твоим! Псалтирь. Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Лук. Раб греха, раб страстей, человек, отдавший себя в неволю страстям, помыкаемый ими. Местами (твер. и др.) в обычае было доселе звать рабом, а более рабою, слугу, служанку, хотя наемных, батрак, батрачка, казак, казачка. Не имеючи раба, сам по дрова. Не считайся с рабою, да не сверстается с тобою (сверстает тебя с собою). Не послужишь рабой, не сядешь госпожой. Рабом жить не хочется, господином жить не сможется. Раба пошли, да и сам поди. Все мы рабы Божьи. Несть раб болий господина своего, ни посланник пославшего его. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Пойду рабою, сяду госпожою. За очи горда, а в очи раба. Сама себя раба бьет, что (или коли) не чисто жнет. Меха не надуть, а раба не научить. Пошел в рабы, рабски и твори. Рабус м. шуточн. или же презрит. слуга, лакей. Рабов, рабынин, лично им принадлежащий. Рабий, к ним относящийся. Рабский, рабынский, относящийся вообще к рабам или к рабству. Рабское повиновенье, безусловное. Подражать кому в чем рабски, ни в чем не уклоняясь. Рабичищ, рабынич, рабич, сын раба, рабыни, вообще рабское дитя; | небрачный ребенок от рабыни. Рабство ср. рабское состоянье, быт раба. Ветхий Завет узаконяет рабство - Новый же отвергает его. Томиться в рабстве, в плену, в неволе. Всяк в рабстве у страстей своих. Иногда неволей подчиняешься рабству случайностей. Рабство нужды. Рабственный, рабский, к рабству относящийся. Рабствовать, состоять в рабстве, быть рабом чьим или чего. | Раболепствовать">Раболепствовать, унижаться рабски, подло. Раболепие ср. рабская униженность, безусловное послушание и угода, низкое искательство, пресмыканье, низкопоклонство, подлое поклонничество и угодливость из корыстных видов. Раболепный угодник, потворщик. Раболепность, состоянье по прилаг. Раболепство ср. раболепие, свойство и действие по прилаг. Раболепствовать">Раболепствовать, угождать во всем с рабскою покорностью, поклонничать. -ванье ср. действие по глаг. Раболепствователь, -ница, раболепник, -ница, раболепный поклонник, искатель, слуга; униженный, покорный, безответный угодник. Работать, работывать что, робить сев. или робить южн. делать, трудиться; производить что руками, телесной силой и уменьем, а иногда и умственно; упражняться, заниматься чем, образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться. Работаем, не покладаючи рук. | церк. быть в рабстве; служить кому, на кого. Одна забота: работай (работа) до пота! Либо пить да плясать, либо работать. Он на ватагах работывал, неводное дело знает. Работать Господу, исполнять волю Его. Работать на ветер, без пользы. Чей хлеб ем, на того и работаю (того и вем). Работать по конец пальцев, лишь бы спустить. Работай - сыт будешь; молись - спасешься; терпи - взмилуются. Лежа не работают. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Стол поставят, так и работать заставят. Работать не заставят, так и есть не посадят. На которой воде работаешь, ту и пей. Каково работается? хорошо ли. Сапоги эти работаются кимряками. Вработаться, втянуться в дело, привыкнуть. Выработать, заработать деньги. Доработать, кончить дело. Изработали запасы. Наработали много, наработались вдоволь. Обрабатывать пеньку. Отработать, пошабашить. Поработать немного. Переработать хорошенько пашню. Проработать всю ночь. Разрабатывать руду. Сработать пару сапог. Работанье ср. длит. работа ж. об. действие по глаг. Работа, труд, занятие, дело, упражненье, деланье; | церк. рабство, или состоянье в рабстве (начально работа?). | Самое дело, вещь, что сработано, и | качество ее, по отделке. Вот моя работа: пара носков. Чья это работа? кто сделал. Работа эта плоха, небрежна. Египетская работа, тяжкая и долгая. Черная работа, ломовая, где не нужно знанье и уменье, а труд и силы. Срочная работа, которую должно кончить к сроку; урочная или на урок, не по часам, на шабаш, до окончанья заданного. Работа на урок поспорее. Молотьба не работа, а страда работа! Девушки на вечорки с работой пришли, а с вечорок пошли и работ не нашли! Работа мастера кажет (боится). Есть работка, есть хлеб. Работишками на стороне промышляем, кой-чем. Работа не медведь, в лес не уйдет. Работа хлеб вабит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Собака эта хороша в работе, охотнич. Ружье это в работу не годится, охотнич. в дело. Ямская работа, гоньба, езда. Работа, винокур. первый квас затора, который сливается в рабочее место куба. Работа, у ездоков, наездников, выездка, школа лошади на деле, чтобы дать ей искусственую осанку и выступку. С молитвой в устах, с работой в руках. Пой, корми и одевай, да на работу посылай (жену). Не кори холоп работой (или бегом), а барин хлебом. Одна работа (одно ремесло) не кормит. По работа и работника знать. День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко (говорят о барщине, т. е. не пора ли кончить). Работа любит не молодца, а незалежливого. Работный, к работе относящийся. Работные дни, будни; - часы, урочные, рабочие, когда работают. Работный стан, для какой-либо работы, ремесла. Работная пора, страда. Работный мужик, сев. деловой, работящий пск. работющий, говорят и работливый, усердный, ражий, охочий работать. | Работный, церк. кто в рабах. Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть. | Работная, мастерская, ремесловая, покой, где работают что-либо. Это изба жилая, а на задворке работная, где катаем валенки. Рабочий, работный. Рабочие дни, часы. Рабочие деньги, заработные. Рабочая лошадь, ломовая; - человек, живущий трудами рук своих. Он мужик рабочий, работящий, усердный. Работный или рабочий дом, исправительное, карательное заведенье, где присужденные работают под затвором. Рабочие роты, сбор провинившихся нижних чинов в ротный состав, для работ, больше земляных. Рабочий куб, винокурен. деревянный чан, куда спускается, для перегонки парами, выбродившее сусло. Рабочий день, казенный, летний - 12 часов, осенний - 8 и 10, зимний - 6 и 8; помещичий -10; фабричный - от 12 до 14. Рабочая пчела, бесполая, занятая только выделкою сотов и уходом за приплодом; трутни, это мужские пчелы; матка, одна женская на весь улей. | Рабочий сущ. м. работник, -ница, взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель. На десять работников по одному указчику. Указчику (десятнику) рубль, а работнику полтина. Овин гори, а работников (а молотильщиков) корми. Все мы на грехи свои безответные работнички! Богу работник, царю слуга. Ну, я на тебя не работник. Один работник, семеро едоков, в семье. Белоручка не работник. По работе и работника (мастера) знать. Каков работник, такова ему и плата. По работа и плата. Или я вам не слуга была, или не работница! Время времени работник". Работников, -ницын, что лично их; -ничий, к ним относящийся. Рабочка ж. женский швейный ларчик, баульчик, прибор. Работуха ж. работящая, трудолюбивая женщина. Работяга м. работящий человек. Работничество ср. состоянье, промысл, быт работника. Работничать, промышлять в работниках наймом у людей, жить в работниках.

В словаре Ожегова

РАБ, -а, м. 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов. 2. перен, Зависимый, угнетенный человек. 3. перен., кого-чего. Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба. || ж. рабыня, -и (к 1 знач.) и раба, -ы (только ед.). || прил. рабский, -ая, -ое. Р. труд (также перен.: по принуждению). Рабски (нареч.) любить кого-н.

В словаре Ефремовой

  1. Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца .
  2. Крепостной крестьянин.
      ный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л .
    1. Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит.
    2. Тот, кто целиком подчинил свою волю, своипоступки кому-л ., чему-л .

    В словаре Фасмера Макса

    род. п. -а́, раба́, ж., рабы́ня. Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. рабъ δοῦλος (Остром., Зогр., Клоц., Супр. и др.; см. Вондрак, Aksl. Gr. 2 346 и сл.); исконно русской является форма *робъ; см. ребёнок, роб

    В словаре Д.Н. Ушакова

    В словаре Синонимов

    данник, илот, крепостной, невольник, подчиненный, работник, яремник, холоп, гулям, марон, зинджи. Ant. вольный человек

    У этого термина существуют и другие значения, см. XX века, в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца, а в таких странах как Судан и Нигер распространено и поныне.

    Содержание

    Официальные определения

    1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
    2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов. [2]

    Рабство осуждено договором [2] Лиги Наций в 1926 году и во ООН от 1948, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

    В 4 пункте Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод .

    Международная организация труда (МОТ) определяет [3] рабское положение работника по следующему (не исчерпывающему) списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию, нарушение законных трудовых прав, отсутствие возможности уволиться, ограничение физической свободы, наличие на рабочем месте надсмотрщиков, применение к работнику физического насилия.

    На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, в Древнем Китае понятие крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. [4] Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии. Второй мировой войны в нацистской Германии широко использовался рабский труд.

    Сущность рабства и положение раба

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 июня 2012 года.

    См. также статью: разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в Положение раба

    С философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный торговых сделок.

    Условия жизни раба определяются лишь здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

    Источники рабов

    1. На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война, сопровождаемая Естественный прирост рабского населения.
    2. Кроме того, появились свидетелей.
    3. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть пленник — и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития рабства.

    История рабовладения

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 июня 2012 года.

    См. также статью: Шумера. Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. В библейских источниках рабство описано было до потопа (Быт.9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт.12:5, 14:14).

    По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён Расцвет рабовладения

    Раб передает ребёнка в руки матери. Изображение на древнегреческом сельскохозяйственному производству. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. В этой системе рабы составляли особый культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам.

    Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных Переход от рабовладения к феодализму, рудименты рабства в средневековой Европе

    Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в Рабство в средневековых государствах Передней Азии

    На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстания зинджей. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и тяжёлые условия их существования позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как [6] .

    Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см. также Рабство в новое время

    В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население. 27 декабря 1512 года испанское правительство запретило использовать в колониях американских индейцев как рабов, однако одновременно разрешило ввозить в индейцы; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в полтора — два раза дороже здорового взрослого белого. Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента в середине XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки.

    Всего в британскую Северную Америку и позднее в США было ввезено около 13 миллионов африканских рабов. В среднем, из 3-5 захваченных рабов, на плантацию доставлялся лишь один, остальные погибали во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей, в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней.

    Выгоды от хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов в Южных штатах США побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в подчинённом положении. Рабы находились фактически в полной Файл:Slavetreatment.jpg

    Раб в США со следами наказания плетью

    Отмена рабства в Америке

    Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии, где негры наиболее смешались с индейцами. По переписи 1872 здесь насчитывалось 3 787 тыс. белых, 1 954 тыс. негров, 3 802 тыс. 1850 ввоза рабов. В 1866 были освобождены рабы монастырей и некоторых 1871 объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и 1885 освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в 1888 последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции, низвергнувшей императора дона Прекращение работорговли и отмена рабства

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 июня 2012 года.

    Распространённость рабства на начало XXI века

    В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании в июле 1980 года.

    В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

    Так, в Мавритании потомки порабощённых много поколений назад арабы. Рабство передаётся по наследству: дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей [7] [8] Количество рабов в стране оценивается в 600 000 человек, что составляет 20 % населения [9] [10] , это наивысший процент в мире [11] (смотри статью Рабство в Мавритании ).

    Наёмное рабство

    См. также: капитализма ( коммунистов, анархистов) — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически ( de facto ) вынужден торговать собственной рабочей силой, чтобы выжить.

    При этом проводится параллель между древним рабством и положением рабочего при капитализме: утверждается, что фактически у последнего нет иного выбора, кроме как работать за зарплату.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 июня 2012 года.

    демократическими, существуют формы принудительного труда, которые журналисты [ документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда банда Александра Кунгурцева ).

    Для Европы, а также Турции наиболее характерно « США. Женщин и малолетних девочек лишают свободы и принуждают заниматься проституцией в интересах хозяина. Малолетних нередко покупают у работорговцев или даже непосредственно у родителей, взрослых заманивают через модельные, рекламные, туристические и рекрутинговые агентства, либо похищают силой.

    По данным МОТ [3] , общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $150,2 млрд в год. При этом наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год — сельскохозяйственные рабы, $8 млрд — домашняя прислуга.

    В абсолютных цифрах наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе — $51,8 млрд, но связано это с большим количеством рабов; в пересчете на одного раба доход относительно невелик и составляет порядка $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности порядка $46,9 млрд в год.

    Борьба с современным рабством

    По стандартам ООН, всякое государство обязано бороться с проявлениями рабства во всех формах, в том числе с торговлей людьми и использованием принудительного труда. Основные требования ООН по ликвидации рабовладения следующие:

    1. Правительство страны должно предпринимать серьёзные и неустанные усилия с целью ликвидации торговли людьми.

    Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека [ [источник не указан 3550 дней]

    Рабство в современной России

    В России предусмотрена уголовная ответственность за куплю-продажу и совершение иных сделок в отношении человека (ст. 127.1 [12] . Отдельные факты использования рабского труда в современной России подтверждают правоохранительные органы [13] .

    В начале февраля 2013 года правозащитная организация [14] .

    Работорговля в Чечне

    Рабство в культуре

    В Библии

    В Библии разрешается и нормируется рабство. Сам Египте [16] , постановив исполнять свои заповеди. Если же евреи не будут исполнять заповедей, бог грозит проклясть народ и вернуть в рабство в Египет [17] .

    В связи с этим к евреям-рабам применяются другие законы, нежели к рабам из других народов. Например, еврей, по бедности продавшийся в рабство другому еврею или иноземцу, не должен выполнять рабскую работу. К еврею-рабу не разрешается проявлять жестокость. Он выступает в качестве временного наёмника, а к юбилейному году становится свободным (или должен быть выкуплен у иноземца своими родственниками или самостоятельно). Собственно рабов Библия предписывает покупать у других народов; такие люди становятся собственностью, которая может быть передана в наследство и сохраняется за хозяином навечно [18] .

    [20] . Во время отбивания у царя Кедорлаомера своего племянника [21] .

    Рабы и скот должны отдыхать вместе с хозяином в седьмой день покоя [22] . Рабам также предусмотрено праздничное веселье наряду с хозяином и всеми его домочадцами [23] . Наказание для рабыни, обручённой с вольным человеком и переспавшей с другим, смягчается тем, что она несвободная; в этом случае оба избегают наказания смертью [24] . За убийство собственного раба предусматривалось наказание его хозяину (в том случае, если раб немедленно умирал; если же он жил ещё день или два, то наказание отменялось, так как раб является собственностью хозяина) [25] . За нанесение физического ущерба рабу хозяин должен отпустить своего раба на волю [26] .

    Жизнь раба оценивается в тридцать сиклей серебра — столько необходимо заплатить его хозяину, если раба до смерти забодал вол [27] .

    В кинематографе

    В фильме « Майя наглядно показан рабовладельческий строй.
    В фильме СССР криминальная группировка в договоре с коррумпированными местными властями создают подпольный охраняемый лагерь для насильно удерживаемых См. также

    • Рабство в Германии
    • Рабство в Греции
    • Рабство в Египте
    • Рабство в Индии
    • Рабство в Китае
    • Рабство в Риме
    • Рабство у мусульман
    • Рабство в иудаизме
    • Рабство у славян
    • Рабство в США
    • Рабство в Бразилии
    • Рабство в Румынии

    Статья 127.2. Использование рабского труда

    (введена Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

    1. Использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву

    собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 2. То же деяние, совершенное: а) в отношении двух или более лиц; б) в отношении заведомо несовершеннолетнего; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения; д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего, —

    наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Ссылки

    Литература

    • Youval Rotman. Byzantine Slavery and the Mediterranean World. Harvard, HUP, 2009.
    • ----

    Конвенция ООН против пыток · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин · Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей · Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

    Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм

    Фразеологический словарь (Волкова)

    Раб божий - первонач. о христианине как о подчиненном во всем богу, а потом (теперь устар.) в шутливых выражениях вообще о человеке.

    Надели рабу божьему на ноги колодки, посадили в темную, да на другой день к допросу. Салтыков-Щедрин.

    Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Римское право. Словарь терминов

    приравнивался к вещи, соответственно его господин мог обращаться с ним, как ему вздумается, и даже мог безнаказанно убить его. раб не более чем объект юридических действий, даже если в данный момент он не имел господина.

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    1. В рабовладельческом обществе человек, являющийся полной собственностью своего владельца.

    * Восстание рабов. *

    2. перен., книжн. Тот, кто целиком подчинил чему-н. свою волю.

    * Раб своих привычек. *

    Тезаурус русской деловой лексики

    Ant: вольный человек

    Словарь Ожегова

    РАБ, а, м.

    1. В рабовладельческом обществе: человек, лишённый всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

    2. перен. Зависимый, угнетённый человек.

    3. перен., кого-чего. Человек, к-рый целиком подчинил кому-чемун. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

    | ж. рабыня, и (к 1 знач.) и раба, ы (только ед.).

    | прил. рабский, ая, ое. Р. труд (также перен.: по принуждению). Рабски (нареч.) любить когон.

    РАБСТВО — совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.

    В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (также как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой я обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем — прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии “высших”, “промежуточных” и “низших” качеств человеческой натуры.

    Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделял ющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли — в обладании именно этими качествами было отказано рабу.В германских языках термин “рабы” относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, — будучи исключенным из числа “своих”, он оказывался лишенным самости.

    В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.

    Платон в “Государстве” полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе — его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится йод властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем “изнутри” или быть привиты ему “извне”. В другой платоновскойработе — в диалоге “1Ъэтет” — можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.

    В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.

    С появлением христианства произошло рождение понятия “свобода воли”, которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку “свобода воли” уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии..

    Г. В. Ф. Гегель и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец, истории). В пределах последней рабство имеет “субстанционалистское” истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной “естественному состоянию”, полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия “судьба” занимает понятие “политика”. В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), ас другой — перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение “моментов” рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности.

    К. Маркс понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую “античному способу производства” и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал “историцистскую” интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым — рабовладельческим — общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т. о., в обнаружении его экономической природы.

    Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью “внутреннего” (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью “внешнего” (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: “внутренним” оказалось психологическое или духовное бытие человека, “внешним” — его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением “естественных” глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

    гнет, кабала, кабальщина, крепостничество, невольничество, неволя, оковы, путы, угнетение, узы, холопство, цепи, ярем, яремщина, ярмо

    Смотреть что такое РАБСТВО в других словарях:

    РАБСТВО

    Содержание: Источники рабства. — Рабство у современных дикарей и варваров. — Рабство у арийцев и в Индии. — Рабство в Китае. — Рабство в Египте. — Рабс. смотреть

    РАБСТВО

    исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-р. смотреть

    РАБСТВО

    РАБСТВО, -а, ср. 1. Состояние, положение раба. Обратить в р. кого-н.(сделать рабом, рабами). 2. перен. Состояние полной зависимости,подчиненности. В рабстве у своего чувства. Духовное?. 3. Рабовладельческийстрой. Во времена рабства. смотреть

    РАБСТВО

    рабство ср. 1) Общественный строй, основанный на владении рабами (1). 2) Состояние, положение раба (1,2). 3) перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими. 4) перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.

    РАБСТВО

    рабство с.slavery; (состояние раба тж.) servitude, bondage, thraldom быть в рабстве (у) — be held in servitude (by) отмена рабства — abolition of slave. смотреть

    РАБСТВО

    рабство Неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчиненность, плен. См. неволя. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. рабство неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчиненность, плен; рабская зависимость; путы, крепостничество, невольничество, узы, холопство, ярмо, оковы, угнетение, цепи, гнет, ярем. Ant. свобода Словарь русских синонимов. рабство невольничество, неволя, кабала / как символы рабства: оковы, цепи; путы, узы (книжн.) см. также угнетение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. рабство сущ. • неволя Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. рабство сущ., кол-во синонимов: 15 • гнет (19) • кабала (8) • кабальщина (3) • крепостничество (1) • невольничество (3) • неволя (21) • оковы (10) • путы (9) • угнетение (27) • узы (13) • холопство (21) • цепи (7) • ярем (9) • яремщина (2) • ярмо (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гнет, кабала, кабальщина, крепостничество, невольничество, неволя, оковы, путы, угнетение, узы, холопство, цепи, ярем, яремщина, ярмо. смотреть

    РАБСТВО

    РАБСТВО, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-. смотреть

    РАБСТВО

    Рабство Содержание: Источники рабства. — Рабство у современных дикарей и варваров. — Рабство у арийцев и в Индии. — Рабство в Китае. — Рабство в Египт. смотреть

    РАБСТВО

    первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина. смотреть

    РАБСТВО

    • Δου̃λος, δουλοσύνή, Состояние личной неволи у греков было разнообразно как по своим причинам, так и по своим проявлениям. Так, мы встречае. смотреть

    РАБСТВО

    один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными. смотреть

    РАБСТВО

    (Slavery). Состояние вынужденной и полной зависимости от коголибо. Рабство было общепринятым в Древнем мире; оно играло значительную роль в экономической и социальной жизни. Обычно рабами становились те, кто потерпел военное поражение. Часто в рабство попадало, вместе с воинами, все население побежденной страны. Работорговля стала краеугольным камнем в грекоримском мире, достигнув своего пика во II в. до н.э. В 100 г. до н.э. главный рынок рабов находился в Делосе, куда ежедневно свозили и там же продавали десятки тысяч рабов. После палеетинского похода император Тит продал в рабство девяносто тысяч евреев. Рабы различались между собой по своему статусу. Одни составляли "бригады", работавшие на полях и в шахтах; другие были ремесленниками и даже управителями. Нередко рабы были гораздо зажиточнее свободных работников. Римские законы защищали рабов и обеспечивали им определенные права, даже обладание частной собственностью, так что порой раб мог выкупить себя и свою семью (Деян 22:2728). К I в. число рабов в Римской империи увеличилось настолько, что это стало создавать проблемы. Нередко вспыхивали восстания, рабовладельцев все чаще охватывали страхи и подозрительность. Если раб нападал на хозяина, казнили всех рабов в доме. Начиная со 136 г. около 70 тыс. восставших рабов Сицилии четыре года противостояли Риму. Воеставших рабов, вплоть до эпохи христианских императоров, распинали. Однако ктото должен был исполнять гражданские обязанности, включая военную службу, и потому между 81 и 49 гг. до н.э. были отпущены на волю 500 тыс. рабов, хотя все население столицы составляло в то время 800 тыс. человек. Среди вольноотпущенников в Риме было много иудеев, принявших римские имена; это видно из надписей в катакомбах. В ВЗ. В ВЗ рабство рассматривалось как законный общественный институт; но в Израиле оно было гуманнее, чем в других странах Ближнего Востока. Поскольку в Израиле использование труда наемных работников оказалось экономически выгоднее, рабство не получило здесь широкого распространения. Рабы обычно исполняли обязанности по хозяйству и работали вместе с членами семьи на полях. Приобретали их разными способами: просто покупали, брали как плату за долги, получали по наследству, наконец, брали как военнопленных. В ВЗ есть примеры того, как отец продает дочь(Исх21:7; Неем5:5), вдова продает детей (ЗЦар 4:1), люди продают себя (Лев 25:39; Втор 15:1217). Человека можно освободить, купив его (Лев 25:4855), отпустить на волю, согласно закону субботнего года (Исх 21:111; Втор 15:1218), юбилейного года (Лев 25:855), в случае смерти хозяина (Быт 15:2). Рабы считались членами семьи; если они были евреями, они обладали правом на субботний отдых и участие в религиозных праздниках. У них могла быть собственность, даже собственные рабы. Часто жена и наложницарабыня пользовались совершенно одинаковыми привилегиями. Раб был защищен от жестокого обращения, особенно против действий, угрожавших его жизни (Исх 21:20). Человек, укравший раба, подвергался суровому наказанию (Исх 21:16). Израильский народ пережил египетское рабство, и опыт Исхода играет существенную роль как в ВЗ, так и в НЗ. Столь же значительное место он занимает в теологиях освобождения. В НЗ. В ранней Церкви отсутствовала критика рабства как общественного института. Однако отношения раба и хозяина видели поновому (Флп), поскольку в глазах Божьих " нет раба, ни свободного" (Гал 3:28), и оба несут ответственность перед Богом (Еф 6:59). Межличностные отношения были пересмотрены в категориях духа Христова и Его Царства. Полноценный результат этого процесса проявился только в эпоху Реформации, когда стала утверждаться библейская истина о личном достоинстве человека. В церковной истории. В первые христианские века рабство было общераспространенным явлением, о чем сохранились многочисленные свидетельства. Существовал запрет на крещение рабов, если хозяин не был христианином. Раб не мог быть рукоположен, если хозяин (непременно христианин) не давал ему вольную. Раб не мог жениться или уйти в монастырь без разрешения хозяина. Рабов нередко освобождали на Пасху, когда люди праздновали Воскресение Христово. Несмотря на попытки Юстиниана (52765) запретить рабство, число рабов снова выросло; после падения империи они были закрепощены. Крестовые походы укрепили рабство обеих противоборствующих сторон Рим служил центром работорговли, а Венеция продавала мусульманам даже рабовхристиан. В XV в. возникла торговля рабами, гл. обр. во владениях Португалии. Открытие Америки потребовало труда чернокожих, что привело к расцвету работорговли. Около пятнадцати миллионов рабов привезли в Америку, в основном в ВестИндию и Юж. Америку. Однако, хотя и редко, христиане протестовали против рабства. Квакеры (1671), Моравские братья, методисты, евангелики в Англии и Америке отстаивали моральные нормы, не совместимые с таким злом. Трактат против рабства написал Дж. Уэсли. К сожалению, консервативные голоса в церквях высказывались против аболиционизма; свет открывался им слишком медленно. Эти силы часто сочетались с политическими и экономическими интересами, связанными с сохранением института рабства; возможные последствия подобной политики в полной мере не сознавались. Благодаря усилиям таких евангелических лидеров, как Г.Шарп, У. Уилберфорс и Т.Кларксон, в 1807 г. в Британии, а в 1827 г. в Британской империи рабство было отменено. В янв. 1808 г. Американский конгресс также запретил работорговлю, хотя торговля рабами между отдельными штатами и рабовладение процветали попрежнему. В США Католическая и Протестантская епископальная церкви не заняли определенной позиции в вопросе о рабстве; большинство других церквей разделилось во мнениях, примкнув к позициям Севера и Юга. W.N.Kerr (пер. Ю.Т.) Библиография: G. W. Barnes, The AntiSlavery Impulse; D. В. Davis, The Problem of Slavery in Westem Culture and The Problembf Slavery in the Age of Revolution; M.I. Finley, ed., Slavery in Classical Antiquity; J. Mendelsohn, Slavery in the Ancient Near East; W. L. Westermann, The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity; T. Wiedemann, Greek and Roman Slavery. См. также: Аболиционизм. . смотреть

    РАБСТВО

    (Авдут) У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существовани. смотреть

    РАБСТВО

    РАБСТВО

    РАБСТВО

    Ра́бство плантационное на территории Америки, форма эксплуатации в виде прямого насильственного принуждения к труду непосредственных производителей — р. смотреть

    Читайте также: