На железной дороге фет анализ стихотворения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Мотив движения организует
лирический сюжет фетовского текста, датируемого 1859-1860 гг. Реализации основного мотива многолики: к естественному ходу поезда присоединяются объекты, перемещающиеся по обратной траектории, а также путешествия, совершаемые в фантастическом пространстве сна. Герои стремительно преодолевают “дебри и овраги”, встречая по пути деревья, которые “летят” мимо них.
Необычная ситуация порождает сновидения, предмет которых связан с “иными местами”. Из художественных тропов, задействованных в изображении масштабного передвижения, особенно яркой выглядит метафорическая фраза “мгновенные мосты”.
Ощущение быстроты хода дополняется звуковыми образами и средствами аллитерации, окружающими авторское словосочетание.
Поэт избегает прямых указаний на приземленные реалии нового способа поездок и именует состав “змеем огненным”. Его оригинальный портрет лишен враждебности: прекрасное волшебное создание, послушное людскому повелению, летит над необъятными просторами, рассыпая “искры золотые”.
Внутри змеиного “чрева” “уютно и тепло”. Персонажи чувствуют себя настолько комфортно, что расслабляются, погружаясь в “глубокий сон”. Упомянутые характеристики внутреннего пространства купе сближают образ с символической трактовкой дома как надежного прибежища.
Антитеза, противопоставляющая уют холоду морозной ночи, также типична для фетовского поэтического мира.
За внешней линией повествования скрывается важный внутренний сюжет. Он посвящен миру чувств и связан с адресатом, женским образом “кроткого серафима”. Начальные строфы сообщают о детской красоте попутчицы, и чуть позже – об эмоциях, которые объединяют души лирического “мы”. В концовке фигура героини выходит на первый план.
Центральное место в портрете занимает образ чудесных “агатовых глазок”. Радостный ласковый взгляд демонстрирует, что пара преодолела собственный путь – от робости и отчуждения к взаимной симпатии.
История создания
Автор хотел показать чувства людей. В стихотворении он применяет интересный ход: изображает 2 сюжета. Один заключается в движении поезда, а другой – в душах героев. Фет мастерски обыгрывает ситуацию.
Читайте по теме:
Композиция
Автор использует 7 катренов, которые позволяют ему передать сюжетную линию произведения. Условно можно назвать 2 части, когда начинается передвижение поезда, а затем автор переходит к описанию девушки.
Средства выразительности
Тропов много. Это связано с тем, что автор старается передать не только атмосферу, но и изобразить героев так, чтобы они выглядели реальными, а не вымученными персонажами.
Читайте по теме:
Эпитеты
Даль в стихотворении снежная, а искры золотые: при этом поэт использует инверсию. Она звучит красиво за счёт удачно подобранных эпитетов.
Олицетворения
Одинокая свечка – олицетворение, т.к. одиноким может быть человек, а не вещь.
Метафоры
Сердце лелеет боль. Это образный троп, позволяющий создать особую атмосферу в стихотворном полотне.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.
Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой унылой, безрадостной жизни или несчастной любви.
Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять строф.
Жанр – сюжетное лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
История создания
К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в литературе.
В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мёртвая молодая женщина. О её смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.
Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, находящуюся за лесом. Здесь она с волнением ожидала чего-то. Её глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На неё засматривались гусары, но красавица, погружённая в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних строфах автор приоткрывает тайну страданий героини. Её юность умчалась, мечты оказались пустыми, а сердце разрывает тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колёса.
Композиция
Стихотворение являет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива).
Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мёртвой, а в середине стихотворения – описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинции. Текст разделён на девять строф по четыре строки.
Жанр произведения – сюжетное лирическое стихотворение, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – это предполагаемые эпизоды жизни погибшей женщины. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.
Анализ стихотворения — На железной дороге. Русский язык и литература
Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь — девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную. Можно бесконечно долго мчаться с необычайной скоростью и размышлять о жизни.
Сюжет произведения лирический. Написано стихотворение было в 1859-1860 годах, когда автору было примерно шестьдесят лет. Это произведение можно смело отнести к позднему творчеству поэта. К необычайной скорости поезда присоединяются объекты, которые стоят неподвижно много лет, но в данном случае они движутся и каждую минуту сменяются на новые. Лирические герои преодолевают препятствия, попадающиеся у них на пути. Они проходят дебри и овраги, деревья, которые стремительно летят к земле. Новая местность порождает новые сновидения. В своем произведение Афанасий Афанасьевич смог уместить сразу два сюжета. Это передвижение, которое происходит внутри поезда и снаружи. Человек наблюдает множество новых картин, которые прежде не встречал в своей жизни. Мы видим противостояние двух миров. Один мир находится внутри поезда, теплый и уютный, а снаружи суровый, холодный, который может нанести вред человеку.
Афанасий Афанасьевич повествует нам о герое и его спутнице. Все что происходит за окном постоянно движется, постоянно в динамике, жизнь не стоит на месте. То, что происходит внутри поезда, наоборот, спокойной и умиротворенное. Автор не упускает мелочей и описывает читателю природу, окружающую главных героев, для полноты образа. С помощью обычных фраз можно поместить зрителя на мгновение в ту обстановку, которая там обитает. Несмотря на все происходящее за окном, в поезде тоже идет жизнь, и мы наблюдаем, как главный герой проявляет к своей попутчице интерес. К сожалению, с ее стороны мы такого интереса не видим.
Как уже было сказано ранее автор не упускает ни малейшей детали, поэтому в стихотворении присутствует некая мелодия, стук колес поезда о рельсы.
Произведение пронизано чувствами главного героя, который сначала одиноко сидит и любуется своей спутницей. Но вскоре мы наблюдаем и с ее стороны робкий взгляд взаимности. Некоторыми фраза автор дополняет образ спутницы. Она робкая и хрупкая девушка.
В произведении не проносится ни одного слова главных героев, но даже без слов читателям понятны их чувства и эмоции.
Анализ 2
В этих строках поезд сравнивается с живым существом, неким мощным чудовищем, способным с огромной скоростью перевозить человека из одного места в другое, а эта скорость сравнивается с полетом. Поэтому в тексте появляются описания, не встречающиеся в поэзии ранее:
Но основной тематикой стихотворения все же является его лирическая составляющая. Поезд и вся атмосфера, вызванная им, являются всего лишь неким фоном, создающим особую атмосферу для влюбленного человека. Несмотря на то, что за окнами проносятся деревья и поля, внутри этого железного зверя автору тепло и уютно и все его окружающее не мешает ему любоваться возлюбленной, а напротив делает ее облик еще более загадочным и милым. Автору уютно не просто находиться в поезде, но прежде всего он испытывает это чувство рядом со своей спутницей, с которой они движутся навстречу будущему:
Читайте также: