Национализм как политическая идеология кратко

Обновлено: 05.07.2024

В отличие от других идеологий национализм трудно истолковать более или менее однозначно. Многие исследователи склоняются к тому, что национализм в широком смысле не просто идеология, а скорее часть целостной культурной подсистемы, благодаря и одновременно вопреки которой образуется совокупность национально-патриотических взглядов, верований и чувств.

Национализм сегодня представляет собой легитимизирующий принцип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества.

Э. Смит, "Этнические источники наций"

Интерпретация: Замечательный философ политики Арон считал, что в XX столетии существуют лишь три великие идеологии (метаидеологии), назвав наряду с либерализмом и социализмом, но вместо консерватизма национализм.

В привычном словоупотреблении понятие национализма воспринимается негативно, хотя по существу это не вполне верно. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) указывал на наличие двух типов национализма: творческого, созидательного и деструктивного, разрушительного, сопровождающегося ненавистью к чужому. В первом случае он способствует сплочению нации, образованию "национального государства", во втором - направлен против других народов и несет в себе угрозу не только для "противника", но и для своего общества, поскольку "идолопоклоннически превращает национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь", культивирует чуть ли не зоологическое отношение к человеку при попытке выработать и сохранить "чистую расу".

Понятие национализма нередко используют и в других смыслах. Иногда его применяют для описания лояльного отношения к государству, хотя правильнее было бы говорить о патриотизме. Порой этим словом характеризируют убеждения, что какой-то народ, культура или цивилизация "выше" всех остальных, но это - проявление шовинизма. Иной раз национализмом называют национальную идентичность, что недостаточно конкретно.

Дело в том, что понятия нации и государства часто путают. Нация - в первую очередь социологический термин, определяющий большую группу людей, которая характеризуется сознанием своего единства и желанием жить сообща в силу родственного происхождения, лингвистического сходства, общей культуры и географической близости. Понятие нации носит не политический, а социальный характер. Возможны и другие подходы: Карл Реннер (1870-1950) назвал нацию "ежедневным плебисцитом" по вопросу о желании людей жить вместе. Принято считать, что этническое происхождение - самая общая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как об ирландцах, русских, евреях, испанцах и т.д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя американцами, то включают в определение политический компонент - гражданство. Тот факт, что этничность - основа не только национальности, но и нации, не означает, что люди обязательно должны быть родственниками по крови, чтобы входить в одну нацию. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одной нации, могут проживать в разных государствах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев - германское происхождение. На протяжении тысячелетий своей территории не было у евреев, которые тем не менее сохранили национальную идентичность, поддерживаемую сильными культурными традициями, религией и этническим сходством.

Государство - политический термин, обобщающий народ, территорию, правительство и обладание суверенитетом. Единственной характеристикой, которая в равной степени присуща и государству, и нации, является народ, объединяющийся вокруг данного государства и отождествляющий себя с ним. В рамках государства представители разных этносов начинают столь тесно взаимодействовать друг с другом, что превращаются в нацию (например, в США), а само государство становится нацией-государством (англ. nation-state, фр. etat-nation).

Как политический институт нация-государство - продукт недавней истории. До его появления людей объединяли другие политические институты (племена, города-государства, империи и т.д.). В идеологии же национализма происходит слияние идеи нации с идеей государства этой нации, т.е. по сути этнонационального государства.

Интерпретация: Известный французский политолог Д. Коля считает, что в современный период "нация есть не что иное, как нация-государство: политическая форма субъектного территориального суверенитета и культурная однородность (лингвистическая и/или религиозная), которые, накладываясь друг на друга, порождают нацию. Национализм же характеризует движения и идеологии, настойчиво требующие, на словах либо с оружием в руках, совмещения политических границ с культурными границами. Национализм может согласиться с присутствием "не-националов" во имя нации или ратовать за их ассимиляцию, изгнание, даже уничтожение" ("Политическая социология", 1994).

Первые признаки национализма появились еще в XII в., но большое политическое значение он приобрел значительно позднее. Во многом национализм был ответом на рост торговли и коммуникаций в эпоху Просвещения, однако влиятельной идеей он стал в период Французской революции как реакция на универсалистские притязания классического либерализма. Исследователи этой проблемы считают, что национализм есть идеология современного нации-государства. Вместо того чтобы быть лояльными к конкретному субъекту, будь то король или христианская община (два вида лояльности, типичные для средневековья), в новых условиях нации-государства люди привержены идее, традиции, истории и национальному единству. Таким образом, национализм - это во многом эмоциональный союз политического феномена с идентичностью человека, который ощущает свое единение с себе подобными, - "я" превращается в "мы". Он устанавливает систему ценностей и механизмы реализации потребностей общества. Поэтому не существует национализма как единой, "большой" идеологии, а есть множество национализмов, каждый из которых характеризуется особенностями данного народа, его ценностями, традициями и специфическим отношением к "чужим". Национализм весьма типичен для западной цивилизации, где политические аспекты жизни играют важную роль. В восточных обществах приоритетными ориентирами чаще бывают иные, чем государство, общности, такие как семья, род и т.д.

Интерпретация: Считается, что национализм обладает еще и некоторыми трансцендентными (т.е. находящимися за границами сознания и познания) качествами, пробуждая чувство истории и давая цель потомкам. Берк писал: "Он становится партнерством не только между теми, кто живет, но и между теми, кто уже мертв, и теми, кому еще только предстоит родиться". Он требует, чтобы его приверженцы были готовы пожертвовать всем - семьей, достоянием и даже собственной жизнью, - ради блага своего государства, если в том возникнет необходимость.

В политическом смысле правильнее понимать национализм как идейно-политическую доктрину организации власти на определенных принципах. Британский теоретик Эрнест Геллнер, в отличие от многих авторов, использующих для трактовки национализма по преимуществу этнический или антропологический подход, осмысливал этот феномен в политико-философском аспекте. Он усмотрел важную связь между культурой и политикой, объясняющую природу национализма. В основе стремления к национальной государственности - необходимость защиты национальной культуры, т.е. институтов создания, сохранения, передачи культурных ценностей этноса. Такую функцию в современном обществе может выполнить только государство. Значит, национализм - это, прежде всего, политический принцип, "согласно которому политические и национальные образования должны совпадать".

Два человека считаются принадлежащими к одной нации, если они разделяют культуру, систему идей и знаков, а также ассоциаций, типов поведения и общения.

Два человека считаются принадлежащими к одной нации тогда и только тогда, когда они осознают себя принадлежащими к этой нации. Это их осознание каждого как способного воспринимать такое осознание, именно это и объединяет их в нацию, а не все те общие атрибуты, отделяющие их от не-членов нации, какими бы они ни были.

Э. Геллнер, "Нации и национализм"

По Геллнеру, самоидентификация человека сводится к субъективному суждению, формирующемуся под влиянием различных факторов, прежде всего субъективной воли, культуры и политики, которые и образуют триединство, лежащее в основе национализма как идеологии. Именно национализм порождает осознание своей национальной принадлежности. Сама по себе культура какого-либо сообщества воспринимается им как данность, но по мере вторжения в его жизнь инородных "мобильностей", инноваций и средств коммуникации местная культура все больше воспринимается как основа идентификации человека. Таким образом, культура парода начинает оказывать влияние на самоидентификацию нации только в динамике, которая, в свою очередь, зависит от общественно-политической и экономической ситуации. Еще яснее эта мысль высказана учеником Геллнера Энтони Смитом (род. 1933): национализм - это "идеологическое достижение и установление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видят себя реальной или потенциальной нацией".

Известный исследователь Эрик Хобсбаум (род. 1917) показывает специфику этой идеологии на примере выдуманной им "Руритании": национализм предполагает, что "политический долг руританцев по отношению к государству, которое включает в свой состав руританскую нацию и служит ее представителем, выше всех прочих общественных обязанностей, а в экстремальных случаях (таких, например, как война) он должен подчинять себе любого рода обязанности. Этот признак отличает современный национализм от иных, менее требовательных форм национальной и групповой идентификации". В свою очередь Джеймс Келлас представляет национализм в двух видах - как идеологию, воспитывающую в людях "национальное самосознание", и как модель политического поведения - и выделяет три его типа: этнический, социальный и официальный. Однако в отличие от Геллнера он считает, что любой из трех типов национализма возникает внутри этнической, социальной или официальной нации.

Большинство же исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Он устанавливает искусственный барьер между человеческими общностями, разделяя их на "мы" и "они", при этом "мы" часто воспринимается как нечто гораздо более высокое и ценное, нежели "другие" народы. Тем самым национализм превращается в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности.

Г. Кон, "Идея национализма"

Вместе с тем национализм как таковой оказал влияние на все значимые современные идеологии и нередко доминирует над иными идеологическими целями.

Национализм является одним из наиболее влиятельных идеологических движений. Ключевым его принципом является тезис о ценности нации как высшей формы общественного объединения.

Содержание статьи

Национализм как политическая идеология

  • Национализм как политическая идеология
  • Что такое национализм
  • Национализм как политическая угроза

Классический национализм и его принципы

Термин национализм преимущественно имеет негативную трактовку. Способствуют этому СМИ, в которых под национализмом понимают его крайние формы. В частности, этнонационализм с его крайними формами - фашизмом, шовинизмом, ксенофобией и пр. Эти течения делают акцент на том, что одна национальность обладает превосходством над другой и являются античеловеческими по сути.

Ключевыми ценностями национализма являются верность и преданность своей нации, патриотизм, политическая и экономическая независимость. Как политическое движение он имеет целью отстаивание интересов нации во взаимоотношениях с государством. При этом сторонниками традиционного национализма осуждается нетерпимость к другим нациям. Напротив, идеология выступает за объединение различных слоев общества.

В число базовых принципов национализма также входят право наций на самоопределение; право наций на участие в политическом процессе; национальная самоидентификация; нация как высшая ценность.

Национализм является относительно новой идеологией, он возник только в 18 веке. Его специфика состоит в том, что он не имеет выдающихся идеологов и мыслителей, которые бы изложили его принципы в лаконичной форме. Но несмотря на это он оказал крайне важное влияние на общественно-политическую жизнь. Отдельные его идеи нашли воплощение в либерализме, консерватизме, социализме.

Классический национализм выступил как форма протеста против национального угнетения и бесправия. Он способствовал освобождению от колониализма, различных форм дискриминации и созданию независимого национального государства. В частности, благодаря распространению национализма были созданы десятки независимых государств в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Национально-демократическая идеология получила широкое распространение и в странах постсоветского пространства. Благодаря ей были образованы Литва, Украина, Грузия и пр.

Радикальные формы национализма

Но не всегда национализм имеет положительную природу. История знает случаи, когда он приобретал разрушительный характер. При этом его идеологическое содержание дополнялись противопоставлением наций, формировании чувства превосходства одной нации над другими, признании исключительности одной нации и стремлением обеспечить ее привилегии за счет других.

Идеология фашизма возникла в Италии в 20-30 гг. 20 века. Наиболее последовательно она внедрялась в жизнь в гитлеровской Германии. Тогда главной целью фашизма стало установление господства высшей арийской расы. Важнейшими постулатами фашизма является признание нации как высшей общности, которая основана на родстве; деление всех наций на высшие и низшие. При этом немецкая наци признавалась арийской и исключительной, а неполноценные народы подлежали истреблению.

Хотя фашизм был осужден решением ООН, попытки его реабилитации не останавливаются. Неофашистские организации сегодня действуют во многих странах мира, в частности, в странах постсоветского пространства, по которым фашизм нанес серьезнейший урон (в России, Украине).

Мягким вариантом национализма является шовинизм. Он характерен для великих государств, которые проводят агрессивную политику для расширения своих территорий. Определяющие черты этой идеологии - признание исключительности собственной нации, оправдание своих действий благородными целями демократизации и пр. Шовинизм имеет свои методы и средства, которые обладают исключительными чертами в зависимости от вида (английский шовинизм, российский шовинизм).

В первом случае это совокупность идеологий и политических практик, направленная на создание и сохранение гражданской нации. Во втором случае – совокупность идеологий и политических практик, направленных на создание и сохранение этнической нации.

Зарубежные исследователи о национализме. Исследования национализма начинаются в 1920-х – 1930-х гг. (хотя отдельные работы, напр., Э. Ренана, относятся к концу XIX в.). Особенно активно проблемы национализма исследуются последние полвека.

Исходный постулат Т. Нэйрна – неравномерное развитие – вполне созвучен основному тезису теории капиталистической миросистемы И. Валлерстайна. По Нэйрну, так же как и по Валлерстайну, «истоки националистических движений следует искать в механизмах действия мировой политической экономии[5].

Вместе с тем стоит заметить, что современные тенденции политического развития – по крайней мере, в Европе – делают этнически мотивированный сепаратизм менее привлекательным. Шотландия и Уэльс с приходом к власти лейбористов получили собственную законодательную и исполнительную власть, а степень автономии Страны Басков настолько велика, что этот регион имеет собственного представителя в Европарламенте.

Согласно Б. Андерсону, национализм – новый принцип органи­зации социальной реальности, пришедший на смену религиоз­ному и династическому принципам. Идея нации в Новое время стала играть ту же роль, какую в Средние века играла христианская вера: она позволяла людям объединяться в культурно-политические сообщества.

Концепцию Б. Андерсона выгодно отличает от концепции Геллнера то, что она преодолевает схематизм геллнеровского подхода. Подход Андерсона принципиально открыт для исследования исторических обстоятельств, приведших к возникновению той или иной разновидности национализма. Остановимся на типологии национализма, предлагаемой британским ученым.

В 1990-е гг. интерес к проблемам национализма сохранялся. В это время выходят работы Э. Смита, стремящиеся в той или иной мере реабилитировать понятие этнического национализма[12].

Национализм и политические идеологии. Соотношение национализма и трех основных политических идеологий – консерватизма, либерализма и социализма – отражено в таблице:

Сте­пень рас­про­стра­не­ния государственного национализма в раз­ных стра­нах за­ви­сит от со­ста­ва на­се­ле­ния, ис­то­рической тра­ди­ции, фор­мы прав­ле­ния, ста­ту­са и по­ли­тического по­ло­же­ния стра­ны. Го­су­дар­ст­ва со слож­ным со­ста­вом на­се­ле­ния ста­ра­ют­ся ут­вер­ждать раз­ные фор­мы государственного (об­ще­гра­ж­дан­ско­го) национализма, да­же ес­ли это эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые с де­мокра­тической фор­мой прав­ле­ния об­ще­ст­ва (например, США, Ис­па­ния, Ка­на­да). В стра­нах с не­раз­ви­той эко­но­ми­кой и де­мо­кра­ти­ей, с боль­шим эт­ническим раз­но­об­ра­зи­ем и на­ли­чи­ем се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний государственный национализм слу­жит од­ним из средств обес­пе­че­ния вла­сти цен­тра, об­ще­ст­вен­ной кон­со­ли­да­ции и со­хра­не­ния це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва (например, Ин­дия, Ин­до­не­зия, Ки­тай, не­ко­то­рые арабские стра­ны).

В за­ви­си­мо­сти от це­лей и форм про­яв­ле­ния эт­нический национализм име­ет куль­тур­ный или по­ли­тический ха­рак­тер. В пер­вом слу­чае речь идёт о со­хра­не­нии це­ло­ст­но­сти и са­мо­быт­но­сти эт­нической общ­но­сти (на­ро­да), раз­ви­тии язы­ка и об­ра­зо­ва­ния, про­па­ган­де ис­то­рического на­сле­дия и тра­ди­ций. Та­кой национализм иг­ра­ет по­ло­жи­тель­ную роль, ес­ли не со­дер­жит ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ных ус­та­но­вок и не­га­тив­ной на­прав­лен­но­сти про­тив куль­тур и пред­ста­ви­те­лей др. на­ро­дов. Во вто­ром слу­чае эт­нический национализм по­ли­ти­че­ски на­прав­лен на дос­ти­же­ние пре­иму­ществ для пред­ста­ви­те­лей од­ной на­цио­наль­но­сти в сфе­ре вла­сти и дос­ту­па к ре­сур­сам (край­няя фор­ма этой раз­но­вид­но­сти эт­нического национализма - на­цио­нал-со­циа­лизм).

Вслед­ст­вие это­го роль национализма не­од­но­знач­на. С од­ной сто­ро­ны, от­каз от се­мей­но-ди­на­стического уст­рой­ст­ва вла­сти, дос­ти­же­ние народного су­ве­ре­ни­те­та и по­яв­ле­ние на­цио­наль­ных го­су­дарств, ос­но­ван­ных на гражданском рав­но­пра­вии, соз­да­ва­ли ос­но­вы для рас­кре­по­ще­ния соз­на­ния и по­ве­де­ния лю­дей и да­ва­ли сти­мул раз­ви­тию об­ще­ст­ва; с дру­гой - стрем­ле­ние к куль­тур­ной го­мо­ге­ни­за­ции, ас­си­ми­ля­ци­он­ные ус­та­нов­ки, дис­кри­ми­на­ция и эт­нической чи­ст­ки (вплоть до ге­но­ци­да) ве­ли к кро­во­про­лит­ным кон­флик­там. В отдельных слу­ча­ях по­бе­да национализма в его край­них фор­мах ве­дёт к ав­то­ри­тар­но­му ре­жи­му и за­си­лью ре­лигиозного фун­да­мен­та­лиз­ма.

Дополнительная литература:

Гелл­нер Э. На­ции и на­цио­на­лизм. М., 1991

На­цио­на­лизм: (взгляд из-за ру­бе­жа). М., 1995

Де­мо­кра­ти­за­ция и об­ра­зы на­цио­на­лиз­ма в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 90-х гг. М., 1996

Тиш­ков В. А. О на­ции и на­цио­на­лиз­ме // Сво­бод­ная мысль. 1996. № 3; он же. Очер­ки тео­рии и по­ли­ти­ки эт­нич­но­сти в Рос­сии. М., 1997

Лейп­харт А. Де­мо­кра­тия в мно­го­со­став­ных об­ще­ст­вах. М., 1997

Хоб­сба­ум Э. На­ции и на­цио­на­лизм по­сле 1870 г. СПб., 1998

Ко­ро­тее­ва В. В. Тео­рии на­цио­на­лиз­ма в за­ру­беж­ных со­ци­аль­ных нау­ках. М., 1999; она же. Эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы и на­цио­на­лизм. М., 2001

Аль­тер­матт У. Эт­но­на­цио­на­лизм в Ев­ро­пе. М., 2000

Ма­ли­но­ва О. Ю. Ли­бе­раль­ный на­цио­на­лизм: (се­ре­ди­на XIX – на­ча­ло XX в.). М., 2000

Ан­дер­сон Б. Во­об­ра­жае­мые со­об­ще­ст­ва: раз­мыш­ле­ния об ис­то­ках и рас­про­стра­не­нии на­цио­на­лиз­ма. М., 2001

Ба­ли­бар Э., Вал­лер­стайн И. Ра­са, на­ция, класс: дву­смыс­лен­ные иден­тич­но­сти. М., 2003

Смит Э. Д. На­цио­на­лизм и мо­дер­низм: кри­ти­че­ский об­зор со­вре­мен­ных тео­рий на­ций и на­цио­на­лиз­ма. М., 2004

Кал­хун К. На­цио­на­лизм. М., 2006

На­цио­на­лизм в ми­ро­вой ис­то­рии / Под ред. В. А. Тиш­ко­ва, В. А. Шни­рель­ма­на. М., 2007

Но есть понятия, которые путать чревато. Например, национализм иногда именуют нацизмом – и напрасно!

Люди

Это слово сегодня популярно, но его суть остается размытой, как фон на картинах художника Маковского. Пора сфокусироваться, выяснив, что такое национализм, и чем он примечателен.

Национализм — это.

Национализм происходит от французского nationalisme и означает идеологию и политическое направление, которое базируется на понимании нации как высшей ценности.

Определение

Понять суть формулировки поможет знакомство с постулатами (что это такое?), на которых базируется национализм.

  1. Существование автономных наций – социально-экономических, культурных, политических, духовных общностей людей. Обычно они формируются в процессе исторического развития, и у каждой имеется собственный набор уникальных характеристик.
  2. Нация – это высшая ценность. Как в песне: сегодня не личное главное, а сводка рабочего дня. Человек должен быть предан национальному государству – это важнее индивидуальных интересов. Присутствует мотивация к самоотдаче, доходящей до готовности пожертвовать жизнью во имя нации.
  3. Право нации на формирование собственного государства, включающего всех членов нации (право на самоопределение).
  4. Нация – главный источник политической власти, при этом все ее члены вправе быть участниками этих процессов. По логике, народ здесь приравнивается к элите, пусть символически, но все же.
  5. Общность культур и языка – то, что называют национальной самоидентификацией. При этом навязывания определенной культуры нет. Люди объединяются на почве братства, возникает чувство локтя, единства, солидарности. Предполагается, что члены нации действуют в унисон. . Без него невозможно полноценное участие в жизни нации, удержание и приумножение ее опыта, препятствование его размытию и уничтожению.

Хлеб

Национализм – это слово с множеством толкований. Не всегда оно употребляется в приведенном выше значении – это классическая, базовая трактовка.

Проблема усугубляется размытостью, свойственной национализму, ведь он во многом опирается на эмоциональную составляющую, на мысли о преемственности поколений, о принадлежности к общей, коллективной судьбе.

Для национализма ценна атрибутика — название страны, ее история, государственность, культурные институты (от национальной библиотеки до национальной оперы). Когда на чемпионатах выступает национальная сборная, вся нация за нее переживает, а поражение может восприниматься как национальное унижение.

Болельщики

Резюмируем: национализм – это комплекс представлений, в котором главное место занимает нация с ее интересами и задачами.

Сам по себе этот комплекс — только оболочка, а содержание, скрывающееся под ней, может варьироваться. Отсюда разброс трактовок понятия.

Виды национализма

Наиболее популярна сегодня вот эта классификация:

    Гражданский национализм, подразумевающий, что легитимность государства определяется активностью граждан в принятии ключевых решений. Главными инструментами волеизъявления нации могут быть выборы (что это?), референдум (что это такое?) и т. п.

Принадлежность человека к нации определяется его добровольным выбором, у всех людей одинаковый политический и правовой статус.

Крайний национализм, признанный социально опасным явлением. Именно он ассоциируется с экстремизмом. Здесь доминируют идеи национального превосходства вкупе с нетерпимостью в сфере религии и культуры.

Молодежь

Результатом такой идеологии часто становятся внутренние и межгосударственные конфликты, история знает случаи, когда она превращалась в основу для фашизма и нацизма. Проявления крайнего национализма относятся к международным правонарушениям.

Еще выделяют бытовой национализм, выражающийся во враждебности к представителям других народов на уровне личности или малых групп.

Пазлы

Классификация здесь, как и само это понятие, размыта.

Как появился национализм

Интересующее нас слово ввели философ Гердер и аббат Баррюэль. Это произошло в XIX веке – слово юное. Пока общество оставалось аграрным, человеческая жизнь протекала в одном статусе.

Национализм зародился при переходе к индустриальному обществу, на фоне бурного переустройства политических и культурных границ.

Не последнюю роль в этом сыграл рост всеобщей грамотности, демократизация политики, расширение избирательных прав населения. Чтобы не потеряться в этих процессах, люди стали искать связей с носителями той же культуры, той же идентичности.

По словам Энтони Смита, теоретика националистической идеологии, национализм — это естественный ответ людей, чей общественный мир с его устойчивыми группировками рухнул.

Колония

В конце XIX века, с распространением классовой теории, позиции национализма пошатнулись. В противовес ему марксисты выдвинули идеи интернационализма.

Ленин

Серьезный удар по национализму нанесли фашизм и нацизм, дискредитировав его и все, что с ним связано.

Это вкупе с начавшимися интеграционными процессами привело к спаду популярности националистических идей, но только на время.

Глобализация

Сегодня национализм весьма активен на международной арене. В этом виновата, в том числе, глобализация (что это такое?), ведущая к потере народами своей идентичности и провоцирующая национализм как защитную реакцию.

Кто такие националисты

То, что националист ставит во главу угла интересы своего народа, не предполагает обязательной недоброжелательности к другим нациям (исключение – приверженцы радикальных форм идеологии).

Националист

Он осознает, что нации отличаются друг от друга, но не умаляет прав любого народа на существование. И в этом его ключевое отличие от нациста.

Для подлинного националиста главным оценочным критерием в разных жизненных сферах является соответствие национальным интересам.

Национализм — это хорошо или плохо

Поэтому для старшего поколения национализм – это однозначно плохо. Люди помоложе нередко впадают в другую крайность, видя в нем панацею (это что?).

Бабки

Радикальные движения любят подчеркивать свою националистическую окраску, поэтому национализм часто ассоциируется с нетерпимостью. Вносят свою лепту СМИ, обозначающие этим термином только крайние формы, акцентированные на превосходстве одной национальности над остальными.

Национализм часто смешивают с нацизмом, расизмом, фашизмом, иногда – умышленно.

Сказать, что национализм – это однозначно плохо, нельзя. Он опирается на чувство, родственное патриотизму (что это такое?), только патриот любит Родину, а националист – свой народ, нацию.

В истории человечества имеются примеры национализма, когда он становился идеологией свободы и прогресса.

История

На протяжении последних 150-200 лет благодаря национализму была восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Греции, объединились Италия, Германия, обрели независимость народы Азии, Африки и Латинской Америки.

Гитлер

Здоровому национализму чужда как агрессия, так и политическая апатия (что это?). Если внешние угрозы отсутствуют, он проявляется как любовь к своему народу, земле, языку и культуре предков.

Национализм в России

О русском национализме сегодня считает своим долгом подискутировать всякий уважающий себя гражданин, вне зависимости от понимания сути понятия. Между тем эта идеология, в центре которой стоит тезис (что это такое?) о ценности русской нации, может представать в неодинаковом свете.

Чаще всего под русской нацией подразумевается русский народ, иногда – вкупе с коренными народами или всеми, кто проживает в России. По другой версии, это политическое единство граждан, скрепленное русским языком и культурой.

Русский дух

В России национализм появился во второй половине XVIII века, с течением времени развиваясь и видоизменяясь. Впервые развели по разные стороны баррикад государственный патриотизм и русский национализм декабристы, превратив последний в оружие против самодержавия (это что?), переставшего отвечать народным интересам.

Русские

СССР

Распад СССР привел к обострению проблем в бывших республиках, спровоцировал рост национализма во всех частях некогда могучей державы.

Государства, получившие вожделенную самостоятельность, нуждались в идеологическом обосновании своей легитимности, и националистическая идеология оказалась весьма кстати.

Шествие

Таджики

Заключение

Грань здесь тонкая, как раз тот случай, когда от любви до ненависти одни шаг. Поэтому главная опасность кроется не в национализме как таковом, а в той легкости, с которой можно перейти грань, даже не заметив этого.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Национализм — это такая штука, которой очень сильно не хватает в постсоветском обществе.

До определенного предела национализм является очень полезным и здоровым явлением. Например, без него общество в стране не может жить прежде всего для себя.

В любой благополучной стране заботятся прежде всего о себе, не прощают другим государствам огромные долги, не помогают им безвозмездно, а ставят на первое место интересы своих соотечественников.

Дмитрий: поддерживаю. Здоровый патриотизм — он полезен и стране, и самому человеку. Это как любить свою семью — естественное и правильное чувство.

Ярый же национализм — это попытка возвыситься (прежде всего в своих собственных глазах) принижая других. Ущербная во всех отношениях тактика, говорящая о множественных нереализованных комплексах.

Ничего плохого в понятии национализма не вижу. Вся проблема в том, что многие сейчас используют это слово не отделяя это понятие от радикального национализма.

Для меня это понятие тесно связано с другим — патриотизм, только в пределах разумного, а не когда людей избивают или как-то издеваются над ними, потому что они говорят на другом языке или у них другая вера.

Национализм — защитная реакция народа на действия национальных меньшинств при нежелании властей решать эту проблему. Почему во времена Ельцина в России возникло так много националистических движений? Первейшая причина — беспредел со стороны национальных меньшинств при попустительстве правоохранительных органов.

Что хотите пишите, какие угодно общепринятые определения этого слова, но я уверена, что национализм — это плохо! До нацизма — один шаг! Мы все перед Богом равны! Когда к Нему на суд придём, Он будет разделять на праведных и нечестивых, а не по расам и национальностям!

На сегодняшний день национализм и националист — слова с негативной окраской, мало кто знает о других значениях.

Насчет бога поржал))) Кому какое дело до божьего суда, если люди желают справедливости здесь, вот в этой жизни! А если правительство делает преференции нацменам и не защищает титульную нацию, то всегда будут националисты — для выравнивания потенциалов))

Читайте также: