На реализацию каких образовательных целей ориентированы про граммы изо для начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

В связи с усовершенствованием технологий, появлением всевозможных новых материалов, техник и ресурсов, требуется постоянная корректировка программ по изобразительному искусству.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства. Наиболее важными целями является развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. В этом контексте происходит воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, усвоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практическом освоении окружающего мира, а также овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности и формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности [1].

В процессе реализации программы педагог должен обучить детей основным техникам изобразительного искусства. Учащиеся получают навыки владения различными материалами, умеют их сочетать. Приобретается очень важный навык компоновки, последовательности ведения работы, а также умение воплощать замысел [7]. Очень важно в процессе обучения активировать ряд познавательных процессов: воображение, мышление, память, речь. Через творчество пробуждается интерес к духовным и культурным ценностям, к окружающей среде и природе. Немаловажно для становления творческой личности сформированность высокого художественно-эстетического вкуса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета важными являются методы обучения. Преподаватель в процессе объяснения нового материала должен безупречно владеть умением доходчиво и понятно излагать материал, делать его разбор и анализ. Всегда большим эмоциональным откликом учащихся пользуется наглядная демонстрация методических пособий, репродукций работ известных художников, работ учащихся.

Практический метод (зарисовки с натуры, упражнения, организация композиции целого листа) позволяет обогатить практическими навыками и через выполненные задания закрепить теоретический материал. Самостоятельная работа в процессе обучения является показательным звеном, демонстрирующим степень освоения учащимися нового материала, умение на практике его применять [5]. Со стороны преподавателя уместно учитывать индивидуальные возможности и способности учащегося. Учитывать возрастные особенности, работоспособность и уровень подготовки.

Преподаватель должен творчески подходить к процессу обучения детей на любом возрастном этапе. На занятиях в группах младшего школьного возраста главным является получение эмоционального впечатления, которое основывается на положительных эмоциях учителя, группы учащихся [6]. Преподаватель должен постоянно искать новые, наиболее благоприятные пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, искать новые, оригинальные формы объяснения материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы обучения и воспитания, постоянно обогащать свой опыт новыми знаниями, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать своё мастерство. Так же для успешной реализации программы необходимо материальное оснащение в должном объеме [4].

Заключение. Изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника. Воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательной творческой активности ребенка. Специфика занятий изобразительным искусством требует активной мыслительной работы воображения, самостоятельности, инициативности [3]. Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает, прежде всего, развитие у них потребности непрерывно познавать и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.

Процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. В разном возрасте это отражение имеет различие. Отражение реального мира зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, навыков, чувств. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерности искусства и реальной действительности. Цель каждого педагога изобразительного искусства – приблизить изобразительную деятельность учащихся к основам грамотного реалистичного изображения путем систематического обучения и разумного руководства, с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.


Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.


Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формированиеу учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формированиехудожественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладениеобразным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.

На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

1. Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

2. Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

· физико-математический уклон школы № 20,45,15;

3. Школы - лицеи, школы - гимназии.

5. Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.


Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.





Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.


Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.


Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формированиеу учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формированиехудожественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладениеобразным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.

На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

1. Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

2. Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

· физико-математический уклон школы № 20,45,15;

3. Школы - лицеи, школы - гимназии.

5. Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.


Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.


Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Директор Зам. директора

по УВР с детьми

МБОУ Ольховская СОШ ________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ольховская средняя общеобразовательная школа.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Составитель программы –

учитель I категории

Донченко Т.В.

2014 – 2015уч. год.

Пояснительная записка.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

содержательно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением обучающихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;

личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

региональный подход. Учитываются художественные традиции историко – культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);

декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;

художественно – творческая деятельность.

Важно, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. Поэтому в программу включены занятия с использованием нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности, которые должны стать для детей новыми и интересными средствами познания окружающего мира. Например, монотипия, набрызг, использование воскового подмалевка, рисование по сырой бумаге, рисование по мятой бумаге, акватипия, тампонирование, трафарет, кляксография, рисование и оттиск на стекле, рисование солью, граттаж, веселые пальчики, ладошки, цветные ниточки и т.д. Детям предлагается попробовать свои силы в разных художественных техниках: акварели, пастели, гуаши, темпере; в сочетании с декоративно-прикладными элементами: батик, оригами, коллаж, витраж, тесто. Это позволяет поддерживать их интерес к творчеству, создавать устойчивую мотивацию, делать различные варианты заданий.

Работа кружка строится в соответствии со следующими принципами:

Принцип вариативности. Творчество – это когда из одной единственной схемы можно сделать миллион композиций и все разные.

Особое место в процессе обучения занимает серия упражнений, включающая в себя таковые понятия, как стиль, тон, полутон, ритм, пластика, пространство, и т.д. Цвет выступает как форма выражения мира эмоций и мыслей.

А художественно – дидактические игры приводят детей в активное творческое состояние и находят продолжение в коллективной работе.

Принцип повышенного внимания к результатам проделанной ими работе. Не всегда у детей работы получаются замечательными. Однако, даже в посредственной картине есть что-то интересное, привлекательное, индивидуальное. Важно, чтобы каждая работа была замечена и проанализирована. С этой целью в конце каждого занятия организуется мини выставка. Это позволяет детям увидеть и разглядеть другие работы, научиться сравнивать, различать, отмечать достоинства и недостатки, овладевать лексикой, связанной с анализом творческих работ. Дети учатся думать, говорить, анализировать.

Новизна программы заключается в том, что, постигая новые методы и приемы изобразительного искусства, развивая свои творческие способности, ребята выполняют работы, которые посвящены памятным датам, школьным праздникам, работы, которые примут участие в школьных, районных и областных конкурсах и фестивалях. В течение года из детских работ планируется составить 8 сменных выставок, каждая из которых будет носить определенный воспитательный характер.

Программа рассчитана на разновозрастных детей (11-14 лет), с различным уровнем способностей. Поэтому задание каждому ребенку, в зависимости от ситуации, его способностей можно варьировать, не ограничивая его творческое развитие, а наоборот стимулируя и поощряя. Изобразительное творчество находит здесь разнообразные формы выражения: это и индивидуальные и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Общение идет на равных началах, в творческом взаимообогащением.

Цели программы:

развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;

воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;

развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;

формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;

воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России;

привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Режим занятий рассчитан на 1 часа в неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

О месте и назначении изобразительных искусств в культуре: жизни общества и жизни человека;

Должны иметь представление о многообразии образных языков искусства;

О взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

Основные виды и жанры изобразительных искусств;

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента в жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями. Между людьми;

О роли художественной иллюстрации;

О поэтическом (метафорическом) претворения реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

Воспитанник будет уметь:

Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники и т.д.;

Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

Активно воспринимать произведения искусства, аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Обладать навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

Научиться владеть материалами живописи, графики на доступном возрасту уровне;

Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей повседневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Формы и методы контроля: выставки, участие в конкурсах, фестивалях и других воспитательных мероприятиях школы.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, композиции и его воплощения автором, актуальность выбора методов и приемов художественного творчества, целесообразность подбора средств выразительности.

1. Анализ программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы

2. Авторы программ по изобразительному искусству в разных образовательных системах (ОС)

3. Педагогическая концепция и педагогическая программа

Педагогическая
концепция
теоретическое
обоснование целей и задач образования по
отношению
к
обучающемуся,
предполагает
разработку: коммуникативной стратегии - типа
учебного общения, видов учебной деятельности что должен делать обучающийся, психологопедагогическое
обоснование
деятельности
включенных в педагогический процесс субъектов
(учитель, ученик).
Педагогическая
программа
целостный
и
построенный
в
логике
концепции
учебный
материал,
соответствующий
интересам
и
возрастным особенностям детей, конкретные
методы обучения в соответствии с концепцией. В
рамках одной концепции может быть написано
несколько программ, но не может быть несколько
концепций у одной программы.

Может ли быть у одной программы
несколько концепций?
Может ли быть в рамках одной
концепции несколько программ?

Авторы программы: В.С.Кузин, Е.В.Шорохов,
А.Н.Витковский, С.Е.Игнатова, П.Ю.Коваленко,
Э.И.Кубышкина, В.К.Лебедко, С.П.Ломов,
Н.М.Сокольникова.
Цель программы – обучение реалистическому рисунку,
освоение графической грамоты.
Задачи программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ
реалистического рисунка, формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического
восприятия, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к
искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам
учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились
также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с
элементами дизайна [9].

6. Виды учебных занятий в программе В.С.Кузина

9. Основные принципы программы Б.М.Неменского

10. Концепции Б.П.Юсова

12. Программа Л.Г.Савенковой

1. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
каждым учеником (личностно ориентированное обучение). Педагог даёт право
выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты,
поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные
выводы и самооценки, создавая условия для реализации творческих
возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду,
обязательную для успешной деятельности.
2. Принцип продуктивности обучения. С образовательной точки зрения это
означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником
художественной культуры.
3. Принцип природосообразности. Обучения предполагает учёт возрастных,
психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и
индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.
Предполагает отбор содержания обучения соответствующего потребностям детей
данного возраста.
4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую
работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного
изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования
художественной культуры школьника.
5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле общения
учителя и ученика. Учитель использует диалог как образовательную ситуацию,
цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников
в направлении познания образовательных объектов и решения, связанных с
ними, проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационносопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником
созданного образовательного затруднения [5].

15. «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания

16. Комплексная программа Т.Я.Шпикаловой: Изобразительное искусство и Технология

17. Содержание программ Изобразительное искусство и Технология Т.Я.Шпикаловой

18. Задание для самостоятельной работы студентов

19. Литература

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.544 с.
2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы
живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и ДПИ. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд. Стереотип.М.:Дрофа, 2001.- 288с.
3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней
общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику
для 1 класса общеобразовательных учреждений /Т.А.Копцева.- 2-е изд.- Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2012.- 136 с.
5. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Метод. рекомендации к учебнику для 3
класса общеобразоват. учреждений /Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век,
2014.- 176 с.
6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для
учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский.- М.: Просвещение,
2012.- 240 с.
7. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга
для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с.
8. Полуянов, Ю.А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс.
(Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.:
Вита-Пресс, 2007.- 208 с.
9. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост.
В.С.Кузин, И.В.Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
10. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство:
Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы /
Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 168 с.

Читайте также: