Декадентство что это кратко
Обновлено: 03.07.2024
Начнём с того, что декаданс - это регресс, упадок. Слово может употребляться для обозначения разрушения того или иного явления. Например, декаданс барокко.
Есть направление в европейской культуре рубежа XIX - XX вв., называемое декадансом или декадентством. Декаданс европейского искусства "рубежа веков" буквально значит - упадок искусства. Разрушения идей романтизма и реализма XIX в. Появление декадентских настроений: упадочничество, формализм, индивидуализм, одиночество, тоска, пессимизм. Представители этого направления - декаденты. Декадентами в литературе рубежа веков называли символистов.
Большое общественное непонимание вызвал сборник стихов "Цветы зла" Шарля Бодлера, первая часть которого вышла в 1857 году. Основные мотивы: темы смерти и небытия, одиночества, тоски по духовным ценностям, идеалам. Творчество Ш. Бодлера повлияло во многом на формирование декаданса в поэзии, поэтому о нём часто говорят как об основоположнике эстетики декаданса.
В 1870 - 1880 годы в французском литературном сообществе вокруг поэта-символиста Стефана Малларме и поэта-символиста Поля Верлена сложился кружок "декаденты".
В 1886-1889 годы существовал журнал "Декадент".
Писатель Жорис-Карл Гюисманс в 1884 году создаёт роман "Наоборот", прославившийся как "библия декадента", и в котором хорошо запечатлены характерные явления и настроения рубежа веков.
"Кроме того, разложившееся дворянство мертво; аристократия погрязала в глупости или в дерьме. Она угасала в идиотизме своих инстинктов горилл, бродящих в черепах конюхов и жокеев; или же, как Жуазель-Пралэны, Полиньяки, Шеврёзы, она влачилась в грязи процессов, уравнивающих ее в гнусности с другими классами".
Цитата из 16 части романа "Наоборот".
Созвучна произведению картинка Эдварда Мунка 1894 года.
У Рамона Касаса есть ещё несколько интересный работ, отражающее настроения апатии, уныния, листайте в галерее.
Особенно привлекла внимание картина Касаса "Покой" 1900 года, выполненная пастелью.
Русскими представителями декадентов считается раннее поколение поэтов-символистов: И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, ранний В. Брюсов. Также ранний И. Северянин, Н,Минский, С. Надсон, К. Фофанова, М. Лохвицкая.
Епископ Арсений (в миру Леонид Иванович Денисов) замечает основательно, что декадентство диаметрально противоположно символизму, хотя в современной европейской литературе оба явления обозначались в один и тот же исторический момент: первое — как протест против старых философских воззрений, второе— как переработка художественных впечатлений в новом свете. Отвергая декадентство писатель показывает критическое отношение к новой литературе тех лет. И в самом деле, декадентство быстро уходит. Еще не создав новых словесных выражений для тонких чувственных восприятий, оно быстро расплывается в символизме, который не идет никакими исключительными путями, но ищет простой и ясной для всех правды.
Епископ Арсений — епископ Русской православной церкви, епископ Каширский, викарий Московской епархии. Духовный писатель, церковный историк, специалист в области церковной археологии и иконографии. С 23 декабря 1917 по июнь 1920 года — член Комиссии по охране памятников искусства и старины, которая подчинялась Наркомату государственных имуществ, а затем Наркомату просвещения. Был одним из двух её членов, представлявших духовенство, работал секретарём музейного отдела комиссии, занимался приёмом и охраной дворцового имущества и реставрацией Патриаршей ризницы. С 16 декабря по 15 марта 1919 года — сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса, где собрал около 10000 книг, поступивших в Ленинскую библиотеку. Прочёл для сотрудников отдела лекцию по истории книгопечатания с демонстрацией старопечатных книг, гравюр, переплётов. С марта 1919 по март 1920 года там же заведовал филологической библиотекой.
Портрет Зинаиды Гиппиус также используется как иллюстрация декаданса рубежа веков в России. Автор картины Лев Бакст.
Итог такой: декаданс есть обозначение разрушения явления или культурного направления. Декаданс не является самостоятельным направлением в искусстве, а только отражением событий и течения общественной жизни.
Соответственно, основные направления, где исследователи пытаются найти декаданс - символизм и модернизм рубежа веков .
Однако, декаданс пытался стать направлением, своего рода, антиреалистическим направлением. О чём было упомянуто выше. Но не случилось. Декаданс рубежа веков остался как, несомненно, важный, влияющий на искусство того времени фактор (влияние на А. Блока, О. Уайлда и др.), и как история культуры рубежа веков.
А почему же такой сильный кризис случился именно на рубеже веков? Почему именно тогда упадок был настолько силен?
Неурожаи во Франции 1845-1846 г., сопровождаемые голодными бунтами. Всеобщий торговый и промышленный кризис в Англии в 1847 году. Как итог - революции во Франции, Германии, Италии, Венгрии в 1848 году.
Революции были подавлены, разрушены иллюзии внутри буржуазного общества, что явилось источником пессимизма у творческой интеллигенции той эпохи. Один из её представителей Ш. Бодлер, ненавидевший буржуазный мир, отразил это в сборнике "Цветы зла", сильно повлияв на П. Верлена, С. Малларме, что в какой-то степени определило создание кружка декадентов.
Что касается России. Революция 1905 года и её поражение вызвали крушение надежд творческой интеллигенции.
Отражение было, в том числе, в творчестве художников. Пример картина В. Серова "Ида Рубинштейн" (1910), на которой мы видим изысканную орнаментность и усталое, печальное лицо красавицы, словно выражающее всю трагическую надломленность эпохи.
Ольга Валентиновна Серова, дочь живописца, писала в своих воспоминаниях: "Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал". (О. В. Серова / Воспоминания о моём отце, Валентине Александровиче Серове. Л. : Искусство, 1986, с. 152)
Декаде́нтство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Содержание
Обозначение декадентства
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 сентября 2011.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи [источник не указан 459 дней] и др.
Авторы-декаденты
Декадентское движение сегодня
Что такое декаданс простыми словами. Декадентство в литературе. Русские поэты-декаденты Серебряного века, конца XIX - начала XX века. Стихи декадентов.
Декаданс - это значит упадок, разложение. Французское слово décadence образовано от позднелатинского decadentia - упадок.
Декаданс или декадентство - направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, воспевающее упадок, безнадежность, закат человеческой цивилизации. Частичные синонимы: модернизм, неоромантизм, символизм.
Декадент - представитель декадентства в литературе и искусстве. Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. Они воспевали порок и болезненную красоту.
Прилагательное - декадентский, то есть проникнутый настроением упадничества, разложения.
Ударение ставится на третий слог - декада́нс, декаде́нтство, декаде́нт.
Декаданс и декаденты в литературе
В эпоху Просвещения декадансом называли время упадка Римской империи. В первой половине XIX века это слово с осуждением использовали в адрес Виктора Гюго и других писателей.
Произведения декадентов далеки от реализма, их форма зачастую сложна и запутана.
Влияние декадентов заметно в творчестве многих выдающихся литераторов, начинавших творить в эпоху декаданса - от Оскара Уайльда до Александра Блока.
Оскар Уайльд. Фото Наполеона Сарони
Русские поэты-декаденты Серебряного века
Однако вскоре им стали обозначать буквально любые новые, непривычные явления в литературе и искусстве, вспоминали современники.
К числу русских поэтов-декадентов в 1890-е годы относили символистов старшего поколения - таких как Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов (раннее творчество).
Зинаида Гиппиус на портрете Льва Бакста, 1906 год
Декаданс — это не столько течение или стиль, сколько настроение, переломный этап в развитии культуры.
Декаданс — это.
В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это такое состояние упадка, распада значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже не хватает на создание шедевров, но еще достаточно энергии на причудливые стилизации.
Декадентство чаще ассоциируется с периодом конца XIX — начала XX века, потому что в это время начинается упадок огромного пласта классической культуры.
*Александр Вертинский в образе Черного Пьеро
Но вполне уместно говорить о декадансе великого Ренессанса (это когда было?), который проявился в маньеризме, или об академизме, как о декадансе Классицизма (это когда было?), или о рококо — как об упадке Барокко (что это было?).
Мы остановимся на декадентстве как явлении в искусстве и литературе на переломе XIX–XX веков, когда основные настроения творческих произведений — это безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм, а на первый план выходят темы смерти, тоски, душевных страданий.
«Страшно оттого, что не живется — спится.
И все двоится, все четверится.
В прошлом грехов так неистово много,
Что и оглянуться страшно на Бога.
Предпосылки декаданса
Простыми словами декаданс — это кризис, творческие люди всегда особенно остро чувствуют переломные моменты эпохи, а искусство становится отражением их мироощущения.
Кризис рационализма (это что?) привел к поискам новой точки опоры. Нужны были иные формы, новый язык искусства (это как?), который бы отразил меняющееся мироощущение.
В Европе такими поисками занялась творческая молодежь, которую стали называть модернистами от французского moderne — современный.
*Фредерик Базиль, Портрет Поля Верлена, 1868 г.
Модернисты, как и любые новаторы, сначала вызвали резкое неприятие, их творчество воспринималось упадническим и получило издевательское название декаданс.
Слово прижилось, а упаднические настроения быстро докатились из Франции до России.
Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма
Характерные черты декадентов
Поль Верлен в серии очерков назвал своих друзей poete maudit — прОклятые поэты. Со временем к этой компании из шести французских поэтов последней трети XIX века: Тристана Корбьере, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Марселины Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адама и самого Верлена — стали причислять и других авторов.
Конечно, никто и не думал проклинать несчастных. Их проклятие в тонкой душевной организации, в особом темпераменте (это как?), нежелании подчиняться массе, принятым в обществе нормам морали, прописным истинам.
Декаденты — это изгои, бунтари, стремящиеся к гибели и страдающие от предчувствия заката великой эпохи.
Под влияние этих настроений попали многие знаковые фигуры того времени: Морис Метерлинк, Оскар Уайлд, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, даже Александр Блок.
Для декадентского творчества характерны несколько ярко выраженных особенностей:
- Крайний индивидуализм, ставящий во главу угла полную свободу личности.
- Субъективизм, отрицающий объективные законы мироустройства и общества.
- Аморализм, презирающий всякие нравственные нормы.
Декаденты отвергают законы морали как устаревшие предрассудки и мещанство. Их произведения полны ощущением безнадежности и пессимизма (это как?), но в упадке, смерти, пороке декаданс видит красоту.
*Константин Бальмонт (1867–1942 гг.)
Декадентство как болезнь
Одни исследователи и современники оценивали декаданс как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали такую точку зрения.
Врач и писатель Макс Нордау ставит свой диагноз декадентам:
Действительно, декаданс — это не стиль и не школа, это настроение, объединившее в определенный отрезок времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.
Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это черты времени, состояние целой группы талантливых людей, болезненно чувствующих слом эпохи.
Декадентские настроения могут настичь человека в разные отрезки жизни.
Сейчас декаданс — это скорее игра, стилизация, этакое эстетское смешение гламура и готики.
*Ряженые декаденты XXI века
Такие мероприятия имеют мало общего с истинным Декадентством, из которого вышли модернисты, символисты, акмеисты, авангардисты и другие творческие направления удивительной и трагической эпохи Серебряного века.
Автор статьи: Елена Румянцева
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Слово красивое, но его смысл явно диссонирует с его красотой, ну и как обычно, из некой идеи, сегодня декаданс превратился в пустую блестящую обёртку.
Читайте также: