На каких принципах строятся современные частеречные классификации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Часть речи – это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

· наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;

· комплексом определенных морфологических категорий;

· общей системой (тождественной организацией) парадигм и общностью основных синтаксических функций.

В традиционной русской грамматике, отражающей влияние античных и западноевропейских грамматик, сначала насчитывалось восемь, затем девять, теперь же – с включением частиц – обычно выделяется десять частей речи:

Первые 6 частей речи – это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова, т.е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные, т.е. лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений, а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения. Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок.

Кроме того, причастия и деепричастия то рассматриваются в составе форм глагола, то относятся к смешанным, переходным частям речи, то считаются особыми частями речи (в таком случае число частей речи возрастает до двенадцати).

Количеству частей речи в русском языке в учениях некоторых лингвистов то ещё более возрастает, то непомерно уменьшается. Так, академик Шахматов вводил в круг частей речи префикс (например, пре-, наи- и т.п.) и связку. У него получалось четырнадцать частей речи. Если этот перечень дополнить разными другими претендентами на роль частей речи, (например, категорий состояния, распознаваемой в словах можно, нельзя, надо, жаль и т.р., вопросительными словами и частицами, частицами уединяющими, вроде и – и, ни – ни, или – или, относительными словами и т.р.), то число частей речи в русском языке перешагнёт за двадцать. Многие грамматисты (Потебня, Фортунатов, Пешковский) отрицали у числительных и местоимений наличие грамматических признаков особых частей речи, указывая на то, что числительные и местоимения по своим синтаксическим особенностям близки к таким грамматическим категориям, как имена существительные, прилагательные и наречия. При этой точке зрения количество основных, самостоятельных частей речи уже уменьшается на две и сводится к восьми. Однако и среди этих восьми частей речи также оказываются сомнительные, неполноправные. Легче всего оспорить право называться частью речи у междометий, указывая на то, что оно представляет собой специальную форму речи – речь аффективную, эмоциональную или иногда речь активную, действенную, которая во всяком случае остаётся за пределами структуры интеллектуальной речи. Кроме междометий, из группы частей речи легко выпадают служебные слова как выразители чисто грамматических отношений (Вандриес).

Исследователи (например, проф. Кудрявский), придерживавшиеся взгляда Потебни на полный семантический параллелизм частей речи и членов предложения, всегда отказывали в звании частей речи служебным, связочным словам, то есть предлогу, союзу и частице. У таких исследователей количество частей речи ограничивается четырьмя основными: существительным, прилагательным, глаголом и наречием. Если лингвистический скептицизм простирается дальше, то подвергается сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи. Ведь одни разряды наречий находятся в тесной связи с прилагательными (ср. включение качественных наречий на -о в систему имён прилагательных у проф. Куриловича), другие – с существительными, третьи не имеют ярко выраженных морфологических признаков особой категории. В основе некогда принятого последователями акад. Фортунатова грамматического деления слов по различиям словоизменения на:

· Падежные (веселье)

· Родовые (весёлый, -ая, -ое, весел, - а, -о)

· Личные (веселюсь, веселишься)

Выделение основных структурно-семантических типов слов помогает внести некоторую ясность в учение о частях речи. К частям речи не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные слова или частицы речи. Круг частей речи ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативную функцию или быть указательными эквивалентами названий.

Части речи прежде всего распадаются на две большие серии слов, отличающихся одна от другой степенью номинативной самостоятельности, системами грамматических форм и характером синтаксического употребления.

В одной серии оказываются категории имён, категория местоимений и категория глагола, в другой – категория наречия. В современном русском языке наречия соотносительны с основными разрядами имён и глаголов. Но связь наречий с именами теснее, чем с формами глагольных слов. В современном русском языке происходит непрестанное передвижение именных форм в систему наречий.

Так как связка пережиточно сохраняла некоторые формальные свойства глагольного слова, то на развитии категории состояния заметно сказалось влияние категории глагола.

Что касается категории имён, то в русском языке ясно обозначаются различия между именами существительными и прилагательными. От этих категорий в истории русского языка ( особенно с двенадцатого – тринадцатого веков) обособилась категория количественных слов – категория имени числительного. Напротив, древний богатый класс указательных слов, местоимений в истории русского языка подвергся распаду, разложению. Большая часть местоименных слов слилась с категориями имён прилагательных и наречий или превратилась в частицы печи, в грамматические средства языка. В системе современного языка сохранились лишь реликты местоимений как особой части речи (предметно-личные местоимения).

Виноградов представляет систему основных частей речи, свойственных современному русскому языку, следующим образом:

4)местоимение (в состоянии разложения)

Система частей речи в структуре предложения сочетается системой частиц речи:

· Частицы в собственном смысле

К частицам речи Виноградов относит модальные слова, выделяя их в особый структурно-семантический тип слов.

А. Белич думает, что модальные слова следовало бы объединить с частицами, предлогами, союзами в категории реляционных слов-частиц.

В живом языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами примыкая к разным категориям.

Выводы:

--чтобы классифицировать части речи, необходимо чётко обозначить и обосновать принципы выделения определённой группы слов в отдельную часть речи;

--проблема выделения частей речи есть проблема выделения словоформ. Если представить части речи как классификацию лексем, то сами лексемы должны быть получены как результат морфологического анализа словоформ;

--семантический критерий в наиболее обобщенных своих значениях выделяет четыре класса полнозначных словоформ – существительное, прилагательное, глагол и наречие;

--морфологический критерий выделяет девять классов оформленных словоформ и не оформленные словоформы;

--синтаксический критерий позволяет выделить среди не оформленных словоформ существительные, прилагательные, наречия, компоратив, категорию состояния и модальные слова.

ГЛАВА 2

Принципы классификации частей речи

Морфология – это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов, принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов.

В процессе развития науки о руссском языке за последние два с лишним столетия (от Ломоносова и до наших дней) при описании частей речи учёные исходили из разных классификаций. Важнейшие из них: семантическая, формально-грамматическая, структурно-семантическая. Представители семантического направления (Ломоносов, Востоков, Потебня, Овсянико-Куликовский) при классификации частей речи шли от содержания, от значения слов к их грамматической форме, представители формально-грамматического направления (Петерсон, Пешковский, Ушаков) – от грамматической формы слов к их значению, что в итоге дало не частеречную классификацию слов, а их деление на изменяемые и неизменяемые. Третья группа языковедов (Виноградов, Галкина-Федорук, Гвоздев, Поспелов) исходила из внутреннего единства содержания (значения) и формы слова. Их классификация, именуемая лексико-грамматической и ставшая теперь традиционной, в научном мире получила широкое признание. Однако она имеет весьма существенный недостаток: не за всеми словами (в частности, за местоимениями, междометиями, модальными и служебными словами) признаётся номинативность.

Если бы в основу выделения самостоятельных частей речи был положен единственный признак – наличие общих морфологических признаков, выраженных в самой словоформе, это выглядело бы так:

· Существительные (выражают падеж и число), сюда же попали количественные и собирательные числительные.

· Прилагательные (выражают падеж, число, род и краткость / полноту).

· Инфинитивы (выражают вид и залог).

· Причастия (падеж, число, род, краткость-полнота, вид, залог, время)

· Глаголы изъявительного наклонения настоящего-будущего времени (число, вид, залог, время, лицо, наклонение).

· Глаголы изъявительного наклонения прошедшего времени (число, род, вид, залог, время, наклонение).

· Глаголы сослагательного наклонения (число, род, вид, залог, наклонение).

· Глаголы повелительного наклонения (число, вид, залог, лицо, наклонение).

· Грамматически не охарактеризованные словоформы: несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень и наречия.

В пределах морфологического подхода к выделению частей речи возможна и иная классификация. Она может опираться на особенности строения парадигмы. Ясно, что в этом случае существительные, например, оказались бы противопоставленными прилагательным. Ведь парадигма последних включает противопоставление словоформ по родам, отсутствующее у существительных. При этом ни существительным, ни прилагательным не удалось бы сохранить своего единства. Такое дробление произошло бы не только за счёт неизменяемых существительных и прилагательных. К примеру, в разряд лексем типа молодёжь следовало бы отнести и числительные – собирательные и количественные, а также личные и вопросительные местоимения, ведь у всех этих лексем существуют словоформы только одного числа.

Применительно к неизменяемым словам, то есть к лексемам, состоящим из одной словоформы, оказывается весьма эффективным синтаксический принцип.

Суть этого принципа заключается в определении тех типов лексем, с которыми могут или не могут сочетаться интересующие нас слова, а также в уяснении тех функций, которые эти слова выполнять в предложении. И семантический критерий легко выделяет среди неизменяемых слов наречия. Однако лишь применение синтаксического критерия вводит различные градации среди наречий.

Таким образом, семантический критерий в наиболее обобщённых своих значениях выделяет четыре класса полнозначных словоформ – существительное, прилагательное, глагол и наречие. Морфологический критерий выделяет девять классов оформленных словоформ и не оформленные словоформы. Синтаксический критерий, применённый к морфологически не охарактеризованной группе, позволяет выделить среди последних существительные, прилагательные, наречия, компаратив (сравнительную степень), категорию состояния и модальные слова. Синтаксический критерий применить к словоформам в принципе возможно, однако его результаты вступят в противоречие с результатами морфологического и семантического анализа. К лексемам морфологический и синтаксический критерий в принципе неприменим.

Как видим, при классификации частей речи наблюдалось настойчивое стремление группировать части речи по одному какому-либо одноаспектному принципу, в результате чего содержание отрывалось от формы или форма от содержания, что неизбежно приводило учёных к неудаче. Поэтому искать один какой -либо принцип частеречной классификации – дело безнадёжное.

Ещё одна интересная особенность названных частеречных классификаций состоит в том, что все они исходят прежде всего их специфики самих слов языковой системы: или из их содержания, или из их формы, или из единства содержания и формы, как будто языковая система является имманентной, то есть заключённой в самой себе и для себя, как будто её объектом являются только слова и их отношения между собой. Номинация же в них игнорируется или же отходит на задний план.

Лукин предлагает многоаспектный номинативно-грамматический принцип. Сущность этого принципа заключается в том, что определять, классифицировать части речи нужно не по содержанию, не по форме, не по их единству, а прежде всего по трём основаниям:

· Номинации (называнию не только предметов, явлений объективной действительности, но и нашего внутреннего мира. следует различать шесть её родовых категорий: лексическая, грамматическая, ситуационная, модальная, эмоционально-императивная, прямая.

· Единству содержания и формы

Следуя предложенному принципу, можно выделить тринадцать частей речи.

· Наличием обобщённого значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса.

· Комплексом определённых морфологических категорий.

· Общей системой (тождественной организацией) парадигм.

· Общностью основных синтаксических функций.

Однако изменение языка и его грамматического стоя проявляется в различных трансформационных процессах, в том числе и в переходе слов из одной лексико-грамматической категории в другую. Взгляды учёных на это явление значительно расходятся даже в номинации этого явления (некоторые различают полный и неполный переходы, некоторые называют это лексико-грамматической субституцией). Также отличают устойчивый и неустойчивый переход в рамках неполного.

Первый принцип теории частей речи состоит в том, что часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырь­мя категориальными признаками — семанти­ческим, словообразовательным, морфологи­ческим и синтаксическим.

Семантический признак части речи — это его об­щее грамматическое значение. Так, существительные имеют значе­ние предметности, и это объединяет существительные разного лек­сического, словообразовательного и морфологического качества: стол, чернила, учительница, бег, красота, кенгуру, вселенная. Гла­гол имеет значение действия и состояния, и это объединяет такие лексически, словообразовательно и морфологически разные слова, как читать, стоять, светает, столоваться, белеть, умножать.

Синтаксический признак части речи — это его обычная, первичная синтаксическая функция. Так, например, су­ществительное как часть речи обычно синтаксически используется в роли подлежащего и дополнения; это его первичная функция. Пер­вичной функцией глагола является быть сказуемым. Прилагатель­ное обычно функционирует как определение, наречие — как обстоя­тельство.

Словообразовательный признак части речи — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словооб­разовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики дру­гих частей речи. Для глагола как части речи, например, типично внутриглагольное префиксальное словообразо­вание, а для имени существительного — внутрисубстантивное суф­фиксальное словообразование. Наречие как часть речи характери­зуется тем, что его словообразовательные модели и средства возник­ли на базе форм слов и словосочетаний других частей речи.

Морфологический признак части речи — это ин­вентарь ее словоформ и парадигм, система морфологических катего­рий и морфологических разрядов. По этому признаку часть речи мо­жет охватывать слова неизменяемые (без форм словоизменения, как наречие) и изменяемые (склоняемые и спрягаемые, как существи­тельные и глаголы).

Категориальные признаки проявляются у разных частей речи не в равной мере; ведущим признаком может выступать то один при­знак, то другой, особенно у разных групп слов.

Второй принцип теории частей речи — классификационный. Если первый принцип требует многоаспектного подхода, учета сово­купности признаков при характеристике той или иной части речи, то второй принцип требует признания неоднородности частей речи и классификации (типологии) их.

Согласно этому принципу, части речи делятся на два основных класса — знаменатель­ные слова и служебные слова. Знаменательные слова могут быть членом предложения (в том числе одним-единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложе­ния. Следовательно, различие между знаменательными и служеб­ными словами функционально-грамматическое: они отличаются на­значением, типом значения и словообразовательными свойствами. Служебные слова функционально-грамматически близки морфемам и могут превращаться в морфемы. Кстати, Виноградов частями речи называл только лексико-грамматические разряды знаменательных слов, служебные слова он называл частицами речи.

Среди знаменательных слов выделяются три типа: слова-названия, местоимения и междометия. Слова-названия, как указывает сам термин, называют предметы, явления, свойства и обозначают определенные понятия о них: стол, стена, вода, буря, красота, бег, ходить, белый, быстро и т. п. Местоимения указывают на предметы, явления и свойства и отсылают к ним; например, местоимение этот указывает на любой предмет и при­знак, являющийся близким (в отличие от тот); местоимение этот может также отсылать к предмету и признаку, уже названному в тексте.

Междометия — это такие слова, которые выражают чувства и эмоции в их непосредственности. Поэтому междометия являются словами-предложениями: Ах!; Ох!- Ну и ну! Междометную функ­цию приобретают также восклицательные предложения со специали­зированной лексикой: Батюшки! Черт бы побрал!

Основными частями речи являются имена и глаголы. Они — необходимые компоненты предложения; они образуют два основных разряда лексики, имеют свои словообразовательные средства и сло­вообразовательные модели, морфологические особенности.

Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. По­этому имена делятся на имена существительные и имена прилагательные. Глаголы обозначают действия и состояния; они делятся на спрягаемые глаголы и неспрягае­мые глагольные формы. Собст­венно глаголы обозначают действие, изменяющееся по времени, и выступают в предложении в позиции сказуемого; поэтому глаголы могут изменяться по временам и лицам, образуя личные и времен­ные формы глагола — простые и составные.

Среди неспрягаемых форм глагола прежде всего необходимо на­звать причастия, совмещающие свойства глагола и прилага­тельного, а также инфинитивы, герундии и деепри­частия.

Если Вы читаете эту статью, то, наверняка Вы подбираете материал для научной работы - дипломная работа или диссертация. Специалисты нашего центра авторских работ поможет Вам в написание диплома на заказ . Наши авторы - исполнители высококвалифицированные, взрослые (от 30 лет), ответственные специалисты, преподаватели ВУЗов Москвы и России. Для того, что подробно узнать всю информацию о наших условиях и гарантиях по написанию диплома, диссертаций и всех видах научных работ перейдите в раздел "Условия работы" на нашем сайте или просто позвоните по указанным телефонам. Индивидуальный подход и умеренные цены мы Вам гарантируем. Договор. Офис в Москве.

Грамматики еще в античные времена стремились распределить все слова по определенным классам: первоначально были выделены три части речи: имя, глагол, частицы. Позже в Александрии во II в. до н. э. слова были разделены на восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль (его называли член), местоимение, наречие, предлог и союз; причём уже тогда существовало понятие служебных частей речи, к которым относили союз, предлог и артикль (член). Такое деление слов на части речи просуществовало до конца XIX века. Позднее в нее были внесены некоторые изменения: имена были разделены на существительные, прилагательные и числительные, добавлены частицы и междометия; именно такой классификации придерживаются в школьной грамматике.

Однако чем больше языков вовлекается в круг изучения данной проблемы, тем больше возникает вопросов и дискуссий. Главная тема научных дискуссий – какой категориальный признак, какие критерии должны быть положены в основу классификации. Категориальный признак – это грамматические, лексико-грамматические и семантические признаки, служащие обобщением вещественных значений, подведением их под наиболее общие категории (части речи). Теоретики языкознания при распределении слов по частям речи предлагают основываться на таких критериях, как:

В отдельных случаях учёными привлекается словообразовательный признак: в каждом языке для образования слов разных частей речи используется свой набор словообразовательных элементов. Например, в русском языке для образования существительных со значением орудия или лица, производящего действие, служат суффиксы – тель, – щик и другие: строитель, каменщик; для прилагательных характерен суффикс – н, называющий признак, относящийся к предмету, названному мотивирующим словом: морковный, тепличный и т. п. Суффикс глагола – ничать означает действие, свойственное тому, кто имеет признак, названный мотивирующим прилагательным: жадничать, важничать, вредничать.

Принципы выделения частей речи

1. Лексико-грамматический принцип Категориальные признаки части речи: а) семантический признак; б) синтаксический признак; в) словообразовательный признак; г) морфологический признак
2. Классификационный принцип а) знаменательные слова (слова-названия и местоимения); б) служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли)
3. Историко-типологический принцип Подвижность и различие состава частей речи, их признаков в различных языках

Лексико-грамматический принцип учитывает четыре категориальных признака, причём первые два признака являются наиболее универсальными, так как применимы для большинства языков.

Согласно семантическому признаку, который определяется прежде всего по лексическому значению: существительные имеют значение предметности и отвечают на вопрос кто? что?; глагол означает процесс, действие или состояние, отвечает на вопросы что делать? и т. д.

Синтаксическая функция частей речи в разных языках наиболее общая: существительные преимущественно выполняют функцию подлежащего или дополнения, глаголы – сказуемого, прилагательные – определения или выступают как часть составного сказуемого.

Между тем морфологический признак выступает как дополнительный, так как, например, грамматические категории рода, падежа характерны не для всех языков.

Словообразовательный признак распространяется только на производные слова. К тому же он непригоден для китайско-тибетских и некоторых других языков. Таким образом, категориальные признаки проявляются в разных языках по-разному.




Историко-типологический принцип состоит в признании существования самого деления слов по частям речи и исторической изменчивости в их номенклатуре. Например, такая часть речи, как артикль в романских языках возникла позже из латинского указательного местоимения ille, illa, illud тот, та, то; упомянутый выше, ранее. Однако трудности, испытываемые при распределении слов по частям речи, объясняются разнообразием частей речи и их соотношением в разных языках. Так, во многих языках (индоевропейских, тюркских и др.) выделяются существительные, прилагательные, глагол, наречие, среди которых по формальным признакам противопоставляются имена и глаголы. В китайском языке различаются имя, наречие и предикатив, куда включены глагол и прилагательное, так как последнее без связки может выступать в качестве сказуемого.

Более широкими категориями в лингвистике считаются выделяемые в морфологии классы или разряды слов, так называемые части речи.

Грамматики еще в античные времена стремились распределить все слова по определенным классам: первоначально были выделены три части речи: имя, глагол, частицы. Позже в Александрии во II в. до н. э. слова были разделены на восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль (его называли член), местоимение, наречие, предлог и союз; причём уже тогда существовало понятие служебных частей речи, к которым относили союз, предлог и артикль (член). Такое деление слов на части речи просуществовало до конца XIX века. Позднее в нее были внесены некоторые изменения: имена были разделены на существительные, прилагательные и числительные, добавлены частицы и междометия; именно такой классификации придерживаются в школьной грамматике.

Однако чем больше языков вовлекается в круг изучения данной проблемы, тем больше возникает вопросов и дискуссий. Главная тема научных дискуссий – какой категориальный признак, какие критерии должны быть положены в основу классификации. Категориальный признак – это грамматические, лексико-грамматические и семантические признаки, служащие обобщением вещественных значений, подведением их под наиболее общие категории (части речи). Теоретики языкознания при распределении слов по частям речи предлагают основываться на таких критериях, как:

В отдельных случаях учёными привлекается словообразовательный признак: в каждом языке для образования слов разных частей речи используется свой набор словообразовательных элементов. Например, в русском языке для образования существительных со значением орудия или лица, производящего действие, служат суффиксы – тель, – щик и другие: строитель, каменщик; для прилагательных характерен суффикс – н, называющий признак, относящийся к предмету, названному мотивирующим словом: морковный, тепличный и т. п. Суффикс глагола – ничать означает действие, свойственное тому, кто имеет признак, названный мотивирующим прилагательным: жадничать, важничать, вредничать.

Принципы выделения частей речи

1. Лексико-грамматический принцип Категориальные признаки части речи: а) семантический признак; б) синтаксический признак; в) словообразовательный признак; г) морфологический признак
2. Классификационный принцип а) знаменательные слова (слова-названия и местоимения); б) служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли)
3. Историко-типологический принцип Подвижность и различие состава частей речи, их признаков в различных языках

Лексико-грамматический принцип учитывает четыре категориальных признака, причём первые два признака являются наиболее универсальными, так как применимы для большинства языков.

Согласно семантическому признаку, который определяется прежде всего по лексическому значению: существительные имеют значение предметности и отвечают на вопрос кто? что?; глагол означает процесс, действие или состояние, отвечает на вопросы что делать? и т. д.

Синтаксическая функция частей речи в разных языках наиболее общая: существительные преимущественно выполняют функцию подлежащего или дополнения, глаголы – сказуемого, прилагательные – определения или выступают как часть составного сказуемого.

Между тем морфологический признак выступает как дополнительный, так как, например, грамматические категории рода, падежа характерны не для всех языков.

Словообразовательный признак распространяется только на производные слова. К тому же он непригоден для китайско-тибетских и некоторых других языков. Таким образом, категориальные признаки проявляются в разных языках по-разному.

Историко-типологический принцип состоит в признании существования самого деления слов по частям речи и исторической изменчивости в их номенклатуре. Например, такая часть речи, как артикль в романских языках возникла позже из латинского указательного местоимения ille, illa, illud тот, та, то; упомянутый выше, ранее. Однако трудности, испытываемые при распределении слов по частям речи, объясняются разнообразием частей речи и их соотношением в разных языках. Так, во многих языках (индоевропейских, тюркских и др.) выделяются существительные, прилагательные, глагол, наречие, среди которых по формальным признакам противопоставляются имена и глаголы. В китайском языке различаются имя, наречие и предикатив, куда включены глагол и прилагательное, так как последнее без связки может выступать в качестве сказуемого.

Принципы классификации частей речи – это критерии отбора, на основании которых слова объединяются в классы. В русской грамматике используются категориальный, морфологический, синтаксический критерии. Основные категории языка – предметность, признаковость, процессуальность, количественность. Предметом для морфологии будет то, что отвечает на вопрос что? Признак определяется вопросами какой?, чей?, процесс – вопросом что делать?, количество – вопросом сколько?

Морфологический критерий основной в русском языке. Части речи имеют унифицированную парадигму, т.е. имеют общую морфологических значений. Синтаксический критерий проявляется в том, что часть речи выполняет определенную синтаксическую функцию. Однако полного параллелизма между частью речи и членом предложения нет. Член предложения может быть выражен наиболее типичным морфологическим образом. Тогда его называют морфологизованным. Для существительного типично быть подлежащим и дополнением, менее типично – определением. Нетипично выраженный член предложения называется неморфологизованным.

В принципе рабочее определение части речи можно ограничить тремя первыми признаками. Часть речи – класс слов с общими категориальными и грамматическими значениями, определяющими типичные и нетипичные синтаксические функции данных слов. Дополнительными критериями частеречной принадлежности являются синтагматический (на основе грамматической сочетаемости слов) и словообразовательный (на основе сочетаемости морфем) принципы.

Принципы классификации обусловлены свойствами языка. В английском языке ведущая роль у синтаксического критерия; в китайском – у синтаксического и интонационного.

Не стоит думать, что лишь языки примитивных народов имеют такую фантастическую классификацию. Дирбал не исключение, а как раз наоборот, – правило. Классы имен в дирбале демонстрируют универсальную базу человеческого мышления, которое оперирует в принципе лишь двумя способами категоризации – по сходству предметов или по их смежности (временной или пространственной). Ср. слово вода в предложении Не доклад, а сплошная вода. Носителю дирбала, наверное, показалось бы не менее странным, что речь и вода называются одним именем.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучает морфология?

2. Охарактеризуйте принципы классификации частей речи.

3. Сделайте морфологический разбор каждого слова в данном предложении: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

4. Назовите ведущие принципы классификации частей речи в английском и китайском языках. Объясните, чем обусловлена разница с русским языком.

5. На каком основании В.В. Виноградов выделял в русском языке волюнтативное наклонение?

Лекция № 14. Синтаксис

§ 1. Общее понятие о синтаксическом строе

Общее понятие о синтаксическом строе

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.




Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодноЯ испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; СветаетСвет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Словосочетание

Критерием разграничения словосочетания и сложного слова служит ударение: вялотекущая шизофрения и шизофрения, вяло текущая вначале, начала прогрессировать; англ. black-cock ‘тетерев’ (одно ударение), black cock ‘черный петух’ (два ударения).

Лексики и морфологии недостаточно для создания нормального словосочетания. Лексика не видит аномальности словосочетания * мягкий булочка, а для морфологии приемлемым будет * волевая булочка. В словосочетании слова связываются не только как лексические и морфологические единицы. В словосочетании появляется и синтаксическая особенность. Между словами устанавливаются синтаксические смысловые отношения, определяемые по вопросу и выражаемые определенными синтаксическими конструкциями: футбольный мяч и мяч для футбола – разное строение, обусловленное разными видами синтаксической связи, но одинаковые смысловые отношения.

Словосочетание выполняет номинативную функцию. В расчлененной номинации понятие обычно уточняется (рубашка – белая рубашка), но бывает и наоборот (декабрьзимний месяц).

Одно и то же понятие может передаваться в разных языках по-разному – словом или словосочетанием: венг. panaszkönyv ‘книга жалоб’; англ. railway ‘железная дорога’; англ. motor ship ‘теплоход’; болг. писáлище ‘письменный стол’; кататься на коньках – фр. patiner; кататься на лыжах – нем. schlitschulaufen.

Предложение.

Предложение – коммуникативная единица, грамматически оформленная по законам данного языка и выражающая законченную мысль. Предложение – главная единица языка, т.к. выполняет его основную функцию – коммуникативную. Кроме коммуникативной предложение участвует в мыслеобразовании и номинации.

Под предикативностью понимают отнесенность информации предложения к действительности через специальные языковые средства. Они позволяют представить событие как реальное или нереальное, а реальное событие отнести к одному из временных планов – прошлому, настоящему или будущему. Иначе говоря, средством выражения предикативности являются наклонение и время. Данное понимание предикативности представлено в работах академика В.В. Виноградова (1895-1969).

Более узкая трактовка предикативности видит в ней свойство сказуемого связываться с подлежащим. Предикативность в этой концепции рассматривается как отношение бытийного признака (сказуемого) к грамматически независимому предмету (подлежащему). В этой концепции соотнесенность предложения с действительностью называется модальностью.

Предикация – приписывание предикативного признака субъекту. Предикация всегда совершается определенным образом. Предикат мыслится как реальный, возможный или желательный признак, а если реальный, то в каком-то временном плане. Конкретный способ предикации и есть модальность. Кроме объективного указания на время, высказывание может осложняться субъективным выражением отношения его автора к обозначаемой ситуации. Поэтому следует различать объективную и субъективную модальность.

Объективной модальности не может не быть, т.к. говорящий обязан выразить отношение высказывания к действительности. Субъективная – выражается далеко не всегда. Говорящему по-русски необходимо указать, является событие реальным (изъявительное наклонение), желательным (повелительное) или возможным (сослагательное). Для реального события еще нужно сообщить: было оно в прошлом, есть в настоящем или произойдет в будущем. Точки зрения на событие гораздо разнообразнее трех русских наклонений. В нахских языках[158] 10 наклонений: изъявительное, повелительное, безотлагательно-повелительное, желательное, просительно-желательное, категорически-повелительное, понудительное, сослагательное, потенциальное, неопределенное[159]. То, что по-русски выражается лексически (чтобы сделал! немедленно извинись! пожалуйста, помоги) или инфинитивом (всем оставаться на местах) в дагестанских языках имеет регулярные грамматические показатели.

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к действительности и реализуется посредством модальных слов: наверное (неуверенность), конечно (уверенность), к сожалению, к счастью и т.п.

Помимо предикативности и модальности, грамматической категорией предложения является коммуникативность, под которой понимают информацию о завершении одного речевого акта. Выражается коммуникативность особой интонацией – интонацией конца предложения.

Предложение (языка) – модель построения конкретных речевых актов. Реализованное в речи предложение называется высказыванием (фразой). По модели одного предложения можно построить потенциально бесконечное количество высказываний: Дети идут в школу. Птицы улетают на юг. Студенты опаздывают на занятия и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Опишите в целом предмет изучения синтаксиса.

2.Какие точки зрения высказываются по поводу словосочетания?

Читайте также: